Аэрофлот выиграл иск у аэропорта Шымкента

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
danilov 14 Июня 2022 в 11:35:57
В ходе судебного разбирательства установлены все птицы, врезавшиеся в российский аэробус при взлете с шымкентского аэропорта. Это оказались вороны.

Экономический суд Шымкента закончил гражданское разбирательство по иску публичного акционерного общества "Аэрофлот - российские авиалинии" к АО "Международный аэропорт Шымкент" с требованием взыскать убытки, причиненные российскому самолету при столкновении с птицами в аэропорту Шымкента летом 2018 года. Примечательно, что основную сумму ущерба россияне получили от страховых компаний, а от шымкентского аэропорта требовали выплаты только так называемой безусловной франшизы страхования в 50 000 долларов США.

Как это было - "Birdstrike" (Удар птицы)

1 июля 2018 года из аэропорта Шымкента вылетал в Москву российский аэробус А320 со 150 пассажирами на борту. При разбеге экипаж воздушного судна увидел прямо по курсу, на высоте примерно 50 метров, поднявшуюся с полосы большую стаю птиц. Практически сразу самолет врезался в птичью стаю, и послышались звуки ударов в носовую часть фюзеляжа. Командир корабля доложил диспетчеру шымкентской вышки - "…для информации - после взлета попали в стаю птиц, параметры двигателей пока без замечаний". Также командир высказал свои подозрения, что без повреждений не обошлось - "Не исключены повреждения элементов механизации крыла, также слышалась вибрация в движке", - сообщил он диспетчерам. В бортовом журнале летчиками была сделана запись: "Birdstrike" (Удар птицы).

Несмотря на это, командир аэробуса принял решение продолжить рейс и благополучно добрался до Москвы.

В Шымкенте сразу после взлета аэробуса к месту "происшествия" устремились работники аэродромной службы. На полосе были найдены четыре подбитые вороны…

В московском Шереметьево на послеполетном осмотре на лайнере обнаружили многочисленные следы от столкновения с птицами - пятна бурого цвета, остатки перьев и биомассы птиц на основных опорах шасси, предкрылках. Выявился и урон - поврежденными оказались три лопатки вентилятора двигателя №1, разбита левая фара на передней опоре шасси.

Страховщики все оплатили

Россияне произвели ремонт, в том числе прикупили поврежденные запчасти за рубежом, что обошлось им в общей сложности в 1 647 260,18 российских рублей и 148 599 долларов США.

Практически все затраты они возместили за счет страховых компаний. Страховщики лишь вычли так называемую безусловную франшизу – определенную страховым договором минимальную сумму ущерба, который не возмещается страховщиками. Безусловная франшиза в данном случае составляла 50 000 долларов США. Каковую россияне и предъявили к возмещению шымкентскому аэропорту.

Мотивировали свои претензии тем, что аэропорт обязан был обеспечить безопасность полетов, в том числе и орнитологическую (защиту от птиц). И поскольку этого сделано не было, то аэропорт обязан возместить связанный с этим ущерб, причиненный авиаперевозчику.

Между аэрофлотом и аэропортом имелся соответствующий договор. И поначалу россияне пытались получить возмещение в рабочем порядке, посредством внесудебных переговоров. Однако аэропорт платить категорически отказался. В итоге в июле 2021 года авиаперевозчик подал в суд. Дело рассматривалось в специализированном межрайонном экономическом суде Шымкента.

Вороны – обстоятельства непреодолимой силы
В суде представители ответчика заявили, что аэропортом принимаются все необходимые меры для предотвращения столкновения птиц с воздушными судами.

"Птицы, с которыми столкнулось воздушное судно истца, являются представителями дикой природы, живущие по животным инстинктам… Данное происшествие необходимо рассматривать в качестве обстоятельства непреодолимой силы", - говорится в отзыве ответчиков.

Между тем, даже представитель городской прокуратуры Шымкента, участвовавший в деле в качестве государственного обвинителя, в своем заключении признал обоснованность претензий россиян и просил иск удовлетворить.

В ходе рассмотрения гражданского дела суд вновь предложил сторонам использовать возможность заключения мирового, медиативного либо партисипативного соглашения об урегулировании спора. На что сторонам предоставлялся почти год времени. Но стороны к согласию не пришли, каждый упорствовал на своем.

Решение суда

И вот председательствующий по делу судья СМЭС Шымкента Серик КАРИМ, изучив все обстоятельства, пришел к выводу о полной правоте россиян.

"Нашло свое подтверждение то обстоятельство, что столкновение птицы с воздушным судном произошло при взлете воздушного судна в зоне ответственности аэропорта", - отметил С. Карим в мотивировочной части судебного решения.

В результате суд вынес решение иск удовлетворить в полном объеме, взыскать с аэропорта Шымкента в пользу российского Аэрофлота 50 000 долларов США по курсу по курсу на момент подачи иска в июле прошлого года - 426,47 тенге за доллар США. Что в итоге составило 21 323 500 тенге, а также госпошлину в размере 639 705 тенге.

У сторон имеется месяц времени на подачу апелляционного протеста.

https://ratel.kz/raw/aeroflot_rossii_vyigral_isk_u_aeroporta_shymkenta
Комментарии, по рейтингу, по дате
  старик 15.06.2022 в 00:23:46   # 799026
Quote:
Также командир высказал свои подозрения, что без повреждений не обошлось - "Не исключены повреждения элементов механизации крыла, также слышалась вибрация в движке"
И: Quote:
Несмотря на это, командир аэробуса принял решение продолжить рейс и благополучно добрался до Москвы.
А разве за принятие такого решения командир не заслужил наказания-порицания? По моему совершенно легкомысленно командир поставил на кон жизни пассажиров.
  TARCUS 15.06.2022 в 19:49:26   # 799054
Цитата: старик от 15.06.2022 00:23:46
Quote:
Также командир высказал свои подозрения, что без повреждений не обошлось - "Не исключены повреждения элементов механизации крыла, также слышалась вибрация в движке"
И:[quote]Несмотря на это, командир аэробуса принял решение продолжить рейс и благополучно добрался до Москвы.
А разве за принятие такого решения командир не заслужил наказания-порицания? По моему совершенно легкомысленно командир поставил на кон жизни пассажиров.[/quote]

Работа двигателей и самолетных систем была в норме, а этого достаточно, чтобы не прекращать взлет. Все повреждения были обнаружены на земле и никак не сказались на полете. Решение в любом случае за КВС.

По мне так вина аэропорта очевидна и про байки об "обстоятельствах непреодолимой силы" пусть дилетантам рассказывают. Высота 50 метров входит в зону ответственности аэропорта
  Практичный 16.06.2022 в 08:41:49   # 799068
Не прокатаило "по шымкентски"
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь