Очередной скандал из-за казахского языка произошел в авиакомпании

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
ix 14 Ноября 2013 в 10:08:40
В центре скандала оказался один из солистов группы «МузАрт».

Очередной скандал из-за казахского языка произошел в компании «Эйр Астана». Об этом в своем Twitter-аккаунте написала помощница одного из солистов казахстанской группы «МузАрт» Сакена Майгазиева — Гульнур Абидильдакызы.

Свое письмо девушка адресовала самой компании «Эйр Астана». Она отметила, что один из сотрудников их организации Равиль Махмудов во время таможенного досмотра отказался говорить с певцом на государственном языке. Более того, помощница артиста уточнила: был не просто отказ в силу каких-то причин, молодой человек ответил в грубой форме.

О неприятном разговоре Сакен Майгазиев рассказал журналистам газеты «Дала мен Кала».

«Честно говоря, я очень зол. Сколько можно терпеть подобное отношение? Ведь стоит обратиться с просьбой ответить мне на казахском языке, тут же нарываешься на агрессию», — рассказал Сакен.

«Он задал мне несколько вопросов на русском языке. Я спросил молодого человека: я что, похож на русского? Он тут же начал задираться, заявив: а че вы специально нарываетесь? Я сказал: нет, просто хочу, чтобы вы говорили со мной на государственном языке. На что получил уже более резкий ответ: Почему я должен? Я сам решаю, на каком языке буду разговаривать», — добавил певец.

Казахстанский исполнитель также возмущен тем, что один из начальников, услышавший о произошедшем конфликте, объяснил эту ситуацию следующим образом. Мол, сотрудника зовут Равиль Махмудов, он не казах.

«Я бы все понял, если бы нашей независимости было всего два года, но нам уже 22 года. Я же не прошу его рассказать мне историю Казахстана или прочитать стихи на казахском языке. Всего пару предложений: “Сәлеметсіз бе! Белдігіңізді, сағатыңызды шешіңіз. Өте беріңіз”, — отметил Майгазиев.

Пока не было ответной реакции от авиакомпании, но Сакен Майгазиев и его помощница надеются, что какая-либо реакция все же последует.
Комментарии, по рейтингу, по дате
  Asston 14.11.2013 в 15:12:21   # 308763
[kz] shy_ric 14.11.2013 в 15:02:01 #308757

