Дайте оценку!
GoodZone 30 Мая 2018 в 14:23:42
Как внедрение новой системы оценивания отдельных учащихся, на которую уже в следующем учебном году перейдут практически все школьники Казахстана, повлияло на успеваемость детей?
В только что закончившемся учебном году по “обновленке” учились 1, 2, 5 и 7-е классы. В следующем году останется всего три параллели, в которых будут применяться старая программа и привычная еще с советских времен пятибалльная система оценок, - 4, 9 и 11-е классы. Все остальные (ученики 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8, 10-х классов) будут получать не четыре или три, а писать СОРы (суммативное оценивание знаний за раздел) и СОЧи (суммативное оценивание знаний за четверть).
Я одна из тех мам, которые уже в этом году были вынуждены разбираться и в новых подходах к обучению, и в критериальной системе оценивания: моя старшая дочь только что окончила 7-й класс и перешла в 8-й. Было непросто, честно скажу. И больше всего вопросов и у меня, и у многих родителей, с которыми я общалась, было к оцениваю знаний школьников.
Все жаловались, что их дети стали учиться хуже. Я же пыталась смотреть на все нововведения объективно: дескать, еще не привыкли, не поняли до конца, что такое СОР и СОЧ (ведь текущие оценки ставить перестали), а при новой системе знания оцениваются более объективно, потому и четвертные отметки ниже... Причем, по моим наблюдениям, больше всего проблем возникло как раз у семиклассников - они оказались самыми старшими из тех, кто перешел на “обновленку”. Вот я и решила выяснить, сравнивали ли педагоги или профэксперты успеваемость детей, которые учились по старой программе, а теперь перешли на новую.
Еще в феврале составила официальный запрос в Министерство образования и науки в надежде, что мне предоставят данные по итогам первого полугодия, но... Сначала запрос затерялся. Бывает, подумала я, толком не проконтролировала, значит, сама виновата. В начале марта отправила его повторно. Убедилась в том, что мой вопросник там получили. Но все равно ответ пришел только через два месяца - 14 мая! При этом я и звонила, и писала в МОН, все время напоминая о себе. Мне уже предлагали более логичный вариант: мол, давайте мы предоставим данные по итогам всего учебного года, он вот-вот закончится. Но я решила не рисковать - с такими-то темпами...
Вот те самые вопросы и ответы. Их я привожу практически полностью (с незначительными сокращениями, по тексту выделено мной).
1. Как с введением новых критериев оценивания изменилась успеваемость детей, которые еще в прошлом учебном году получали традиционные оценки?
- Для мониторинга внедрения критериального оценивания при обновлении содержания образования в общеобразовательных школах страны АОО “Назарбаев Интеллектуальные школы” осуществило выборочный сбор данных качества знаний учащихся по итогам первой и второй четверти в 251 школе в 14 областях, городах Алматы и Астане. Анализ данных показал отсутствие определенной динамики в показателях качества знаний учащихся в текущем году по сравнению с аналогичным периодом прошлого учебного года.
В каждом регионе есть школы, в которых показатель качества знаний стал выше или ниже - как в тех классах, где внедряется обновленное содержание образование, так и там, где занимаются по прежним стандартам. Например, анализ результатов учащихся 7-х классов с казахским языком обучения по обновленным программам показал, что качество знаний по итогам второй четверти в среднем составило 43,2 процента. Это на 3,7 процента ниже прошлогоднего значения. При этом в 84 процентах школ качество знаний по итогам второй четверти текущего года выше среднего значения, в 95 - ниже.
В 7-х классах с русским языком обучения качество знаний по итогам второй четверти в среднем составило 32,7 процента. Это на 9 процентов ниже прошлогоднего значения. При этом в 69 школах качество знаний во второй четверти выше среднего значения, в 95 - ниже.
Для сравнения: результаты учащихся 11-х классов с казахским языком обучения, где не внедряется обновленное содержание: качество знаний по итогам второй четверти составило 53,4 процента. Это на 1,9 процента ниже прошлогоднего значения. При этом в 68 школах качество знаний во второй четверти текущего года выше, чем в аналогичный период прошлого года, в 83 - ниже.
