Новости ГСМ
admin 17 Сентября 2014 в 10:21:06
Казахстан будет вынужден покупать ГСМ в Азербайджане и Туркменистане
Казахстан вынужден договариваться о приобретении партий ГСМ в Азербайджане и Туркменистане из-за увеличения российскими поставщиками снабжения Крыма.
Казахстан будет вынужден покупать ГСМ в Азербайджане и Туркменистане
Узакбай Карабалин
Об этом сообщил первый вице-министр энергетики РК Узакбай Карабалин.
"В России к этому периоду сложилась непростая ситуация, связанная с тем, что произошла авария на Ачинском нефтеперерабатывающем заводе, который только-только может выходить на рабочее состояние. Кроме того, несколько заводов в России сейчас вышли на осенние плановые ремонты. И еще получается так, что часть российских объемов, которые раньше были в балансе, в этом году, мы так думаем, наверное, появились дополнительные регионы, которые Россия снабжает. Я имею в виду, наверное, Крым и так далее, и в итоге на рынке России имеется такое значительное напряжение в части того, сколько другим странам они могут дать, в том числе нам", - сказал Карабалин на брифинге во вторник.
Он напомнил, что Казахстан ежегодно импортирует около трети от всей потребности в высокооктановом бензине преимущественно из РФ, в то время как модернизация трех казахстанских НПЗ, которая позволит обеспечить страну топливом, завершится лишь в 2016 году.
"Мы ориентируемся, что в этом месяце мы в целом будем производить на наших заводах порядка 250 тыс. тонн вообще бензинов, и заводы работают напряженно, полностью загружены, и при этом производство АИ-92 мы ожидаем порядка 186 тыс. тонн. Потребности рынка - 280 тыс. тонн, но, как вы знаете, одну треть мы всегда импортируем, из России в первую очередь", - сказал вице-министр.
Карабалин напомнил и о сохраняющейся разнице в ценах между РК и РФ.
По его словам, при 128 тенге за литр АИ-92 в Казахстане аналогичное топливо стоит в российской рознице 160 тенге за литр. При этом литр дизтоплива стоит в Казахстане 115 тенге, в РФ – 170-172 тенге.
"В то же время предложение по повышению стоимости дизтоплива и бензина правительством не поддержано. То есть сегодня цена, которую мы имеем, сохраняется", - сказал он.
В связи с этим, отметил вице-министр, АО "КазМунайГаз" в настоящее время ищет новых поставщиков ГСМ для обеспечения в них потребностей Казахстана.
"Для того, чтобы в любом варианте обеспечить рынок ГСМ наиболее востребованными регулируемыми ГСМ - это АИ-92 и дизтопливом, было принято решение поручить "КазМунайГазу" как национальной компании в убыток себе завозить для казахстанского рынка ГСМ. Были проведены переговоры со многими компаниями и на сегодняшний день законтрактованы и достигнуты договоренности на ввоз 69 тыс. тонн бензина. Из этих объемов на сегодняшний день у нас завезена часть – 9,6 тыс. тонн, отгружено 9,7 тыс. тонн, в пути находится 200 тонн", - сказал он.
"…Но в то же время есть большая напряженность - даже законтрактованные объемы сегодня нам не могут дать. Поэтому "КазМунайГазом" проведены переговоры также и в других местах. Это сейчас обсуждается возможности завоза и от азербайджанской компании SOCAR. Также рассматривается возможность завоза и из Туркменистана, но, тем не менее, в общем покрыть весь дефицит сегодня не удается", - сказал Карабалин.
Ранее он сообщил, что Шымкентский НПЗ может отсрочить ремонтные работы, перенеся их на февраль-апрель 2015 года, а все 3 казахстанских НПЗ будут максимально загружены.
На брифинге вице-министра 27 августа было сообщено, что розничные цены на АИ-92 составляли 159 тенге за литр в России, 176 тенге за литр в Беларуси, 231,4 тенге за литр в Украине, 150 тенге за литр в Узбекистане, 206,8 тенге за литр в Армении, 219,6 тенге за литр в Грузии и 140 тенге за литр в Азербайджане по сравнению с 128 тенге за литр в Казахстане.
При этом розничные цены на дизтопливо составляли 173 тенге за литр в России, 194 тенге за литр в Беларуси, 226,7 тенге за литр в Украине, 143,5 тенге за литр в Узбекистане, 211,2 тенге за литр в Армении, 236,3 тенге за литр в Грузии и 93,4 тенге за литр в Азербайджане по сравнению с 115 тенге за литр в Казахстане.
КазТАГ
Правительство Казахстана отказалось повышать цены на бензин
Правительство Казахстана принимает меры по решению проблемы дефицита некоторых видов нефтепродуктов на внутреннем рынке, при этом воздерживаясь от очередного повышения цен на них.
Правительство Казахстана отказалось повышать цены на бензин
Узакбай Карабалин
Об этом сообщил первый заместитель министра энергетики республики Узакбай Карабалин, передает ИА Новости-Казахстан.
"Предложение по повышению стоимости дизтоплива и бензина правительством не поддержано. То есть сегодня эта цена, которую мы имеем, она сохраняется", - сказал он во вторник на брифинге в Астане.
По его словам, для насыщения рынка наиболее востребованными видами ГСМ национальной компании "КазМунайГаз" (КМГ) поручено "себе в убыток" импортировать нефтепродукты из-за рубежа. Карабалин напомнил, что в России, откуда Казахстан традиционно импортирует около трети нефтепродуктов, цена на них в настоящее время существенно выше, чем в республике.
Так по его данным, литр бензина АИ-92 в Казахстане стоит 128 тенге, тогда как в России - порядка 160 тенге в пересчете на казахстанскую валюту. Стоимость литра дизтоплива в Казахстане и России составляет 115 тенге и 170-172 тенге соответственно.
Карабалин также подчеркнул, что на российском рынке ГСМ сегодня сложилась "непростая ситуация", связанная с аварией на Ачинском НПЗ, выходом ряда заводов на плановые осенние ремонты, а также возросшим спросом на нефтепродукты в связи с появлением в РФ новых регионов, например, Крыма.
"И в итоге сегодня на рынке России имеется значительное напряжение в части того, сколько они смогут дать другим странам, в том числе нам", - сказал первый замглавы Минэнерго.
В связи с этим, по его словам, КМГ проводит переговоры о возможности поставок нефтепродуктов из Азербайджана и Туркменистана. "Но, тем не менее, покрывать весь дефицит сегодня не удается", - констатировал он.
По данным Карабалина, в текущем месяце на казахстанских НПЗ планируется производство 250 тысяч тонн бензина, в том числе 186 тысяч тонн бензина АИ-92. При этом потребность республики в этом виде топлива составляет 280 тысяч тонн.
Он также сообщил, что в настоящее время обсуждается возможность переноса плановой осенней остановки Шымкентского НПЗ на февраль-апрель 2015 года, в связи со сложной ситуацией на рынке.
Карабалин также выразил надежду, что ситуация стабилизируется после окончания уборочных работ.
Автор: ИА "Новости-Казахстан"
Эксперт рассказал о бензиновом лобби в Казахстане
Многолетняя проблема с нехваткой горюче-смазочных материалов на казахстанских автозаправочных станциях является следствием существующих проблем в нефтепереработке.
Эксперт рассказал о бензиновом лобби в Казахстане
В повышении цен на ГСМ в Казахстане заинтересованы оптовики и крупные трейдеры
При этом модернизация в Казахстане 3 существующих нефтеперерабатывающих заводов постоянно переносится. В то же время в интервью агентству КазТАГ аналитик нефтегазового сектора Сергей Смирнов отметил, что в первую очередь в повышении цен на ГСМ заинтересованы оптовики и крупные трейдеры.
Между тем проблема с нехваткой ГСМ становится традиционной. Почему же такая ситуация складывается в Казахстане?
По словам аналитика, проблема заключается в нефтепереработке. "Потому что уже много раз озвучивались цифры, что наши НПЗ могут обеспечить нефтепродуктами лишь 60% рынка, а остальное 40% приходится импортировать. Между тем завершение модернизации трех существующих заводов постоянно переносится", - сказал Смирнов.
