Бензиновые игры
admin 09 Октября 2009 в 08:59:20
Всего три дня - и никакой проблемы дефицита горючего в Южно-Казахстанской области не будет. Такое оптимистичное заявление сделал на днях Нурлан Абди, ответственный секретарь Агентства РК по регулированию естественных монополий. Именно он возглавил специально созданную комиссию, которая должна разобраться в причинах резкого роста цен на ГСМ в ЮКО. Комиссия проверит деятельность всех крупных поставщиков горючего на рынок региона. Заодно и ответит на вопрос, чем же вызван дефицит горючего и не есть ли это результат сговора поставщиков.
Вместо пролога
Нурлан Абди собрал на закрытом для прессы совещании в областном акимате руководителей девяти крупных компаний - поставщиков ГСМ. В результате, как стало позже объявлено журналистам, подписан договор с руководством ТОО «Тургай Петролеум» об отпуске в течение ближайших двух недель 13 000 тонн бензина.
Это объем составляет почти половину месячной потребности области. И график, выполнение которого будет контролировать областной акимат, уже составлен. А пока Министерство энергетики и минеральных ресурсов РК примет системные меры, чтобы не допустить повторения подобной ситуации в других регионах. Кстати, из топливного кризиса будет отсрочена на десять дней на плановый ремонт. Кстати, сокращал ли Шымкентский нефтеперерабатывающий завод поставки горючего на внутренний рынок, в чем его многие пытаются обвинить, осталось неясно.
Вице-президент ТОО «Петро Казахстан Ойл Продактс» Азамат Акишев заметил лишь, что завод с начала года переработал 439 000 тонн нефти от 18-и поставщиков, часть из которых имеют обязательства по насыщению внутреннего рынка нефтепродуктами. Ну и, конечно же, все сошлись во мнении, что график отгрузки необходимо взять под жесткий контроль.
На первый взгляд тема закрыта. Но только на первый…
Бензиновые хроники
Вернемся на пару-тройку дней назад до сего исторического совещания в акимате. Не будем драматизировать обстановку, описывая ее вольным журналистским слогом. Вот строгий стиль некоторых сообщений информационного агентства «Казахстан сегодня».
«…В Шымкенте из-за нехватки бензина пассажирские автобусы не выходят на маршруты. Об этом журналистам сообщил председатель Ассоциации пассажирских автоперевозчиков Дархан Каюпов, сообщает корреспондент агентства.
- Уже сейчас у нас выход автобусов, работающих на бензине, сократился на 50 процентов, - сообщил журналистам Д. Каюпов.
По его словам, такая ситуация сложилась из-за дефицита ГСМ и резкого подорожания бензина, в том числе бензина АИ-80, которым заправляются пассажирские автобусы.
Как сообщалось ранее, перед выходными цена АИ-80 поднялась с 55 до 80 - 85 тенге, а сегодня стоимость литра бензина достигает 88 тенге. Однако, даже по такой цене бензин присутствует далеко не на всех заправках.
По словам Д. Каюпова, ходят слухи, что скоро подорожает и дизтопливо. "Не дай Бог еще завтра подорожает дизтопливо... У нас 70 процентов пассажирских автобусов работает на солярке, - сказал председатель Ассоциации пассажирских автоперевозчиков. По его словам, пока никто из ответственных лиц не может назвать причину резкого повышения цен на ГСМ и дать прогноз, как будут развиваться события дальше.
Стоимость наиболее популярного бензина марки АИ-92 на автозаправочных станциях (АЗС) Шымкента достигла 100 тенге за литр, а цена литра АИ-96 на некоторых заправках установлена в 120 тенге. Большинство ценовых стендов АЗС пусты, так как стоимость постоянно меняется. А на части заправок розничная торговля и вовсе не ведется. «У нас есть тендерные обязательства перед организациями, бюджетниками - теми же медиками, полицией. Они сделали предоплату, и мы просто обязаны обеспечить топливом в первую очередь их» - говорит председатель ассоциации АЗС «Жанар жагармай» Кайыпбек Камбаров».
«…Премьер-министр РК Карим Масимов поручил Агентству РК по защите конкуренции (АЗК) наказать виновных в необоснованном завышении цен на ГСМ в Южно-Казахстанской области. Соответствующее поручение он отдал в ходе селекторного совещания в правительстве, передает корреспондент агентства.
