Почему в нефтяном Казахстане растет цена бензина?
admin 12 Января 2016 в 10:45:41
Интересный парадокс получается — стоимость нефти падает, а цена бензина в РК растет. Редакция NUR.KZ поинтересовалась у экспертов, почему это происходит.
Каковы причины дорогого бензина в РК?
Отметим, что последнее время казахстанцев пугают очередным повышением цен на бензин до 220 тенге. Прогнозируется, что ставки акцизов на топливо поднимут почти в два раза. А через несколько месяцев цены взлетят еще выше.
При этом цена на нефть впервые за шесть лет упала ниже 40 долларов, и близка к 30. Цена же на топливо в Казахстане покоряет новую высоту — рост ставок на акцизы неизбежно заставит владельцев заправок переписать ценники. За литр горючего платить придётся на 4-7 тенге больше.
Как отмечает директор Департамента развития нефтяной промышленности Министерства энергетики РК Куандык Кулмурзин: «Это изменение налога — это косвенный налог, всё-таки он может повлиять на изменение цен как на оптовом рынке, так и на розничном. Введение этого налога продиктовано, скорее всего, решением правительства в части доходов по бюджету». А дальше куда более существенное изменение ценников. Предрекают его через несколько месяцев, однако это может случиться и раньше. Все зависит от ситуации на валютном рынке.
Экономический обозреватель Денис Кривошеев уверен, что при текущих ценах и при текущей стоимости доллара ориентировочная цена бензина – в районе 180 тенге. «Если будет меняться стоимость рубля, российского бензина, от которого мы зависим, то мы наблюдаем район 220 тенге за литр», — считает он.
Как объясняют эксперты, дороговизна бензина объясняется ещё тем, что казахстанские нефтеперерабатывающие заводы работают вполсилы, производя при этом продукт невысокого качества. Следовательно, недорогого отечественного топлива просто не хватает. Как минимум треть горючего наша страна завозит из России. «Причинами всего этого является дефицит нефтепродуктов на внутреннем рынке Казахстана. Это связано с тем, что наши НПЗ не в состоянии обеспечить рынок нефтепродуктами необходимого количества, необходимого качества», — пояснил экономист Сергей Смирнов.
Однако, налоговые органы и Антимонопольный комитет РК обещают не допустить получения сверхприбылей со стороны АЗС. За сговор заправки будут сурово наказывать, обещает министр национальной экономики Ерболат Досаев, который вообще не считает, что стране нужно ждать повышения цен на бензин.
Очень мало своих НПЗ, и «российский след»
Известный экономист Петр Своик отмечает: «В США, после удешевления нефти цены на бензин упали почти вдвое, но там производство и реализация ГСМ вставлены в вертикально-интегрированные цепочки «от скважины до бензоколонки». Причем таких конкурирующих вертикальных цепочек – много. У нас всего три НПЗ, каждый из которых в производственном и логистическом смысле является фактической естественной монополией. К тому же как раз не вертикально интегрированной, а запутанно и непрозрачно вставленной в посреднические схемы поставок нефти и сбыта продукции. Рынка, способного сбивать цены конкуренцией в такой схеме нет в принципе, но нет и целенаправленной государственной антимонопольной структурной и ценовой политики»
Также, эксперт поведал, что к казахстанскому рынку ГСМ подключены и российские производители – и это при снятых таможенных границах, но при совершенно различных схемах налогообложения нефтедобычи и формирования акцизов на автогорючее.
«По каким ценам поставляется нефть на НПЗ и как они связаны с мировыми биржевыми ценами, как формируются многоступенчатые ценовые цепочки и как делятся посреднические и монопольные прибыли – боюсь, этого не знаю не только я и вопрошающие депутаты, но и сами ответственные за рынок ГСМ ведомства. Министр национальной экономики утешает нас сейчас отсылками к завершению модернизации НПЗ к такому-то году, но это не только очень старый, но и ложный посыл. Модернизация необходима, но еще более необходимы правильное структурирование и эффективное ценовое регулирование. К тому же, модернизация на иностранные займы как-то не вяжется с надеждами на снижение цен», — уверен эксперт.
Рост цены на бензин неизбежен
Независимый эксперт Олжас Байдельдинов отмечает: «Стоимость ГСМ действительно весьма болезненная тема для казахстанского общества. В ноябре прошлого года я приводил расчеты, свидетельствующие о справедливой цене Аи-92 в районе 200 тенге. Однако, вопреки популярным «расчетам» дело не только в девальвации национальной валюты, но и в необходимости возврата инвестиций, потраченных на модернизацию наших НПЗ.
