Почему министр Сагадиев продвигает интересы вузовского лобби?
Софруджу 04 Августа 2018 в 17:41:27
Конфликт интересов
Наверняка все помнят, на какое сопротивление со стороны вузовского лобби натолкнулся года четыре назад тогдашний глава МОН Бакытжан Жумагулов, который пытался оптимизировать систему высшего образования, чтобы, как он выразился, «не получить перегрев экономики невостребованными кадрами». К тому времени Казахстан вошел в число мировых лидеров по количеству вузов и студентов на 10 тысяч населения (их стало в 2,5 раза больше, чем на начало 1990-х), при том что качество подготовки специалистов резко упало. Свое поражение сам Жумагулов объяснил так: «За каждым высшим учебным заведением стоит кто-то из Астаны. Такие люди есть среди депутатского корпуса, в правительстве, во всех центральных органах. Они лоббируют, чтобы мы не сокращали эти вузы».
Имел ли в виду Жумагулов среди прочих и Ерлана Сагадиева, нынешнего министра образования, а тогда советника премьер-министра РК? Доподлинно это неизвестно, но факт то, что Ерлан Кенжегалиевич во всех биографических справках фигурирует как один из основателей сразу двух частных алматинских вузов – Университета международного бизнеса (UIB) и Международного университета информационных технологий (МУИТ). Эти учебные заведения считаются вотчинами Сагадиевых – члены семейного клана владеют их акциями, входят в советы директоров и т.д.
Предлагаю читателям самим ответить на два вопроса. Первый – как все это связано с курсом нынешнего министра, при котором вузовское лобби одержало безоговорочную (и, возможно, окончательную) победу? Второй – не просматривается ли здесь так называемый конфликт интересов?
В феврале с.г. глава МОН сделал публичное заявление в пользу еще более массового обучения казахстанской молодежи в вузах. Оказывается, тех, кто ежегодно поступает в университеты и институты, недостаточно. Хотя вроде бы куда уж дальше?
Вот статистика, взятая с официального сайта Национального центра тестирования. В прошлом году из 122-х тысяч казахстанцев, участвовавших в ЕНТ, преодолели пороговый уровень и получили право быть зачисленными в вузы около 70 тысяч. Приплюсуйте сюда 28 тысяч выпускников школ прошлых лет (в основном окончивших колледжи), которые получили такое же право по итогам комплексного тестирования абитуриентов – КТА. В сумме 98 тысяч. Допустим даже, что несколько тысяч по каким-то причинам не стали подавать документы в университеты. И учтем, что 5-6 тысяч выпускников школ не участвовали ни в ЕНТ, ни в КТА, поскольку заранее выбрали вариант учебы в зарубежных вузах, преимущественно российских. В сумме выходит, что студентами стали больше 100 тысяч юношей и девушек. И так каждый год. При том что ежегодно школы заканчивают 120-125 тысяч учащихся. Получается, через вузы проходят 80 процентов (!) молодых казахстанцев.
Количества без качества
Но послушаем аргументы Сагадиева. Главный из них звучит так: – «В РФ доля населения с высшим образованием превышает долю населения с высшим образованием в Казахстане на 17 миллионов человек. А мы с ними в одном экономическом пространстве. И завтра будем в одном экономическом пространстве с Китаем, где ежегодно выпускается с высшим образованием одно население Австралии (более 24 млн. человек). И они считают, что этого мало, и собираются увеличить долю образованного населения в четыре раза, чтобы конкурировать с американцами».
Вряд ли министр настолько глуп, чтобы не понимать очевидного: даже если все казахстанцы поголовно станут заканчивать вузы, отставание от наших больших соседей в абсолютном количестве дипломированных специалистов останется огромным – хотя бы в силу малочисленности нашего населения. Просто, видимо, Сагадиев для пущей убедительности решил впечатлить обывателей масштабами цифр и сравнений.
Гораздо корректнее было бы считать процентное соотношение. В 2015-м Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) обнародовала статистические данные на этот счет. Вот страны, имеющие наиболее высокий процент людей с высшим образованием (по отношению к населению в возрасте от 25 до 64-х лет): Россия и Канада – по 54, Израиль – 49, Япония – 48, Южная Корея – 45, США -44… А например, во Франции этот показатель составляет 32 процента, в Германии – 27, в Саудовской Аравии – 22, в Китае – 21.
