https://ru.wikipedia.org/wiki/Позитивная_дискриминация
...
Возражения против практики позитивных мер выравнивания можно услышать как с позиции большинства, так и с позиции самих «позитивно дискриминируемых» меньшинств. Основным возражением является то, что позитивные меры выравнивания, по мнению оппонентов, фактически являются ничем иным, как орудием ущемления прав большинства в пользу представителей меньшинств — обратной дискриминации. Противники позитивных мер выравнивания заявляют, что они снижают ценность достижений личности, оценивая достижения по принципу принадлежности к определённой социальной группе, а не по его квалификации. Так, например, достижения представителей меньшинств в глазах общества становятся незначимыми, воспринимаются как результат не их собственных усилий, а лишь предоставленных преимуществ, а у самих представителей меньшинств снижается мотивация и проявляется склонность к иждивенчеству.
Например, реализация принципов любой дискриминации в области различных премий (Нобелевская, Оскар) или наград в спорте, полностью ликвидирует их смысл, номиналисты будут получать их не за достижения, а за личные внешние особенности.
...
Казахстан. При поступлении в вуз на грант есть квота для выпускников сельских школ — 30%; лиц казахской национальности, не являющихся гражданами Казахстана — 2 %; детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей — 1 %. I, II групп, инвалидов детства, детей-инвалидов — 1 %[20][21].
Китай. Согласно «политике преференций» некоторые высокие посты в управлении были отданы этническим меньшинствам и женщинам. Кроме того, государство обязало университеты отдавать предпочтение абитуриентам, принадлежащим к этническим меньшинствам.
...
Существует множество аргументов, служащих опорой для критики позитивной дискриминации. Например, есть точка зрения, согласно которой, позитивная дискриминация порождает еще большее неравенство, обесценивает достижения меньшинств, заставляет некоторых социальных групп считать себя обездоленными, даже если они таковыми не являются. Позитивная дискриминация может повысить расовое неравенство и приумножить пользу для более привилегированных групп.
Оппоненты позитивной дискриминации считают ее формой обратной дискриминации, через которую невозможно решить проблему неравенства.
Некоторые критики убеждены, что позитивная дискриминация обесценивает фактические достижения людей, которые были выбраны, исходя из их принадлежности к определенной социальной группе, а не их квалификации, что говорит об иррациональности позитивной дискриминации, как и любой другой формы дискриминации.
Также есть мнение, что позитивная дискриминация порождает мошенничество, побуждая людей причислять себя к тем группам, по отношению к которым она действует с целью получения дополнительных привилегий.
Критики позитивной дискриминации полагают, что программы поддержки определенных социальных групп могут принести пользу тем членам целевой группы, которые меньше всего в ней нуждаются, то есть обладают в рамках данной группы большими преимуществами. Другие бенефициары могут быть охарактеризованы как совершенно не подходящие для предоставления им каких-либо привилегий.
Еще одна критическая оценка позитивной дискриминации заключается в том, что эта форма дискриминации может снизить стимулы для выбранных и не выбранных для получения привилегий групп населения работать с максимальной эффективностью, так как бенефициары позитивной дискриминации могут прийти к выводу, что для получения привилегий им можно не прикладывать стольких усилий, а те, кто не получит никакой выгоды, считают, что в таком случае нет никакого смысла предпринимать какие-либо действия, так как они заведомо обречены на неудачу.
В США позитивная дискриминация подвергается критике за то, что она даёт предпочтение с приёме студентов по их расовому признаку, но не классовому. Фактически легче всего в университет поступить чернокожим из богатых семей, но бедным чернокожим, коих абсолютное большинство в США — по прежнему затруднительно попасть в университеты. Также вопреки распространённому мнению главными жертвами позитивной дискриминации являются не белые, а азиаты, к которым причисляют например выходцев из Китая или Индии, например азиат с максимальным впускным баллом имеет тот же шанс на поступление, что и чернокожий с 4 баллами из 10. Критики позитивной дискриминации указывают на то, что при такой системе белые и главным образом азиаты из бедных социальных слоёв не имеют практически никаких шансов попасть в американские университеты. Уже на протяжении долгого времени ведутся споры относительно того, стоит ли пересмотреть позитивную дискриминацию, либо учитывать вместе расу и класс будущего студента или только его классовую принадлежность[25].
...