В 11-х классах с русским языком обучения качество знаний по итогам второй четверти составило 52,1 процента. Это на 2,7 процента выше прошлогоднего значения. В 65 школах качество знаний выше, в 75 - ниже.
Наблюдается сильная дифференциация в показателях между регионами. Например, в тех школах Алматы, по которым был сделан анализ, во второй четверти во 2, 5 и 7-х классах как с казахским, так и с русским языком обучения отмечено качество знаний, превышающее на 2-7 процентов этот же показатель в прошлом учебном году. При этом в Кызылординской области эти же данные во второй четверти ниже прошлого года на 3,7-11,8 процента в зависимости от класса и языка обучения.
В Западно-Казахстанской области качество знаний учащихся с казахским языком обучения во второй четверти ниже прошлогоднего периода: 2-й класс - на 13 процентов, 3-й класс - на 11,3 процента, 5-й класс - на 15,9 процента, 6-й класс - на 12,1 процента, 8-й класс - на 19 процентов. При этом в 3, 6 и 8-х классах не внедряются обновленные программы.
Следовательно, отсутствует однозначная динамика изменения показателей качества знаний учащихся в текущем учебном году в разрезе классов и языков обучения. Поэтому совершенно безосновательно связывать изменения показателей качества образования и учебных достижений учащихся только с обновлением содержания образования и новой системой оценивания. Мнение о том, что именно критериальное оценивание привело к значительному снижению качества образования, не подтверждается результатами учащихся и не соответствует действительности.
Как показывает практика, качество образования зависит от множества факторов: организации образовательного процесса в целом, качества проведения урока, уровня квалификации и мастерства учителя, мотивации учащихся, степени вовлеченности родителей в обучение детей.
2. С чем может быть связано снижение успеваемости?
- Снижение показателей качества знаний в ряде школ при внедрении критериального оценивания, как и любой инновации, является ожидаемым - требуется определенный адаптационный период для стабилизации ситуации. Возможно, оно связано с недостаточностью опыта и необходимых практических навыков у учителей, большинство из которых сами обучались в школе и вузе при традиционной системе оценивания. Также могла повлиять необходимость применения критериев, обеспечивающих оценивание не только знаний учащихся, но и навыков высокого порядка.
Несмотря на хорошие показатели в TIMSS-2015 (TIMSS - международное мониторинговое исследование качества школьного математического и естественнонаучного образования), у детей возникали трудности при выполнении заданий продвинутого и высокого уровней, в частности при решении нестандартных задач, установлении закономерностей и связей процессов и явлений, аргументировании выводов и обосновании ответов, выполнении заданий открытого типа на применение знаний в реальных жизненных ситуациях.
Критерии и дескрипторы, используемые в новой системе оценивания, приводят к смещению фокуса в оценивании с простого фиксирования результатов в виде оценок к качественному анализу результатов обучения.
Учитывая, что ряд учителей еще испытывают сложности при реализации новой системы оценивания, был запущен онлайн-курс по критериальному оцениванию. Но мы считаем необходимой организацию дополнительных курсов повышения квалификации для обучения учителей общеобразовательных школ, с тем чтобы они умели разрабатывать инструменты оценивания, что позволит существенно повысить уровень их компетенции и скажется на качестве урока.
3. Ожидаете ли вы, что к концу учебного года показатели успеваемости повысятся?
- Опыт интеллектуальных школ показывает, что возможно повышение показателей качества образования к концу года при условии качественной организации образовательного процесса. Данная тенденция возможна во всех классах независимо от обновления содержания образования.
Были в запросе еще вопросы: удовлетворено ли Министерство образования тем, как идет внедрение новой системы оценивания? не будут ли пересматривать ее и вносить в нее какие-то коррективы?
Но на них в МОН предпочли не отвечать, хотя было бы интересно. Я попыталась получить устный комментарий по этому поводу, но безуспешно.
