В Казахстане обычая похищения невесты не существовало, - К. Тасибеков

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
Гость 24 Октября 2014 в 12:44:05
В Казахстане проблема похищения невест на самом деле имеет латентный характер, и связана с бытовым насилием, - считают некоторые эксперты.

Похищение невест в Казахстане вопрос который все чаще волнует наше общество. В студии «Радиоточки» на эту тему подискутировали ученый, директор НИИ социальных и гендерных исследований Замза Кодар; общественный деятель, исследователь законодательства по обеспечению защиты прав детей и женщин Асия Хайрулина и известный популяризатор казахского языка, казахских традиций и обычаев Канат Тасибеков.

По мнению Замзы Кодар, говорить о том, что похищение невесты это красивый обычай, наверное, будет не вполне закономерно. "Мы видим, какие трагедии складываются вследствие этого обычая. Обычно, когда речь идет о похищении невест, говорят о двух ракурсах – с согласия невесты или без него, то есть насильственным путем. Когда согласие есть, тогда это обычай, это потому, что девочку не хотели отдавать родители. На Кавказе, говорили, что всплеск похищений женщин в XIX - XX веках только из-за обнищания народа. Но, в любом случае, я думаю, что когда идет насильственным путем – это трагедия. И доказано, что в Кыргызстане 60% таких браков распадаются", - отметил ученый.

А.Хайруллина считает, что все, это связано с насилием – это результат невежества, когда человек просто не знает, что есть границы, которые нельзя нарушать. "Есть границы права, если ты их переходишь, ты нарушаешь право другого человека. К сожалению, еще есть то, что связано с нашими историческими корнями, с нашими культурными традициями, отношениями к семье или женщине. Иногда они навязанные, иногда устаревшие. Поэтому, я думаю, что именно такие факторы здесь играют роль", - отметила она.

В свою очередь К. Тасибеков заявил, что эта проблема совершенно надуманная, не существующая. "Вот мы четверо сидим, все казахи. Вы в начале обозначили қыз алып қашу. Где здесь слово «умыкание» или «кража»? Вообще кражи не существовало, ее и нет. Если взять брачные обычаи, есть региональные традиции и так далее. Всего четыре основных этапа: құда түсу, сырға салу (сватовство и надевание сережек невесте – прим. редакции), алдынан өту (получение согласия), қыз ұзату (проводы невесты), потом келін түсіру той (приезд невесты в дом жениха). И потом четвертое, это құдалық, взаимные визиты сватов.
В прежние времена қыз алып қашу, вы знаете, все у нас диктует экономика, когда выплачивался калым. Я говорил, что это что-то подобное НЛО или снежному человеку – все об этом говорят, но никто этого не видел. Вы когда-нибудь видели, что кто-то говорил, что за калым купил машину или погасил ипотеку? Или, что дочь растет, я за эту столько возьму, а за эту столько попрошу? Этой вещи просто не существует у нас. Если говорить о похищении невест, конечно, это обсуждать надо. Мне очень приятно, что этим занимаются серьезные люди и серьезные институты. На самом деле, қыз алып қашу, в современных условиях, это для того, чтобы сократить свадебные расходы. Предположим, невеста с Гурьева, а он, например, с Алтая. Представьте расстояние, это надо целую делегацию повезти, потом они вернутся, потом қызды флып кету керек, и так далее. Все это сопряжено с большими расходами. Обычно по согласию говорят: «Мен сенi алып қашам. Я тебя украду, я с тобой вместе сбегу». Вот есть у меня, предположим, дочь. Если она убежит с парнем, это алып қашады. В казахском языке не существует такого, что ұрлап алып кетті, что мою дочь украли. Это говорят, что қызы қашып кетті, то есть твоя дочь сбежала. И для родителей это всегда очень большой минус, ты не смог ее қолдан беру (выдать замуж по согласию), как положено по закону. Так что такой вещи не существует", - подчеркнул К. Тасибеков.

А.Хайруллина также отметила, что в СМИ полно видеороликов, где невеста не убежала, а ее украли, увезли, насильно применяя физическую силу. "Увозят девочек, заставляя их оставаться с этих семьях, причем используя всю огромную силу большой семьи. На это уже никак нельзя закрывать глаза. Дело в том, что мы занимаемся этой проблемой с точки зрения принудительных браков по несовершеннолетним девочкам. И это самые страшные последствия, которые почему-то наш народ связывает с этой замечательной традицией, о которой вы говорили. Представьте, какой может быть побег в 13-15 лет? Понятно, если девочка согласна, но она не созрела для того, чтобы понимать опасность ситуации. С другой стороны иногда родители навязывают своим дочерям свои взгляды на то, что это очень хорошо, выйдешь замуж, каким образом это не важно. Точно так же они объясняют это сыновьям. Наверное, пора вернуться в сегодняшний день, в 21 век, и нужно понимать, что мы уже выросли из этих старых традиций. Это нормально, если это не влияет на благосостояние и благополучие женщины, мужчины и всей семьи. Если хотя бы один человек в этой ситуации страдает, то это кража, преступление и никакая ни традиция и не обычай, это просто нарушение прав человека", - отметила она.

Он также добавила, что в казахстанском законодательстве существует статья «Похищение человека» и когда начали работать с этими случаями зафиксировали большое количество обращений из Алматинской области. Выяснилось, что если потерпевшая сторона не подает заявление о произошедшем, или нет поисков со стороны родителей жертвы, то никаких действий со стороны правоохранительных органов не предпринимается. "И занимаясь, в частности, с несовершеннолетними мы понимаем, что наши женщины не жалуются на насилие, не пишут заявлений, в том числе и девочки никогда не жалуются. Но даже если жалуются, то наши правоохранительные органы, тоже считают это веселым обычаем и данную ситуацию можно разрешить внутри семьи, необязательно кого-то наказывать, и можно договориться между собой. В прошлом году мы были в одном из регионов Казахстана, за несколько месяцев в органы было подано несколько заявлений о похищении несовершеннолетних девочек с целью вступления в брак. Ни одного дела не было возбуждено, это стало для нас знаком, что проблема на самом деле имеет латентный характер, и связана с бытовым насилием", - заявила А.Хайруллина.
Напомним, что факты краж невест периодически всплывают в СМИ. Так, в начале года писали о подобных случаях <a target="_blank" href="http://www.zakon.kz/4597401-v-zhambylskojj-oblasti-prodolzhajutsja.html">в Жамбылской области.</a> Видео с <a target="_blank" href="http://www.zakon.kz/4649398-policejjskie-juko-prosjat-otozvatsja.html">похищением девушки в ЮКО</a> всколыхнуло общественность в августе этого года. <a target="_blank" href="http://journal.zakon.kz/page,1,1,4589455-video-o-pokhishhenii-nevesty-v-juko.html#show_comments">Еще один случай в ЮКО</a> обсуждался в Интернете в конце прошлого года. И вот совсем недавно, <a target="_blank" href="http://incident.zakon.kz/4658701-v-internete-pojavilos-video-krazhi.html">в соцсетях гулял видеоролик,</a> на котором, очевидно, записана кража невесты, а если быть точнее, момент, когда девушку привезли в дом жениха. Видео получило большой общественный резонанс. Однако потом стало известно, что скандальный <a target="_blank" href="http://incident.zakon.kz/4661055-skandalnyjj-rolik-s-pokhishheniem.html">ролик с похищением юной невесты оказался якобы демонстрацией обычаев</a> .

Генеральная прокуратура РК прокомментировала это видео так: "В последние дни в средствах массовой информации появились публикации, связанные с демонстрацией в интернете видеоролика о похищении невесты в Казахстане. Согласно закону, похищение человека образует состав уголовно наказуемого деяния, влекущего ответственность в виде лишения свободы до 15 лет с конфискацией имущества. При поступлении сигналов о совершении подобного рода преступлений правоохранительные органы принимают исчерпывающие меры по изобличению виновных лиц и привлечению их к ответственности", - сообщили в ведомстве. Проверка была проведена и по распространенному видео. Личности молодоженов установили. Как пояснили супруги, они с августа текущего года состоят в гражданском браке, а до этого около года встречались и планировали создать семью. Молодая супруга рассказала, что в дом жениха прибыла по доброй воле, а сцену принуждения на видеоролике объяснила желанием продемонстрировать соблюдение национальных традиций, связанных с сохранением чести девушки в подобных ситуациях. "В связи с изложенными обстоятельствами меры правового реагирования по указанному ролику правоохранительными органами не принимались", - сообщили в Генеральной прокуратуре Республики Казахстан.

Напомним также, что казахстанские депутаты на фоне подобных фактов еще в начале года предлагали<a target="_blank" href="http://www.zakon.kz/4598848-za-krazhu-nevest-khotjat-sazhat-na-15.html">ввести уголовную ответственность за кражу невест</a>. По данным социологических исследований, более 60 процентов опрошенных взрослых признались, что лично сталкивались с такими случаями в своей жизни. А у 74 процентов подростков есть знакомые сверстники, которых украли замуж или которые сами участвовали в таких кражах. Известно, что семьи невест обычно смотрят сквозь пальцы на кражи еще и потому, что в этом случае сторона жениха берет на себя все свадебные расходы. Депутаты же считают, что такую практику нужно искоренять.

Радиоточка.кз
Комментарии, по рейтингу, по дате
  bozon house 24.10.2014 в 12:49:44   # 383232
Гримасы интеграции в мировое сообщество.
  СССР88 24.10.2014 в 14:19:22   # 383266
под кавказцев косят азиаты
  Goth 24.10.2014 в 14:23:56   # 383269

Это ж каким нужно быть неудачником, чтоб заставлять за себя выйти замуж?..
К хорошему мужику женщины сами тянутся.
  Мура45 24.10.2014 в 14:25:14   # 383270
Я украл свою. С согласия, конечно. Многих знаю, которые и без согласия, "мешок на голову", и вперёд. И, вроде, живут вполне нормально и счастливо. По крайней мере, не слышал, чтоб били или гнобили, или развелись.
  MrX 24.10.2014 в 14:52:13   # 383274
Quote:
Похищение невест в Казахстане вопрос который все чаще волнует наше общество.


Вот лично мое общество волнуют более жизненные проблемы...
  трактор 24.10.2014 в 14:57:16   # 383275
Это ж каким нужно быть неудачником, чтоб заставлять за себя выйти замуж?..
К хорошему мужику женщины сами тянутся.


Согласен, если не можешь сделать так чтоб девушка сама захотела выйти за тебя замуж, а воруешь ее и заставляешь силой, то ты не только неудачник, но еще слабак и чмошник....
  Современник 27.10.2014 в 12:40:34   # 383540
СССРанщик - ебало заткни,сука! Кавказ в жопу! Сука, пиши адрес, поговорим как и кто косит под кого! Нехуй лезть в чужие обычаи - блядь, нажираться в говно и бухать из вонючей туфли - нормально? Охуели, блядь, совсем!
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь