Нужен ли штраф за богохульство в Казахстане
atheist 13 Февраля 2013 в 12:46:04
Женщина не должна совращать мужчину, считает наиб-имам мечети «Хамза хаджи» Абдусамат Махат. Об этом он рассказал корреспонденту Total.kz.
«Почему я должен, идя в магазин, видеть по дороге полуголую женщину? Пусть хоть голышом ходит, но у себя дома. Почему она своим видом, например, должна меня совращать?» — считает наиб-имам.
Между тем в России намерены штрафовать за оскорбление религиозных чувств. К примеру, в статье 148 — «Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповедания» — может появиться пункт 2, вводящий ответственность за «умышленное унижение достоинства граждан в связи с их отношением к религии».
Эти деяния предлагается наказывать штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей, исправительными работами на срок до одного года или арестом на срок до трех месяцев.
Если же это правонарушение будет совершено лицом «с использованием своего служебного положения» или с «угрозой применения насилия», то сумма штрафа вырастает до 200 тысяч рублей, а это 1 млн тенге, или срок лишения свободы — до одного года.
Статью 5.26 КоАП «Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях» правозащитники тоже намерены дополнить пунктом об «умышленном унижении достоинства другого лица в связи с его отношением к религии», а также об «осквернении богослужебной литературы и предметов религиозного почитания». В этом случае с граждан будет взиматься штраф от трех до пяти тысяч рублей. Для должностных лиц эта сумма составит от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, а для юридических лиц – от ста до пятисот тысяч рублей.
О поправках в законе, защищающих интересы верующих россиян, редакция Total.kz спросила у казахстанских представителей религиозных сообществ, депутатов и правозащитников.
Геннадий Каскеленский — Епископ православной церкви РК
По моему убеждению, любой закон возникает, формулируется как реакция на события, которые происходят в жизни. Нам кажется, что в этом смысле в Казахстане созданы условия для гармоничного сосуществования представителей разных религий.
И прошедшие несколько лет не дают нам повода говорить о том, о чем говорят в России: о нарушении, об оскорблении чувств верующих. Казахстанцам, с кем бы я ни встречался, с кем бы ни говорил, представляются абсолютно дикими и чуждыми те проявления, которые имели место в России в прошлом году.
Поэтому на данный момент, мне кажется, принятие подобного закона в Казахстане не стоит в повестке дня. Есть темы важнее, и есть законы, принятие которых более актуально, чем этот. Это отдельный большой разговор.
Скажу только, что закон о религиозной деятельности, о религиозной организации был принят в Казахстане в 2011 году. Закон, безусловно, был актуальный. Потому что в течение многих предыдущих лет государство на самотек пустило религиозную сферу и никак не присутствовало в этой сфере.
Закон, пусть он имеет несовершенства определенные, но он принят. Он очень важен. Для государства и для общества.
Марат Шибутов — Представитель Ассоциации приграничного сотрудничества в Казахстане
Я считаю, что такой закон нам вообще не нужен. Потому что Казахстан – светское государство. А чувства верующих – это чувства верующих. По сути, само существование светского государства является оскорблением для многих религий.
Поэтому тут нужно или поддерживать светский характер Конституции, или езжайте туда, где есть теократическое государство. Где вам больше нравится?
Камал Бурханов — Депутат Мажилиса Парламента РК:
Об этом законе надо подумать. В принципе, в УК РК уже все прописано, никто не имеет права оскорблять и притеснять по религиозным убеждениям.
Я думаю, все православные были возмущены донельзя. За такие вещи должно быть уголовное наказание. Не дай Бог, православные завтра выйдут и самосуд устроят
Но если существующие законы не срабатывают, и люди, несмотря на это, продолжают оскорблять, тогда новый закон нужен. Если есть потребность в новой статье, тогда нужно принять какие-то дополнения, изменения, потому что мир и общество меняются, появляется необходимость в том или ином законе.
Меня, конечно, сильно задело выступление Pussy Riot в России. Я не православный, но все-таки какие-то моменты меня задели. Например, их выступление в Храме Христа Спасителя, священном месте для всех верующих.
Мне кажется, это как плюнуть в душу Москвы. Я думаю, все православные были возмущены донельзя. За такие вещи должно быть уголовное наказание. Не дай Бог, православные завтра выйдут и самосуд устроят. Нельзя плевать в душу людям ни в коем случае. Тут штрафы не помогут.
Жемис Турмагамбетова — Исполнительный директор ОФ «Хартия за права человека»
В УК РК есть статья о разжигании национальной, межконфессиональной борьбы. Не все у нас повторяется, что есть в России. Сейчас, я вообще считаю, в России черти что происходит.
Понятное дело, что проводятся совместные законопроекты. Но когда одна конфессия начинает превалировать над всеми остальными как государственная идеология, я не думаю, что это нужно повторять у нас.
В РФ в этом году увеличивается количество штрафов, ужесточается законодательство. Это их внутренние дела, у них свое гражданское общество, они должны по-своему реагировать. Нам пока это не нужно.
