Вернуть в лоно государства
dead 22 Февраля 2008 в 13:15:21
Казахстан постепенно подбирает активы, растерянные за период независимости, особенно в начальные ее годы. За первыми победами последовал новый виток ресурсной политики государства. Толчок ему дало Послание президента Казахстана-2008.
Вячеслав ЩЕКУНСКИХ
Глава государства в очередной раз дал установку усилить позиции государства в качестве влиятельного и ответственного участника международных нефтяных и энергетических рынков. При этом правительство приняло на вооружение слова президента о том, что холдингу "Самрук" и региональным СПК надо начать конкретно управлять государственными пакетами акций существующих горно-металлургических компаний, а также взять на себя права недропользования разведанными месторождениями черных и цветных металлов, включая редкоземельные. Причем, насколько стало ясно из последовавших позже выступлений премьер-министра Карима Масимова и его подчиненных, указание сверху было принято в самом широком смысле. Практически можно говорить о новом этапе реализации ресурсной политики.
Вырубить топором
В частности, первое, что сделал глава кабмина, это поручил Минэнерго расторгнуть контракты с недропользователями, не исполнившими свои контрактные обязательства, и вернуть такие месторождения в лоно государства. Это должно быть сделано в течение года.
Как известно, основная масса активов и ресурсов, которые возвращаются "в лоно", оказываются под управлением холдинга "Самрук". Это и добывающие, и перерабатывающие, и энергетические компании. Что касается СПК, которые тоже упомянуты президентом, то им, видимо, достанутся ресурсы помельче, - песчаные, щебеночные карьеры и так далее. Тут можно вспомнить слова Н.Назарбаева, который в Послании-2008 сказал: "В первые годы независимости все мало-мальски значимые месторождения страны были захвачены. Сейчас, когда строится завод и нужен щебень, карьер уже захвачен". По словам президента, владельцы месторождений ничего не делают и просто ждут, когда им заплатят в десять раз больше. Он поручил правительству проверить, как выполняются обязательства по разработке месторождений, и в случае нарушений - отнять и вернуть государству.
Оказывается, работа в этом направлении уже проводилась. Уже расторгнуты 97 контрактов из проверенных 831, уведомления о нарушении контрактных обязательств и инвестиционных условий направлены еще 180 компаниям. Кроме того, за последние три года налоговые проверки "выбили" в государственный бюджет из недропользователей более 564 миллиарда тенге в виде доначисленных налогов, пени, штрафов.
Интересно, что не только сами недропользователи оказываются виновными в том, что госказна не получает установленной прибыли. Из-за отсутствия координации между госведомствами (Минэнерго и налоговый комитет Минфина) только в предыдущие три года бюджет недополучил более 12 миллиардов тенге средств от компаний, победивших в тендерах на право разработки месторождений на территории Казахстана.
В качестве первоочередной меры по установлению контроля за богатствами страны и прочими активами правительство прекратило все переговоры с инвесторами относительно заключения новых контрактов в сфере недропользования до принятия нового Налогового кодекса, о необходимости которого также было сказано в Послании-2008. Таким образом, все последующие контракты будут заключаться на условиях, оговоренных в будущем Налоговом кодексе. Уже создана рабочая группа по подготовке проекта, которую возглавил вице-премьер Ербол Орынбаев. Когда документ реально будет подготовлен, пока неизвестно. Однако президент обозначил срок: осенняя сессия парламента. Скорее всего, Налоговый кодекс будет принят в сжатые сроки, в сентябре-октябре. Но поскольку мораторий на переговоры по недропользованию, как ожидается, будет действовать до 1 января 2009 года, видимо, правительство оставило себе время на "обкатку" будущего закона. В новом кодексе будет сокращено количество налоговых льгот, снижена нагрузка на предприятия несырьевого сектора, а в качестве "компенсации" будет усилена налоговая нагрузка на добывающие отрасли.