для шарика. ну и... чтобы сравнивать у тя должны быть равные условия. автономная республика Татарстан субъект РФ, теперь республика Казхстан суверенное независимое государство. разница е, Татарстан это не сувернное государство, это субъект федерации. ну и темный ты.
  звукач 14.11.2013 в 15:21:56   # 308770
что певец что сотрудник компании повели себя весьма некорректно.... один зазвездился хотя русский знает хорошо... а второй как же нах его приняли на работу без знания гос языка? честно говоря давно забил на все это -языки. национальности.цвет кожи .разрез глаз.... да бля посмотрите какая нах разница ... оставайтесь людьми и будет вам счастье - и поменьше снобизма и громких но никому не нужных слов... жизнь и так коротка что бы тратить время на глупые распри и споры....
  Орыс 14.11.2013 в 15:44:20   # 308783
Бля Атеист
из за твоих Комментов неизбежна вторая волна Миграции русских
  ix 14.11.2013 в 18:23:22   # 308821
Вообще интересно получается, что в последнее время вопрос о казахском языке поднимается некоторыми персонами исключительно при перелете авиарейсами. Моду что ли задали?
А этот музыкант повел себя далеко не как человек творчества и культуры.
Как там в классике советского кино - "Запомни студент, сейчас к людям надо помягше, а на вопросы смотреть ширше".
  atheist 14.11.2013 в 18:44:55   # 308827
Орыс 14.11.2013 в 15:44:20 #308783
+1
  Nightwalker 14.11.2013 в 19:58:58   # 308833
Кукуфс, первый камент просто убил наповал))) аплодирую стоя ))))
  Dior 14.11.2013 в 20:19:54   # 308844
Достали уже эти националисты. Ведь все прекрасно на русском понимает, нет же ему сука надо проявить нацкорни. Вот только из за таких принципиально не хочется казахский язык учить
  Dior 14.11.2013 в 20:31:32   # 308851
Согласно части 2 статьи 7 Конституции Республики Казахстан от 1995 года, «в государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским языком официально употребляется русский язык».
Эту норму в 1997 году разъяснило постановление Конституционного Совета: «(..) . Данная конституционная норма понимается однозначно, что в государственных организациях и органах местного самоуправления казахский и русский языки употребляются в равной степени, одинаково, независимо от каких-либо обстоятельств».
Также это постановление установило, что «установление самого перечня профессий, специальностей, а также должностей, для которых необходимо знание государственного языка в определенном объеме и в соответствии с квалификационными требованиями, не противоречит Конституции»»[1]
Русский язык является родным языком для русского населения Казахстана (около 30% населения), а также для большинства европейских народов Казахстана. Традиционно выступает как второй язык или же (в зависимости от уровня образования и места жительства) первый иностранный язык для всего нерусского населения республики, в первую очередь казахов.
11 июля 1997 года принят Закон Республики Казахстан от 11 июля 1997 года N 151-1 «О языках в Республике Казахстан» который гласит
Долгом каждого гражданина Республики Казахстан является овладение государственным языком,
являющимся важнейшим фактором консолидации народа Казахстана.
В 2001 г. утверждена «Государственная программа функционирования и развития языков на 2001—2010 годы», пункт 5.1.1. которой предусматривает, что «Государственным органам необходимо провести работу по поэтапному переходу до 2010 года делопроизводства, ведения учетно-статистической, финансовой и технической документации на государственный язык и при соблюдении положений пункта 2 статьи 7 Конституции осуществить его».
К 2006 году, по данным, озвученным при проведении круглого стола «Будущее Казахстана и государственный язык», в пяти областях (Атырауская, Жамбылская, Кызылординская, Мангистауская, Южно-Казахстанская) делопроизводство было официально переведено на казахский язык. Тем не менее, даже в этих областях казахизация делопроизводства сталкивается с рядом трудностей. Поэтому в Атырауской области только 51 % всего официального документооборота выполнялся на казахском языке, в Джамбульской — 50 %, в Кызылординской — 49 %. На внедрение казахского языка в 2006 году было выделено 500 миллионов тенге из республиканского бюджета.[2]
В 2007 году другим постановлением Конституционного Совета пояснено, что «Основной Закон предусматривает верховенство статуса государственного языка», при этом признается право обращения в государственные органы и на русском языке.[3] В 1997 году принят закон «О языках в Республике Казахстан».
Министр образования и науки РК Ж. Туймебаев в своем интервью 2010 г. на вопрос о переводе делопроизводства на казахский язык с 2010 года ответил, что «Вся официальная документация у нас ведётся на государственном казахском и межнациональном русском языках. Никакого вытеснения не предполагается. Об этом недавно заявил и президент Нурсултан Назарбаев. Он также подтвердил, что русский будет сохранять все функции языка межнационального общения. Я поэтому подчёркиваю: слухи и предположения о каком-то вытеснении русского языка неверны».[4]

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA_%D0%B2_%D0%9A%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%85%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B5
  KOT 14.11.2013 в 20:32:02   # 308853
музыкант однозначно прав, но мог бы воспользоваться своим правом более культурно, не выставляя на показ свои понты. а сотрудник (не понятно, правда, что должен говорить сотрудник авиакомпании во время таможенного досмотра, и что он там вообще делал...) должен был предложить клиенту подождать определённое время, дабы пригласить специалиста со знанием казахского. и никакого шума бы не было.
в свою очередь, хотелось бы припомнить один случай, произошедший с моей супругой во время первой беременности. мы пришли с ней в гин. клинику на осмотр и один из специалистов врачей выписала бумажку с описанием наблюдений на казахском языке. супруга попросила объяснить суть написанного устно на русском, т.к. не владеет национальным. та устроила истерику, подняла шум и кучу понтов: от "вы русские, всё вам вечно не нравится", до "езжай к себе в россию, там тебе напишут по-русски". хотя супруга моя далеко не русская и к россии имеет такое же отношение, как и парагвайцы с кот-дивуарцами. на шум в кабинет вошёл я и уточнил суть паники. затем предложил этому чудо-специалисту, как того требует медицинская наука, написать диагноз на латыни. ну естественно, такого слова в её лексиконе не имелось, и о чём я её попросил она не поняла.
  walker 14.11.2013 в 20:34:41   # 308858
Уважаемый Диор! А вам бы следовало усмирить свой великодержавный шовинизм:-) Понимаю, вы представитель 'правильной' расы, но уважение к коренному населению только украсит ваш облико морале
  KOT 14.11.2013 в 20:42:33   # 308861
шалкер, зачёт! =)
  eremad 14.11.2013 в 21:03:51   # 308875
Очередной нацмен! Незнающий попросту истории ... заебало это напрочь!!!
  Dior 14.11.2013 в 21:08:45   # 308878
Quote:
walker 14.11.2013 в 20:34:41 #308858