Оксана АКУЛОВА, Алматы
От редакции Мы, конечно, всегда ждем официальных сообщений от представителей профильного министерства, однако было бы интересно выслушать и мнения наших читателей - учителей и родителей, которым, уверены, есть что сказать о критериальной системе оценивания по результатам минувшего учебного года. Если есть что сказать, отправляйте свои отзывы (положительные и отрицательные) на почту: oks-akulova@yandex.ru.
http://www.time.kz/articles/territory/2018/05/29/dajte-ocenku
В только что закончившемся учебном году по “обновленке” учились 1, 2, 5 и 7-е классы. В следующем году останется всего три параллели, в которых будут применяться старая программа и привычная еще с советских времен пятибалльная система оценок, - 4, 9 и 11-е классы. Все остальные (ученики 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8, 10-х классов) будут получать не четыре или три, а писать СОРы (суммативное оценивание знаний за раздел) и СОЧи (суммативное оценивание знаний за четверть).
Я одна из тех мам, которые уже в этом году были вынуждены разбираться и в новых подходах к обучению, и в критериальной системе оценивания: моя старшая дочь только что окончила 7-й класс и перешла в 8-й. Было непросто, честно скажу. И больше всего вопросов и у меня, и у многих родителей, с которыми я общалась, было к оцениваю знаний школьников.
Все жаловались, что их дети стали учиться хуже. Я же пыталась смотреть на все нововведения объективно: дескать, еще не привыкли, не поняли до конца, что такое СОР и СОЧ (ведь текущие оценки ставить перестали), а при новой системе знания оцениваются более объективно, потому и четвертные отметки ниже... Причем, по моим наблюдениям, больше всего проблем возникло как раз у семиклассников - они оказались самыми старшими из тех, кто перешел на “обновленку”. Вот я и решила выяснить, сравнивали ли педагоги или профэксперты успеваемость детей, которые учились по старой программе, а теперь перешли на новую.
Еще в феврале составила официальный запрос в Министерство образования и науки в надежде, что мне предоставят данные по итогам первого полугодия, но... Сначала запрос затерялся. Бывает, подумала я, толком не проконтролировала, значит, сама виновата. В начале марта отправила его повторно. Убедилась в том, что мой вопросник там получили. Но все равно ответ пришел только через два месяца - 14 мая! При этом я и звонила, и писала в МОН, все время напоминая о себе. Мне уже предлагали более логичный вариант: мол, давайте мы предоставим данные по итогам всего учебного года, он вот-вот закончится. Но я решила не рисковать - с такими-то темпами...
Вот те самые вопросы и ответы. Их я привожу практически полностью (с незначительными сокращениями, по тексту выделено мной).
1. Как с введением новых критериев оценивания изменилась успеваемость детей, которые еще в прошлом учебном году получали традиционные оценки?
- Для мониторинга внедрения критериального оценивания при обновлении содержания образования в общеобразовательных школах страны АОО “Назарбаев Интеллектуальные школы” осуществило выборочный сбор данных качества знаний учащихся по итогам первой и второй четверти в 251 школе в 14 областях, городах Алматы и Астане. Анализ данных показал отсутствие определенной динамики в показателях качества знаний учащихся в текущем году по сравнению с аналогичным периодом прошлого учебного года.
В каждом регионе есть школы, в которых показатель качества знаний стал выше или ниже - как в тех классах, где внедряется обновленное содержание образование, так и там, где занимаются по прежним стандартам. Например, анализ результатов учащихся 7-х классов с казахским языком обучения по обновленным программам показал, что качество знаний по итогам второй четверти в среднем составило 43,2 процента. Это на 3,7 процента ниже прошлогоднего значения. При этом в 84 процентах школ качество знаний по итогам второй четверти текущего года выше среднего значения, в 95 - ниже.
В 7-х классах с русским языком обучения качество знаний по итогам второй четверти в среднем составило 32,7 процента. Это на 9 процентов ниже прошлогоднего значения. При этом в 69 школах качество знаний во второй четверти выше среднего значения, в 95 - ниже.
Для сравнения: результаты учащихся 11-х классов с казахским языком обучения, где не внедряется обновленное содержание: качество знаний по итогам второй четверти составило 53,4 процента. Это на 1,9 процента ниже прошлогоднего значения. При этом в 68 школах качество знаний во второй четверти текущего года выше, чем в аналогичный период прошлого года, в 83 - ниже.
В 11-х классах с русским языком обучения качество знаний по итогам второй четверти составило 52,1 процента. Это на 2,7 процента выше прошлогоднего значения. В 65 школах качество знаний выше, в 75 - ниже.
Наблюдается сильная дифференциация в показателях между регионами. Например, в тех школах Алматы, по которым был сделан анализ, во второй четверти во 2, 5 и 7-х классах как с казахским, так и с русским языком обучения отмечено качество знаний, превышающее на 2-7 процентов этот же показатель в прошлом учебном году. При этом в Кызылординской области эти же данные во второй четверти ниже прошлого года на 3,7-11,8 процента в зависимости от класса и языка обучения.
В Западно-Казахстанской области качество знаний учащихся с казахским языком обучения во второй четверти ниже прошлогоднего периода: 2-й класс - на 13 процентов, 3-й класс - на 11,3 процента, 5-й класс - на 15,9 процента, 6-й класс - на 12,1 процента, 8-й класс - на 19 процентов. При этом в 3, 6 и 8-х классах не внедряются обновленные программы.
Следовательно, отсутствует однозначная динамика изменения показателей качества знаний учащихся в текущем учебном году в разрезе классов и языков обучения. Поэтому совершенно безосновательно связывать изменения показателей качества образования и учебных достижений учащихся только с обновлением содержания образования и новой системой оценивания. Мнение о том, что именно критериальное оценивание привело к значительному снижению качества образования, не подтверждается результатами учащихся и не соответствует действительности.
Как показывает практика, качество образования зависит от множества факторов: организации образовательного процесса в целом, качества проведения урока, уровня квалификации и мастерства учителя, мотивации учащихся, степени вовлеченности родителей в обучение детей.
2. С чем может быть связано снижение успеваемости?
- Снижение показателей качества знаний в ряде школ при внедрении критериального оценивания, как и любой инновации, является ожидаемым - требуется определенный адаптационный период для стабилизации ситуации. Возможно, оно связано с недостаточностью опыта и необходимых практических навыков у учителей, большинство из которых сами обучались в школе и вузе при традиционной системе оценивания. Также могла повлиять необходимость применения критериев, обеспечивающих оценивание не только знаний учащихся, но и навыков высокого порядка.
Несмотря на хорошие показатели в TIMSS-2015 (TIMSS - международное мониторинговое исследование качества школьного математического и естественнонаучного образования), у детей возникали трудности при выполнении заданий продвинутого и высокого уровней, в частности при решении нестандартных задач, установлении закономерностей и связей процессов и явлений, аргументировании выводов и обосновании ответов, выполнении заданий открытого типа на применение знаний в реальных жизненных ситуациях.
Критерии и дескрипторы, используемые в новой системе оценивания, приводят к смещению фокуса в оценивании с простого фиксирования результатов в виде оценок к качественному анализу результатов обучения.
Учитывая, что ряд учителей еще испытывают сложности при реализации новой системы оценивания, был запущен онлайн-курс по критериальному оцениванию. Но мы считаем необходимой организацию дополнительных курсов повышения квалификации для обучения учителей общеобразовательных школ, с тем чтобы они умели разрабатывать инструменты оценивания, что позволит существенно повысить уровень их компетенции и скажется на качестве урока.
3. Ожидаете ли вы, что к концу учебного года показатели успеваемости повысятся?
- Опыт интеллектуальных школ показывает, что возможно повышение показателей качества образования к концу года при условии качественной организации образовательного процесса. Данная тенденция возможна во всех классах независимо от обновления содержания образования.
Были в запросе еще вопросы: удовлетворено ли Министерство образования тем, как идет внедрение новой системы оценивания? не будут ли пересматривать ее и вносить в нее какие-то коррективы?
Но на них в МОН предпочли не отвечать, хотя было бы интересно. Я попыталась получить устный комментарий по этому поводу, но безуспешно.
Оксана АКУЛОВА, Алматы
От редакции Мы, конечно, всегда ждем официальных сообщений от представителей профильного министерства, однако было бы интересно выслушать и мнения наших читателей - учителей и родителей, которым, уверены, есть что сказать о критериальной системе оценивания по результатам минувшего учебного года. Если есть что сказать, отправляйте свои отзывы (положительные и отрицательные) на почту: oks-akulova@yandex.ru.
http://www.time.kz/articles/territory/2018/05/29/dajte-ocenku
|