- Виновных (в необоснованном повышении цен на ГСМ в ЮКО. - Прим. агентства) нужно наказать, - сказал К. Масимов, обращаясь к председателю АЗК Мажиту Есенбаеву.
Как сообщалось ранее, 24 сентября на большинстве АЗС в Шымкенте резко повысились цены на бензин марки АИ-80, АИ-92, АИ-93, АИ-96. Бензин АИ-80 на сегодня стоит от 80 до 85 тенге за литр (ранее - 55 тенге), АИ-92 - от 95 до 100 тенге за литр (ранее - 77 тенге), АИ-96 - от 110 до 120 тенге за литр (ранее - 90 тенге).
Напомним, что владельцы автозаправочных станций в Южно-Казахстанской области заявляют, что в области увеличивается дефицит ГСМ.
- В нашу область ГСМ должны поставлять три компании: ТД "ПетроКазахстан", "Тургай петролеум", "Казгермунай". Из них только "Тургай петролеум" поставляет, а две другие ни грамма не поставили. Несмотря на то, что объявлен мораторий на экспорт ГСМ, - сообщил журналистам президент ассоциации АЗС «Жанар Жагармай» Кайыпбек Камбаров…»
Просто фронтовые сводки какие-то! Но ведь «война» случилась не вдруг, а еще раньше.
Как это было
Проблема возникла еще полтора месяца назад. Корреспондент «Турана» вновь обратимся к скупым строкам информагентства.
«…10 августа, в акимате ЮКО состоялось совещание под председательством главы Агентства Республики Казахстан по защите конкуренции Мажита Есенбаева.
- ЮКО в месяц надо 40 тыс. тонн ГСМ, чтобы закрыть потребность и нормально провести осенне-полевые работы по уборке урожая. Другие области по количеству не сказали. Как сказал директор ТД «ПетроКазахстан» господин Го И, надо повстречаться, по объемам поговорить и жестко поставить график. Давайте эти графики посмотрим и, если они вас удовлетворят, я попрошу уполномоченный орган проконтролировать, чтобы в областях снять этот вопрос, - сказал М. Есенбаев.
Кроме того, на том же совещании господин Го И заверил присутствующих, что «с 1 августа то, что выпускаем, сразу идет на южные области. У нас нигде ничего нету. На сегодняшний день мы сделали, что смогли».
Тогда же М. Есенбаев отметил недопустимость реализации ГСМ по талонам. - Талонная продажа, уважаемые представители оптовой и розничной продажи, это нарушение закона о конкуренции, это так называемый «неравный доступ» к вашим услугам. Это будет жестко наказываться как в административном, а при необходимости, и в уголовном плане. Я официально всех вас об этом предупреждаю, чтобы завтра - а в новом законе «О конкуренции» эта норма прописана - не говорили, что вы закон недостаточно внимательно читали и этого не прочли. Не должно быть такого, чтобы один человек из Южного Казахстана заправлялся на заправке, а другой не мог бы подойти к этой заправке, купить ГСМ, - сказал М. Есенбаев»
Странные у нас какие-то совещания на высоком уровне проходят! Собираются начальники, облеченные большой властью. И говорят очень строго. А толку от этого - как от школьного педсовета, где журят неисправимого двоечника-второгодника, заранее зная, что результата от этого не будет. Но надо ведь хоть видимость воспитательной работы создать!
Между тем, утром 29 сентября корреспондент «Турана» отправился по шымкентским АЗС и везде, за редким исключением, бензин отпускался только по талонам…
Однажды много лет назад
И ведь ничего нового в этой истории нет. Залез я в свой архив. И вот цитатка из материала, написанного лет шесть-семь назад.
«…5 ноября аким ЮКО Болат Жылкышиев обратился с письмом к президенту компании «ПетроКазахстан ойл продактс» Марло Томасу. В письме выражалась глубокая озабоченность резким - на 17% - скачком цен на бензин в области. Далее отмечалось, что в связи с этим, в настоящее время в южно-казахстанской области в абсолютном выражении цены на ГСМ и его производные заметно выше, чем в других регионах Казахстана. Бензин является первоочередным продуктом стратегического назначения, и от уровня цен на него зависят цены на все товары первой необходимости, продукты питания, а также работы и услуги, включая услуги медицинского назначения. Администрация считает, что в связи со сложившейся ситуацией в области произойдет скачок роста цен на все товары и услуги. Департамент экономики области совместно с ассоциацией АЗС провел анализ сложившейся ситуации. В результате возникла необходимость реанимировать совместный приказ по территориальным управлениям МВД, департамента финансовой полиции, управления юстиции и антимонопольного департамента «О порядке взаимодействия органов внутренних дел, органов юстиции, органов финансовой полиции и антимонопольных органов Республики Казахстан по выявлению достигнутых в любой форме соглашений между субъектами рынка».