Еще в 2010 году президент Нурсултан Назарбаев заявил о том, что модернизация НПЗ будет окончена в 2014 году. Сейчас, как мы видим, 2014 год заканчивается, никаких, так сказать, особых подвижек не произошло, наоборот, дефицит топлива на рынке еще больше усилился
"Еще в 2010 году президент Нурсултан Назарбаев заявил о том, что модернизация НПЗ будет окончена в 2014 году. Сейчас, как мы видим, 2014 год заканчивается, никаких, так сказать, особых подвижек не произошло, наоборот, дефицит топлива на рынке еще больше усилился. Более того, в мае этого года был очередной комплексный план, в котором было указано, что модернизация нефтеперерабатывающих заводов будет завершена лишь в 2018 году, и тогда будет у нас перерабатываться где-то 18,5 млн тонн сырой нефти вместо нынешних 14 млн тонн. И это, по мнению чиновников, позволит разрешить проблему с дефицитом топлива на нашем рынке", - пояснил эксперт.
По его мнению, за все последние годы в Казахстане уже могли бы построить новые НПЗ, которые выпускали бы более высококачественный бензин, и таким образом решили проблему с ежегодными капитальными ремонтами уже существующих.
"Уже бы построили. Когда заявлялась программа модернизации, утверждалось, что модернизация обойдется дешевле, чем строительство нового завода. Именно поэтому мы будем модернизировать заводы, а не строить новые", - отмечает аналитик.
"Тем более, когда началась история с модернизацией НПЗ, сначала озвучивалась цифра, насколько я помню, $3-4 млрд – это модернизация всех трех заводов обойдется. Потом цифра стала зашкаливать за $4 млрд. Сейчас уже назывались цифры, что модернизация обойдется свыше $6 млрд…Так вот на эти $6 млрд, которые сейчас называются, можно было построить новые заводы, еще бы деньги остались", - считает Сергей Смирнов.
В этом году в своем послании президент потребовал к концу марта разработать планы по строительству, определить его мощности и место строительства. Уже год заканчивается, а мы ничего не знаем: где? когда? и при каких мощностях этот завод будет построен?
По его словам, проблема с новым НПЗ так и не решается. "В этом году в своем послании президент потребовал к концу марта разработать планы по строительству, определить его мощности и место строительства. Уже год заканчивается, а мы ничего не знаем: где? когда? и при каких мощностях этот завод будет построен?. Думаю, что здесь проблема, как и с нашими дорогами. В принципе, можно же один раз хорошо отремонтировать дороги, и проблемы не будет. Постоянный ремонт дорог, как вы знаете, дает деньги большому количеству бизнесменов, то же самое и с модернизацией НПЗ", - говорит эксперт.
В Атырауской области – там же у них свой НПЗ есть. Тем более, по заявлению их руководства, в этом году они производство бензина увеличили по сравнению с прошлым годом. Тем не менее, даже в Атырауской области проблемы с дефицитом бензина
Между тем, в повышении цен на ГСМ, по его словам, в первую очередь заинтересованы оптовики и крупные трейдеры. "Та же ситуация в Атырауской области – там же у них свой НПЗ есть. Тем более, по заявлению их руководства, в этом году они производство бензина увеличили по сравнению с прошлым годом. Тем не менее, даже в Атырауской области проблемы с дефицитом бензина", - отмечает он.
"Дело в том, что тут обвинять именно НПЗ в том, что куда-то девают нефть, не приходится. Потому что все наши заводы работают по "давальческой схеме": ресурсодержатели добывают сырую нефть, поставляют его на завод, завод получает деньги за процессинг ( переработку нефти – КазТАГ), и дальше ресурсодаватель получает уже нефтепродукты. И поэтому складывается ощущение, что именно ресурсодаватели заинтересованы в создании бензинового дефицита, поскольку идет рост цен", - считает аналитик.
В марте прошлого года было принято решение, что необходимо регулировать и оптовые цены. Поручение было дано тогда еще министерству нефти и газа. Министерство благополучно заволокитило этот вопрос
"В марте прошлого года было принято решение, что необходимо регулировать и оптовые цены. Поручение было дано тогда еще министерству нефти и газа. Министерство благополучно заволокитило этот вопрос. Более того, где-то в сентябре прошлого года тогда еще министр нефти и газа Узакбай Карабалин заявил, что он считает не целесообразным регулирование оптовых цен до тех пор, пока не будет проведена модернизация наших заводов", - пояснил эксперт.
