Большая перемена: в Казахстане перезагрузили правительство и расставили акценты в развитии страны
едридмадрид 04 Марта 2019 в 11:22:07
В Казахстане завершилась большая политическая неделя, в ходе которой вначале сменилось правительство, а позже прошёл съезд «правящей партии», где были расставлены приоритеты развития республики на ближайшие годы.
Отставка Кабмина была ожидаемым событием, но все же ситуативно стала громом среди ясного неба. В последнее время президент РК Нурсултан Назарбаев часто подвергал критике правительство за низкие показатели в работе или за допущенные упущения. В результате 21 февраля была поставлена жирная точка. «Считаю, что правительство должно уйти в отставку», – заявил в открытом обращении Нурсултан Назарбаев. А уже в понедельник кресло премьер-министра занял Аскар Мамин. За его плечами большой послужной список, поэтому его назначение не стало сенсацией.
Состав правительства обновился максимально. 11 из 14 министерств получили себе новых глав. Главные перемены, как и ожидалось, коснулись экономического и социального блока правительства. Ещё в своём обращении Н. Назарбаев отметил, что, несмотря на принятие множества законов и решений, в экономике не было достигнуто положительных изменений. «Рост ВВП в основном достигается за счёт сырьевых ресурсов, – подчеркнул глава государства. – Но правительству совместно с Нацбанком так и не удалось в полной мере создать реальные стимулы и инструменты для качественного роста экономики».
По итогам 2018 года, по оценке Кабмина, экономика выросла на 4,1%. Однако население не ощутило позитивных перемен. Работать над ошибками теперь предстоит новому правительству, которое премьер-министр нарёк «правительством решительных действий».
Как и прогнозировалось, перемены затронули социальный блок. Министерство труда и соцзащиты теперь возглавил Бердыбек Сапарбаев. До назначения он занимал пост главы Актюбинской области. Его часто называют хозяйственником, но теперь ему предстоит заняться вопросами социальной защиты населения. Это не единственное знаковое назначение в правительстве. Пост вице-премьера заняла Гульшара Абдыкалыкова. До этого она занимала пост госсекретаря. В казахстанском «табеле о рангах» – это не совсем понятная должность. Всем, кто занимали её, приходилось импровизировать, искать свою нишу в рамках государственной политики. Г. Абдыкалыкова на должности госсекретаря запомнилась выступлениями по вопросам защиты семьи и материнства. Как говорится: «Взялся за гуж, не говори, что не дюж!»
Назначения в правительстве стали реакцией властей на рост протестных настроений в обществе. Буквально за неделю в Астане разразилась трагедия. В пожаре погибли пятеро сестёр. Как оказалось, многодетная семья концы с концами еле связывала. Родителям приходилось работать по ночам, чтобы прокормить детей. В одну из ночей и произошла трагедия, которая не оставила равнодушным общественность. В разных городах страны прошли акции памяти, а власти на местах столкнулись с критикой со стороны многодетных матерей. Так продолжалось до отставки правительства.
На прошедшем 27 февраля съезде правящей партии «Нур Отан» глава государства сообщил о повышении размера пособий для многодетных семей за ребёнка. Теперь оно составит 21 тыс. тенге. Ранее этого добивались родители многодетных семей. Как отметил глава государства, в стране 111 тыс. семей получают адресную социальную помощь. Тут же он потребовал упростить порядок получения гражданами такой помощи, «чтобы они (многодетные родители. – Ред.) не бегали месяцами по кабинетам за этой помощью». Параллельно на съезде «Нур Отана» вспомнили детей инвалидов. Президент поручил повысить «пособия родителям, опекунам и семьям, воспитывающим детей-инвалидов, на 30%». Мера охватит 100 тыс. человек. Из бюджета в 2019-2021 годы будет выделено дополнительно 300 млрд. тенге.
Не менее интересные перемены произошли в экономическом блоке правительства. Так, в наименовании министерства оборонной и аэрокосмической промышленности появилось дополнительное словосочетание – «цифрового развития». Ранее глава государства неоднократно говорил о необходимости цифровизации экономики Казахстана, как факторе укрепления конкурентоспособности страны. В конце концов, сегодня это уже глобальный тренд, и суть вопроса состоит в том, чтобы успеть вскочить на подножку уходящего поезда. Собственно, такую попытку предпринял Казахстан, проведя апгрейд министерства. Главный посыл в том, что теперь определился оператор по цифровизации экономики. Ранее было много разговоров о том, что и как следует делать, но не было конкретного ответственного лица.
Перемены коснулись и бойцов финансового фронта. В конце января президент отчитал Кабмин за ситуацию в банковском секторе. «Создают банк, начинает работать. Люди верят, несут деньги, квазигоссектор кладёт деньги, – отметил глава государства, – а потом акционеры начинают вытаскивать, воровать». Критика пришлась не совсем по адресу, всё-таки банки – это епархия Нацбанка РК. Но отставка всё расставила по своим местам.
Вместе с членами Кабмина поста лишился глава Нацбанка Данияр Акишев. Его место занял бывший министр нацэкономики Ерболат Досаев. Выбор неоднозначный, хотя и укладывается в характер последних назначений в Нацбанк РК. До 2014 года регулятор, как правило, возглавляли выходцы из банковского и финансового сектора. После 2014-го во главе Нацбанка встали чиновники, в том числе из правительства. Выбор не самый лучший, о чем говорит президентская критика ситуации в банковском секторе. Кроме того, подобные назначения ставят по сомнение независимый от правительства статус Нацбанка, а значит, его беспристрастность. Что же касается нового главы Нацбанка, то Е. Досаев обещает улучшить работу кредитных учреждений. Совместно с Кабмином регулятор займётся «поддержкой программ по импортозамещению и локализации».
Если Д. Акишев потерял кресло главы Нацбанка, то глава Минфина Алихан Смаилов получил приставку вице-премьер-министр, что повышает его статус. Видимо, свой вес ему придётся направить на поиск средств на реализацию социальных обещаний, которые были розданы на съезде «Нур Отан». «На все это будет дополнительно в течение ближайших трёх лет выделено 2 трлн. тенге, – отметил А. Смаилов. – В том числе 1 трлн. тенге будет найден за счёт улучшения налогового и таможенного администрирования, а также за счёт оптимизации бюджетных расходов наших государственных органов».
После того как Д. Акишева командировали в Нацбанк, освободилась должность министра национальной экономики. Её занял Руслан Даленов, который тут же обрисовал круг своих обязанностей. «Мы будем проводить работу по изменениям в Налоговый кодекс. Мы постараемся, чтобы снижался уровень теневой экономики», – сообщил министр. Более того, он пообещал «сопрягать стратегическое планирование с бюджетом, чтобы каждый тенге приносил пользу, каждый тенге из бюджета тратился эффективно».
По опыту работы предыдущих правительств можно сказать, что Р. Даленов взялся за неподъемную ношу. На практике у Казахстана круг проблем в экономике еще больше. Так, давно пора прекращать практику субсидирования бизнеса из бюджета. Сам факт говорит о том, что государство поддерживает нерентабельные компании, снижает конкуренцию и подрывает конкурентоспособность экономики.
Говоря о проблемах экономики РК, стоит обратить и на проблемы внешнеэкономического характера. Среди них – несбалансированная торговля Казахстана со странами ЕАЭС. 92% товарооборота приходится на Россию, остальные на Белоруссию, Кыргызстан, Армению. Такой нюанс нельзя свести только к тому, что Россия – самая крупная экономика Союза. Иначе как объяснить, что по итогам 2018 года товарооборот между Белоруссией и Россией достиг 35 млрд. долларов (Минск вошёл в пятёрку наиболее крупных торговых партнёров Москвы), в то время как аналогичный показатель Казахстана составил 17,6 млрд. долларов. И это несмотря на то, что Астана является второй экономикой на постсоветском пространстве. При этом товарооборот между Белоруссией и Казахстаном в 2018 году составил всего 700 млн. долларов. Одним словом, в ЕАЭС Астане есть куда расти. Другое дело, что роста не наблюдается.
