Нефтяные пятна сирийского «сценария»
admin 23 Марта 2012 в 08:27:22
В ходе недавних переговоров в Дамаске министров энергетики и нефтяной промышленности Сирии, Ирана и Ирака были одобрены проекты расширения экспорта иранской и иракской нефти и газа через территорию Сирии и ее средиземноморские порты. Для чего планируется, прежде всего, использовать транзитные трубопроводы. Намечено также построить новый газопровод Иран-Ирак-Сирия-Греция и увеличить объемы транспортировки иракской нефти по иракско-сирийской артерии Киркук-сирийский порт Банияс.
Реализация этих планов повысит и без того важную роль Сирии на европейском рынке нефти и газа. Притом что Запад вместе с Турцией давно стремятся контролировать углеводородные пути в Европу через Сирию. В этом - одна из главных причин всёвозрастающего давления на Дамаск со стороны пресловутых «сирийских друзей». Практически суть проблемы заключается в следующем.
Нефтяной путь Киркук-порт Банияс (Ирак-Сирия), действующий с конца 1940-х годов, к настоящему времени обеспечивает минимум 15% импорта нефти в страны Евросоюза.
Объемы значительные, и вполне понятно стремление Запада включиться в управление этим энергетическим потоком. Но на неоднократные предложения западного бизнеса сирийское руководство отвечало отказом.
В отместку ВВС США и Великобритании не один раз наносили удары по иракской части нефтепровода. Повреждения, заметим, ликвидировались быстро, поскольку для иракской нефти не было и нет более короткого пути в Европу, чем по маршруту Ирак-Сирия или Ирак-Сирия-Ливан. Но так как этот нефтепровод вначале проходит через Иорданию, затем – через Сирию и только потом направляется в Ливан, то Сирия фактически контролирует транзит саудовской и иракской нефти через ливанские порты - Триполи и Сайда.
При этом в сравнении с сирийским объемы транзита иракской нефти через Турцию до порта Джейхан и саудовской – через Израиль до порта Хайфа просто мизерны, из-за чего, понятно, страдают интересы Израиля и Турции. Это непреодолимое пока обстоятельство вызывает у них настолько большое раздражение, что Турция настаивает на ужесточении санкций против Сирии, а Израиль грозит новым вторжением в Ливан. Не в последнюю очередь, разумеется, для того, чтобы перекрыть Сирии ливанский транзит. Вдобавок ко всему, мы наблюдаем сегодня еще и тот самый редкий случай, когда интересы Анкары и Тель-Авива совпадают.
Вообще, нефтяные факторы играют все более заметную роль во внешней политике Запада, а Турции и Израиля, в частности, в отношении Сирии.
Но об этих факторах «друзья Сирии» предпочитают умалчивать, прикрывая свои истинные замыслы исключительно «заботой» о соблюдения «прав человека» в Сирии.
На самом деле, ЕС и НАТО, при содействии Анкары и Тель-Авива, стремятся взять под полный контроль транзит ближне- и средневосточной нефти в Европу через Сирию и Ливан.
Подобная ситуация здесь уже складывалась в 1940-х – начале 1950-х годов. Тогда были построены нефтепроводы через Сирию, Ливан и Израиль. Но в то время Сирия и Ливан находились под протекторатом Франции, а Израиль, Ирак и Иордания контролировались Великобританией, и повода для экспансии Запада де-факто не было. Зато когда во второй половине 1940-х годов Иордания, Сирия, Ливан и Израиль получили независимость, западные державы попытались было отторгнуть нефтепроводы и порты. Объединив их в некую нефтетранзитную международную зону под управлением США, Великобритании и Франции подобно британско-французской зоне по обоим берегам Суэцкого канала периода 1930-х – середины 50-х годов.
Власти Израиля и даже марионеточные арабские режимы в Бейруте, Дамаске, Аммане и Багдаде выступили против этих планов. Со временем политическая обстановка в регионе изменилась, но, похоже, подобного рода западные проекты не были сданы в архив. Осуществлению таких проектов в свое время оказывал противодействие Советский Союз.
Так, по данным ряда источников, во время войны в 1967 году израильское командование намеревалось разбомбить на сирийской территории нефтепроводы из Ирака к портам Ливана. Советская сторона предупредила Вашингтон и Тель-Авив о последствиях ударов Израиля по транссирийским нефтепроводам и портам. Тель-Авив вынужден был отказаться от этой операции.
Тогда, кстати, наиболее успешно сопротивлялась израильской агрессии армия Сирии. Сказывались растущие поставки вооружения из СССР, наличие советских советников в сирийских войсках.
С помощью советских разведчиков были выслежены диверсионные группы Израиля и «братьев-мусульман» вблизи трубопроводов и портов.
Выяснилось также, что эти израильские и ультраисламистские боевые формирования, можно сказать, даже дружили «во имя» разгрома Сирии и свержения Хафеза Асада.
История повторяется. Сегодня – в виде кровавого фарса борьбы за «демократию». Понятно, менять маршруты нефтяных путей гораздо сложнее и, подчеркнем, дороже, чем провоцировать государственные перевороты и насаждать угодные режимы. Именно поэтому в числе первоочередных задач Запада и его союзников на Ближнем Востоке - сменить власть в Сирии.
Реализация этих планов повысит и без того важную роль Сирии на европейском рынке нефти и газа. Притом что Запад вместе с Турцией давно стремятся контролировать углеводородные пути в Европу через Сирию. В этом - одна из главных причин всёвозрастающего давления на Дамаск со стороны пресловутых «сирийских друзей». Практически суть проблемы заключается в следующем.
Нефтяной путь Киркук-порт Банияс (Ирак-Сирия), действующий с конца 1940-х годов, к настоящему времени обеспечивает минимум 15% импорта нефти в страны Евросоюза.
Объемы значительные, и вполне понятно стремление Запада включиться в управление этим энергетическим потоком. Но на неоднократные предложения западного бизнеса сирийское руководство отвечало отказом.
В отместку ВВС США и Великобритании не один раз наносили удары по иракской части нефтепровода. Повреждения, заметим, ликвидировались быстро, поскольку для иракской нефти не было и нет более короткого пути в Европу, чем по маршруту Ирак-Сирия или Ирак-Сирия-Ливан. Но так как этот нефтепровод вначале проходит через Иорданию, затем – через Сирию и только потом направляется в Ливан, то Сирия фактически контролирует транзит саудовской и иракской нефти через ливанские порты - Триполи и Сайда.
При этом в сравнении с сирийским объемы транзита иракской нефти через Турцию до порта Джейхан и саудовской – через Израиль до порта Хайфа просто мизерны, из-за чего, понятно, страдают интересы Израиля и Турции. Это непреодолимое пока обстоятельство вызывает у них настолько большое раздражение, что Турция настаивает на ужесточении санкций против Сирии, а Израиль грозит новым вторжением в Ливан. Не в последнюю очередь, разумеется, для того, чтобы перекрыть Сирии ливанский транзит. Вдобавок ко всему, мы наблюдаем сегодня еще и тот самый редкий случай, когда интересы Анкары и Тель-Авива совпадают.
Вообще, нефтяные факторы играют все более заметную роль во внешней политике Запада, а Турции и Израиля, в частности, в отношении Сирии.
Но об этих факторах «друзья Сирии» предпочитают умалчивать, прикрывая свои истинные замыслы исключительно «заботой» о соблюдения «прав человека» в Сирии.
На самом деле, ЕС и НАТО, при содействии Анкары и Тель-Авива, стремятся взять под полный контроль транзит ближне- и средневосточной нефти в Европу через Сирию и Ливан.
Подобная ситуация здесь уже складывалась в 1940-х – начале 1950-х годов. Тогда были построены нефтепроводы через Сирию, Ливан и Израиль. Но в то время Сирия и Ливан находились под протекторатом Франции, а Израиль, Ирак и Иордания контролировались Великобританией, и повода для экспансии Запада де-факто не было. Зато когда во второй половине 1940-х годов Иордания, Сирия, Ливан и Израиль получили независимость, западные державы попытались было отторгнуть нефтепроводы и порты. Объединив их в некую нефтетранзитную международную зону под управлением США, Великобритании и Франции подобно британско-французской зоне по обоим берегам Суэцкого канала периода 1930-х – середины 50-х годов.
Власти Израиля и даже марионеточные арабские режимы в Бейруте, Дамаске, Аммане и Багдаде выступили против этих планов. Со временем политическая обстановка в регионе изменилась, но, похоже, подобного рода западные проекты не были сданы в архив. Осуществлению таких проектов в свое время оказывал противодействие Советский Союз.
Так, по данным ряда источников, во время войны в 1967 году израильское командование намеревалось разбомбить на сирийской территории нефтепроводы из Ирака к портам Ливана. Советская сторона предупредила Вашингтон и Тель-Авив о последствиях ударов Израиля по транссирийским нефтепроводам и портам. Тель-Авив вынужден был отказаться от этой операции.
Тогда, кстати, наиболее успешно сопротивлялась израильской агрессии армия Сирии. Сказывались растущие поставки вооружения из СССР, наличие советских советников в сирийских войсках.
С помощью советских разведчиков были выслежены диверсионные группы Израиля и «братьев-мусульман» вблизи трубопроводов и портов.
Выяснилось также, что эти израильские и ультраисламистские боевые формирования, можно сказать, даже дружили «во имя» разгрома Сирии и свержения Хафеза Асада.
История повторяется. Сегодня – в виде кровавого фарса борьбы за «демократию». Понятно, менять маршруты нефтяных путей гораздо сложнее и, подчеркнем, дороже, чем провоцировать государственные перевороты и насаждать угодные режимы. Именно поэтому в числе первоочередных задач Запада и его союзников на Ближнем Востоке - сменить власть в Сирии.
|