Эффект козы: как выпускник МВА может разрушить компанию
N@VIGATOR 23 Февраля 2012 в 16:49:38
С моим институтским товарищем мы случайно столкнулись на парковке рядом с офисом компании, которую я консультировал. За последние пятнадцать лет Сергей превратился в генерального директора довольно крупной производственной фирмы и выглядел очень респектабельно. Мы поговорили о том о сем, а затем Сергей, вмиг посерьезнев, сказал: «Вот собираюсь взять начальника отдела со степенью MBA». На вопрос, почему именно с МВА, ответил: «Мы тут проходили международную сертификацию на ISO, были там вопросы. Вот я и подумал: не взять ли специалиста с хорошим образованием по бизнесу? Кадровичка нашла подходящую кандидатуру – девушка серьезная».
– Поговорил я с ней, она чуть не экзамен мне устроила: как это, как то?! Мы, конечно, погрязли в текучке, не знаем современных тенденций бизнеса... Представляешь, мы даже неправильно говорим: маркЕтинг вместо мАркетинг! И не только это! Но теперь, думаю, дело пойдет! – оптимистично закончил он.
– Желаю успехов!
Мы распрощались. Примерно через месяц, так же случайно, мы встретились на заседании одного предпринимательского клуба. На вопрос, как дела, Сергей поскучнел.
– Понимаешь, оказалось, что у нас вообще все неправильно построено. Не те бизнес-процессы! Марина говорит, что нужен, – несколько секунд он вспоминал слово, – реинжиниринг... и... перебрендовка...
– Ребрендинг? Погоди, а как у вас с продажами?
– Слава Богу, не успеваем отгружать, заказов уже на следующий год набрали! В общем-то все очень даже хорошо, только видишь, с бизнес-процессами никак не разберемся! Марина говорит, что еще работники у нас слабые: не так говорят по телефону и мало рвения к работе проявляют. Сама-то она до девяти вечера в офисе сидит!
– Ты поосторожнее с кадрами, люди – это главный твой ресурс. Как я понимаю, она скоро придет к тебе со стратегией и новой структурой... Удачи!
Сергей позвонил мне через несколько месяцев, настроение его было близко к паническому.
– Слушай, у меня полная хабанера! Главный метролог уволился, два начальника отделов сегодня подали заявления. Говорят, мы с этой Мариной работать не будем. Боюсь, не было бы хуже.
– А что случилось?
– Сначала она принесла новую стратегию развития и новую структуру... Чего ты ржешь, ну предупреждал... Ну, короче, я дал ей карт-бланш. Все же выпускница MBA, в бизнес-школе училась... знает, как надо... Попросила кабинет, водителя, мебель новую закупили, все честь по чести. Смотрю, через месяц один увольняется, другой. В чем, говорю, дело? Эта Марина мне говорит, что саботируют ее указания. Типа начальник цеха не является к ней на совещания, бухгалтер не хочет писать какие-то отчеты, третий еще что-то отказывается делать. Продажи упали за последний месяц, финдиректор у меня в кабинете истерику закатила... Не знаю, что делать...
– Сереж, у тебя же бизнес вполне нормальный был, сам хвалился, что заказов уже на следующий год полно...
– Было полно, теперь меньше: Иркутск и Чебоксары отказались, Ижевск что-то никак не подписывает договор... Но больше меня беспокоит, что люди все дерганые какие-то стали, сплетни начались, которых у нас сроду не было...
– Знаешь что? Уволь ты эту свою Марину. Может, полегче будет?
– Ты думаешь? – Сергей как-то обрадованно засопел в трубке. – Может быть, над этим надо подумать...
Следующая наша встреча с Сергеем произошла еще через полгода. Он снова излучал достаток и безмятежность. На вопрос, как дела в компании, сказал, что все прекрасно:
– Марину уволил по собственному желанию. Правда, пришлось ей в трудовую записать, что работала не начальником отдела, а коммерческим директором. Ну и фиг с ней! Думаю, отделались малой кровью. Прямо по анекдоту: заведи козу в квартиру и выведи! Вот только главного метролога вернуть не удалось – ушел к конкурентам.
Некоторые выпускники бизнес-школ чувствуют себя носителями абсолютного знания и, приходя в компании, действуют по принципу «до основанья, а затем». Таким реформаторам следовало бы помнить известный гиппократовский принцип «не навреди». Компания – тоже живой организм, и цена ошибки очень высока. Жаль, что на программах МВА не учат, как гармонично «встраиваться» в существующий бизнес.
В заключение цитата из статьи Р. Баркера «Нет, менеджмент – не профессия» (Harvard Business Review, July – August 2010): «Программы МBА нацеливают менеджеров на прямолинейность в их действиях за счет развития у них навыков узкой экспертизы, а не интегрированного подхода. Акцент на развитие компетенций явно не работает в сегодняшнем мире. Бизнес-образование не учит сотрудничеству и интеграции в принятии решений».
Юрий ТАЗОВ, Москва
– Поговорил я с ней, она чуть не экзамен мне устроила: как это, как то?! Мы, конечно, погрязли в текучке, не знаем современных тенденций бизнеса... Представляешь, мы даже неправильно говорим: маркЕтинг вместо мАркетинг! И не только это! Но теперь, думаю, дело пойдет! – оптимистично закончил он.
– Желаю успехов!
Мы распрощались. Примерно через месяц, так же случайно, мы встретились на заседании одного предпринимательского клуба. На вопрос, как дела, Сергей поскучнел.
– Понимаешь, оказалось, что у нас вообще все неправильно построено. Не те бизнес-процессы! Марина говорит, что нужен, – несколько секунд он вспоминал слово, – реинжиниринг... и... перебрендовка...
– Ребрендинг? Погоди, а как у вас с продажами?
– Слава Богу, не успеваем отгружать, заказов уже на следующий год набрали! В общем-то все очень даже хорошо, только видишь, с бизнес-процессами никак не разберемся! Марина говорит, что еще работники у нас слабые: не так говорят по телефону и мало рвения к работе проявляют. Сама-то она до девяти вечера в офисе сидит!
– Ты поосторожнее с кадрами, люди – это главный твой ресурс. Как я понимаю, она скоро придет к тебе со стратегией и новой структурой... Удачи!
Сергей позвонил мне через несколько месяцев, настроение его было близко к паническому.
– Слушай, у меня полная хабанера! Главный метролог уволился, два начальника отделов сегодня подали заявления. Говорят, мы с этой Мариной работать не будем. Боюсь, не было бы хуже.
– А что случилось?
– Сначала она принесла новую стратегию развития и новую структуру... Чего ты ржешь, ну предупреждал... Ну, короче, я дал ей карт-бланш. Все же выпускница MBA, в бизнес-школе училась... знает, как надо... Попросила кабинет, водителя, мебель новую закупили, все честь по чести. Смотрю, через месяц один увольняется, другой. В чем, говорю, дело? Эта Марина мне говорит, что саботируют ее указания. Типа начальник цеха не является к ней на совещания, бухгалтер не хочет писать какие-то отчеты, третий еще что-то отказывается делать. Продажи упали за последний месяц, финдиректор у меня в кабинете истерику закатила... Не знаю, что делать...
– Сереж, у тебя же бизнес вполне нормальный был, сам хвалился, что заказов уже на следующий год полно...
– Было полно, теперь меньше: Иркутск и Чебоксары отказались, Ижевск что-то никак не подписывает договор... Но больше меня беспокоит, что люди все дерганые какие-то стали, сплетни начались, которых у нас сроду не было...
– Знаешь что? Уволь ты эту свою Марину. Может, полегче будет?
– Ты думаешь? – Сергей как-то обрадованно засопел в трубке. – Может быть, над этим надо подумать...
Следующая наша встреча с Сергеем произошла еще через полгода. Он снова излучал достаток и безмятежность. На вопрос, как дела в компании, сказал, что все прекрасно:
– Марину уволил по собственному желанию. Правда, пришлось ей в трудовую записать, что работала не начальником отдела, а коммерческим директором. Ну и фиг с ней! Думаю, отделались малой кровью. Прямо по анекдоту: заведи козу в квартиру и выведи! Вот только главного метролога вернуть не удалось – ушел к конкурентам.
Некоторые выпускники бизнес-школ чувствуют себя носителями абсолютного знания и, приходя в компании, действуют по принципу «до основанья, а затем». Таким реформаторам следовало бы помнить известный гиппократовский принцип «не навреди». Компания – тоже живой организм, и цена ошибки очень высока. Жаль, что на программах МВА не учат, как гармонично «встраиваться» в существующий бизнес.
В заключение цитата из статьи Р. Баркера «Нет, менеджмент – не профессия» (Harvard Business Review, July – August 2010): «Программы МBА нацеливают менеджеров на прямолинейность в их действиях за счет развития у них навыков узкой экспертизы, а не интегрированного подхода. Акцент на развитие компетенций явно не работает в сегодняшнем мире. Бизнес-образование не учит сотрудничеству и интеграции в принятии решений».
Юрий ТАЗОВ, Москва
|