Далее в письме указывалось, что «по данным ассоциации АЗС следует, что в области нарушен баланс производства бензина и внутреннего его потребления. По данным специалистов ежемесячное количество перерабатываемой нефти на нефтеперерабатывающем заводе составляет около 200 тыс. тонн, вместо положенных 300 тыс. тонн, что свидетельствует о возможном создании условий по ценовому диктату на областном рынке нефтепродуктов». Аким предложил руководству компании «провести маркетинговые исследования и увеличить долю ГСМ на внутреннем рынке области в соответствии с потребностью». Из письма можно было сделать нехитрый вывод: бензин в области в дефиците.
Кроме того, была создана рабочая группа по мониторингу цен на нефтепродукты. Ее возглавил первый заместитель акима области Ислам Абишев. Кроме него, в состав группы вошли семь человек, среди которых еще один заместитель акима Светлана Бурлаченко, руководители почти всех силовых структур, экономисты, налоговики, антимонопольщики и представители ассоциации АЗС. Объяснение причин роста цен на бензин рабочая группа должна дать в течение 10 дней»
И все. Потом цены на ГСМ несколько снизились, скандал утих, и никто никаких вразумительных объяснений не получил. И наказан никто не был. Не хочется быть Кассандрой, но думаю, что и на этот раз все будет именно также. В конце концов, эта ситуация с большей или меньшей степенью остроты повторяется ежегодно. Только раньше было, шоком если стоимость АИ-80 поднималась до 53 тенге за литр, АИ-92 - до 57, АИ-95 - до 62 тенге. А теперь и «сотня» не предел.
Кто виноват?
Так в чем же, собственно, дело? Почему в нефтедобывающей стране ежегодно повторяется такая странная ситуация? Однозначного ответа на этот вопрос мы дать, конечно, не сможем. Но кое-что прояснить попытаемся.
Прежде всего, вновь обратимся во времена «оно». Тогда начальник департамента по регулированию естественных монополий и защиты прав потребителей заявил журналистам: «Цену на бензин подняли пять-шесть фирм-посредников, которые оптом закупают продукцию в ОАО «ПетроКазахстан ойл продактс» и реализуют ее по завышенной цене. Само же предприятие отпускные цены на ГСМ не поднимало…».
Сейчас о фирмах посредниках вроде не вспоминают. Но есть два важных момента. На предприятии уверенно говорят, что никакой розничной продажей они не занимаются, а из этого уже вытекает, что какие-то таинственные посредники есть. И второе. Узнать отпускную цену бензина на заводе невозможно. Тайна сия велика. А потому мы и не можем в реалиях судить, поднимали они ее или нет.
Кстати, так как посредник вроде как уже не имеет к монополисту никакого отношения, то и «взятки с него гладки». Теперь уже можно поднимать цену на бензин без зазрения совести до самого упора. По одной из версий, в Шымкенте (а может, и в республике) существует некий неофициальный нефтяной клуб по интересам. Своего рода монополия или, если хотите, синдикат. Те, кто вхож в этот клуб, постоянно держат руку на пульсе событий и постоянно взаимодействуют и с министерством, и с казахстанскими производителями ГСМ, одновременно лоббируя свои интересы как в правительстве, так и в парламенте. Здесь стоит вспомнить, что нефть - это самый прибыльный легальный бизнес. А где большие прибыли, там и большие, а временами просто неограниченные, возможности по успешному претворению своих замыслов в жизнь. А вот мнение, высказанное за полдня до того самого совещания в разговоре с корреспондентом «Турана» весьма компетентным человеком - председателем Ассоциации АЗС «Жанар Жагармай» Кайыпбеком Камбаровым.
- При всех причинах ситуации я выделю главную. Собственного бензина в стране попросту не хватает. По нашим данным, Казахстану для удовлетворения внутреннего рынка необходимо перерабатывать 15-17 млн. тонн нефти, а перерабатывается у нас в реалиях 12-13 млн. тонн. Так возникает зависимость в поставках российского бензина. Поэтому, в глобальном плане нужно строить еще один нефтеперерабатывающий завод либо сеть мини-НПЗ. Ну и, конечно, государственное регулирование торговли горючим должно быть реальным, а не номинальным, как сейчас. Иначе история будет повторяться.