Ещё больше нареканий вызывает отрицательное сальдо в торговле Казахстана с Россией. По данным Кабмина, в 2018 году из РФ было импортировано продукции на сумму 12,4 млрд. долларов, а на экспорт северному соседу было отправлено товаров на 5,2 млрд. Причём такая картина наблюдается не первый год. В 2018 году российский импорт составил 11,5 млрд. долларов, а экспорт в Россию – 4,5 млрд. Конечно, подобные цифры можно списать на характер недеверсифицированной экономики РК, но это не оправдание. Чтобы исправить сложившееся положение, Кабмину следует проводить реформы, поощрять экспортеров и поддерживать малый и средний бизнес. Об этом, кстати, говорил Нурсултан Назарбаев на партийном съезде. И конечно же, давно пора разбираться с заградительными барьерами на пути казахстанской продукции в Россию.
Что касается внешней политики Казахстана, то сегодня можно уверенно говорить о том, что перестановки в верхах не окажут на неё влияния. Во-первых, МИД РК сменился ещё в декабре. Дипломатическое ведомство возглавил Бебут Атамкулов. Рокировка совпала с завершением казахстанского мандата непостоянного члена Совбеза ООН. Таким образом, Астана расставила акценты во внешней политике. Как отметил глава государства, Казахстан не является державой, чтобы проводить активную политику на внешней арене. Во-вторых, президент поставил перед дипломатами задачу: искать инвесторов и новые экспортные рынки для казахстанской продукции.
Кроме того, ранее Н. Назарбаев не раз говорил, что Казахстан сохранит многовекторную политику. Несмотря на то, что Астане приходится трудно поддерживать равновесие между «векторами» в условиях геополитической напряжённости. Тем не менее в ноябре 2018 года, выступая перед зарубежными послами в Астане, он ещё раз повторил: «Мы и дальше будем продолжать многовекторную мирную внешнюю политику». Все это придаёт стабильность внешней политике страны.
Смена правительства и партийный съезд, где делался акцент на социальные меры защиты населения, ещё раз напомнили о том, что президентские выборы – не за горами. Об этом говорит и оценка, данная переменам. Комментируя отставку правительства, спикер Сената Касым-Жомарт Токаев сказал: «Ситуация в Казахстане вступила в новую реальность, что потребовало нового подхода к решению социально-экономических задач». Кстати, в прошлом году он делал заявления относительно смены власти в РК. В интервью ВВС он заявил: «Я не верю, что глава государства Назарбаев выдвинет свою кандидатуру в президенты в 2020 году, так как он очень умный и рассудительный человек».
Масло в огонь подлил и сам президент. В начале февраля Н. Назарбаев направил запрос в Конституционный совет с просьбой разъяснить пункт 3 ст. 42 Основного закона, где речь шла о досрочном прекращении полномочий главы государства. В связи с чем логично ожидать дополнительных поправок в действующее законодательство страны. Пока остаётся непонятным, когда это событие произойдёт, но скорее всего перед началом электоральной кампании. Непонятно и какие именно будут вносится правки. В любом случае время покажет.
Впрочем, о грядущих выборах на съезде «Нур Отана» напомнил и сам глава государства. Обращаясь к делегатам, он предупредил, что «мы (партийцы. – Ред.) не должны сидеть сложа руки». «Нас ожидают парламентские выборы, президентские выборы, – заявил он. – Чтобы пройти это, нужно быть облеченными доверием народа».
Тут же Нурсултан Назарбаев напомнил участникам съезда о судьбе ушедшего Кабмина, видимо, давая понять, что участь министров могут повторить и другие. «Я почувствовал чаяния и думы населения – пришлось поменять правительство», – сказал на съезде партии «Нур Отан» глава государства.
https://www.ritmeurasia.org/news--2019-03-01--bolshaja-peremena-v-kazahstane-perezagruzili-pravitelstvo-i-rasstavili-akcenty-v-razvitii-strany-41348
Отставка Кабмина была ожидаемым событием, но все же ситуативно стала громом среди ясного неба. В последнее время президент РК Нурсултан Назарбаев часто подвергал критике правительство за низкие показатели в работе или за допущенные упущения. В результате 21 февраля была поставлена жирная точка. «Считаю, что правительство должно уйти в отставку», – заявил в открытом обращении Нурсултан Назарбаев. А уже в понедельник кресло премьер-министра занял Аскар Мамин. За его плечами большой послужной список, поэтому его назначение не стало сенсацией.
Состав правительства обновился максимально. 11 из 14 министерств получили себе новых глав. Главные перемены, как и ожидалось, коснулись экономического и социального блока правительства. Ещё в своём обращении Н. Назарбаев отметил, что, несмотря на принятие множества законов и решений, в экономике не было достигнуто положительных изменений. «Рост ВВП в основном достигается за счёт сырьевых ресурсов, – подчеркнул глава государства. – Но правительству совместно с Нацбанком так и не удалось в полной мере создать реальные стимулы и инструменты для качественного роста экономики».
По итогам 2018 года, по оценке Кабмина, экономика выросла на 4,1%. Однако население не ощутило позитивных перемен. Работать над ошибками теперь предстоит новому правительству, которое премьер-министр нарёк «правительством решительных действий».
Как и прогнозировалось, перемены затронули социальный блок. Министерство труда и соцзащиты теперь возглавил Бердыбек Сапарбаев. До назначения он занимал пост главы Актюбинской области. Его часто называют хозяйственником, но теперь ему предстоит заняться вопросами социальной защиты населения. Это не единственное знаковое назначение в правительстве. Пост вице-премьера заняла Гульшара Абдыкалыкова. До этого она занимала пост госсекретаря. В казахстанском «табеле о рангах» – это не совсем понятная должность. Всем, кто занимали её, приходилось импровизировать, искать свою нишу в рамках государственной политики. Г. Абдыкалыкова на должности госсекретаря запомнилась выступлениями по вопросам защиты семьи и материнства. Как говорится: «Взялся за гуж, не говори, что не дюж!»
Назначения в правительстве стали реакцией властей на рост протестных настроений в обществе. Буквально за неделю в Астане разразилась трагедия. В пожаре погибли пятеро сестёр. Как оказалось, многодетная семья концы с концами еле связывала. Родителям приходилось работать по ночам, чтобы прокормить детей. В одну из ночей и произошла трагедия, которая не оставила равнодушным общественность. В разных городах страны прошли акции памяти, а власти на местах столкнулись с критикой со стороны многодетных матерей. Так продолжалось до отставки правительства.
На прошедшем 27 февраля съезде правящей партии «Нур Отан» глава государства сообщил о повышении размера пособий для многодетных семей за ребёнка. Теперь оно составит 21 тыс. тенге. Ранее этого добивались родители многодетных семей. Как отметил глава государства, в стране 111 тыс. семей получают адресную социальную помощь. Тут же он потребовал упростить порядок получения гражданами такой помощи, «чтобы они (многодетные родители. – Ред.) не бегали месяцами по кабинетам за этой помощью». Параллельно на съезде «Нур Отана» вспомнили детей инвалидов. Президент поручил повысить «пособия родителям, опекунам и семьям, воспитывающим детей-инвалидов, на 30%». Мера охватит 100 тыс. человек. Из бюджета в 2019-2021 годы будет выделено дополнительно 300 млрд. тенге.
Не менее интересные перемены произошли в экономическом блоке правительства. Так, в наименовании министерства оборонной и аэрокосмической промышленности появилось дополнительное словосочетание – «цифрового развития». Ранее глава государства неоднократно говорил о необходимости цифровизации экономики Казахстана, как факторе укрепления конкурентоспособности страны. В конце концов, сегодня это уже глобальный тренд, и суть вопроса состоит в том, чтобы успеть вскочить на подножку уходящего поезда. Собственно, такую попытку предпринял Казахстан, проведя апгрейд министерства. Главный посыл в том, что теперь определился оператор по цифровизации экономики. Ранее было много разговоров о том, что и как следует делать, но не было конкретного ответственного лица.
Перемены коснулись и бойцов финансового фронта. В конце января президент отчитал Кабмин за ситуацию в банковском секторе. «Создают банк, начинает работать. Люди верят, несут деньги, квазигоссектор кладёт деньги, – отметил глава государства, – а потом акционеры начинают вытаскивать, воровать». Критика пришлась не совсем по адресу, всё-таки банки – это епархия Нацбанка РК. Но отставка всё расставила по своим местам.
Вместе с членами Кабмина поста лишился глава Нацбанка Данияр Акишев. Его место занял бывший министр нацэкономики Ерболат Досаев. Выбор неоднозначный, хотя и укладывается в характер последних назначений в Нацбанк РК. До 2014 года регулятор, как правило, возглавляли выходцы из банковского и финансового сектора. После 2014-го во главе Нацбанка встали чиновники, в том числе из правительства. Выбор не самый лучший, о чем говорит президентская критика ситуации в банковском секторе. Кроме того, подобные назначения ставят по сомнение независимый от правительства статус Нацбанка, а значит, его беспристрастность. Что же касается нового главы Нацбанка, то Е. Досаев обещает улучшить работу кредитных учреждений. Совместно с Кабмином регулятор займётся «поддержкой программ по импортозамещению и локализации».
Если Д. Акишев потерял кресло главы Нацбанка, то глава Минфина Алихан Смаилов получил приставку вице-премьер-министр, что повышает его статус. Видимо, свой вес ему придётся направить на поиск средств на реализацию социальных обещаний, которые были розданы на съезде «Нур Отан». «На все это будет дополнительно в течение ближайших трёх лет выделено 2 трлн. тенге, – отметил А. Смаилов. – В том числе 1 трлн. тенге будет найден за счёт улучшения налогового и таможенного администрирования, а также за счёт оптимизации бюджетных расходов наших государственных органов».
После того как Д. Акишева командировали в Нацбанк, освободилась должность министра национальной экономики. Её занял Руслан Даленов, который тут же обрисовал круг своих обязанностей. «Мы будем проводить работу по изменениям в Налоговый кодекс. Мы постараемся, чтобы снижался уровень теневой экономики», – сообщил министр. Более того, он пообещал «сопрягать стратегическое планирование с бюджетом, чтобы каждый тенге приносил пользу, каждый тенге из бюджета тратился эффективно».
По опыту работы предыдущих правительств можно сказать, что Р. Даленов взялся за неподъемную ношу. На практике у Казахстана круг проблем в экономике еще больше. Так, давно пора прекращать практику субсидирования бизнеса из бюджета. Сам факт говорит о том, что государство поддерживает нерентабельные компании, снижает конкуренцию и подрывает конкурентоспособность экономики.
Говоря о проблемах экономики РК, стоит обратить и на проблемы внешнеэкономического характера. Среди них – несбалансированная торговля Казахстана со странами ЕАЭС. 92% товарооборота приходится на Россию, остальные на Белоруссию, Кыргызстан, Армению. Такой нюанс нельзя свести только к тому, что Россия – самая крупная экономика Союза. Иначе как объяснить, что по итогам 2018 года товарооборот между Белоруссией и Россией достиг 35 млрд. долларов (Минск вошёл в пятёрку наиболее крупных торговых партнёров Москвы), в то время как аналогичный показатель Казахстана составил 17,6 млрд. долларов. И это несмотря на то, что Астана является второй экономикой на постсоветском пространстве. При этом товарооборот между Белоруссией и Казахстаном в 2018 году составил всего 700 млн. долларов. Одним словом, в ЕАЭС Астане есть куда расти. Другое дело, что роста не наблюдается.
Ещё больше нареканий вызывает отрицательное сальдо в торговле Казахстана с Россией. По данным Кабмина, в 2018 году из РФ было импортировано продукции на сумму 12,4 млрд. долларов, а на экспорт северному соседу было отправлено товаров на 5,2 млрд. Причём такая картина наблюдается не первый год. В 2018 году российский импорт составил 11,5 млрд. долларов, а экспорт в Россию – 4,5 млрд. Конечно, подобные цифры можно списать на характер недеверсифицированной экономики РК, но это не оправдание. Чтобы исправить сложившееся положение, Кабмину следует проводить реформы, поощрять экспортеров и поддерживать малый и средний бизнес. Об этом, кстати, говорил Нурсултан Назарбаев на партийном съезде. И конечно же, давно пора разбираться с заградительными барьерами на пути казахстанской продукции в Россию.
Что касается внешней политики Казахстана, то сегодня можно уверенно говорить о том, что перестановки в верхах не окажут на неё влияния. Во-первых, МИД РК сменился ещё в декабре. Дипломатическое ведомство возглавил Бебут Атамкулов. Рокировка совпала с завершением казахстанского мандата непостоянного члена Совбеза ООН. Таким образом, Астана расставила акценты во внешней политике. Как отметил глава государства, Казахстан не является державой, чтобы проводить активную политику на внешней арене. Во-вторых, президент поставил перед дипломатами задачу: искать инвесторов и новые экспортные рынки для казахстанской продукции.
Кроме того, ранее Н. Назарбаев не раз говорил, что Казахстан сохранит многовекторную политику. Несмотря на то, что Астане приходится трудно поддерживать равновесие между «векторами» в условиях геополитической напряжённости. Тем не менее в ноябре 2018 года, выступая перед зарубежными послами в Астане, он ещё раз повторил: «Мы и дальше будем продолжать многовекторную мирную внешнюю политику». Все это придаёт стабильность внешней политике страны.
Смена правительства и партийный съезд, где делался акцент на социальные меры защиты населения, ещё раз напомнили о том, что президентские выборы – не за горами. Об этом говорит и оценка, данная переменам. Комментируя отставку правительства, спикер Сената Касым-Жомарт Токаев сказал: «Ситуация в Казахстане вступила в новую реальность, что потребовало нового подхода к решению социально-экономических задач». Кстати, в прошлом году он делал заявления относительно смены власти в РК. В интервью ВВС он заявил: «Я не верю, что глава государства Назарбаев выдвинет свою кандидатуру в президенты в 2020 году, так как он очень умный и рассудительный человек».
Масло в огонь подлил и сам президент. В начале февраля Н. Назарбаев направил запрос в Конституционный совет с просьбой разъяснить пункт 3 ст. 42 Основного закона, где речь шла о досрочном прекращении полномочий главы государства. В связи с чем логично ожидать дополнительных поправок в действующее законодательство страны. Пока остаётся непонятным, когда это событие произойдёт, но скорее всего перед началом электоральной кампании. Непонятно и какие именно будут вносится правки. В любом случае время покажет.
Впрочем, о грядущих выборах на съезде «Нур Отана» напомнил и сам глава государства. Обращаясь к делегатам, он предупредил, что «мы (партийцы. – Ред.) не должны сидеть сложа руки». «Нас ожидают парламентские выборы, президентские выборы, – заявил он. – Чтобы пройти это, нужно быть облеченными доверием народа».
Тут же Нурсултан Назарбаев напомнил участникам съезда о судьбе ушедшего Кабмина, видимо, давая понять, что участь министров могут повторить и другие. «Я почувствовал чаяния и думы населения – пришлось поменять правительство», – сказал на съезде партии «Нур Отан» глава государства.
https://www.ritmeurasia.org/news--2019-03-01--bolshaja-peremena-v-kazahstane-perezagruzili-pravitelstvo-i-rasstavili-akcenty-v-razvitii-strany-41348
|