КУДА УШЛИ МИЛЛИАРДЫ?
dead 26 Февраля 2008 в 10:21:53
Совсем недавно на расширенном заседании Счетного комитета по итогам работы за 2007 год председателем комитета Омарханом Оксикбаевым были озвучены весьма неутешительные цифры.
Так, исполнение расходов республиканского бюджета и использование активов государства сопровождается значительным неосвоением бюджетных средств, причем эта сумма составила 26 млрд. тенге, что, по мнению специалистов данного ведомства, эквивалентно объему финансирования отдельных государственных и отраслевых программ.
Хроническую форму приобрела проблема низкой эффективности использования местными исполнительными органами трансфертов, выделяемых из республиканского бюджета. Так, по данным Счетного комитета, наблюдается устойчивое замещение собственных доходов местных бюджетов трансфертами республиканского бюджета. Если в 2003 году доля собственных доходов составляла 74%, то в 2007 году – только 54%. При этом за сравниваемый период объем субвенций, выделяемых из республиканского бюджета местным бюджетам, увеличился в 7 раз.
«Ахиллесовой пятой» по-прежнему является низкий уровень бюджетно-налоговой дисциплины со значительным увеличением сумм неэффективных расходов. Так, сумма выявленных нарушений по расходам составила 77млрд. тенге, активам – 13млрд. тенге. Необходимо отметить, что, несмотря на декларируемые меры о внедрении самого широкого спектра механизмов по эффективному использованию и контролю бюджетных средств, по сравнению с прошлым годом установленная сумма средств бюджета, использованных неэффективно, увеличилась более чем в 2 раза.
Широко разрекламированная деятельность институтов развития, призванных эффективно управлять активами государства, сводилась к тому, что они наряду с другими акционерными обществами с участием государства и отдельными госпредприятиями более 50 млрд. тенге бюджетных денег направили на депозиты банков второго уровня.
В целом Счетным комитетом в 2007 году было проверено всего 375 объектов с учетом встречных проверок, нарушения выявлены на 172 объектах контроля. Общая сумма выявленных нарушений составила 108,2 млрд. тенге, восстановлено по итогам проверок 6,6 млрд. тенге. Передано в правоохранительные органы 43 материала контроля, уголовные дела возбуждены лишь по четырем, до суда не дошел ни один материал, наложены взыскания на 70 человек.
Показатели, конечно, «впечатляют» и удручают. Казалось бы, разрабатываются целые программы по эффективному использованию средств бюджета и активов государства, разного рода постановления и рекомендации по усилению ответственности администраторов бюджетных программ, «круглые столы» по снижению рисков финансовых нарушений на стадии планирования и исполнения бюджета. Мы уже не говорим о том, что количество проверяющих органов у нас запредельное.
Облеченные в форму чиновничьего языка цифры можно открытым текстом назвать разбазариванием государственных финансовых средств. И если в отношении 26 млрд. тенге неосвоенных средств бюджета еще можно поставить вопрос в плоскости некомпетентности руководящего состава ряда министерств и ведомств в вопросах организации финансовой деятельности, то сумма выявленных нарушений в размере 108,2 млрд. тенге разве не является показателем решений чиновников, сопряженных с проявлением признаков коррупции?
Понятно, Счетный комитет не вправе относить те или иные финансовые нарушения к коррупционным. Он лишь информирует главу государства, правительство и передает эти материалы в полицию. А правоохранительным органам, видимо, не до этого. Иначе чем можно объяснить факт того, что из 43 материалов, переданных в правоохранительные органы, только по четырем возбуждены уголовные дела. Или 108,2 млрд. тенге выявленных нарушений для соответствующих органов уже не сумма, ради которой стоит «мараться»?
Страна прошла уже несколько безрезультативных антикоррупционных кампаний. Об очередной, в виде «10 сокрушительных ударов по коррупции», также заявлено с высокой трибуны. Дальше декларативных заявлений борьба с коррупцией с места не сдвинулась. Остались проигнорированными заявления и требования лидеров демократической оппозиции Булата Абилова и его соратников о необходимости расследования и привлечения к ответственности ряда высокопоставленных чиновников, замешанных в коррупционных скандалах, которые имели значительный резонанс среди общественности. По-прежнему власть не реагирует на заявления ряда представителей малого и среднего бизнеса, необоснованно привлеченных к ответственности правоохранительными органами, в том числе органами национальной безопасности в целях сокрытия своих собственных коррупционных деяний.
Наша редакция всегда занимала бескомпромиссную политику в отношении противодействия коррупции. Мы считаем, что одними из основных причин разрастания коррупционного спрута являются непрозрачность формирования и использования средств бюджета и активов государства администраторами бюджетных программ, отсутствие общественного контроля за расходованием государственных финансовых средств. В результате того, что постатейные бюджеты министерств и ведомств, а также полные отчеты о проверках эффективного и целевого использования бюджетных средств остаются «тайной за семью печатями», общественность лишена своего законного права знать и влиять на эти процессы.
Учитывая факт того, что молчание и бездействие правоохранительных органов на требования представителей институтов гражданского общества начать расследования по нашумевшим коррупционным скандалам, очевидно, было обусловлено тем, что «официальной отмашки» на расследование данных дел не было, редакция нашей газеты решила продолжить борьбу с коррупцией на страницах своей газеты на основании официальных данных, которые были озвучены в течение года ревизорами Счетного комитета.
Мы, основываясь на данных Счетного комитета, а также используя свое право на запрос и получение информации от государственных органов в соответствии с Законом «О средствах массовой информации», начинаем серию официальных запросов в министерства и ведомства по установленным фактам неэффективного использования средств бюджета, предпринятых мерах как к нарушителям бюджетного законодательства, так и к правоохранительным органам по повышению реализуемости материалов контроля Счетного комитета. Отдельное внимание нами будет уделено вопросу предпринятых дисциплинарных взысканий к лицам, допустившим нецелевое и неэффективное использование средств республиканского бюджета. Страна должна поименно знать «героев» нашего времени.
Напоминаем, что в соответствии с пунктом 2-1 статьи 18 Закона Республики Казахстан «О средствах массовой информации», запрашиваемую информацию государственные органы и иные организации обязаны представить не позднее трех дней со дня поступления обращения либо дать ответ с указанием срока представления или мотива отказа. На обращение, требующее дополнительного изучения и проверки, ответ должен быть дан в срок не позднее одного месяца со дня его поступления. В случае поступления обращения от средства массовой информации в государственные органы или иные организации, в компетенцию которых не входит разрешение поставленных вопросов, в срок не позднее пяти дней данное обращение должно быть направлено в соответствующие органы с сообщением об этом средству массовой информации.
В случае игнорирования государственными органами наших официальных запросов редакция газеты будет вынуждена расценивать данные факты как покрывательство государственными органами лиц, виновных в разбазаривании бюджетных средств. В этом случае мы оставляем за собой право в судебном порядке истребовать информацию и привлечь к ответственности лиц, препятствующих предоставлению информации.
Артур САДВАКАС
Официальное письмо
Председателю Счетного комитета РК
по контролю за исполнением
республиканского бюджета Оксикбаеву О. Н.
Учитывая Вашу собственную позицию относительно «усиления адресной ответственности тех, кто небрежно относится к государственным ресурсам», а также активных мер по позиционированию институциональных возможностей вашего органа, направленных на придание максимальной прозрачности исполнения республиканского бюджета, а также информирования общественности о фактах нарушений, просим Вас предоставить информацию по следующим пунктам:
1. Перечень центральных и местных исполнительных органов, ставших в течение 2007 года объектами контроля вашего ведомства и имевших значительные нарушения бюджетного законодательства в части неэффективного и нецелевого использования бюджетных средств. При этом убедительная просьба по каждому факту отразить объемы сумм неэффективного использования бюджетных средств и активов государства соответствующим органом, являющимся администратором бюджетной программы.
2. Перечень 43 материалов контроля, с указанием:
– сумм неэффективного использования бюджетных средств (неосвоение, нецелевое и неэффективное использование) по каждому материалу, направленных для рассмотрения в правоохранительные органы в 2007 году;
– конкретного правоохранительного органа, в адрес которого направлен тот или иной материал контроля;
– по каким из них возбуждены уголовные дела;
– по каким из них правоохранительными органами отказано в рассмотрении материала контроля и по каким основаниям и мотивам.
3. В какой мере выполнены рекомендации вашего ведомства по принятию мер в части устранения выявленных нарушений, рассмотрения ответственности должностных лиц, не обеспечивших соблюдение требований бюджетного законодательства центральными и местными органами власти, ставших объектами контроля и нарушивших бюджетное законодательство.
4. Перечень 70 лиц, на которых наложены взыскания с указанием фамилии (имени, отчества), места работы, должности, меры взыскания, основания для применения меры взыскания.
Искренне надеемся на Ваше понимание и сотрудничество.
Б. Макимбай, главный редактор газеты «Тасжарган»
P.S. День выхода материала в нашей газете просим считать официальной точкой отсчета запроса информации в конкретное ведомство.
Автор "Тасжарган"
Так, исполнение расходов республиканского бюджета и использование активов государства сопровождается значительным неосвоением бюджетных средств, причем эта сумма составила 26 млрд. тенге, что, по мнению специалистов данного ведомства, эквивалентно объему финансирования отдельных государственных и отраслевых программ.
Хроническую форму приобрела проблема низкой эффективности использования местными исполнительными органами трансфертов, выделяемых из республиканского бюджета. Так, по данным Счетного комитета, наблюдается устойчивое замещение собственных доходов местных бюджетов трансфертами республиканского бюджета. Если в 2003 году доля собственных доходов составляла 74%, то в 2007 году – только 54%. При этом за сравниваемый период объем субвенций, выделяемых из республиканского бюджета местным бюджетам, увеличился в 7 раз.
«Ахиллесовой пятой» по-прежнему является низкий уровень бюджетно-налоговой дисциплины со значительным увеличением сумм неэффективных расходов. Так, сумма выявленных нарушений по расходам составила 77млрд. тенге, активам – 13млрд. тенге. Необходимо отметить, что, несмотря на декларируемые меры о внедрении самого широкого спектра механизмов по эффективному использованию и контролю бюджетных средств, по сравнению с прошлым годом установленная сумма средств бюджета, использованных неэффективно, увеличилась более чем в 2 раза.
Широко разрекламированная деятельность институтов развития, призванных эффективно управлять активами государства, сводилась к тому, что они наряду с другими акционерными обществами с участием государства и отдельными госпредприятиями более 50 млрд. тенге бюджетных денег направили на депозиты банков второго уровня.
В целом Счетным комитетом в 2007 году было проверено всего 375 объектов с учетом встречных проверок, нарушения выявлены на 172 объектах контроля. Общая сумма выявленных нарушений составила 108,2 млрд. тенге, восстановлено по итогам проверок 6,6 млрд. тенге. Передано в правоохранительные органы 43 материала контроля, уголовные дела возбуждены лишь по четырем, до суда не дошел ни один материал, наложены взыскания на 70 человек.
Показатели, конечно, «впечатляют» и удручают. Казалось бы, разрабатываются целые программы по эффективному использованию средств бюджета и активов государства, разного рода постановления и рекомендации по усилению ответственности администраторов бюджетных программ, «круглые столы» по снижению рисков финансовых нарушений на стадии планирования и исполнения бюджета. Мы уже не говорим о том, что количество проверяющих органов у нас запредельное.
Облеченные в форму чиновничьего языка цифры можно открытым текстом назвать разбазариванием государственных финансовых средств. И если в отношении 26 млрд. тенге неосвоенных средств бюджета еще можно поставить вопрос в плоскости некомпетентности руководящего состава ряда министерств и ведомств в вопросах организации финансовой деятельности, то сумма выявленных нарушений в размере 108,2 млрд. тенге разве не является показателем решений чиновников, сопряженных с проявлением признаков коррупции?
Понятно, Счетный комитет не вправе относить те или иные финансовые нарушения к коррупционным. Он лишь информирует главу государства, правительство и передает эти материалы в полицию. А правоохранительным органам, видимо, не до этого. Иначе чем можно объяснить факт того, что из 43 материалов, переданных в правоохранительные органы, только по четырем возбуждены уголовные дела. Или 108,2 млрд. тенге выявленных нарушений для соответствующих органов уже не сумма, ради которой стоит «мараться»?
Страна прошла уже несколько безрезультативных антикоррупционных кампаний. Об очередной, в виде «10 сокрушительных ударов по коррупции», также заявлено с высокой трибуны. Дальше декларативных заявлений борьба с коррупцией с места не сдвинулась. Остались проигнорированными заявления и требования лидеров демократической оппозиции Булата Абилова и его соратников о необходимости расследования и привлечения к ответственности ряда высокопоставленных чиновников, замешанных в коррупционных скандалах, которые имели значительный резонанс среди общественности. По-прежнему власть не реагирует на заявления ряда представителей малого и среднего бизнеса, необоснованно привлеченных к ответственности правоохранительными органами, в том числе органами национальной безопасности в целях сокрытия своих собственных коррупционных деяний.
Наша редакция всегда занимала бескомпромиссную политику в отношении противодействия коррупции. Мы считаем, что одними из основных причин разрастания коррупционного спрута являются непрозрачность формирования и использования средств бюджета и активов государства администраторами бюджетных программ, отсутствие общественного контроля за расходованием государственных финансовых средств. В результате того, что постатейные бюджеты министерств и ведомств, а также полные отчеты о проверках эффективного и целевого использования бюджетных средств остаются «тайной за семью печатями», общественность лишена своего законного права знать и влиять на эти процессы.
Учитывая факт того, что молчание и бездействие правоохранительных органов на требования представителей институтов гражданского общества начать расследования по нашумевшим коррупционным скандалам, очевидно, было обусловлено тем, что «официальной отмашки» на расследование данных дел не было, редакция нашей газеты решила продолжить борьбу с коррупцией на страницах своей газеты на основании официальных данных, которые были озвучены в течение года ревизорами Счетного комитета.
Мы, основываясь на данных Счетного комитета, а также используя свое право на запрос и получение информации от государственных органов в соответствии с Законом «О средствах массовой информации», начинаем серию официальных запросов в министерства и ведомства по установленным фактам неэффективного использования средств бюджета, предпринятых мерах как к нарушителям бюджетного законодательства, так и к правоохранительным органам по повышению реализуемости материалов контроля Счетного комитета. Отдельное внимание нами будет уделено вопросу предпринятых дисциплинарных взысканий к лицам, допустившим нецелевое и неэффективное использование средств республиканского бюджета. Страна должна поименно знать «героев» нашего времени.
Напоминаем, что в соответствии с пунктом 2-1 статьи 18 Закона Республики Казахстан «О средствах массовой информации», запрашиваемую информацию государственные органы и иные организации обязаны представить не позднее трех дней со дня поступления обращения либо дать ответ с указанием срока представления или мотива отказа. На обращение, требующее дополнительного изучения и проверки, ответ должен быть дан в срок не позднее одного месяца со дня его поступления. В случае поступления обращения от средства массовой информации в государственные органы или иные организации, в компетенцию которых не входит разрешение поставленных вопросов, в срок не позднее пяти дней данное обращение должно быть направлено в соответствующие органы с сообщением об этом средству массовой информации.
В случае игнорирования государственными органами наших официальных запросов редакция газеты будет вынуждена расценивать данные факты как покрывательство государственными органами лиц, виновных в разбазаривании бюджетных средств. В этом случае мы оставляем за собой право в судебном порядке истребовать информацию и привлечь к ответственности лиц, препятствующих предоставлению информации.
Артур САДВАКАС
Официальное письмо
Председателю Счетного комитета РК
по контролю за исполнением
республиканского бюджета Оксикбаеву О. Н.
Учитывая Вашу собственную позицию относительно «усиления адресной ответственности тех, кто небрежно относится к государственным ресурсам», а также активных мер по позиционированию институциональных возможностей вашего органа, направленных на придание максимальной прозрачности исполнения республиканского бюджета, а также информирования общественности о фактах нарушений, просим Вас предоставить информацию по следующим пунктам:
1. Перечень центральных и местных исполнительных органов, ставших в течение 2007 года объектами контроля вашего ведомства и имевших значительные нарушения бюджетного законодательства в части неэффективного и нецелевого использования бюджетных средств. При этом убедительная просьба по каждому факту отразить объемы сумм неэффективного использования бюджетных средств и активов государства соответствующим органом, являющимся администратором бюджетной программы.
2. Перечень 43 материалов контроля, с указанием:
– сумм неэффективного использования бюджетных средств (неосвоение, нецелевое и неэффективное использование) по каждому материалу, направленных для рассмотрения в правоохранительные органы в 2007 году;
– конкретного правоохранительного органа, в адрес которого направлен тот или иной материал контроля;
– по каким из них возбуждены уголовные дела;
– по каким из них правоохранительными органами отказано в рассмотрении материала контроля и по каким основаниям и мотивам.
3. В какой мере выполнены рекомендации вашего ведомства по принятию мер в части устранения выявленных нарушений, рассмотрения ответственности должностных лиц, не обеспечивших соблюдение требований бюджетного законодательства центральными и местными органами власти, ставших объектами контроля и нарушивших бюджетное законодательство.
4. Перечень 70 лиц, на которых наложены взыскания с указанием фамилии (имени, отчества), места работы, должности, меры взыскания, основания для применения меры взыскания.
Искренне надеемся на Ваше понимание и сотрудничество.
Б. Макимбай, главный редактор газеты «Тасжарган»
P.S. День выхода материала в нашей газете просим считать официальной точкой отсчета запроса информации в конкретное ведомство.
Автор "Тасжарган"
|