Несмотря на достаточно жесткую позицию государства, премьер Масимов поспешил успокоить действующих инвесторов: "Казахстан является приверженцем стабильности контрактов на недропользование, и все ранее заключенные контракты с иностранными инвесторами будут уважаться и соблюдаться казахстанской стороной и не будут изменяться, если инвестор соблюдает все взятые на себя условия по контракту". При этом он, ссылаясь на переговоры по проекту Кашаган, заверил, что при несоблюдении контрактов будут вестись дружественные переговоры. Насколько дружественно вели себя стороны по отношению друг к другу в ходе упомянутых им переговоров, можно было наблюдать все прошлые месяцы…
Дебри недропользования
Экономические условия в республике, определяемые контрактами на недропользование, регулируются четырьмя основными Законами: "О недропользовании", "О нефти", Налоговым кодексом и Законом об СРП. Первые два содержат законодательную базу для предоставления, использования переуступки или прекращения прав недропользователя. Закон об СРП, применяемый только к нефтяным операциям в море, определяет юридический режим для СРП, включая обязательное 50-процентное участие НК "КазМунайГаз".
Многие юристы полагают, что недропользовательское законодательство должно регулироваться Гражданским кодексом. Тем не менее, пока что в ГК есть дополнение, которое отделяет законодательство о недропользовании.
При этом вопросы расторжения контрактов подпадают под административное законодательство, хотя, по мнению юристов, должны быть в ведении того же гражданского законодательства и рассматриваться в суде.
Существуют два вида контрактов на недропользование: соглашение о разделе продукции (СРП), определяемое в налоговом законодательстве как Модель-2 налогового режима, и контракт, включающий в себя налог на сверхприбыль (НСП), или Модель налогового режима.
Напомним, что в Казахстане практика контроля за контрактами введена недавно. Скажем, контракты, заключенные до 1 января 2004 года, остались нетронутыми, а те, что появились на свет позже, прошли "налоговую экспертизу" - по существу, это представляет собой оценку СРП со стороны налоговых органов на соответствие его налоговых положений законодательству, действующему на момент подписания (заключения) СРП.
Хороши все возможности
О том, как в Казахстан возвращаются ресурсы, уже известно. При этом темные истории их ухода из страны в девяностые годы остаются за кадром. Увеличена доля в будущей кашаганской добыче, получен контроль над Экибастузской ГРЭС-2 и угольными разрезами, связанными с ней. Теперь намечено принять участие в недавно приобретенной "Казахмысом" (Великобритания) у AES (США) Экибастузской ГРЭС-1 и угольном разрезе Майкубен. Поскольку никаких претензий к промышленному гиганту нет, государству придется действовать более тонко, нежели в случае с ЭГРЭС-2, взятой у AES путем юридических заморочек. Напомним, что станция была передана американской компании в управление до 2015 года. Таким образом, "Самрук-Энерго", скорее всего, выкупит часть акций ЭГРЭС-1 у "Казахмыса".
Между тем, законные требования, но в рамках новой ресурсной политики, затронули неприкосновенную ранее компанию "Арселор-Миттал". По итогам расследования аварии на шахте "Абайская", МЧС Казахстана может отозвать права на недропользование у подразделения компании "Арселор-Миттал Темиртау" в случае неисполнения компанией норм промышленной безопасности. Правительственная комиссия выявила ряд факторов, негативно отражающихся на обеспечении промышленной безопасности, таких, как неуправляемая интенсификация добычи угля на шахтах, увеличение нагрузки на лаву.
С чередой аварий на шахтах связано и заявление премьера, который уверен, что вопросы обеспечения безопасности труда должны быть закреплены в контрактах на недропользование. Это еще одна перспективная возможность в большей мере контролировать деятельность инвесторов, наряду, естественно, с экологическим законодательством.