Алексей ГОНЧАРОВ,
Шымкент
Вместо пролога
Нурлан Абди собрал на закрытом для прессы совещании в областном акимате руководителей девяти крупных компаний - поставщиков ГСМ. В результате, как стало позже объявлено журналистам, подписан договор с руководством ТОО «Тургай Петролеум» об отпуске в течение ближайших двух недель 13 000 тонн бензина.
Это объем составляет почти половину месячной потребности области. И график, выполнение которого будет контролировать областной акимат, уже составлен. А пока Министерство энергетики и минеральных ресурсов РК примет системные меры, чтобы не допустить повторения подобной ситуации в других регионах. Кстати, из топливного кризиса будет отсрочена на десять дней на плановый ремонт. Кстати, сокращал ли Шымкентский нефтеперерабатывающий завод поставки горючего на внутренний рынок, в чем его многие пытаются обвинить, осталось неясно.
Вице-президент ТОО «Петро Казахстан Ойл Продактс» Азамат Акишев заметил лишь, что завод с начала года переработал 439 000 тонн нефти от 18-и поставщиков, часть из которых имеют обязательства по насыщению внутреннего рынка нефтепродуктами. Ну и, конечно же, все сошлись во мнении, что график отгрузки необходимо взять под жесткий контроль.
На первый взгляд тема закрыта. Но только на первый…
Бензиновые хроники
Вернемся на пару-тройку дней назад до сего исторического совещания в акимате. Не будем драматизировать обстановку, описывая ее вольным журналистским слогом. Вот строгий стиль некоторых сообщений информационного агентства «Казахстан сегодня».
«…В Шымкенте из-за нехватки бензина пассажирские автобусы не выходят на маршруты. Об этом журналистам сообщил председатель Ассоциации пассажирских автоперевозчиков Дархан Каюпов, сообщает корреспондент агентства.
- Уже сейчас у нас выход автобусов, работающих на бензине, сократился на 50 процентов, - сообщил журналистам Д. Каюпов.
По его словам, такая ситуация сложилась из-за дефицита ГСМ и резкого подорожания бензина, в том числе бензина АИ-80, которым заправляются пассажирские автобусы.
Как сообщалось ранее, перед выходными цена АИ-80 поднялась с 55 до 80 - 85 тенге, а сегодня стоимость литра бензина достигает 88 тенге. Однако, даже по такой цене бензин присутствует далеко не на всех заправках.
По словам Д. Каюпова, ходят слухи, что скоро подорожает и дизтопливо. "Не дай Бог еще завтра подорожает дизтопливо... У нас 70 процентов пассажирских автобусов работает на солярке, - сказал председатель Ассоциации пассажирских автоперевозчиков. По его словам, пока никто из ответственных лиц не может назвать причину резкого повышения цен на ГСМ и дать прогноз, как будут развиваться события дальше.
Стоимость наиболее популярного бензина марки АИ-92 на автозаправочных станциях (АЗС) Шымкента достигла 100 тенге за литр, а цена литра АИ-96 на некоторых заправках установлена в 120 тенге. Большинство ценовых стендов АЗС пусты, так как стоимость постоянно меняется. А на части заправок розничная торговля и вовсе не ведется. «У нас есть тендерные обязательства перед организациями, бюджетниками - теми же медиками, полицией. Они сделали предоплату, и мы просто обязаны обеспечить топливом в первую очередь их» - говорит председатель ассоциации АЗС «Жанар жагармай» Кайыпбек Камбаров».
«…Премьер-министр РК Карим Масимов поручил Агентству РК по защите конкуренции (АЗК) наказать виновных в необоснованном завышении цен на ГСМ в Южно-Казахстанской области. Соответствующее поручение он отдал в ходе селекторного совещания в правительстве, передает корреспондент агентства.
- Виновных (в необоснованном повышении цен на ГСМ в ЮКО. - Прим. агентства) нужно наказать, - сказал К. Масимов, обращаясь к председателю АЗК Мажиту Есенбаеву.