"Какая связь между модернизацией заводов и регулированием оптовых цен – я не знаю. Поскольку оптовые цены не регулируются, то они могут вплотную прижимать как розница, что сейчас и происходит. Вроде цены повысились на тот же АИ-92 до 128 тенге за литр, а розница продолжает жаловаться, что у них очень низкие доходы. Вот если бы зарегулировать оптовые цены, а для розницы наложили бы определенный процент рентабельности, то, по крайней мере, с ценами можно было бы определиться", - считает Сергей Смирнов.
Сейчас подняли цены на АИ-92, причем непонятно, каким образом определяли цену. Дело в том, что параметры цен нефти и курс доллара в этом году изменились. Девальвация изменила курс доллара и сейчас цены на нефть упали со $115 за баррель до $98. На мировом рынке цены на нефть упали, а у нас цены на дизельное топливо растут
"Сейчас подняли цены на АИ-92, причем непонятно, каким образом определяли цену. Дело в том, что параметры цен нефти и курс доллара в этом году изменились. Девальвация изменила курс доллара и сейчас цены на нефть упали со $115 за баррель до $98. На мировом рынке цены на нефть упали, а у нас цены на дизельное топливо растут", - отмечает он.
"Вроде Казахстан – добывающая страна, тем не менее цены на бензин растут, качество не улучшается, и опять же – дефицит. Растут, потому что это законы рынка. Дефицит порождает рост цен на любой товар, который находится в дефиците. Нужно развивать собственные мощности по переработке, чтобы не зависеть от импорта", - считает эксперт.
По его данным, на сегодняшний день один из самых дорогих бензинов – в Норвегии. "Хотя у нас чиновники заявляют, что самый дешевый бензин в Казахстане. Так вот в Норвегии на среднюю зарплату они могут купить 1200 литров бензина АИ-92. У нас на нашу среднюю зарплату можно купить где-то 600 литров", - привел данные аналитик.
Тем временем , по его словам, зависимость от российского бензина растет.
Даже по динамике импорта в 2011 году АИ-92 импортировалось 30% от потребности, в 2012 году уже 35%, а в 2013 году импорт АИ-92 составил уже 37% от потребности, то есть с каждым годом идет нарастание импорта.
КазТАГ
Казахстан вынужден договариваться о приобретении партий ГСМ в Азербайджане и Туркменистане из-за увеличения российскими поставщиками снабжения Крыма.
Казахстан будет вынужден покупать ГСМ в Азербайджане и Туркменистане
Узакбай Карабалин
Об этом сообщил первый вице-министр энергетики РК Узакбай Карабалин.
"В России к этому периоду сложилась непростая ситуация, связанная с тем, что произошла авария на Ачинском нефтеперерабатывающем заводе, который только-только может выходить на рабочее состояние. Кроме того, несколько заводов в России сейчас вышли на осенние плановые ремонты. И еще получается так, что часть российских объемов, которые раньше были в балансе, в этом году, мы так думаем, наверное, появились дополнительные регионы, которые Россия снабжает. Я имею в виду, наверное, Крым и так далее, и в итоге на рынке России имеется такое значительное напряжение в части того, сколько другим странам они могут дать, в том числе нам", - сказал Карабалин на брифинге во вторник.
Он напомнил, что Казахстан ежегодно импортирует около трети от всей потребности в высокооктановом бензине преимущественно из РФ, в то время как модернизация трех казахстанских НПЗ, которая позволит обеспечить страну топливом, завершится лишь в 2016 году.
"Мы ориентируемся, что в этом месяце мы в целом будем производить на наших заводах порядка 250 тыс. тонн вообще бензинов, и заводы работают напряженно, полностью загружены, и при этом производство АИ-92 мы ожидаем порядка 186 тыс. тонн. Потребности рынка - 280 тыс. тонн, но, как вы знаете, одну треть мы всегда импортируем, из России в первую очередь", - сказал вице-министр.
Карабалин напомнил и о сохраняющейся разнице в ценах между РК и РФ.
По его словам, при 128 тенге за литр АИ-92 в Казахстане аналогичное топливо стоит в российской рознице 160 тенге за литр. При этом литр дизтоплива стоит в Казахстане 115 тенге, в РФ – 170-172 тенге.