Одно из самых популярных мнений, причем как в «массах» так и среди представителей органов власти, звучит так: «Почему, когда нефть падает в цене, бензин наоборот растет?». Попробуем вкратце объяснить действующую модель ценообразования.
Дело в том, что ГСМ в Казахстане всегда был и остается «дотационным», цена на ГСМ никогда не обеспечивала равную доходность по сравнению с экспортными поставками — именно поэтому иностранные консорциумы никогда не поставляли существенных объемов добываемой нефти на внутренний рынок, а казахстанских нефтедобытчиков практически заставляют это делать»
Олжас Байдельдинов отмечает важный нюанс: когда цены на мировом рынке достаточно высокие, серьезные доходы от экспорта позволяли добывающим компаниям «закрывать глаза» на упущенную прибыль/убытки от поставок на внутренний рынок. Если вернуться к расширенному заседанию Правительства, считает эксперт, то можно вспомнить, что глава КМГ прямо заявил, что поставки на внутренний рынок для национальной компании в настоящее время убыточны.
«И факту убыточности поставок на внутренний рынок есть объяснение — обесценение национальной валюты вкупе с падающими ценами на нефть на мировых рынках при валютных долгах казахстанских компаний. Т.е. даже не вдаваясь в детальные экономические расчеты, мы можем говорить о необходимости и неизбежности дальнейшего роста цен. Кроме того, все нефтедобывающие компании всегда рассчитывают, сколько сейчас приносят экспортные поставки и поставки на рынок РК, которые при снижении курса становятся экономически неэффективными из-за упущенной выгоды (или даже убытков). Во всей этой дилемме есть недостаток информационной работы с населениям — необходимо с самого начала объяснять, что все наши цены всегда были дотационными. Но в период высоких цен на нефть, эти цены можно было дотировать за счет экспортной выручки, а сейчас уже нет», — объясняет Олжас Байдельдинов.
Второе популярное мнение звучит следующим образом: «Почему мы в нефтедобывающей стране должны покупать такой дорогой бензин?». В этом плане, как считает эксперт, тоже недостаток той самой разъяснительной работы.
«Ведь неоднократно и глава государства, и руководители министерства энергетики призывали к экономии нашего главного экспортного товара. Но эти призывы редко материализовывались в стремлении казахстанцев покупать экономичные авто. Достаточно посмотреть на дороги наших городов — ну какая там экономия? Все желают (и приобретают) автомобили с большим расходом топлива, большие машины, которые по факту «возят воздух», а не людей.
Нужно объяснять населению, что снижение поступлений от экспорта нефти и нефтепродуктов, а также снижение цен на ГСМ приведет к соответствующему снижению государственных расходов на те же самые автодороги, уборку улиц и прочее», — уверен Олжас Худайбергенов.
Кроме того, по мнению эксперта, необходимы стимулирующие меры для реального снижения потребления ГСМ. Т.е. факт того, что мы являемся нефтедобывающей страной, по мнению Олжаса Худайбергенова, не означает и не должен означать высокое потребление нефтепродуктов.
«Потребляя больше ГСМ, чем требуется, каждый автовладелец уменьшает экспортную выручку всей страны, что приводит к дальнейшей цепной реакции. При этом считаю, что требуется принятие ряда экономических мер: дальнейшее увеличение налога на транспорт для автомобилей с большим объемом двигателей (об этом говорят многие и это будет являться справедливым решением в текущих экономических условиях), ликвидация всех льгот по налогу на транспорт, введение дифференцированных ставок налога и увеличение налога в зависимости от возраста авто (чем старше — тем дороже), а также стимулирующие меры — обнуление различных пошлин и платежей для гибридных и электромобилей, малолитражных авто. Снижение потребления ГСМ в масштабах страны стало бы серьезным достижением Казахстана в рамках проведения выставки ЭКСПО-2017, ключевой идеей которой является «Энергия будущего»», — отмечает эксперт.
В целом, повышение цен на ГСМ, по его мнению, неизбежно (в т.ч. и в краткосрочном периоде из-за повышения акцизов на переработку), что, возможно, заставит казахстанских автовладельцев пересмотреть свои взгляды и предпочтения в сторону более компактных и экономичных авто.
http://finance.nur.kz/news/prices/1009148-pochemu-v-neftyanom-kazakhstane-rastet-c.html
Каковы причины дорогого бензина в РК?