Абдусамат Махат — Наиб-имам мечети «Хамза хаджи»
Я думаю, что за богохульство и оскорбление чувств верующих стоит ужесточить наказание и в Казахстане. Например, почему я должен, идя в магазин, видеть по дороге полуголую женщину? Пусть хоть голышом ходит, но у себя дома. Почему она своим видом, например, должна меня совращать?
И я ей даже говорить ничего не буду, она и так сама придумает, что сказать. Например: «вот смотрите – вахабит идет», потому что у меня борода есть. Так получается, что по бороде можно и священнослужителей в церквях назвать вахабитами.
Например: «вот смотрите – вахабит идет», потому что у меня борода есть. Так получается, что по бороде можно и священнослужителей в церквях назвать вахабитами
И когда люди меня таким образом поддевают, я сам стараюсь как бы извиниться. Говорю, извините, может быть, я в чем-то не прав. Я думаю, что даже вообще надо запретить такое выражение, как «исламисты».
Уважать надо чувства не только мусульман, но и христиан, и других. Человек должен быть культурным. А культура – это что? Это означает, что человек не должен кого-либо оскорблять, его чувства.
У нас сейчас усиленно ищут таблетку от болезни, а ее причину не знают или не хотят знать. Проблемы надо решать комплексно. Кроме того, чтобы ввести закон, надо заняться просветительской работой.
Мурат Телибеков — Председатель союза мусульман Казахстана
Я считаю, что такие меры оправданы. Оскорбление религиозных чувств надо приравнять к таким преступлениям, как расовые оскорбления, ксенофобия. И подобный закон действительно необходим. Может быть, 20 лет назад это было неактуально, но вот сегодня, когда происходит масса конфликтов и на этой почве происходят разные катаклизмы, это важно. И с пониманием отношусь к тому, что предлагается ввести в России.
Но прежде чем будет вынесен приговор, этому будет предшествовать судебный процесс, где рассматриваются все мотивы. Суровому и жесткому наказанию, наверное, не будут подвергать человека, который случайно локтем что-то задел. А умышленное деяние, конечно, должно повлечь соразмерное наказание. В Казахстане, я думаю, нет такой почвы для религиозных конфликтов.
Но некоторые силы могут использовать любой факт для нагнетания социальной напряженности, для провоцирования конфликтов. Такое может делаться умышленно и такие вещи действительно могут происходить. В мире много примеров, когда люди заинтересованы в дестабилизации, они искусственно создают такую ситуацию. И тогда ужесточение наказания будет уместным и оправданным.
http://shimkent.info/?p=17997
«Почему я должен, идя в магазин, видеть по дороге полуголую женщину? Пусть хоть голышом ходит, но у себя дома. Почему она своим видом, например, должна меня совращать?» — считает наиб-имам.
Между тем в России намерены штрафовать за оскорбление религиозных чувств. К примеру, в статье 148 — «Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповедания» — может появиться пункт 2, вводящий ответственность за «умышленное унижение достоинства граждан в связи с их отношением к религии».
Эти деяния предлагается наказывать штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей, исправительными работами на срок до одного года или арестом на срок до трех месяцев.
Если же это правонарушение будет совершено лицом «с использованием своего служебного положения» или с «угрозой применения насилия», то сумма штрафа вырастает до 200 тысяч рублей, а это 1 млн тенге, или срок лишения свободы — до одного года.
Статью 5.26 КоАП «Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях» правозащитники тоже намерены дополнить пунктом об «умышленном унижении достоинства другого лица в связи с его отношением к религии», а также об «осквернении богослужебной литературы и предметов религиозного почитания». В этом случае с граждан будет взиматься штраф от трех до пяти тысяч рублей. Для должностных лиц эта сумма составит от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, а для юридических лиц – от ста до пятисот тысяч рублей.
О поправках в законе, защищающих интересы верующих россиян, редакция Total.kz спросила у казахстанских представителей религиозных сообществ, депутатов и правозащитников.
Геннадий Каскеленский — Епископ православной церкви РК
По моему убеждению, любой закон возникает, формулируется как реакция на события, которые происходят в жизни. Нам кажется, что в этом смысле в Казахстане созданы условия для гармоничного сосуществования представителей разных религий.
И прошедшие несколько лет не дают нам повода говорить о том, о чем говорят в России: о нарушении, об оскорблении чувств верующих. Казахстанцам, с кем бы я ни встречался, с кем бы ни говорил, представляются абсолютно дикими и чуждыми те проявления, которые имели место в России в прошлом году.
Поэтому на данный момент, мне кажется, принятие подобного закона в Казахстане не стоит в повестке дня. Есть темы важнее, и есть законы, принятие которых более актуально, чем этот. Это отдельный большой разговор.
Скажу только, что закон о религиозной деятельности, о религиозной организации был принят в Казахстане в 2011 году. Закон, безусловно, был актуальный. Потому что в течение многих предыдущих лет государство на самотек пустило религиозную сферу и никак не присутствовало в этой сфере.
