Что нужно знать, покупая мобильный телефон

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
Гость 02 Мая 2019 в 11:56:33
Что нужно знать, покупая мобильный телефон

1 июля 2019 года вступают в силу поправки в закон “О защите прав потребителей”, которые лишают покупателей возможности вернуть продавцу исправный телефон в течение 14 дней со дня покупки. Но, как оказалось, поправка эта не ограничивается только телефонами.
Очень важный пункт


2 апреля президент Казахстана Касым-Жомарт ТОКАЕВ подписал закон “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития бизнес-среды и регулирования торговой деятельности”.

Данный закон содержит поправки, связанные с совершенствованием электронной и биржевой торговли, торговли в сфере агропромышленного комплекса, налогового и таможенного администрирования, с сокращением теневого оборота в экономике и снижением издержек для бизнеса.

Рядовых потребителей напрямую затронут поправки в пункт 1 статьи 30 закона “О защите прав потребителей”. Там говорится:

“Продавец (изготовитель) обязан обеспечить обмен или возврат непродовольственного товара надлежащего качества, если он не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, ярлыки, а также документ, подтверждающий факт при­обретения товара, в течение четырнадцати календарных дней, если более длительный срок не установлен договором, со дня приобретения товара, за исключением:

1) лекарственных средств и медицинских изделий;

2) нательного белья;

3) чулочно-носочных изделий;

4) животных и растений;

5) метражных товаров, а именно тканей из волокон всех видов, трикотажного и гардинного полотна, меха искусственного, ковровых изделий, нетканых материалов, лент, кружева, тесьмы, проводов, шнуров, кабелей, линолеума, багета, пленки, клеенки.


Теперь этот список товаров надлежащего качества, которые не подлежат возврату и обмену, пополнился еще одним пунктом, шестым: “абонентских устройств связи”.

Активизировали - значит попользовались

Причины, по которым абонентские устройства связи дополнили список невозвратных товаров, объяснили в Министерстве нацио­нальной экономики. В ведомстве отметили, что это сделано в целях соблюдения баланса в защите прав потребителей и продавцов, при этом подчеркнув, что норма также направлена на защиту потребителя.

“Реализация данной продукции одновременно сопровож­дается ее активизацией и загрузкой ряда программ, носящих идентификационную авторизацию. Возвращенная в течение 14 дней продукция, хоть и надлежащего качества, по сути становится бывшим в употреблении техническим устройством, требующим обнуления всех цифровых следов его первого владельца. Дальнейшая реализация данного устройства влечет ряд необоснованных проблем для нового добросовестного пользователя”, - говорилось в официальном сообщении министерства.

В нем также уточнялось, что речь идет исключительно о товарах надлежащего качества:

“Данная норма не распространяется на абонентские устройства сотовой связи ненадлежащего качества, то есть не соответствующие требованиям, установленным техническими регламентами и нормативными документами, выпущенные с нарушением прав интеллектуальной собственности, независимо от их употреб­ления, сохранения товарного вида, потребительских свойств, пломб и ярлыков. Согласно действующему законодательству продавец (изготовитель) обязан обеспечить обмен или возврат такого товара в течение тридцати календарных дней со дня его приобретения с возвратом потребителю денежной суммы за купленный товар”, - пояснили в Министерстве нацэкономики.

Что изменится

Если вы приобрели мобильный телефон и в течение 14 дней с момента покупки вдруг поняли, что это не то, что нужно, вы можете спокойно его вернуть продавцу при условии сохранности товарного вида, ярлыков, пломб, пленок и так далее. К примеру, вы купили в подарок телефон розового цвета, но человек, которому вы его подарили, хотел белый. Вы можете спокойно обменять покупку или вовсе вернуть ее. С 1 июля же этого сделать не сможете. Единственная причина, по которой вы можете вернуть мобильник продавцу, - он неисправен либо не соответствует заявленным продавцом характеристикам. Допустим, в документации указан третий слот под SIM-карту, но в наличии таких слотов всего два.

О чём забыли упомянуть

Вся соль поправки заключается в самом определении “абонентское устройство связи”. Исходя из объяснения Министерства нац­экономики можно предположить, что если устройство не поддерживает установку и активизацию программ, требующих идентификационную авторизацию, например простой кнопочный мобильник, то, значит, под действие нового закона оно не подпадает и его можно смело вернуть… Но на деле оказывается, что это не так.

Понятие “абонентское устройство связи” раскрыто в законе “О связи”.

“Абонентское устройство сотовой связи - средство связи индивидуального использования, формирующее сигналы электрической связи для передачи или приема заданной абонентом информации и подключаемое к сети оператора сотовой связи, не имеющее постоянного географически определяемого местоположения в рамках обслуживаемой территории, работающее в сетях сотовой связи”.

Как видите, никаких сносок и уточнений по поводу устанавливаемых программ с идентификацией и авторизацией абонента в законе нет.

В правилах оказания услуг сотовой связи в отношении абонентских устройств сказано:

“Абонент для пользования услугами сотовой связи и(или) услугами, технологически связанными с ними, использует абонентские устройства, отвечающие требованиям технической совместимости с оборудованием абонентского доступа оператора сотовой связи. В качестве абонентских устройств могут использоваться сотовые телефоны, смарт­фоны, планшеты и ноутбуки со встроенными модемами, а также USB-модемы, мобильные Wi-Fi-роутеры и другие средства связи”.

Исходя из этого можно предположить, что под другими средствами связи стоит подразумевать и GPS-навигаторы, счетчики, автосигнализации и другие устройства, в которых используется SIM-карта сотового оператора.