Отметим, что последнее время казахстанцев пугают очередным повышением цен на бензин до 220 тенге. Прогнозируется, что ставки акцизов на топливо поднимут почти в два раза. А через несколько месяцев цены взлетят еще выше.
При этом цена на нефть впервые за шесть лет упала ниже 40 долларов, и близка к 30. Цена же на топливо в Казахстане покоряет новую высоту — рост ставок на акцизы неизбежно заставит владельцев заправок переписать ценники. За литр горючего платить придётся на 4-7 тенге больше.
Как отмечает директор Департамента развития нефтяной промышленности Министерства энергетики РК Куандык Кулмурзин: «Это изменение налога — это косвенный налог, всё-таки он может повлиять на изменение цен как на оптовом рынке, так и на розничном. Введение этого налога продиктовано, скорее всего, решением правительства в части доходов по бюджету». А дальше куда более существенное изменение ценников. Предрекают его через несколько месяцев, однако это может случиться и раньше. Все зависит от ситуации на валютном рынке.
Экономический обозреватель Денис Кривошеев уверен, что при текущих ценах и при текущей стоимости доллара ориентировочная цена бензина – в районе 180 тенге. «Если будет меняться стоимость рубля, российского бензина, от которого мы зависим, то мы наблюдаем район 220 тенге за литр», — считает он.
Как объясняют эксперты, дороговизна бензина объясняется ещё тем, что казахстанские нефтеперерабатывающие заводы работают вполсилы, производя при этом продукт невысокого качества. Следовательно, недорогого отечественного топлива просто не хватает. Как минимум треть горючего наша страна завозит из России. «Причинами всего этого является дефицит нефтепродуктов на внутреннем рынке Казахстана. Это связано с тем, что наши НПЗ не в состоянии обеспечить рынок нефтепродуктами необходимого количества, необходимого качества», — пояснил экономист Сергей Смирнов.
Однако, налоговые органы и Антимонопольный комитет РК обещают не допустить получения сверхприбылей со стороны АЗС. За сговор заправки будут сурово наказывать, обещает министр национальной экономики Ерболат Досаев, который вообще не считает, что стране нужно ждать повышения цен на бензин.
Очень мало своих НПЗ, и «российский след»
Известный экономист Петр Своик отмечает: «В США, после удешевления нефти цены на бензин упали почти вдвое, но там производство и реализация ГСМ вставлены в вертикально-интегрированные цепочки «от скважины до бензоколонки». Причем таких конкурирующих вертикальных цепочек – много. У нас всего три НПЗ, каждый из которых в производственном и логистическом смысле является фактической естественной монополией. К тому же как раз не вертикально интегрированной, а запутанно и непрозрачно вставленной в посреднические схемы поставок нефти и сбыта продукции. Рынка, способного сбивать цены конкуренцией в такой схеме нет в принципе, но нет и целенаправленной государственной антимонопольной структурной и ценовой политики»
Также, эксперт поведал, что к казахстанскому рынку ГСМ подключены и российские производители – и это при снятых таможенных границах, но при совершенно различных схемах налогообложения нефтедобычи и формирования акцизов на автогорючее.
«По каким ценам поставляется нефть на НПЗ и как они связаны с мировыми биржевыми ценами, как формируются многоступенчатые ценовые цепочки и как делятся посреднические и монопольные прибыли – боюсь, этого не знаю не только я и вопрошающие депутаты, но и сами ответственные за рынок ГСМ ведомства. Министр национальной экономики утешает нас сейчас отсылками к завершению модернизации НПЗ к такому-то году, но это не только очень старый, но и ложный посыл. Модернизация необходима, но еще более необходимы правильное структурирование и эффективное ценовое регулирование. К тому же, модернизация на иностранные займы как-то не вяжется с надеждами на снижение цен», — уверен эксперт.
Рост цены на бензин неизбежен
Независимый эксперт Олжас Байдельдинов отмечает: «Стоимость ГСМ действительно весьма болезненная тема для казахстанского общества. В ноябре прошлого года я приводил расчеты, свидетельствующие о справедливой цене Аи-92 в районе 200 тенге. Однако, вопреки популярным «расчетам» дело не только в девальвации национальной валюты, но и в необходимости возврата инвестиций, потраченных на модернизацию наших НПЗ.