Казахстан в этот рейтинг не попал. По словам самого Сагадиева, в нашей стране высшее образование имеют 36 процентов трудоспособного населения. Если это так, то при нынешних темпах, когда в вузы поступает 80 процентов молодых казахстанцев, мы совсем скоро догоним и перегоним лидеров приведенного выше рейтинга. А многие европейские страны мы уже переплюнули.
Кстати, Сагадиев лукавит, говоря о стремлении той же России и дальше наращивать количество специалистов с вузовскими дипломами – похоже, он думает, что никто не станет проверять его утверждение. В октябре прошлого года вице-премьер Ольга Голодец, курирующая социальную сферу, сообщила: «Правительство РФ планирует достичь следующей пропорции среднего специального образования и высшего — 65 % и 35 % соответственно» (в Казахстане пропорция обратная – прим. авт.). Вице-премьер мотивировала это тем, что «России не нужно то количество специалистов, которое российские вузы выпускают сейчас». Что же касается Китая, то он с 21 процентом далеко отстал от Казахстана.
А самое главное – неужели Сагадиев всерьез собирается конкурировать с Китаем и Россией посредством массового обучения молодежи в вузах и увеличения количества казахстанцев с дипломами? Ведь требуемый уровень конкурентоспособности может обеспечить лишь высокое качество подготовки специалистов. А с этой точки зрения мы безнадежно проигрываем большому южному соседу и намного – северному.
Причем ситуация с каждым годом только ухудшается. И прежде всего потому, что система высшего образования у нас перестала выполнять общественно полезную функцию поддержания и развития интеллектуального потенциала нации, превратившись в голимый бизнес. Хозяевам и руководителям вузов уже давно нет дела до качества обучения студентов и их последующего трудоустройства, главное для них – как можно больше заработать сейчас, сегодня.
Поэтому они активно проталкивают такие решения, как увеличение количества государственных образовательных грантов (ведь им тоже кое-что перепадет от бюджетного пирога), снижение проходного балла для зачисления в университеты (можно будет набрать больше студентов на платные отделения). И для них нынешний министр – по-настоящему свой человек.
Двоечникам – зеленый свет?
Сказанное выше подтверждается фактами и цифрами проходящей сейчас кампании по набору студентов.
Если в прошлом году госзаказ на подготовку специалистов (бакалавриат) составил 31.702, то теперь – уже 37.932, не считая высшие учебные заведения правоохранительных и силовых органов. Это количество государственных грантов. Рост – сразу на 20 процентов (!). Расходы из бюджета на один год обучения каждого такого студента составляют от 423,9 тысячи до 513,4 тысячи тенге. В сумме получается около 17 миллиардов тенге только на первокурсников (68 миллиардов за четыре курса) – почти на три миллиарда больше, чем в прошлом году. А еще есть магистратура (число грантов выросло с 7,5 тысячи до 10 тысяч), докторантура (1,3 тысячи). Это доходы вузов, получаемые через госзаказ.
Насколько оправданно его 20-процентное увеличение? Уже сейчас очевидно, что по ряду специальностей («дефектология», «материаловедение» и другие) возможен большой недобор студентов, и вузы активно зазывают на них абитуриентов, поскольку есть шансы получить гранты даже с минимальным количеством баллов. Иначе говоря, часть государственных денег пойдет на подготовку специалистов из числа тех, у кого нет ни призвания, ни достаточных школьных знаний.
Теперь что касается второй и гораздо более важной статьи доходов вузов – от обучающихся на коммерческой основе. Таких студентов в Казахстане около трехсот тысяч (если брать все четыре курса). Даже если исходить из минимального размера оплаты, то получится, что годовой оборот на этом рынке услуг достигает 130-150 миллиардов тенге. Терять такие огромные суммы никто не хочет, поэтому вузовское лобби всеми силами старается не допустить сокращения количества студентов, а по возможности и увеличить. Самый же простой способ регулировать их численность – манипуляции с проходным (минимальным) баллом, или, как еще его называют, пороговым уровнем для поступления в вуз.
Год назад он составлял 50 и в нынешнем не изменился. Но тут есть один важный нюанс. В прошлом году в тестах ЕНТ было 125 вопросов, из которых учитывались 100 (один из пяти предметов выпускники школ сдавали как бы вне зачета). А нынче формат изменили, и в идеале можно было набрать уже 140 баллов. Иначе говоря, задача преодолеть рубеж «50» значительно облегчилась. Конечно, не исключено, что были усложнены тестовые задания, но в этом еще надо разбираться.
А совсем недавно премьер-министр РК подписал (несомненно, с подачи ведомства Сагадиева) постановление о внесении изменений в «Типовые правила приема на обучение в организации образования». Речь идет о снижении порогового уровня по профильным предметам с 15 сразу до 5 баллов. Повторюсь: это профильные дисциплины, то есть те, которые являются главными для будущего специалиста.
И, наконец, еще одно «ноу-хау», внедренное при министре Сагадиеве. Теперь если на ЕНТ или КТА абитуриент не наберет проходного минимума в 50 баллов, он может не беспокоиться – для таких молодых людей предусмотрена пересдача в августе. Мало того, даже в случае очередной неудачи их могут принять в университеты, чтобы дать им шанс пройти еще одно тестирование – уже в январе. Это так называемое условное зачисление.
Нетрудно понять, что все упомянутые решения направлены на то, чтобы отныне любой желающий, будь он хоть двоечник, мог стать студентом. Казахстан стремительно движется ко всеобщему высшему образованию, чего пока нет ни в одной другой стране мира.
Может ли высшее образование быть массовым?
Единственное препятствие на этом пути – низкая платежеспособность населения. Хотя какое это препятствие? Наши люди наберут кредиты, залезут в долги, продадут последнее, но сделают так, чтобы их дети попали в вузы. Ведь в казахстанском обществе культ «корочки» (диплома) возведен до такой степени, что призывать к здравому смыслу абсолютно бесполезно. Поэтому мало кто стал возражать против новаций Сагадиева (которые, если называть вещи своими именами, окончательно дискредитировали само понятие «высшее образование»), а многие и вовсе восприняли их «на ура».
Вузовские лоббисты прекрасно знают эту ментальную особенность наших людей и беззастенчиво эксплуатируют ее в своих интересах. Добившись существенного облегчения условий поступления в университеты, они одновременно увеличили плату за обучение.
Например, в КазНУ имени аль-Фараби на самых модных сейчас специальностях (юриспруденция, экономика) она перевалила уже за миллион тенге, а на других достигла 880 тысяч за год. Ненамного отстает и МУИТ, к которому, напомним, непосредственное отношение имеют Сагадиевы: там на основных специальностях стоимость обучения составляет теперь 831.875 тенге (год назад было 756.259). Это больше, чем, скажем, в Национальном исследовательском Томском политехническом университете (ТПУ), который котируется куда выше и входит в «топ-4» лучших технических вузов РФ. А если брать в среднем, то теперь в Казахстане диплом вуза обходится в полтора-два раза дороже, нежели в России. О разнице в соотношении «цена-качество» промолчу.
Итак, больше зачисленных студентов, пусть даже с уровнем знаний ниже плинтуса, выше плата за обучение – о чем еще мечтать вузовскому лобби?
… Можно долго рассуждать о том, что настоящее высшее образование в принципе не может быть поголовным; о том, что нет смысла в массовом порядке тратить четыре лучших года жизни и огромные деньги на то, чтобы получить диплом, не гарантирующий ни знаний, ни работы; об уже переживаемом страной кризисе перепроизводства «белых воротничков» при дефиците квалифицированных представителей рабочих профессий (тех, кто умеет что-то делать руками) и т.д. и т.п. Но не стану повторяться – об этом я уже писал ранее в статьях «Переизбыток вузов и студентов — главная беда высшего образования в Казахстане» и «Всесильное вузовское лобби против здравого смысла».
К этим публикациям проявили интерес отдельные депутаты парламента, в том числе два бывших ректора, один из них – отец находящегося сейчас под арестом экс-министра экономики. Но дальше разговоров по телефону дело не пошло. А совсем недавно ряды сенаторов пополнил Бакытжан Жумагулов, тот самый, который несколько лет назад пытался начать расчистку авгиевых конюшен отечественной системы высшего образования. Сохранился ли у него запал, хватит ли ему мужества и решимости еще раз бросить вызов всесильному вузовскому лобби – теперь уже с парламентской трибуны? Конечно, надежды мало, но вдруг?