Из этого можно сделать вывод, что отныне продавцы имеют полное право не принимать у вас назад любые устройства (надлежащего качества), в которых есть слоты для SIM-карт.

Потребители без права

Как правило, любые поправки в закон “О защите прав потребителей” принимались в Казахстане при активном участии и консультациях республиканского общественного объединения “Национальная лига потребителей”. Однако на этот раз лига оказалась не у дел. Об этом нашему корреспонденту сообщила председатель правления объединения Светлана РОМАНОВСКАЯ.

- Никто с нами по этому поводу не советовался, - возмущена Романовская. - Но самое интересное в том, что, по словам продавцов, эта поправка не их лобби, а лобби производителей. Мало того, когда они вносили эту поправку, сам закон не рассматривался. Рассматривались только сопутствующие нормативно-правовые акты. Никто не думает о потребителях. А эта поправка ущемляет их права. Потребитель - это слабая сторона, поскольку он совершенно не знает свойств и качеств какого-либо товара, когда его приобретает. Мы всегда надеемся, что предприниматели, предлагая товар, дают о нем полную информацию. Но зачастую они не только не делают этого, но и вводят в заблуждение. Все, что касается защиты потребителей со стороны государства, у нас не работает. Вот мы и остаемся ни с чем. Я считаю эти поправки нарушением, поскольку сотовый телефон и другие устройства - это сложные товары: не сразу поймешь, сможешь ты к нему приноровиться или нет, понравится ли тебе его эксплуатация или нет.

При этом Романовская отметила, что лига ничего не будет предпринимать по этому поводу, поскольку закон уже принят и изменить что-либо они не в силах.

Руслан БАХТИГАРЕЕВ, Алматы.

Цифры в тему

12 000 000 пользователей мобильной связи насчитывалось в Казахстане в 2018 году, по данным Global Mobile Market Report.

148 абонентов сотовой связи на 100 человек приходилось в Казахстане в 2017 году, по данным комитета по статистике. По данным Всемирного банка, этот показатель составлял 146,63.

4,5 миллиона устройств на полмиллиарда долларов ввезли в Казахстан в 2017 году.

65% населения в Казахстане имеют смартфоны, 28% - простые мобильные телефоны, остальные 7%

не имеют мобильной связи, по данным The Global Attitudes Project.

Стоимость мобильных телефонов в Казахстане варьируется от 2000 до

950 000 тенге.

https://time.kz/articles/zloba/2019/05/01/abonentam-nedostupen
Комментарии, по рейтингу, по дате
  Absolute 02.05.2019 в 14:41:31   # 719530
Кто-нибудь знает законные способы отменить данную поправку ? Кроме Митинга и общественного резонанса ?
У нас даже правительство топорно работает, про ниже стоящих и говорить нечего.
  Absolute 02.05.2019 в 14:42:40   # 719531
Ощущение, что люди нынешнего поколения будут мечтать умереть с мыслью "Свободен ото всех оков".
  RedFlag 02.05.2019 в 17:05:14   # 719542
Переходим на
https://shwanoff.ru/wp-content/uploads/2017/12/v2ba8ef2tok-e1512027898506-768x747.jpg
  старик 02.05.2019 в 20:07:36   # 719568
Ну вроде обоснованное решение: по аналогии-авто , выехавшее за пределы торгового предприятия , сразу теряет в цене. "Не устроил цвет"! Башку включай когда покупаешь такую дорогую вещь! Другой разговор, что иногда неисправную вещь не сдашь обратно, или сдашь с мытарствами и нервотрепкой.
  divan 03.05.2019 в 02:42:08   # 719609
Друзья, смотрите глубже. Причем тут Активизировал устройство или нет, в любом телефоне, фотоаппарате, телевизоре и наверно у кого то даже холодильнике есть такой пункт меню как Заводской сброс ( Factory Reset) . Он делает любой гаджет девственно чистым, поэтому это лишь отговорка. И это лобби не производителей, ни ретейлеров, а правительства. И вот почему: однажды включив телефон со своей симкой он автоматически всвязи с недавним законом попадает в базу имей кодов, и вернув телефон магазину, у нового покупателя возникнет путаница ( кто будет отвязывать телефон, тем более что эта процедура незаметна), таким образом скоро возникли бы негативные случаи когда человек узнает что у него другое ФИО в базе итд. Это просто надзаконный акт ( или поправка) которая позволяет новому закону о регистрации IMEI кодов лучше работать! Только и всего. Но как всегда страдает народ...

Если завтра какойто ритейлер скажет, а вот МЫ будем возвращать устройства через 14 дней, вот увидите, они будут на слуху, и заработают респект, но быстро одумаются потому что из астаны им позвонят...
  Pachinok 03.05.2019 в 11:19:55   # 719636
Quote:
“Реализация данной продукции одновременно сопровож­дается ее активизацией и загрузкой ряда программ, носящих идентификационную авторизацию. Возвращенная в течение 14 дней продукция, хоть и надлежащего качества, по сути становится бывшим в употреблении техническим устройством, требующим обнуления всех цифровых следов его первого владельца. Дальнейшая реализация данного устройства влечет ряд необоснованных проблем для нового добросовестного пользователя”, - говорилось в официальном сообщении министерства.

Пусть этим занимаются те же реализаторы. у них же хватает наглости брать 10 или сколько там тысяч тенге за эту самую установку гугл аккаунта, ватсапа и прочего. Так пусть и откатывают потом в заводское меню. в чем проблема???
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь