Самим не хватает. Азербайджан не сможет помочь Казахстану с бензином
admin 14 Ноября 2014 в 12:34:17
Завершился срок, отведенный на поставки ГСМ из Азербайджана в Казахстан в рамках контракта, который якобы был заключен между дочкой «АО «КазМунайГаз»ТОО «ҚазМұнайГаз Өнімдері» и государственной нефтяной компанией Азербайджана. Бензин так и не поступил. Однако большой вопрос вызывает наличие контракта. Представители азербайджанской компании SOCAR утверждают, что никакого соглашения между ней и казахстанским национальным оператором по поставкам нефтепродуктов «ҚазМұнайГаз Өнімдері» просто не существует.
31 октября Министерство энергетики Казахстана объявило о заключении контракта с азербайджанской стороной на поставки топлива. В пресс-релизе Минэнерго утверждалось, что сделка была заключена еще 10 октября. Более того, еще в конце сентября о готовности закупать бензин из Азербайджана сообщил и заместитель министра энергетики республики Узакбай Карабалин, заверив, что есть конкретные договоренности с Баку по этому вопросу. «КазМунайГазом» проведены переговоры также и в других местах. Это сейчас обсуждается возможности завоза и от азербайджанской компании SOCAR. Также рассматривается возможность завоза и из Туркменистана», - сообщил тогда г-н Карабалин.
В пресс-службе ТОО «ҚазМұнайГаз Өнімдері», дочерней организации АО «КазМунайГаз», Kursiv.kz сообщили, что они подтверждают заключение 10 октября 2014 года договора на поставку бензина марки АИ-92 из Азербайджана в объеме 6 тыс. тонн, причем казахстанская сторона внесла оплату за 3 тыс. тонн топлива.Топливо должно было быть отправлено до 10 ноября. Однако, уже наступило 12 ноября, но поставок нет. ТОО «ҚазМұнайГаз Өнімдері» настаивает на наличии контракта с азербайджанской стороной, но признает, что контрагент не подтвердил «готовность к поставке указанного количества нефтепродуктов в связи введением временных ограничений на экспорт высокооктановых сортов нефтепродуктов из Азербайджана». Правда, в «ҚазМұнайГаз Өнімдері» отметили, что «эта ситуация не должна отразиться на дефиците топлива в РК в связи с готовящимися поставками с НПЗ России и Беларуси 37,2 тыс. тонн бензина марки АИ-92/93».
Министерство энергетики Казахстана сообщало, что заключило договор с международной компанией "Lanturno Management S.A.", которая должна была поставить ГСМ из Азербайджана. Lanturno - это частная компания, функционирующая с 2003 года. Ее головной офис находится в Женеве. Основными видами ее деятельности являются торговля нефтью и нефтепродуктами.
Однако, впоследствии и "Lanturno Management S.A." не подтвердила свою готовность поставлять бензин в РК. Любопытно, что заместитель гендиректора по маркетингу АО "КазМунайГаз - переработка и маркетинг" Ерлан Койбагаров в начале ноября на брифинге в Астане на вопрос о том, кто будет поставлять бензин из Азербайджана в Казахстан, если все-таки поставки начнутся, сообщил, что не может назвать компанию-контрагента, так как это является «коммерческой тайной». Видимо, он забыл, что Минэнерго уже называло конкретную компанию.
Пресс-секретарь компании SOCAR Низамеддин Гулиев в разговоре с Kursiv.kz сказал, что устал отвечать на звонки журналистов, интересующихся условиями сделки Казахстана с Азербайджаном по поставкам бензина, так как никакого договора государственная нефтяная компания Азербайджана и АО «КазМунайГаз» не заключали.«Кто видел соглашение. Вы его видели своими глазами? Именно между SOCAR и АО «КазМунайГаз» там написано? Такого нет. Может, есть контракт между какими-то посредниками, мы ничего об этом не знаем, что это за компания», - отметил г-н Гулиев.
Вместе с тем, он заметил, что само предложение со стороны «Казмунайгаза» в адрес SOCAR поступало, но официального соглашения по этому поводу подписано не было.
Вариантов два. Первый – «дочка»КМГ заключила контракт на поставку ГСМ с международной компанией-посредником, который не смог выполнить свои обязательства.Второй – что никакого контракта не существовало изначально. В таком случае непонятны заявления, сделанные«ҚазМұнайГаз Өнімдері» и Минэнерго.
Разъяснять ситуацию в «ҚазМұнайГаз Өнімдері» не стали: на запрос Kursiv.kz, отправленный в компанию, ответ не пришел. Более того, оказалось, что сам тендер на закупку ГСМ был отменен еще 24 октября. Но этот факт не помешал представителям «АО «КазМунайГаз» говорить о его наличии.
Стоит отметить, что 5 ноября азербайджанские СМИ показали выступление президента SOCAR Ровнага Абдуллаева, который отвечал на вопросы журналистов во время проходящего в Баку II SOCAR OGPC Forum. Один из них касался и поставок в Казахстан, г-н Абдуллаев также отверг наличие договора о поставках ГСМ в РК.
«Казахстанская компания «КазМунайГаз» не обращалась в Госнефтекомпанию Азербайджана по вопросам закупки азербайджанского бензина. В настоящее время Азербайджан бензин не экспортирует. Все производимые на НПЗ объемы идут на покрытие собственных нужд страны», - сказал Р.Абдуллаев. Правда, он не исключил, что экспорт топлива в малых объемах возможен в будущем.
«В случае если «КазМунайГаз» предложит цену, соответствующую рыночной, мы сможем изыскать определенные объемы бензина и обеспечить их поставки в Казахстан. Но это будут небольшие объемы, порядка 5-10 тыс. тонн»,- сказал он.
Азербайджанский эксперт, руководитель клуба политологов «Южный Кавказ» Ильгар Велизаде сказал Kursiv.kz, что мощностей существующих в Азербайджане заводов по переработке нефти едва хватает для удовлетворения потребностей местного рынка. Стремительный рост числа автомобилей в Азербайджане привел к тому, что местные НПЗ были вынуждены отказаться от производства более дорогого вида топлива - бензина АИ-95, с высоким октановым числом. Вместо этого было наращено производство других видов более популярного топлива.
«Бензин премиум класса Азербайджан сам вынужден импортировать. Но и это обстоятельство позволило лишь уровнять спрос и предложение на внутреннем рынке. Конечно, в Азербайджане думают о наращивании производства бензина, но это весьма капиталоемкая задача, которую предстоит решать не один год. В настоящее время близ Баку уже ведется строительство нового НПЗ, но его полный ввод в производство намечен лишь на 2030 год. Так что вплоть до этого времени весьма сложно будет говорить о возможности значительного экспорта из Азербайджана ГСМ. Зная это ни один из принимающих решение чиновников в SOCAR, либо в других структурах не мог бы, не только взять ответственность за поставку топлива из страны, но даже и пообещать о такой возможности. В этой связи вопрос о контрактных обязательствах принятых со стороны Азербайджана выглядит весьма сомнительным», - заметил г-н Велизаде.
Руководитель портала Oilnews.kz Сергей Смирнов заметил, что склонен во всей этой «мутной истории» больше доверять заявлениям, прозвучавшим в Азербайджане, так как непонятно, для чего Баку скрывать сделку, если она была заключена. То, что условный контракт изначально выглядел «сомнительно» говорит то обстоятельство, что сначала г-н Карабалин еще в конце сентября заверил, что заключен контракт на поставки 10 тыс. тонн бензина из Азербайджана и первая партия в размере 5 тыс. тонн поступит уже на следующей неделе. Однако никакого бензина так и не поступило, после чего Минэнерго уже в начале октября заявило о контракте на поставку не 10, а уже 6 тыс тонн. Почему так резко изменилась цифра, никто не пояснил.
«Не совпадают не только цифры. Мне непонятно, как Минэнерго и «КазМунайГаз» готовились, якобы, заключить контракт со страной, которая сама нуждается в бензине. Как раз тогда, в конце сентября, когда г-н Карабалин говорил о закупке бензина из Азербайджана, глава SOCAR сообщил журналистам, что в их стране дефицит бензина, и они могут экспортировать лишь дизельное топливо. Заметьте, когда речь шла о строительстве четвертого нефтеперерабатывающего завода, наши чиновники, тогда еще из МНГ отмечали, что делать этого не нужно, так как мы станем прямыми конкурентами с Азербайджаном и Россией по поставкам ГСМ, хотя в самом Азербайджане топлива не хватает. К тому же очень странно обстоят дела с тендером на закупки бензина из Азербайджана: почему он проходил закрыто, это же не государственная тайна? Почему Минэнерго назвало конкретную компанию посредника в сделке – "Lanturno Management S.A.",– а ТОО «ҚазМұнайГаз Өнімдері» говорит, что это является «коммерческой тайной». И потом, 6 тыс. тонн для Казахстана – это ничтожные объемы, на день покрыть дефицит хватит. Есть две версии: либо контракта нет, и все эти разговоры нужны были, чтобы успокоить население, либо «агашки» хотели заработать, заключив контракт с какой-то оффшорной компанией, и чтобы это красиво оформить, приплели ко всей этой истории Азербайджан, не подумав, что дело получит такую большую огласку», - заметил он.
Стоит отметить, что производство бензина в Азербайджане за семь месяцев 2014 года снизилось на 16% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
http://www.kursiv.kz/
31 октября Министерство энергетики Казахстана объявило о заключении контракта с азербайджанской стороной на поставки топлива. В пресс-релизе Минэнерго утверждалось, что сделка была заключена еще 10 октября. Более того, еще в конце сентября о готовности закупать бензин из Азербайджана сообщил и заместитель министра энергетики республики Узакбай Карабалин, заверив, что есть конкретные договоренности с Баку по этому вопросу. «КазМунайГазом» проведены переговоры также и в других местах. Это сейчас обсуждается возможности завоза и от азербайджанской компании SOCAR. Также рассматривается возможность завоза и из Туркменистана», - сообщил тогда г-н Карабалин.
В пресс-службе ТОО «ҚазМұнайГаз Өнімдері», дочерней организации АО «КазМунайГаз», Kursiv.kz сообщили, что они подтверждают заключение 10 октября 2014 года договора на поставку бензина марки АИ-92 из Азербайджана в объеме 6 тыс. тонн, причем казахстанская сторона внесла оплату за 3 тыс. тонн топлива.Топливо должно было быть отправлено до 10 ноября. Однако, уже наступило 12 ноября, но поставок нет. ТОО «ҚазМұнайГаз Өнімдері» настаивает на наличии контракта с азербайджанской стороной, но признает, что контрагент не подтвердил «готовность к поставке указанного количества нефтепродуктов в связи введением временных ограничений на экспорт высокооктановых сортов нефтепродуктов из Азербайджана». Правда, в «ҚазМұнайГаз Өнімдері» отметили, что «эта ситуация не должна отразиться на дефиците топлива в РК в связи с готовящимися поставками с НПЗ России и Беларуси 37,2 тыс. тонн бензина марки АИ-92/93».
Министерство энергетики Казахстана сообщало, что заключило договор с международной компанией "Lanturno Management S.A.", которая должна была поставить ГСМ из Азербайджана. Lanturno - это частная компания, функционирующая с 2003 года. Ее головной офис находится в Женеве. Основными видами ее деятельности являются торговля нефтью и нефтепродуктами.
Однако, впоследствии и "Lanturno Management S.A." не подтвердила свою готовность поставлять бензин в РК. Любопытно, что заместитель гендиректора по маркетингу АО "КазМунайГаз - переработка и маркетинг" Ерлан Койбагаров в начале ноября на брифинге в Астане на вопрос о том, кто будет поставлять бензин из Азербайджана в Казахстан, если все-таки поставки начнутся, сообщил, что не может назвать компанию-контрагента, так как это является «коммерческой тайной». Видимо, он забыл, что Минэнерго уже называло конкретную компанию.
Пресс-секретарь компании SOCAR Низамеддин Гулиев в разговоре с Kursiv.kz сказал, что устал отвечать на звонки журналистов, интересующихся условиями сделки Казахстана с Азербайджаном по поставкам бензина, так как никакого договора государственная нефтяная компания Азербайджана и АО «КазМунайГаз» не заключали.«Кто видел соглашение. Вы его видели своими глазами? Именно между SOCAR и АО «КазМунайГаз» там написано? Такого нет. Может, есть контракт между какими-то посредниками, мы ничего об этом не знаем, что это за компания», - отметил г-н Гулиев.
Вместе с тем, он заметил, что само предложение со стороны «Казмунайгаза» в адрес SOCAR поступало, но официального соглашения по этому поводу подписано не было.
Вариантов два. Первый – «дочка»КМГ заключила контракт на поставку ГСМ с международной компанией-посредником, который не смог выполнить свои обязательства.Второй – что никакого контракта не существовало изначально. В таком случае непонятны заявления, сделанные«ҚазМұнайГаз Өнімдері» и Минэнерго.
Разъяснять ситуацию в «ҚазМұнайГаз Өнімдері» не стали: на запрос Kursiv.kz, отправленный в компанию, ответ не пришел. Более того, оказалось, что сам тендер на закупку ГСМ был отменен еще 24 октября. Но этот факт не помешал представителям «АО «КазМунайГаз» говорить о его наличии.
Стоит отметить, что 5 ноября азербайджанские СМИ показали выступление президента SOCAR Ровнага Абдуллаева, который отвечал на вопросы журналистов во время проходящего в Баку II SOCAR OGPC Forum. Один из них касался и поставок в Казахстан, г-н Абдуллаев также отверг наличие договора о поставках ГСМ в РК.
«Казахстанская компания «КазМунайГаз» не обращалась в Госнефтекомпанию Азербайджана по вопросам закупки азербайджанского бензина. В настоящее время Азербайджан бензин не экспортирует. Все производимые на НПЗ объемы идут на покрытие собственных нужд страны», - сказал Р.Абдуллаев. Правда, он не исключил, что экспорт топлива в малых объемах возможен в будущем.
«В случае если «КазМунайГаз» предложит цену, соответствующую рыночной, мы сможем изыскать определенные объемы бензина и обеспечить их поставки в Казахстан. Но это будут небольшие объемы, порядка 5-10 тыс. тонн»,- сказал он.
Азербайджанский эксперт, руководитель клуба политологов «Южный Кавказ» Ильгар Велизаде сказал Kursiv.kz, что мощностей существующих в Азербайджане заводов по переработке нефти едва хватает для удовлетворения потребностей местного рынка. Стремительный рост числа автомобилей в Азербайджане привел к тому, что местные НПЗ были вынуждены отказаться от производства более дорогого вида топлива - бензина АИ-95, с высоким октановым числом. Вместо этого было наращено производство других видов более популярного топлива.
«Бензин премиум класса Азербайджан сам вынужден импортировать. Но и это обстоятельство позволило лишь уровнять спрос и предложение на внутреннем рынке. Конечно, в Азербайджане думают о наращивании производства бензина, но это весьма капиталоемкая задача, которую предстоит решать не один год. В настоящее время близ Баку уже ведется строительство нового НПЗ, но его полный ввод в производство намечен лишь на 2030 год. Так что вплоть до этого времени весьма сложно будет говорить о возможности значительного экспорта из Азербайджана ГСМ. Зная это ни один из принимающих решение чиновников в SOCAR, либо в других структурах не мог бы, не только взять ответственность за поставку топлива из страны, но даже и пообещать о такой возможности. В этой связи вопрос о контрактных обязательствах принятых со стороны Азербайджана выглядит весьма сомнительным», - заметил г-н Велизаде.
Руководитель портала Oilnews.kz Сергей Смирнов заметил, что склонен во всей этой «мутной истории» больше доверять заявлениям, прозвучавшим в Азербайджане, так как непонятно, для чего Баку скрывать сделку, если она была заключена. То, что условный контракт изначально выглядел «сомнительно» говорит то обстоятельство, что сначала г-н Карабалин еще в конце сентября заверил, что заключен контракт на поставки 10 тыс. тонн бензина из Азербайджана и первая партия в размере 5 тыс. тонн поступит уже на следующей неделе. Однако никакого бензина так и не поступило, после чего Минэнерго уже в начале октября заявило о контракте на поставку не 10, а уже 6 тыс тонн. Почему так резко изменилась цифра, никто не пояснил.
«Не совпадают не только цифры. Мне непонятно, как Минэнерго и «КазМунайГаз» готовились, якобы, заключить контракт со страной, которая сама нуждается в бензине. Как раз тогда, в конце сентября, когда г-н Карабалин говорил о закупке бензина из Азербайджана, глава SOCAR сообщил журналистам, что в их стране дефицит бензина, и они могут экспортировать лишь дизельное топливо. Заметьте, когда речь шла о строительстве четвертого нефтеперерабатывающего завода, наши чиновники, тогда еще из МНГ отмечали, что делать этого не нужно, так как мы станем прямыми конкурентами с Азербайджаном и Россией по поставкам ГСМ, хотя в самом Азербайджане топлива не хватает. К тому же очень странно обстоят дела с тендером на закупки бензина из Азербайджана: почему он проходил закрыто, это же не государственная тайна? Почему Минэнерго назвало конкретную компанию посредника в сделке – "Lanturno Management S.A.",– а ТОО «ҚазМұнайГаз Өнімдері» говорит, что это является «коммерческой тайной». И потом, 6 тыс. тонн для Казахстана – это ничтожные объемы, на день покрыть дефицит хватит. Есть две версии: либо контракта нет, и все эти разговоры нужны были, чтобы успокоить население, либо «агашки» хотели заработать, заключив контракт с какой-то оффшорной компанией, и чтобы это красиво оформить, приплели ко всей этой истории Азербайджан, не подумав, что дело получит такую большую огласку», - заметил он.
Стоит отметить, что производство бензина в Азербайджане за семь месяцев 2014 года снизилось на 16% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
http://www.kursiv.kz/
|