Как сообщалось ранее, 24 сентября на большинстве АЗС в Шымкенте резко повысились цены на бензин марки АИ-80, АИ-92, АИ-93, АИ-96. Бензин АИ-80 на сегодня стоит от 80 до 85 тенге за литр (ранее - 55 тенге), АИ-92 - от 95 до 100 тенге за литр (ранее - 77 тенге), АИ-96 - от 110 до 120 тенге за литр (ранее - 90 тенге).
Напомним, что владельцы автозаправочных станций в Южно-Казахстанской области заявляют, что в области увеличивается дефицит ГСМ.
- В нашу область ГСМ должны поставлять три компании: ТД "ПетроКазахстан", "Тургай петролеум", "Казгермунай". Из них только "Тургай петролеум" поставляет, а две другие ни грамма не поставили. Несмотря на то, что объявлен мораторий на экспорт ГСМ, - сообщил журналистам президент ассоциации АЗС «Жанар Жагармай» Кайыпбек Камбаров…»
Просто фронтовые сводки какие-то! Но ведь «война» случилась не вдруг, а еще раньше.
Как это было
Проблема возникла еще полтора месяца назад. Корреспондент «Турана» вновь обратимся к скупым строкам информагентства.
«…10 августа, в акимате ЮКО состоялось совещание под председательством главы Агентства Республики Казахстан по защите конкуренции Мажита Есенбаева.
- ЮКО в месяц надо 40 тыс. тонн ГСМ, чтобы закрыть потребность и нормально провести осенне-полевые работы по уборке урожая. Другие области по количеству не сказали. Как сказал директор ТД «ПетроКазахстан» господин Го И, надо повстречаться, по объемам поговорить и жестко поставить график. Давайте эти графики посмотрим и, если они вас удовлетворят, я попрошу уполномоченный орган проконтролировать, чтобы в областях снять этот вопрос, - сказал М. Есенбаев.
Кроме того, на том же совещании господин Го И заверил присутствующих, что «с 1 августа то, что выпускаем, сразу идет на южные области. У нас нигде ничего нету. На сегодняшний день мы сделали, что смогли».
Тогда же М. Есенбаев отметил недопустимость реализации ГСМ по талонам. - Талонная продажа, уважаемые представители оптовой и розничной продажи, это нарушение закона о конкуренции, это так называемый «неравный доступ» к вашим услугам. Это будет жестко наказываться как в административном, а при необходимости, и в уголовном плане. Я официально всех вас об этом предупреждаю, чтобы завтра - а в новом законе «О конкуренции» эта норма прописана - не говорили, что вы закон недостаточно внимательно читали и этого не прочли. Не должно быть такого, чтобы один человек из Южного Казахстана заправлялся на заправке, а другой не мог бы подойти к этой заправке, купить ГСМ, - сказал М. Есенбаев»
Странные у нас какие-то совещания на высоком уровне проходят! Собираются начальники, облеченные большой властью. И говорят очень строго. А толку от этого - как от школьного педсовета, где журят неисправимого двоечника-второгодника, заранее зная, что результата от этого не будет. Но надо ведь хоть видимость воспитательной работы создать!
Между тем, утром 29 сентября корреспондент «Турана» отправился по шымкентским АЗС и везде, за редким исключением, бензин отпускался только по талонам…
Однажды много лет назад
И ведь ничего нового в этой истории нет. Залез я в свой архив. И вот цитатка из материала, написанного лет шесть-семь назад.
«…5 ноября аким ЮКО Болат Жылкышиев обратился с письмом к президенту компании «ПетроКазахстан ойл продактс» Марло Томасу. В письме выражалась глубокая озабоченность резким - на 17% - скачком цен на бензин в области. Далее отмечалось, что в связи с этим, в настоящее время в южно-казахстанской области в абсолютном выражении цены на ГСМ и его производные заметно выше, чем в других регионах Казахстана. Бензин является первоочередным продуктом стратегического назначения, и от уровня цен на него зависят цены на все товары первой необходимости, продукты питания, а также работы и услуги, включая услуги медицинского назначения. Администрация считает, что в связи со сложившейся ситуацией в области произойдет скачок роста цен на все товары и услуги. Департамент экономики области совместно с ассоциацией АЗС провел анализ сложившейся ситуации. В результате возникла необходимость реанимировать совместный приказ по территориальным управлениям МВД, департамента финансовой полиции, управления юстиции и антимонопольного департамента «О порядке взаимодействия органов внутренних дел, органов юстиции, органов финансовой полиции и антимонопольных органов Республики Казахстан по выявлению достигнутых в любой форме соглашений между субъектами рынка».
