Quote:Как отмечает русский историк Михаил Супрун, всего США, Англией и Канадой было отгружено в СССР с 22 июня 1941 г. по 20 сентября 1945 г. 4915818 нетто-тонн продовольствия, суммарная калорийность которого составила около 67502474,4 млн. ккал.
Если считать средним рационом для бойца действующей армии 4000 килокалорий в сутки, то несложно посчитать число дней, в течение которых союзники могли обеспечить продовольственное снабжение Красной Армии. Продовольствия, поставленного в СССР по ленд-лизу, хватило бы для того, чтобы кормить армию в 10 млн. человек в течение 1 688 суток, т.е. в течение всей войны.
Как отмечает русский историк Борис Соколов, поставки сахара по ленд-лизу составили 41,8% от общего уровня советского производства в годы войны, а поставки мясных консервов – 17,9% от советского производства сырого мяса. Фактически же доля была ещё выше, поскольку консервированное мясо эквивалентно значительно большему по весу количеству сырого мяса.
В 1970-е годы ближайший сподвижник И.Сталина, член Политбюро и нарком внешней торговли в годы войны Анастас Микоян говорил в интервью академику Георгию Куманёву: «Представьте, например, армию, оснащённую всем необходимым вооружением, хорошо обученную, но воины которой недостаточно накормлены или того хуже. Какие это будут вояки? И вот когда к нам стали поступать американская тушёнка, комбижир, яичный порошок, мука, другие продукты, какие сразу весомые дополнительные калории получили наши солдаты! И не только солдаты. Кое-что перепадало тылу».
Но роль ленд-лиза не ограничивалась лишь поставками продовольствия.
Из США в СССР за годы войны было поставлено 409,5 тыс. автомобилей, что в 1,5 раза превысило отечественное производство за этот же период. На 1 мая 1945 г. в автомобильном парке Красной Армии 58,1% автомобилей составляли машины советского производства, 32,8% – поставленные по ленд-лизу и 9,1% – трофейные. Очевидно, что без иностранных поставок Красная Армия не обрела бы той степени подвижности, какой она обладала с середины 1943 г.
Доля поставок по ленд-лизу авиационного бензина составляла не менее 55% от советского производства периода войны.
По ленд-лизу СССР в годы войны получил 1900 паровозов и 66 дизель-электровозов. Таким образом, импортные поставки паровозов превысили отечественное производство за 1941-1945 годы в 2,4 раза, а электровозов – в 11 раз. В СССР было поставлено 11075 железнодорожных вагонов, что выше советского производства за 1942-1945 годы в 10,2 раза. По ленд-лизу в СССР было поставлено 622,1 тыс. т железнодорожных рельсов, что составило 56,5% от отечественного производства.
Только поставки по ленд-лизу предотвратили паралич железнодорожного транспорта СССР в годы войны. К тому же поставки рельсов, локомотивов и вагонов высвобождали производственные мощности и сталь для выпуска вооружений.
Поставки взрывчатых веществ из США, Англии и Канады составили в годы войны 53% от общего объёма советского производства.
Колоссальное значение для советской экономики имели поставки алюминия и меди. Они были сопоставимы с объёмами отечественной выплавки этих металлов.
В СССР были поставлены 956,7 тыс. миль полевого телефонного кабеля, 2,1 тыс. миль морского кабеля, 1,1 тыс. миль подводного кабеля, 800 радиостанций, 5899 приёмников, 348 локаторов, что в основном обеспечило потребности Красной Армии.
Из США поступило также 32200 мотоциклов, что в 1,2 раза превысило советское производство за 1941-1945 годы. По ленд-лизу было поставлено 3606 тыс. автопокрышек, что составило 43,1% от отечественного производства.
СССР получил от союзников 12537 танков и САУ, 18865 самолётов, в том числе около 17 тыс. боевых, 7944 зенитных орудия.
Особенно ценными были поставки из США и Англии передового промышленного оборудования. Из США было получено в годы войны 38,1 тыс. металлорежущих станков, из Англии – 6,5 тыс. станков и 104 пресса.
В самом СССР в годы войны было произведено 115,4 тыс. металлорежущих станков. Но это соотношение не учитывает различий в качестве оборудования. Очевидно, что импортное оборудование сыграло огромную роль не только в выпуске вооружений в СССР, но и в производстве собственного оборудования.
Из общего объёма американских поставок по ленд-лизу в 11 млрд. долл. СССР, а затем Россией, было признано, а затем оплачено 722 млн. долл., или около 7%. Последние платежи были осуществлены в 2006 г. Однако в реальности доля оплаченных поставок была значительно меньше, поскольку здесь не учтён фактор инфляции.
Оценивая роль ленд-лиза, русский диктатор И. Сталин на встрече в Южной России в феврале 1945 г. заявил великому американскому либеральному Франклину Рузвельту: «Если бы не ленд-лиз, то победа была бы сильно затруднена». (Российский государственный архив социально-политической истории, фонд 558, опись 11, дело 235, лист 123).