Дискуссия по-казахски: националисты в роли полемистов
https://camonitor.kz/22116-diskussiya-po-kazahski-nacionalisty-v-roli-polemistov.html
Как-то коллега рассказал такую историю. К нему обратился один из классиков казахской литературы с просьбой написать отповедь на статью, в которой о нем не очень лестно отозвались. Когда журналист принес готовый текст, тот прочитал и недовольно поморщился: «Ты не полемист». «А как надо?» - «А вот так…». По словам моего коллеги, то, что он услышал, означало примерно следующее: надо найти самый большой кусок дерьма и вымазать им оппонента с ног до головы.
Ярлыки вместо аргументов
Эта история часто приходит мне на ум, когда я читаю статьи некоторых видных казахских националистов. Навешивание ярлыков и даже оскорбления вместо аргументов стали для них обычным делом. Видимо, авторы таких публикаций полагают, что чем обиднее они обзовут своих оппонентов, тем больший эффект вызовут их тексты.
...
В советское время, когда казахи составляли меньшинство в своей республике и когда все решения спускались из Москвы, борьба национальной интеллигенции за сохранение казахского языка, за будущее казахов как нации была бы не просто оправданной, но даже необходимой. Однако наши «зиялы кауым» в подавляющем большинстве своем трусливо молчали, в отличие от той же украинской, грузинской, литовской интеллигенции.
Сегодня ситуация кардинально изменилась. Мы, казахи, теперь живем своей самостоятельной жизнью. Мы составляем уже почти две трети населения республики, а те же русские, второй по численности этнос, – лишь менее четверти, причем разрыв этот с каждым годом растет. Мы заняли почти все мало-мальски значимые посты в органах государственного управления, в правоохранительной системе. То есть мы принимаем все ключевые решения, «казним» и «милуем».
Если использовать известную аналогию, то теперь именно мы, казахи, и есть тот самый старший брат, а русские, корейцы, уйгуры и все остальные национальные меньшинства – наши младшие братья, за которых мы по «старшинству» и в силу своего доминирования в структурах власти несем ответственность. Прежде всего, за то, чтобы они не чувствовали себя ущемленными.
...
Такая позиция (условно говоря, интернационал-патриотизм как антитеза национал-патриотизму) может не нравиться, ее можно подвергать сомнению, оспаривать. Но полоскать имя человека лишь за то, что он думает так, а не иначе, - это удар ниже пояса.
И происходит такое от недостатка политической культуры. Которая, по всей видимости, является производным от общей культуры…
Автор: Женис Байхожа