Автор: Женис Байхожа
https://camonitor.kz/28189-pochemu-ministr-sagadiev-prodvigaet-interesy-vuzovskogo-lobbi.html
Наверняка все помнят, на какое сопротивление со стороны вузовского лобби натолкнулся года четыре назад тогдашний глава МОН Бакытжан Жумагулов, который пытался оптимизировать систему высшего образования, чтобы, как он выразился, «не получить перегрев экономики невостребованными кадрами». К тому времени Казахстан вошел в число мировых лидеров по количеству вузов и студентов на 10 тысяч населения (их стало в 2,5 раза больше, чем на начало 1990-х), при том что качество подготовки специалистов резко упало. Свое поражение сам Жумагулов объяснил так: «За каждым высшим учебным заведением стоит кто-то из Астаны. Такие люди есть среди депутатского корпуса, в правительстве, во всех центральных органах. Они лоббируют, чтобы мы не сокращали эти вузы».
Имел ли в виду Жумагулов среди прочих и Ерлана Сагадиева, нынешнего министра образования, а тогда советника премьер-министра РК? Доподлинно это неизвестно, но факт то, что Ерлан Кенжегалиевич во всех биографических справках фигурирует как один из основателей сразу двух частных алматинских вузов – Университета международного бизнеса (UIB) и Международного университета информационных технологий (МУИТ). Эти учебные заведения считаются вотчинами Сагадиевых – члены семейного клана владеют их акциями, входят в советы директоров и т.д.
Предлагаю читателям самим ответить на два вопроса. Первый – как все это связано с курсом нынешнего министра, при котором вузовское лобби одержало безоговорочную (и, возможно, окончательную) победу? Второй – не просматривается ли здесь так называемый конфликт интересов?
В феврале с.г. глава МОН сделал публичное заявление в пользу еще более массового обучения казахстанской молодежи в вузах. Оказывается, тех, кто ежегодно поступает в университеты и институты, недостаточно. Хотя вроде бы куда уж дальше?
Вот статистика, взятая с официального сайта Национального центра тестирования. В прошлом году из 122-х тысяч казахстанцев, участвовавших в ЕНТ, преодолели пороговый уровень и получили право быть зачисленными в вузы около 70 тысяч. Приплюсуйте сюда 28 тысяч выпускников школ прошлых лет (в основном окончивших колледжи), которые получили такое же право по итогам комплексного тестирования абитуриентов – КТА. В сумме 98 тысяч. Допустим даже, что несколько тысяч по каким-то причинам не стали подавать документы в университеты. И учтем, что 5-6 тысяч выпускников школ не участвовали ни в ЕНТ, ни в КТА, поскольку заранее выбрали вариант учебы в зарубежных вузах, преимущественно российских. В сумме выходит, что студентами стали больше 100 тысяч юношей и девушек. И так каждый год. При том что ежегодно школы заканчивают 120-125 тысяч учащихся. Получается, через вузы проходят 80 процентов (!) молодых казахстанцев.
Количества без качества
Но послушаем аргументы Сагадиева. Главный из них звучит так: – «В РФ доля населения с высшим образованием превышает долю населения с высшим образованием в Казахстане на 17 миллионов человек. А мы с ними в одном экономическом пространстве. И завтра будем в одном экономическом пространстве с Китаем, где ежегодно выпускается с высшим образованием одно население Австралии (более 24 млн. человек). И они считают, что этого мало, и собираются увеличить долю образованного населения в четыре раза, чтобы конкурировать с американцами».
Вряд ли министр настолько глуп, чтобы не понимать очевидного: даже если все казахстанцы поголовно станут заканчивать вузы, отставание от наших больших соседей в абсолютном количестве дипломированных специалистов останется огромным – хотя бы в силу малочисленности нашего населения. Просто, видимо, Сагадиев для пущей убедительности решил впечатлить обывателей масштабами цифр и сравнений.
Гораздо корректнее было бы считать процентное соотношение. В 2015-м Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) обнародовала статистические данные на этот счет. Вот страны, имеющие наиболее высокий процент людей с высшим образованием (по отношению к населению в возрасте от 25 до 64-х лет): Россия и Канада – по 54, Израиль – 49, Япония – 48, Южная Корея – 45, США -44… А например, во Франции этот показатель составляет 32 процента, в Германии – 27, в Саудовской Аравии – 22, в Китае – 21.