полностью согласен и принимаю критику. Я ооочень уважаю восточные культуру, особенно восточное гостеприимство. К примеру мой друг (украинец с Киева) женился на Киргизке, в виду того, что культурой не испорчена. И я ужасно не перевариваю националистов. Все мои друзья со мной на русском говорят и если ктото говорит на казахском, то они солидарно говорят на русском и ли же переводят мне сказанное. Очень много русскоязычного населения с севера нашей страны удивляются тому, что я понимаю казахский язык (не говорю в целом на равных на казахском), но понимаю, что мне говорят. Так вот приятно осознавать, что ты знаешь несколько языков. Но не тем, что кто то сказал, что надо выучить и все повально будут учить. Я лично из принципа этого не буду делать. А вот когда же не напрягают, вежливо, с уважением, то почему бы нет??? Значит со мной считаются, меня уважают и как я могу ответить не тем же??? Я отвечу только взаимностью.
  Kar7 14.11.2013 в 21:19:45   # 308882
первая реакция человека часто гневная и импульсивная, имеет смысл "покиткатить" пару минут, покурить, потом многое становится проще, в общем conflict management всем бы не помешал
  Dior 14.11.2013 в 21:42:22   # 308893
Quote:
robinson 14.11.2013 в 14:54:46 #308755

Ну тогда все нормально. Певец на казахском говорил, а сотрудник авиакомпании на русском отвечал. КАЖДЫЙ ВЫБРАЛ ТОТ ЯЗЫК НА КОТОРЫМ ХОЧЕТ ОБЩАТЬСЯ (ссылаясь на твой коммен). Ан нет же, певцу захотелось, чтобы было как он хочет.
  Hostel 14.11.2013 в 21:46:39   # 308898
Dior 14.11.2013 в 21:08:45 #308878
С вами уже 22 года считаются!!! И еще столько же считаться будут! А вы все срете и срете!!!
  125Юра 14.11.2013 в 21:53:37   # 308900
Quote:
С вами уже 22 года считаются!!!

а то что???? надо было бы-выучили. а так сами же казахи на русском и говорят с русскими. почему???? потому как потребность такая есть. специалисты там телевидение интернет техника технологии вот это все. а сами какую потребность создали учить казахский язык?? двойки в школе и таблички в акимате и больнице на казахском??? так никого не заинтересуешь учить язык. как раз обратного результата и добились
  Dior 14.11.2013 в 21:55:37   # 308902
Quote:
Hostel 14.11.2013 в 21:46:39 #308898

Вы так сказали, как будто нас УЖЕ аж 22 года терпят И кто срет то? Не забывайте историю, кто дал возможность 22 лет независимости??? Поэтому проявляйте уважение в том, что русский язык является межнациональным в этой стране (по общению).
Представьте такую картину.
Этот певец приехав куда то в Англию, Францию, Германию не зная английский заблудился..... Пытается спросить дорогу у местных жителей до своей гостиницы, вставляя мало мальски известные ему английские словечки он будет их связывать не с казахскими словами, а с русскими!!! Потому, что есть надежда, что русские слова еще поймут (хотя не факт), а вот казахский точно не поймут. Это я к тому, что русский язык имеет свое место в мире, а уж в Казахстане тем более должен иметь место.
  walker 14.11.2013 в 21:55:46   # 308904
Ну вот и хорошо Диор. Я тоже такого мнения. В личном общении приоритеты не нация и раса, а общечеловеческие ценности. А когда чел кичится своей расовостью-признак узколобости. Ведь не ваше личное достижение, что Александр Невский сломал шведов, Петр 1 прорубил окно в Европу, императрица расселила казаков на приграничных территориях и в Сибири. И совершенно вы ни причем в том, что Путин 'поднимает Россию с колен' и нагинает 'педерастическую Европу и Пендосию'
Быть просто гражданином-это так сложно?
  125Юра 14.11.2013 в 21:58:06   # 308905
Quote:
что Путин 'поднимает Россию с колен' и нагинает 'педерастическую Европу и Пендосию'

  Dior 14.11.2013 в 22:06:37   # 308906
Quote:
walker 14.11.2013 в 21:55:46 #308904

Так никто не отрицает этого уважаемый. Я гражданин своей страны и пока ко мне тут уважительно относятся я буду им оставаться.

Quote:
В личном общении приоритеты не нация и раса, а общечеловеческие ценности.

И что касается ценностей, то пусть бы музыкант проявлял их ну никак уж не в аэропорту, а где нибудь на культурном заседании.
  Kar7 14.11.2013 в 22:09:43   # 308909
мда, завтра пятница, давайте хоть символически поднимем за взаимопонимание, предложение касается только адекватов, неадекваты пошли нах
  Salamon 14.11.2013 в 22:10:39   # 308910
Өзге тілдің бәрін біл өз тіліңді құрметте деген Қазақша үйреніңдір
  Kar7 14.11.2013 в 22:17:50   # 308914
Salamon
Әрине
  walker 14.11.2013 в 22:21:15   # 308916
Уважаемый Диор. Я имею в виду ваш пост недельной давности про Казакскую ССР с, мягко говоря, неоднозначной оценкой истории . Любезный админ сайта отключил возможность дискуссии, мол, глотайте господа аборигены, давитесь молча.
Если бы у вас было немного прозорливости, такого вброса не было б.
Если у вас есть немного смелости, извинились бы.
Ну да ладно, переживу
  Kar7 14.11.2013 в 22:23:08   # 308917
walker 14.11.2013 в 22:21:15 #308916
и за чурок неплохо было бы извиниться или просто убрать слово чурка из того высказывания
  Dior 14.11.2013 в 22:23:23   # 308918
Всем покаравшим мои комменты посвящается.
Глядя на таких певцов, молодежь казахстана начнет себя вести агрессивно. Ни для кого не секрет, что современная молодежь более подвержена воздействию "религиозных искушений". И основываясь на таких событиях как с музыкантом эта же молодежь начнет себя агрессивно вести в школа и других заведениях дискриминируя русскоязычное население. Будут подвергать гонениям ребят не говорящих на казахском языке, будут проявлять агрессию и применять насилие. И раз уж все такие правильные тут, то должны заботиться о представителях других нац. конфессий. И не допускать межнационального разлада и дискриминации.
С глубоким уважением ко всем.
  Nightwalker 14.11.2013 в 22:32:02   # 308922
kz Dior 14.11.2013 в 22:23:23 #308918
Красава!!! Вот сейчас полностью поддерживаю!!! лично я владею 4-мя языками (не хвалюсь на каждом углу) и мне когда надо я изъясняюсь и на родном казахском и на русском и на узбекском, главное чтоб донести свою мысль а что остальные подумают мне пох! Надо быть солидарными и учтивыми, и так культура у нас скатывается под плинтус (((
  Kar7 14.11.2013 в 22:34:45   # 308926
Dior 14.11.2013 в 22:23:23 #308918
  N@VIGATOR 14.11.2013 в 22:36:05   # 308928
Жігіттер, өз тағдырын осы елмен байланыстырып, Қазақстанды өзінің Отаны деп санайтындар мемлекеттік тілді үйренуде немесе үйренуге ынталы. Ал қысылтаяң заман туған жағдайда, өзінің тарихи отанына тайып тұруға дайын келімсектер мен осы күнге дейін ана тілін үйренуге құнт танытпай жүрген қандастарға ақыл айтып, сөз таластыру менің ойымша уақытты босқа зая кетіру.
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь