"Бабушке" СМИ ЮКО в этом году исполняется 90 лет
Фандорин777 17 Января 2015 в 11:54:53
Известно, что первой русскоязычной газетой в Южном Казахстане, прародительницей "ЮК", была "Смычка" – орган Сыр-Дарьинского губкома РКП (б), губисполкома, губернских комитетов комсомола, Союза кошчи и губпрофсовета. Первый номер газеты вышел 1 мая 1925 года. Первоначально редакция располагалась в Чимкенте на углу улиц Ленина и Крегера, затем переехала на Туркестанскую. Мои более старшие коллеги пытались найти все экземпляры "Смычки", но сделать это не удалось. Полностью нашей газеты не оказалось даже в Книжной палате, куда должны были непременно отправлять каждый вышедший из печати экземпляр. Кое-что сохранилось в Республиканской публичной библиотеке, но только за 1925 год. Между тем если в первый год издания "Смычка" выходила один раз в неделю, то с ноября 1926 – два.
О чем писалось в первых номерах "Смычки"? Рассказать об этом помогут фонды областного архива. Небольшие заметки любопытны тем, кто любит сравнивать прошлое и настоящее. Номер от 2 июля 1925 года на три четверти посвящен празднованию международного Дня кооперации. Но что такое кооперация в Южном Казахстане, можно было проследить на примере работы "Чимпо" (Чимкентское общество потребительской кооперации). В заметке пишется: "Чимпо обслуживает исключительно городское население. В городе имеется две лавки. В первой продаются керосин, деготь и другие товары. В другой – обувь, платье, бакалея, посуда и пр. Намечено в будущем развивать продуктовую торговлю. Ожидаются на днях крупные партии мануфактуры, посуды и железа из Центрсоюза. Неходовой товар – военкоопская обувь, тяжелые ткани, старые папирусы – сдан обратно. Открыто отделение "Чимпо" на санзаводе. Начато кредитование рабочих. За май чистая прибыль выразилась в сумме 855 рублей. В общем, чувствуется, что Чимкент крепнет и постепенно поднимается на ноги". А что говорили по поводу "Смычки"? Привожу заметку, опубликованную под рубрикой "На местах": "Крестьяне признали, что газета в деревне необходима, она является рассадником культуры среди крестьян, оживляет и оздоровляет советский аппарат в селе. Произведена добровольная подписка. На два села теперь имеется 18 подписчиков: на шесть дворов приходится одна газета".
Тринадцатый номер "Смычки" рассказывает о телефонной связи Чимкента с селами Георгиевка Бадамской, Комеш-базар Арысской и Чаян-мечеть Чаяновской волостей.
Корреспондент А. Кузнецов побывал в составе ветеринарной экспедиции на джайляу. Вот как он обрисовал увиденное: "Кочевники ведут здесь самый первобытный образ жизни, редкий из них бывал в своем административном центре... и кроме своей аульной администрации никакой соввласти не знает. И нечего удивляться, если ветеринар лечил здесь и животных, и людей".
Женская тема не сходила со страниц "Смычки". На первом губернском совещании работниц "делегатки требовали устройства клубов и школ для женщин, газет и литературы на казахском языке. Одна делегатка заявила, что когда она вошла в партию и занялась общественной работой, то муж бросил ее. Заканчивая свое слово, она говорит: "Все же я осталась верной партии и помогу угнетенной женщине-казашке выйти из темноты".
Весьма активно сотрудничает с нашей газетой Василий Кузьмич Ливенцов, сначала простой крестьянин из Черноводского села Чимкентского уезда, а позже – заместитель наркома земледелия Туркестана. В 1919 году со своей красногвардейской дружиной он остановил продвижение в Чимкент отряда военного комиссара Туркестана К. Осипова. В №16 от 20 августа 1925 года в корреспонденции "Необходим поворот" он пишет о патриотизме чимкентцев: "...когда Чимкенту угрожала опасность со стороны белогвардейских банд Осипова... в два-три дня были организованы в городе: обоз в 200 подвод, пеший отряд в 350 штыков и 50 – конницы. И все как один встали на защиту – и старики, и молодые... В результате Осипов был разбит в дверях Чимкента наголову".
В. Ливенцов появится на страницах "Южанки" в 2009-ом. Мы воспользуемся его воспоминаниями о тех событиях.
Все советские годы газеты открывались передовицей, этаким идеологическим наставлением: в каком месте намечен правильный курс сначала на социализм, а потом на коммунизм? А как влиять на людей, если не хватает газет, журналов, литературы? "При проверке библиотеки сайрамской ячейки РКП (б) комиссия, к удивлению своему, обнаружила "Азбуку коммунизма", – пишет "Смычка". – Задали вопрос ответственному секретарю ячейки: "Где взял книгу?" Он ответил, что украл у одного приезжего работника из города..." "Азбука коммунизма" была, как назвали ее авторы Н. Бухарин и Е. Преображенский, "учебником коммунистической грамотности".
О первых санаториях, домах отдыха, куда простым трудящимся давали бесплатные путевки, пишет газета. Народ ехал, отдыхал и удивлялся невиданной доселе роскоши. В №30 "Смычки" опубликовано "Письмо из Крыма". Черноводский крестьянин Роман Опрыщенко приехал на отдых в Ливадийский дворец, бывшие царские хоромы, а в феврале 1945-го здесь прошла Ялтинская конференция "большой тройки". Восторг от увиденного был неописуемый. Крестьянин обещал привезти что-нибудь на память из дворца. Я вспомнила свою турпоездку в Крым в конце 70-х годов. Экскурсовод, рассказывая о Ливадийском дворце, где в 20-30-е годы был профсоюзный санаторий, с некоторым презрением сказала: "Благодаря советским трудящимся фрески, мебель были основательно повреждены. Нашли кого вселять в это чудо! Впрочем, можете сообщить мое мнение в компетентные органы, если у кого-то есть желание". Экскурсовод была явно из бывших. Но привез ли что-нибудь крестьянин Роман из Ливадии? Не знаю.
"Смычка" рассказывала о жизни так, какой она ее видела. Без прикрас.
Л. Ковалева, "Южный Казахстан", 12 января
О чем писалось в первых номерах "Смычки"? Рассказать об этом помогут фонды областного архива. Небольшие заметки любопытны тем, кто любит сравнивать прошлое и настоящее. Номер от 2 июля 1925 года на три четверти посвящен празднованию международного Дня кооперации. Но что такое кооперация в Южном Казахстане, можно было проследить на примере работы "Чимпо" (Чимкентское общество потребительской кооперации). В заметке пишется: "Чимпо обслуживает исключительно городское население. В городе имеется две лавки. В первой продаются керосин, деготь и другие товары. В другой – обувь, платье, бакалея, посуда и пр. Намечено в будущем развивать продуктовую торговлю. Ожидаются на днях крупные партии мануфактуры, посуды и железа из Центрсоюза. Неходовой товар – военкоопская обувь, тяжелые ткани, старые папирусы – сдан обратно. Открыто отделение "Чимпо" на санзаводе. Начато кредитование рабочих. За май чистая прибыль выразилась в сумме 855 рублей. В общем, чувствуется, что Чимкент крепнет и постепенно поднимается на ноги". А что говорили по поводу "Смычки"? Привожу заметку, опубликованную под рубрикой "На местах": "Крестьяне признали, что газета в деревне необходима, она является рассадником культуры среди крестьян, оживляет и оздоровляет советский аппарат в селе. Произведена добровольная подписка. На два села теперь имеется 18 подписчиков: на шесть дворов приходится одна газета".
Тринадцатый номер "Смычки" рассказывает о телефонной связи Чимкента с селами Георгиевка Бадамской, Комеш-базар Арысской и Чаян-мечеть Чаяновской волостей.
Корреспондент А. Кузнецов побывал в составе ветеринарной экспедиции на джайляу. Вот как он обрисовал увиденное: "Кочевники ведут здесь самый первобытный образ жизни, редкий из них бывал в своем административном центре... и кроме своей аульной администрации никакой соввласти не знает. И нечего удивляться, если ветеринар лечил здесь и животных, и людей".
Женская тема не сходила со страниц "Смычки". На первом губернском совещании работниц "делегатки требовали устройства клубов и школ для женщин, газет и литературы на казахском языке. Одна делегатка заявила, что когда она вошла в партию и занялась общественной работой, то муж бросил ее. Заканчивая свое слово, она говорит: "Все же я осталась верной партии и помогу угнетенной женщине-казашке выйти из темноты".
Весьма активно сотрудничает с нашей газетой Василий Кузьмич Ливенцов, сначала простой крестьянин из Черноводского села Чимкентского уезда, а позже – заместитель наркома земледелия Туркестана. В 1919 году со своей красногвардейской дружиной он остановил продвижение в Чимкент отряда военного комиссара Туркестана К. Осипова. В №16 от 20 августа 1925 года в корреспонденции "Необходим поворот" он пишет о патриотизме чимкентцев: "...когда Чимкенту угрожала опасность со стороны белогвардейских банд Осипова... в два-три дня были организованы в городе: обоз в 200 подвод, пеший отряд в 350 штыков и 50 – конницы. И все как один встали на защиту – и старики, и молодые... В результате Осипов был разбит в дверях Чимкента наголову".
В. Ливенцов появится на страницах "Южанки" в 2009-ом. Мы воспользуемся его воспоминаниями о тех событиях.
Все советские годы газеты открывались передовицей, этаким идеологическим наставлением: в каком месте намечен правильный курс сначала на социализм, а потом на коммунизм? А как влиять на людей, если не хватает газет, журналов, литературы? "При проверке библиотеки сайрамской ячейки РКП (б) комиссия, к удивлению своему, обнаружила "Азбуку коммунизма", – пишет "Смычка". – Задали вопрос ответственному секретарю ячейки: "Где взял книгу?" Он ответил, что украл у одного приезжего работника из города..." "Азбука коммунизма" была, как назвали ее авторы Н. Бухарин и Е. Преображенский, "учебником коммунистической грамотности".
О первых санаториях, домах отдыха, куда простым трудящимся давали бесплатные путевки, пишет газета. Народ ехал, отдыхал и удивлялся невиданной доселе роскоши. В №30 "Смычки" опубликовано "Письмо из Крыма". Черноводский крестьянин Роман Опрыщенко приехал на отдых в Ливадийский дворец, бывшие царские хоромы, а в феврале 1945-го здесь прошла Ялтинская конференция "большой тройки". Восторг от увиденного был неописуемый. Крестьянин обещал привезти что-нибудь на память из дворца. Я вспомнила свою турпоездку в Крым в конце 70-х годов. Экскурсовод, рассказывая о Ливадийском дворце, где в 20-30-е годы был профсоюзный санаторий, с некоторым презрением сказала: "Благодаря советским трудящимся фрески, мебель были основательно повреждены. Нашли кого вселять в это чудо! Впрочем, можете сообщить мое мнение в компетентные органы, если у кого-то есть желание". Экскурсовод была явно из бывших. Но привез ли что-нибудь крестьянин Роман из Ливадии? Не знаю.
"Смычка" рассказывала о жизни так, какой она ее видела. Без прикрас.
Л. Ковалева, "Южный Казахстан", 12 января
|