Далее в письме указывалось, что «по данным ассоциации АЗС следует, что в области нарушен баланс производства бензина и внутреннего его потребления. По данным специалистов ежемесячное количество перерабатываемой нефти на нефтеперерабатывающем заводе составляет около 200 тыс. тонн, вместо положенных 300 тыс. тонн, что свидетельствует о возможном создании условий по ценовому диктату на областном рынке нефтепродуктов». Аким предложил руководству компании «провести маркетинговые исследования и увеличить долю ГСМ на внутреннем рынке области в соответствии с потребностью». Из письма можно было сделать нехитрый вывод: бензин в области в дефиците.
Кроме того, была создана рабочая группа по мониторингу цен на нефтепродукты. Ее возглавил первый заместитель акима области Ислам Абишев. Кроме него, в состав группы вошли семь человек, среди которых еще один заместитель акима Светлана Бурлаченко, руководители почти всех силовых структур, экономисты, налоговики, антимонопольщики и представители ассоциации АЗС. Объяснение причин роста цен на бензин рабочая группа должна дать в течение 10 дней»
И все. Потом цены на ГСМ несколько снизились, скандал утих, и никто никаких вразумительных объяснений не получил. И наказан никто не был. Не хочется быть Кассандрой, но думаю, что и на этот раз все будет именно также. В конце концов, эта ситуация с большей или меньшей степенью остроты повторяется ежегодно. Только раньше было, шоком если стоимость АИ-80 поднималась до 53 тенге за литр, АИ-92 - до 57, АИ-95 - до 62 тенге. А теперь и «сотня» не предел.
Кто виноват?
Так в чем же, собственно, дело? Почему в нефтедобывающей стране ежегодно повторяется такая странная ситуация? Однозначного ответа на этот вопрос мы дать, конечно, не сможем. Но кое-что прояснить попытаемся.
Прежде всего, вновь обратимся во времена «оно». Тогда начальник департамента по регулированию естественных монополий и защиты прав потребителей заявил журналистам: «Цену на бензин подняли пять-шесть фирм-посредников, которые оптом закупают продукцию в ОАО «ПетроКазахстан ойл продактс» и реализуют ее по завышенной цене. Само же предприятие отпускные цены на ГСМ не поднимало…».
Сейчас о фирмах посредниках вроде не вспоминают. Но есть два важных момента. На предприятии уверенно говорят, что никакой розничной продажей они не занимаются, а из этого уже вытекает, что какие-то таинственные посредники есть. И второе. Узнать отпускную цену бензина на заводе невозможно. Тайна сия велика. А потому мы и не можем в реалиях судить, поднимали они ее или нет.
Кстати, так как посредник вроде как уже не имеет к монополисту никакого отношения, то и «взятки с него гладки». Теперь уже можно поднимать цену на бензин без зазрения совести до самого упора. По одной из версий, в Шымкенте (а может, и в республике) существует некий неофициальный нефтяной клуб по интересам. Своего рода монополия или, если хотите, синдикат. Те, кто вхож в этот клуб, постоянно держат руку на пульсе событий и постоянно взаимодействуют и с министерством, и с казахстанскими производителями ГСМ, одновременно лоббируя свои интересы как в правительстве, так и в парламенте. Здесь стоит вспомнить, что нефть - это самый прибыльный легальный бизнес. А где большие прибыли, там и большие, а временами просто неограниченные, возможности по успешному претворению своих замыслов в жизнь. А вот мнение, высказанное за полдня до того самого совещания в разговоре с корреспондентом «Турана» весьма компетентным человеком - председателем Ассоциации АЗС «Жанар Жагармай» Кайыпбеком Камбаровым.
- При всех причинах ситуации я выделю главную. Собственного бензина в стране попросту не хватает. По нашим данным, Казахстану для удовлетворения внутреннего рынка необходимо перерабатывать 15-17 млн. тонн нефти, а перерабатывается у нас в реалиях 12-13 млн. тонн. Так возникает зависимость в поставках российского бензина. Поэтому, в глобальном плане нужно строить еще один нефтеперерабатывающий завод либо сеть мини-НПЗ. Ну и, конечно, государственное регулирование торговли горючим должно быть реальным, а не номинальным, как сейчас. Иначе история будет повторяться.
Алексей ГОНЧАРОВ,
Шымкент
|