"В то же время предложение по повышению стоимости дизтоплива и бензина правительством не поддержано. То есть сегодня цена, которую мы имеем, сохраняется", - сказал он.
В связи с этим, отметил вице-министр, АО "КазМунайГаз" в настоящее время ищет новых поставщиков ГСМ для обеспечения в них потребностей Казахстана.
"Для того, чтобы в любом варианте обеспечить рынок ГСМ наиболее востребованными регулируемыми ГСМ - это АИ-92 и дизтопливом, было принято решение поручить "КазМунайГазу" как национальной компании в убыток себе завозить для казахстанского рынка ГСМ. Были проведены переговоры со многими компаниями и на сегодняшний день законтрактованы и достигнуты договоренности на ввоз 69 тыс. тонн бензина. Из этих объемов на сегодняшний день у нас завезена часть – 9,6 тыс. тонн, отгружено 9,7 тыс. тонн, в пути находится 200 тонн", - сказал он.
"…Но в то же время есть большая напряженность - даже законтрактованные объемы сегодня нам не могут дать. Поэтому "КазМунайГазом" проведены переговоры также и в других местах. Это сейчас обсуждается возможности завоза и от азербайджанской компании SOCAR. Также рассматривается возможность завоза и из Туркменистана, но, тем не менее, в общем покрыть весь дефицит сегодня не удается", - сказал Карабалин.
Ранее он сообщил, что Шымкентский НПЗ может отсрочить ремонтные работы, перенеся их на февраль-апрель 2015 года, а все 3 казахстанских НПЗ будут максимально загружены.
На брифинге вице-министра 27 августа было сообщено, что розничные цены на АИ-92 составляли 159 тенге за литр в России, 176 тенге за литр в Беларуси, 231,4 тенге за литр в Украине, 150 тенге за литр в Узбекистане, 206,8 тенге за литр в Армении, 219,6 тенге за литр в Грузии и 140 тенге за литр в Азербайджане по сравнению с 128 тенге за литр в Казахстане.
При этом розничные цены на дизтопливо составляли 173 тенге за литр в России, 194 тенге за литр в Беларуси, 226,7 тенге за литр в Украине, 143,5 тенге за литр в Узбекистане, 211,2 тенге за литр в Армении, 236,3 тенге за литр в Грузии и 93,4 тенге за литр в Азербайджане по сравнению с 115 тенге за литр в Казахстане.
КазТАГ
Правительство Казахстана отказалось повышать цены на бензин
Правительство Казахстана принимает меры по решению проблемы дефицита некоторых видов нефтепродуктов на внутреннем рынке, при этом воздерживаясь от очередного повышения цен на них.
Правительство Казахстана отказалось повышать цены на бензин
Узакбай Карабалин
Об этом сообщил первый заместитель министра энергетики республики Узакбай Карабалин, передает ИА Новости-Казахстан.
"Предложение по повышению стоимости дизтоплива и бензина правительством не поддержано. То есть сегодня эта цена, которую мы имеем, она сохраняется", - сказал он во вторник на брифинге в Астане.
По его словам, для насыщения рынка наиболее востребованными видами ГСМ национальной компании "КазМунайГаз" (КМГ) поручено "себе в убыток" импортировать нефтепродукты из-за рубежа. Карабалин напомнил, что в России, откуда Казахстан традиционно импортирует около трети нефтепродуктов, цена на них в настоящее время существенно выше, чем в республике.
Так по его данным, литр бензина АИ-92 в Казахстане стоит 128 тенге, тогда как в России - порядка 160 тенге в пересчете на казахстанскую валюту. Стоимость литра дизтоплива в Казахстане и России составляет 115 тенге и 170-172 тенге соответственно.
Карабалин также подчеркнул, что на российском рынке ГСМ сегодня сложилась "непростая ситуация", связанная с аварией на Ачинском НПЗ, выходом ряда заводов на плановые осенние ремонты, а также возросшим спросом на нефтепродукты в связи с появлением в РФ новых регионов, например, Крыма.
"И в итоге сегодня на рынке России имеется значительное напряжение в части того, сколько они смогут дать другим странам, в том числе нам", - сказал первый замглавы Минэнерго.
В связи с этим, по его словам, КМГ проводит переговоры о возможности поставок нефтепродуктов из Азербайджана и Туркменистана. "Но, тем не менее, покрывать весь дефицит сегодня не удается", - констатировал он.