Одно из самых популярных мнений, причем как в «массах» так и среди представителей органов власти, звучит так: «Почему, когда нефть падает в цене, бензин наоборот растет?». Попробуем вкратце объяснить действующую модель ценообразования.
Дело в том, что ГСМ в Казахстане всегда был и остается «дотационным», цена на ГСМ никогда не обеспечивала равную доходность по сравнению с экспортными поставками — именно поэтому иностранные консорциумы никогда не поставляли существенных объемов добываемой нефти на внутренний рынок, а казахстанских нефтедобытчиков практически заставляют это делать»
Олжас Байдельдинов отмечает важный нюанс: когда цены на мировом рынке достаточно высокие, серьезные доходы от экспорта позволяли добывающим компаниям «закрывать глаза» на упущенную прибыль/убытки от поставок на внутренний рынок. Если вернуться к расширенному заседанию Правительства, считает эксперт, то можно вспомнить, что глава КМГ прямо заявил, что поставки на внутренний рынок для национальной компании в настоящее время убыточны.
«И факту убыточности поставок на внутренний рынок есть объяснение — обесценение национальной валюты вкупе с падающими ценами на нефть на мировых рынках при валютных долгах казахстанских компаний. Т.е. даже не вдаваясь в детальные экономические расчеты, мы можем говорить о необходимости и неизбежности дальнейшего роста цен. Кроме того, все нефтедобывающие компании всегда рассчитывают, сколько сейчас приносят экспортные поставки и поставки на рынок РК, которые при снижении курса становятся экономически неэффективными из-за упущенной выгоды (или даже убытков). Во всей этой дилемме есть недостаток информационной работы с населениям — необходимо с самого начала объяснять, что все наши цены всегда были дотационными. Но в период высоких цен на нефть, эти цены можно было дотировать за счет экспортной выручки, а сейчас уже нет», — объясняет Олжас Байдельдинов.
Второе популярное мнение звучит следующим образом: «Почему мы в нефтедобывающей стране должны покупать такой дорогой бензин?». В этом плане, как считает эксперт, тоже недостаток той самой разъяснительной работы.
«Ведь неоднократно и глава государства, и руководители министерства энергетики призывали к экономии нашего главного экспортного товара. Но эти призывы редко материализовывались в стремлении казахстанцев покупать экономичные авто. Достаточно посмотреть на дороги наших городов — ну какая там экономия? Все желают (и приобретают) автомобили с большим расходом топлива, большие машины, которые по факту «возят воздух», а не людей.
Нужно объяснять населению, что снижение поступлений от экспорта нефти и нефтепродуктов, а также снижение цен на ГСМ приведет к соответствующему снижению государственных расходов на те же самые автодороги, уборку улиц и прочее», — уверен Олжас Худайбергенов.
Кроме того, по мнению эксперта, необходимы стимулирующие меры для реального снижения потребления ГСМ. Т.е. факт того, что мы являемся нефтедобывающей страной, по мнению Олжаса Худайбергенова, не означает и не должен означать высокое потребление нефтепродуктов.
«Потребляя больше ГСМ, чем требуется, каждый автовладелец уменьшает экспортную выручку всей страны, что приводит к дальнейшей цепной реакции. При этом считаю, что требуется принятие ряда экономических мер: дальнейшее увеличение налога на транспорт для автомобилей с большим объемом двигателей (об этом говорят многие и это будет являться справедливым решением в текущих экономических условиях), ликвидация всех льгот по налогу на транспорт, введение дифференцированных ставок налога и увеличение налога в зависимости от возраста авто (чем старше — тем дороже), а также стимулирующие меры — обнуление различных пошлин и платежей для гибридных и электромобилей, малолитражных авто. Снижение потребления ГСМ в масштабах страны стало бы серьезным достижением Казахстана в рамках проведения выставки ЭКСПО-2017, ключевой идеей которой является «Энергия будущего»», — отмечает эксперт.
В целом, повышение цен на ГСМ, по его мнению, неизбежно (в т.ч. и в краткосрочном периоде из-за повышения акцизов на переработку), что, возможно, заставит казахстанских автовладельцев пересмотреть свои взгляды и предпочтения в сторону более компактных и экономичных авто.
http://finance.nur.kz/news/prices/1009148-pochemu-v-neftyanom-kazakhstane-rastet-c.html
|