Казахстан в этот рейтинг не попал. По словам самого Сагадиева, в нашей стране высшее образование имеют 36 процентов трудоспособного населения. Если это так, то при нынешних темпах, когда в вузы поступает 80 процентов молодых казахстанцев, мы совсем скоро догоним и перегоним лидеров приведенного выше рейтинга. А многие европейские страны мы уже переплюнули.
Кстати, Сагадиев лукавит, говоря о стремлении той же России и дальше наращивать количество специалистов с вузовскими дипломами – похоже, он думает, что никто не станет проверять его утверждение. В октябре прошлого года вице-премьер Ольга Голодец, курирующая социальную сферу, сообщила: «Правительство РФ планирует достичь следующей пропорции среднего специального образования и высшего — 65 % и 35 % соответственно» (в Казахстане пропорция обратная – прим. авт.). Вице-премьер мотивировала это тем, что «России не нужно то количество специалистов, которое российские вузы выпускают сейчас». Что же касается Китая, то он с 21 процентом далеко отстал от Казахстана.
А самое главное – неужели Сагадиев всерьез собирается конкурировать с Китаем и Россией посредством массового обучения молодежи в вузах и увеличения количества казахстанцев с дипломами? Ведь требуемый уровень конкурентоспособности может обеспечить лишь высокое качество подготовки специалистов. А с этой точки зрения мы безнадежно проигрываем большому южному соседу и намного – северному.
Причем ситуация с каждым годом только ухудшается. И прежде всего потому, что система высшего образования у нас перестала выполнять общественно полезную функцию поддержания и развития интеллектуального потенциала нации, превратившись в голимый бизнес. Хозяевам и руководителям вузов уже давно нет дела до качества обучения студентов и их последующего трудоустройства, главное для них – как можно больше заработать сейчас, сегодня.
Поэтому они активно проталкивают такие решения, как увеличение количества государственных образовательных грантов (ведь им тоже кое-что перепадет от бюджетного пирога), снижение проходного балла для зачисления в университеты (можно будет набрать больше студентов на платные отделения). И для них нынешний министр – по-настоящему свой человек.
Двоечникам – зеленый свет?
Сказанное выше подтверждается фактами и цифрами проходящей сейчас кампании по набору студентов.
Если в прошлом году госзаказ на подготовку специалистов (бакалавриат) составил 31.702, то теперь – уже 37.932, не считая высшие учебные заведения правоохранительных и силовых органов. Это количество государственных грантов. Рост – сразу на 20 процентов (!). Расходы из бюджета на один год обучения каждого такого студента составляют от 423,9 тысячи до 513,4 тысячи тенге. В сумме получается около 17 миллиардов тенге только на первокурсников (68 миллиардов за четыре курса) – почти на три миллиарда больше, чем в прошлом году. А еще есть магистратура (число грантов выросло с 7,5 тысячи до 10 тысяч), докторантура (1,3 тысячи). Это доходы вузов, получаемые через госзаказ.
Насколько оправданно его 20-процентное увеличение? Уже сейчас очевидно, что по ряду специальностей («дефектология», «материаловедение» и другие) возможен большой недобор студентов, и вузы активно зазывают на них абитуриентов, поскольку есть шансы получить гранты даже с минимальным количеством баллов. Иначе говоря, часть государственных денег пойдет на подготовку специалистов из числа тех, у кого нет ни призвания, ни достаточных школьных знаний.
Теперь что касается второй и гораздо более важной статьи доходов вузов – от обучающихся на коммерческой основе. Таких студентов в Казахстане около трехсот тысяч (если брать все четыре курса). Даже если исходить из минимального размера оплаты, то получится, что годовой оборот на этом рынке услуг достигает 130-150 миллиардов тенге. Терять такие огромные суммы никто не хочет, поэтому вузовское лобби всеми силами старается не допустить сокращения количества студентов, а по возможности и увеличить. Самый же простой способ регулировать их численность – манипуляции с проходным (минимальным) баллом, или, как еще его называют, пороговым уровнем для поступления в вуз.
Год назад он составлял 50 и в нынешнем не изменился. Но тут есть один важный нюанс. В прошлом году в тестах ЕНТ было 125 вопросов, из которых учитывались 100 (один из пяти предметов выпускники школ сдавали как бы вне зачета). А нынче формат изменили, и в идеале можно было набрать уже 140 баллов. Иначе говоря, задача преодолеть рубеж «50» значительно облегчилась. Конечно, не исключено, что были усложнены тестовые задания, но в этом еще надо разбираться.
А совсем недавно премьер-министр РК подписал (несомненно, с подачи ведомства Сагадиева) постановление о внесении изменений в «Типовые правила приема на обучение в организации образования». Речь идет о снижении порогового уровня по профильным предметам с 15 сразу до 5 баллов. Повторюсь: это профильные дисциплины, то есть те, которые являются главными для будущего специалиста.
И, наконец, еще одно «ноу-хау», внедренное при министре Сагадиеве. Теперь если на ЕНТ или КТА абитуриент не наберет проходного минимума в 50 баллов, он может не беспокоиться – для таких молодых людей предусмотрена пересдача в августе. Мало того, даже в случае очередной неудачи их могут принять в университеты, чтобы дать им шанс пройти еще одно тестирование – уже в январе. Это так называемое условное зачисление.
Нетрудно понять, что все упомянутые решения направлены на то, чтобы отныне любой желающий, будь он хоть двоечник, мог стать студентом. Казахстан стремительно движется ко всеобщему высшему образованию, чего пока нет ни в одной другой стране мира.
Может ли высшее образование быть массовым?
Единственное препятствие на этом пути – низкая платежеспособность населения. Хотя какое это препятствие? Наши люди наберут кредиты, залезут в долги, продадут последнее, но сделают так, чтобы их дети попали в вузы. Ведь в казахстанском обществе культ «корочки» (диплома) возведен до такой степени, что призывать к здравому смыслу абсолютно бесполезно. Поэтому мало кто стал возражать против новаций Сагадиева (которые, если называть вещи своими именами, окончательно дискредитировали само понятие «высшее образование»), а многие и вовсе восприняли их «на ура».
Вузовские лоббисты прекрасно знают эту ментальную особенность наших людей и беззастенчиво эксплуатируют ее в своих интересах. Добившись существенного облегчения условий поступления в университеты, они одновременно увеличили плату за обучение.
Например, в КазНУ имени аль-Фараби на самых модных сейчас специальностях (юриспруденция, экономика) она перевалила уже за миллион тенге, а на других достигла 880 тысяч за год. Ненамного отстает и МУИТ, к которому, напомним, непосредственное отношение имеют Сагадиевы: там на основных специальностях стоимость обучения составляет теперь 831.875 тенге (год назад было 756.259). Это больше, чем, скажем, в Национальном исследовательском Томском политехническом университете (ТПУ), который котируется куда выше и входит в «топ-4» лучших технических вузов РФ. А если брать в среднем, то теперь в Казахстане диплом вуза обходится в полтора-два раза дороже, нежели в России. О разнице в соотношении «цена-качество» промолчу.
Итак, больше зачисленных студентов, пусть даже с уровнем знаний ниже плинтуса, выше плата за обучение – о чем еще мечтать вузовскому лобби?
… Можно долго рассуждать о том, что настоящее высшее образование в принципе не может быть поголовным; о том, что нет смысла в массовом порядке тратить четыре лучших года жизни и огромные деньги на то, чтобы получить диплом, не гарантирующий ни знаний, ни работы; об уже переживаемом страной кризисе перепроизводства «белых воротничков» при дефиците квалифицированных представителей рабочих профессий (тех, кто умеет что-то делать руками) и т.д. и т.п. Но не стану повторяться – об этом я уже писал ранее в статьях «Переизбыток вузов и студентов — главная беда высшего образования в Казахстане» и «Всесильное вузовское лобби против здравого смысла».
К этим публикациям проявили интерес отдельные депутаты парламента, в том числе два бывших ректора, один из них – отец находящегося сейчас под арестом экс-министра экономики. Но дальше разговоров по телефону дело не пошло. А совсем недавно ряды сенаторов пополнил Бакытжан Жумагулов, тот самый, который несколько лет назад пытался начать расчистку авгиевых конюшен отечественной системы высшего образования. Сохранился ли у него запал, хватит ли ему мужества и решимости еще раз бросить вызов всесильному вузовскому лобби – теперь уже с парламентской трибуны? Конечно, надежды мало, но вдруг?
Автор: Женис Байхожа
https://camonitor.kz/28189-pochemu-ministr-sagadiev-prodvigaet-interesy-vuzovskogo-lobbi.html
|