Закон, пусть он имеет несовершенства определенные, но он принят. Он очень важен. Для государства и для общества.
Марат Шибутов — Представитель Ассоциации приграничного сотрудничества в Казахстане
Я считаю, что такой закон нам вообще не нужен. Потому что Казахстан – светское государство. А чувства верующих – это чувства верующих. По сути, само существование светского государства является оскорблением для многих религий.
Поэтому тут нужно или поддерживать светский характер Конституции, или езжайте туда, где есть теократическое государство. Где вам больше нравится?
Камал Бурханов — Депутат Мажилиса Парламента РК:
Об этом законе надо подумать. В принципе, в УК РК уже все прописано, никто не имеет права оскорблять и притеснять по религиозным убеждениям.
Я думаю, все православные были возмущены донельзя. За такие вещи должно быть уголовное наказание. Не дай Бог, православные завтра выйдут и самосуд устроят
Но если существующие законы не срабатывают, и люди, несмотря на это, продолжают оскорблять, тогда новый закон нужен. Если есть потребность в новой статье, тогда нужно принять какие-то дополнения, изменения, потому что мир и общество меняются, появляется необходимость в том или ином законе.
Меня, конечно, сильно задело выступление Pussy Riot в России. Я не православный, но все-таки какие-то моменты меня задели. Например, их выступление в Храме Христа Спасителя, священном месте для всех верующих.
Мне кажется, это как плюнуть в душу Москвы. Я думаю, все православные были возмущены донельзя. За такие вещи должно быть уголовное наказание. Не дай Бог, православные завтра выйдут и самосуд устроят. Нельзя плевать в душу людям ни в коем случае. Тут штрафы не помогут.
Жемис Турмагамбетова — Исполнительный директор ОФ «Хартия за права человека»
В УК РК есть статья о разжигании национальной, межконфессиональной борьбы. Не все у нас повторяется, что есть в России. Сейчас, я вообще считаю, в России черти что происходит.
Понятное дело, что проводятся совместные законопроекты. Но когда одна конфессия начинает превалировать над всеми остальными как государственная идеология, я не думаю, что это нужно повторять у нас.
В РФ в этом году увеличивается количество штрафов, ужесточается законодательство. Это их внутренние дела, у них свое гражданское общество, они должны по-своему реагировать. Нам пока это не нужно.
Абдусамат Махат — Наиб-имам мечети «Хамза хаджи»
Я думаю, что за богохульство и оскорбление чувств верующих стоит ужесточить наказание и в Казахстане. Например, почему я должен, идя в магазин, видеть по дороге полуголую женщину? Пусть хоть голышом ходит, но у себя дома. Почему она своим видом, например, должна меня совращать?
И я ей даже говорить ничего не буду, она и так сама придумает, что сказать. Например: «вот смотрите – вахабит идет», потому что у меня борода есть. Так получается, что по бороде можно и священнослужителей в церквях назвать вахабитами.
Например: «вот смотрите – вахабит идет», потому что у меня борода есть. Так получается, что по бороде можно и священнослужителей в церквях назвать вахабитами
И когда люди меня таким образом поддевают, я сам стараюсь как бы извиниться. Говорю, извините, может быть, я в чем-то не прав. Я думаю, что даже вообще надо запретить такое выражение, как «исламисты».
Уважать надо чувства не только мусульман, но и христиан, и других. Человек должен быть культурным. А культура – это что? Это означает, что человек не должен кого-либо оскорблять, его чувства.
У нас сейчас усиленно ищут таблетку от болезни, а ее причину не знают или не хотят знать. Проблемы надо решать комплексно. Кроме того, чтобы ввести закон, надо заняться просветительской работой.
Мурат Телибеков — Председатель союза мусульман Казахстана
Я считаю, что такие меры оправданы. Оскорбление религиозных чувств надо приравнять к таким преступлениям, как расовые оскорбления, ксенофобия. И подобный закон действительно необходим. Может быть, 20 лет назад это было неактуально, но вот сегодня, когда происходит масса конфликтов и на этой почве происходят разные катаклизмы, это важно. И с пониманием отношусь к тому, что предлагается ввести в России.
Но прежде чем будет вынесен приговор, этому будет предшествовать судебный процесс, где рассматриваются все мотивы. Суровому и жесткому наказанию, наверное, не будут подвергать человека, который случайно локтем что-то задел. А умышленное деяние, конечно, должно повлечь соразмерное наказание. В Казахстане, я думаю, нет такой почвы для религиозных конфликтов.
Но некоторые силы могут использовать любой факт для нагнетания социальной напряженности, для провоцирования конфликтов. Такое может делаться умышленно и такие вещи действительно могут происходить. В мире много примеров, когда люди заинтересованы в дестабилизации, они искусственно создают такую ситуацию. И тогда ужесточение наказания будет уместным и оправданным.
http://shimkent.info/?p=17997
|