Хартия транзитных вольностей
строитель 08 Февраля 2011 в 14:16:51
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в своем обращении к народу выступил с идеей заключить специальную энергетическую хартию с ЕС. Эксперты полагают, что этот документ Астана может использовать для решения проблемы транзита своей нефти в Европу. Раньше подобные идеи обнародовал глава Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов, открыто выступавший за прокладку газопровода Nabucco в обход РФ.
О предложении оформить энергетические отношения с ЕС отдельным документом президент Назарбаев заявил в пятницу, выступая с ежегодным посланием к народу страны. "Мы предлагаем нашим европейским партнерам совместно разработать и принять в многостороннем или двустороннем формате энергетическую хартию "Казахстан—ЕС-2020"",— заявил он. По мнению господина Назарбаева, подписание документа "обеспечит гарантии стабильности поставок энергоресурсов на европейские рынки, поможет развить трубопроводные системы". Более развернуто цель своей инициативы президент Назарбаев не пояснил, а представители администрации президента и правительства в выходные были недоступны для комментариев.
"Поскольку документа еще нет, судить о его содержании сложно. Однако Казахстану от Европы больше всего нужна поддержка в вопросе транзита,— отмечает эксперт RusEnergy Михаил Крутихин.— В рамках этого документа могут обсуждаться особые условия поставок нефти в Европу через Азербайджан в рамках "Южного коридора ЕС"".
Судя по всему, желание властей Казахстана договориться с ЕС напрямую вызвано отсутствием прогресса на переговорах с Россией о транзите нефти на европейские рынки. Дело в том, что сейчас Астана не может заключать контракты с потребителями в ЕС напрямую, а вынуждена продавать энергоносители российским госкомпаниям. По данным "Ъ", в 2009 году власти Казахстана обращались с просьбой к РФ разрешить поставлять хотя бы 10% от объема поставок по прямым контрактам с европейскими компаниями, платя лишь за транзит и таможенные сборы. Однако эта идея была с порога отвергнута Москвой.
Свободный доступ к магистральным трубопроводам Казахстан рассчитывал получить в рамках создаваемого Единого экономического пространства (ЕЭП) с РФ и Белоруссией. "Без решения этого вопроса (о беспрепятственном транзите энергоносителей.— "Ъ") нет смысла вообще создавать ЕЭП",— говорил в интервью "Ъ" премьер Казахстана Карим Масимов в сентябре 2010 года. Однако среди документов о формировании ЕЭП, согласованных в декабре и одобренных главами трех стран, соглашений, регулирующих вопросы транспортировки энергоносителей из стран-участниц в третьи страны, не оказалось. В одобренных "Соглашении о порядке организации общих рынков нефти и нефтепродуктов", а также "Соглашении о правилах доступа к услугам естественных монополий в сфере транспортировки газа" говорится, что вопросы доступа к трубам при экспорте энергоносителей за пределы ЕЭП эти документы не регулируют.
Примечательно, что раньше из всех центральноазиатских лидеров с предложениями заключить особый договор о транспортировке энергоносителей из региона выступал лишь президент Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов. Переговоры на эту тему велись с ЕС (см. "Ъ" от 5 августа 2010 года), а в конце прошлого года Ашхабад поднял эту тему и в ООН. Власти Туркмении не скрывают, что не особенно довольны политикой Москвы, охраняющей интересы своих компаний и ограничивающей транзит нефти и газа из Центральной Азии через свою территорию, а потому все чаще говорят о желании участвовать в проекте Nabucco. Не исключено, что теперь подобную позицию открыто займет и Нурсултан Назарбаев.
О предложении оформить энергетические отношения с ЕС отдельным документом президент Назарбаев заявил в пятницу, выступая с ежегодным посланием к народу страны. "Мы предлагаем нашим европейским партнерам совместно разработать и принять в многостороннем или двустороннем формате энергетическую хартию "Казахстан—ЕС-2020"",— заявил он. По мнению господина Назарбаева, подписание документа "обеспечит гарантии стабильности поставок энергоресурсов на европейские рынки, поможет развить трубопроводные системы". Более развернуто цель своей инициативы президент Назарбаев не пояснил, а представители администрации президента и правительства в выходные были недоступны для комментариев.
"Поскольку документа еще нет, судить о его содержании сложно. Однако Казахстану от Европы больше всего нужна поддержка в вопросе транзита,— отмечает эксперт RusEnergy Михаил Крутихин.— В рамках этого документа могут обсуждаться особые условия поставок нефти в Европу через Азербайджан в рамках "Южного коридора ЕС"".
Судя по всему, желание властей Казахстана договориться с ЕС напрямую вызвано отсутствием прогресса на переговорах с Россией о транзите нефти на европейские рынки. Дело в том, что сейчас Астана не может заключать контракты с потребителями в ЕС напрямую, а вынуждена продавать энергоносители российским госкомпаниям. По данным "Ъ", в 2009 году власти Казахстана обращались с просьбой к РФ разрешить поставлять хотя бы 10% от объема поставок по прямым контрактам с европейскими компаниями, платя лишь за транзит и таможенные сборы. Однако эта идея была с порога отвергнута Москвой.
Свободный доступ к магистральным трубопроводам Казахстан рассчитывал получить в рамках создаваемого Единого экономического пространства (ЕЭП) с РФ и Белоруссией. "Без решения этого вопроса (о беспрепятственном транзите энергоносителей.— "Ъ") нет смысла вообще создавать ЕЭП",— говорил в интервью "Ъ" премьер Казахстана Карим Масимов в сентябре 2010 года. Однако среди документов о формировании ЕЭП, согласованных в декабре и одобренных главами трех стран, соглашений, регулирующих вопросы транспортировки энергоносителей из стран-участниц в третьи страны, не оказалось. В одобренных "Соглашении о порядке организации общих рынков нефти и нефтепродуктов", а также "Соглашении о правилах доступа к услугам естественных монополий в сфере транспортировки газа" говорится, что вопросы доступа к трубам при экспорте энергоносителей за пределы ЕЭП эти документы не регулируют.
Примечательно, что раньше из всех центральноазиатских лидеров с предложениями заключить особый договор о транспортировке энергоносителей из региона выступал лишь президент Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов. Переговоры на эту тему велись с ЕС (см. "Ъ" от 5 августа 2010 года), а в конце прошлого года Ашхабад поднял эту тему и в ООН. Власти Туркмении не скрывают, что не особенно довольны политикой Москвы, охраняющей интересы своих компаний и ограничивающей транзит нефти и газа из Центральной Азии через свою территорию, а потому все чаще говорят о желании участвовать в проекте Nabucco. Не исключено, что теперь подобную позицию открыто займет и Нурсултан Назарбаев.
|