По данным Карабалина, в текущем месяце на казахстанских НПЗ планируется производство 250 тысяч тонн бензина, в том числе 186 тысяч тонн бензина АИ-92. При этом потребность республики в этом виде топлива составляет 280 тысяч тонн.
Он также сообщил, что в настоящее время обсуждается возможность переноса плановой осенней остановки Шымкентского НПЗ на февраль-апрель 2015 года, в связи со сложной ситуацией на рынке.
Карабалин также выразил надежду, что ситуация стабилизируется после окончания уборочных работ.
Автор: ИА "Новости-Казахстан"
Эксперт рассказал о бензиновом лобби в Казахстане
Многолетняя проблема с нехваткой горюче-смазочных материалов на казахстанских автозаправочных станциях является следствием существующих проблем в нефтепереработке.
Эксперт рассказал о бензиновом лобби в Казахстане
В повышении цен на ГСМ в Казахстане заинтересованы оптовики и крупные трейдеры
При этом модернизация в Казахстане 3 существующих нефтеперерабатывающих заводов постоянно переносится. В то же время в интервью агентству КазТАГ аналитик нефтегазового сектора Сергей Смирнов отметил, что в первую очередь в повышении цен на ГСМ заинтересованы оптовики и крупные трейдеры.
Между тем проблема с нехваткой ГСМ становится традиционной. Почему же такая ситуация складывается в Казахстане?
По словам аналитика, проблема заключается в нефтепереработке. "Потому что уже много раз озвучивались цифры, что наши НПЗ могут обеспечить нефтепродуктами лишь 60% рынка, а остальное 40% приходится импортировать. Между тем завершение модернизации трех существующих заводов постоянно переносится", - сказал Смирнов.
Еще в 2010 году президент Нурсултан Назарбаев заявил о том, что модернизация НПЗ будет окончена в 2014 году. Сейчас, как мы видим, 2014 год заканчивается, никаких, так сказать, особых подвижек не произошло, наоборот, дефицит топлива на рынке еще больше усилился
"Еще в 2010 году президент Нурсултан Назарбаев заявил о том, что модернизация НПЗ будет окончена в 2014 году. Сейчас, как мы видим, 2014 год заканчивается, никаких, так сказать, особых подвижек не произошло, наоборот, дефицит топлива на рынке еще больше усилился. Более того, в мае этого года был очередной комплексный план, в котором было указано, что модернизация нефтеперерабатывающих заводов будет завершена лишь в 2018 году, и тогда будет у нас перерабатываться где-то 18,5 млн тонн сырой нефти вместо нынешних 14 млн тонн. И это, по мнению чиновников, позволит разрешить проблему с дефицитом топлива на нашем рынке", - пояснил эксперт.
По его мнению, за все последние годы в Казахстане уже могли бы построить новые НПЗ, которые выпускали бы более высококачественный бензин, и таким образом решили проблему с ежегодными капитальными ремонтами уже существующих.
"Уже бы построили. Когда заявлялась программа модернизации, утверждалось, что модернизация обойдется дешевле, чем строительство нового завода. Именно поэтому мы будем модернизировать заводы, а не строить новые", - отмечает аналитик.
"Тем более, когда началась история с модернизацией НПЗ, сначала озвучивалась цифра, насколько я помню, $3-4 млрд – это модернизация всех трех заводов обойдется. Потом цифра стала зашкаливать за $4 млрд. Сейчас уже назывались цифры, что модернизация обойдется свыше $6 млрд…Так вот на эти $6 млрд, которые сейчас называются, можно было построить новые заводы, еще бы деньги остались", - считает Сергей Смирнов.
В этом году в своем послании президент потребовал к концу марта разработать планы по строительству, определить его мощности и место строительства. Уже год заканчивается, а мы ничего не знаем: где? когда? и при каких мощностях этот завод будет построен?
По его словам, проблема с новым НПЗ так и не решается. "В этом году в своем послании президент потребовал к концу марта разработать планы по строительству, определить его мощности и место строительства. Уже год заканчивается, а мы ничего не знаем: где? когда? и при каких мощностях этот завод будет построен?. Думаю, что здесь проблема, как и с нашими дорогами. В принципе, можно же один раз хорошо отремонтировать дороги, и проблемы не будет. Постоянный ремонт дорог, как вы знаете, дает деньги большому количеству бизнесменов, то же самое и с модернизацией НПЗ", - говорит эксперт.
В Атырауской области – там же у них свой НПЗ есть. Тем более, по заявлению их руководства, в этом году они производство бензина увеличили по сравнению с прошлым годом. Тем не менее, даже в Атырауской области проблемы с дефицитом бензина
Между тем, в повышении цен на ГСМ, по его словам, в первую очередь заинтересованы оптовики и крупные трейдеры. "Та же ситуация в Атырауской области – там же у них свой НПЗ есть. Тем более, по заявлению их руководства, в этом году они производство бензина увеличили по сравнению с прошлым годом. Тем не менее, даже в Атырауской области проблемы с дефицитом бензина", - отмечает он.
"Дело в том, что тут обвинять именно НПЗ в том, что куда-то девают нефть, не приходится. Потому что все наши заводы работают по "давальческой схеме": ресурсодержатели добывают сырую нефть, поставляют его на завод, завод получает деньги за процессинг ( переработку нефти – КазТАГ), и дальше ресурсодаватель получает уже нефтепродукты. И поэтому складывается ощущение, что именно ресурсодаватели заинтересованы в создании бензинового дефицита, поскольку идет рост цен", - считает аналитик.
В марте прошлого года было принято решение, что необходимо регулировать и оптовые цены. Поручение было дано тогда еще министерству нефти и газа. Министерство благополучно заволокитило этот вопрос
"В марте прошлого года было принято решение, что необходимо регулировать и оптовые цены. Поручение было дано тогда еще министерству нефти и газа. Министерство благополучно заволокитило этот вопрос. Более того, где-то в сентябре прошлого года тогда еще министр нефти и газа Узакбай Карабалин заявил, что он считает не целесообразным регулирование оптовых цен до тех пор, пока не будет проведена модернизация наших заводов", - пояснил эксперт.
"Какая связь между модернизацией заводов и регулированием оптовых цен – я не знаю. Поскольку оптовые цены не регулируются, то они могут вплотную прижимать как розница, что сейчас и происходит. Вроде цены повысились на тот же АИ-92 до 128 тенге за литр, а розница продолжает жаловаться, что у них очень низкие доходы. Вот если бы зарегулировать оптовые цены, а для розницы наложили бы определенный процент рентабельности, то, по крайней мере, с ценами можно было бы определиться", - считает Сергей Смирнов.
Сейчас подняли цены на АИ-92, причем непонятно, каким образом определяли цену. Дело в том, что параметры цен нефти и курс доллара в этом году изменились. Девальвация изменила курс доллара и сейчас цены на нефть упали со $115 за баррель до $98. На мировом рынке цены на нефть упали, а у нас цены на дизельное топливо растут
"Сейчас подняли цены на АИ-92, причем непонятно, каким образом определяли цену. Дело в том, что параметры цен нефти и курс доллара в этом году изменились. Девальвация изменила курс доллара и сейчас цены на нефть упали со $115 за баррель до $98. На мировом рынке цены на нефть упали, а у нас цены на дизельное топливо растут", - отмечает он.
"Вроде Казахстан – добывающая страна, тем не менее цены на бензин растут, качество не улучшается, и опять же – дефицит. Растут, потому что это законы рынка. Дефицит порождает рост цен на любой товар, который находится в дефиците. Нужно развивать собственные мощности по переработке, чтобы не зависеть от импорта", - считает эксперт.
По его данным, на сегодняшний день один из самых дорогих бензинов – в Норвегии. "Хотя у нас чиновники заявляют, что самый дешевый бензин в Казахстане. Так вот в Норвегии на среднюю зарплату они могут купить 1200 литров бензина АИ-92. У нас на нашу среднюю зарплату можно купить где-то 600 литров", - привел данные аналитик.
Тем временем , по его словам, зависимость от российского бензина растет.
Даже по динамике импорта в 2011 году АИ-92 импортировалось 30% от потребности, в 2012 году уже 35%, а в 2013 году импорт АИ-92 составил уже 37% от потребности, то есть с каждым годом идет нарастание импорта.
КазТАГ
|