Азия Монитор
Вячеслав ЩЕКУНСКИХ
Глава государства в очередной раз дал установку усилить позиции государства в качестве влиятельного и ответственного участника международных нефтяных и энергетических рынков. При этом правительство приняло на вооружение слова президента о том, что холдингу "Самрук" и региональным СПК надо начать конкретно управлять государственными пакетами акций существующих горно-металлургических компаний, а также взять на себя права недропользования разведанными месторождениями черных и цветных металлов, включая редкоземельные. Причем, насколько стало ясно из последовавших позже выступлений премьер-министра Карима Масимова и его подчиненных, указание сверху было принято в самом широком смысле. Практически можно говорить о новом этапе реализации ресурсной политики.
Вырубить топором
В частности, первое, что сделал глава кабмина, это поручил Минэнерго расторгнуть контракты с недропользователями, не исполнившими свои контрактные обязательства, и вернуть такие месторождения в лоно государства. Это должно быть сделано в течение года.
Как известно, основная масса активов и ресурсов, которые возвращаются "в лоно", оказываются под управлением холдинга "Самрук". Это и добывающие, и перерабатывающие, и энергетические компании. Что касается СПК, которые тоже упомянуты президентом, то им, видимо, достанутся ресурсы помельче, - песчаные, щебеночные карьеры и так далее. Тут можно вспомнить слова Н.Назарбаева, который в Послании-2008 сказал: "В первые годы независимости все мало-мальски значимые месторождения страны были захвачены. Сейчас, когда строится завод и нужен щебень, карьер уже захвачен". По словам президента, владельцы месторождений ничего не делают и просто ждут, когда им заплатят в десять раз больше. Он поручил правительству проверить, как выполняются обязательства по разработке месторождений, и в случае нарушений - отнять и вернуть государству.
Оказывается, работа в этом направлении уже проводилась. Уже расторгнуты 97 контрактов из проверенных 831, уведомления о нарушении контрактных обязательств и инвестиционных условий направлены еще 180 компаниям. Кроме того, за последние три года налоговые проверки "выбили" в государственный бюджет из недропользователей более 564 миллиарда тенге в виде доначисленных налогов, пени, штрафов.
Интересно, что не только сами недропользователи оказываются виновными в том, что госказна не получает установленной прибыли. Из-за отсутствия координации между госведомствами (Минэнерго и налоговый комитет Минфина) только в предыдущие три года бюджет недополучил более 12 миллиардов тенге средств от компаний, победивших в тендерах на право разработки месторождений на территории Казахстана.
В качестве первоочередной меры по установлению контроля за богатствами страны и прочими активами правительство прекратило все переговоры с инвесторами относительно заключения новых контрактов в сфере недропользования до принятия нового Налогового кодекса, о необходимости которого также было сказано в Послании-2008. Таким образом, все последующие контракты будут заключаться на условиях, оговоренных в будущем Налоговом кодексе. Уже создана рабочая группа по подготовке проекта, которую возглавил вице-премьер Ербол Орынбаев. Когда документ реально будет подготовлен, пока неизвестно. Однако президент обозначил срок: осенняя сессия парламента. Скорее всего, Налоговый кодекс будет принят в сжатые сроки, в сентябре-октябре. Но поскольку мораторий на переговоры по недропользованию, как ожидается, будет действовать до 1 января 2009 года, видимо, правительство оставило себе время на "обкатку" будущего закона. В новом кодексе будет сокращено количество налоговых льгот, снижена нагрузка на предприятия несырьевого сектора, а в качестве "компенсации" будет усилена налоговая нагрузка на добывающие отрасли.
Несмотря на достаточно жесткую позицию государства, премьер Масимов поспешил успокоить действующих инвесторов: "Казахстан является приверженцем стабильности контрактов на недропользование, и все ранее заключенные контракты с иностранными инвесторами будут уважаться и соблюдаться казахстанской стороной и не будут изменяться, если инвестор соблюдает все взятые на себя условия по контракту". При этом он, ссылаясь на переговоры по проекту Кашаган, заверил, что при несоблюдении контрактов будут вестись дружественные переговоры. Насколько дружественно вели себя стороны по отношению друг к другу в ходе упомянутых им переговоров, можно было наблюдать все прошлые месяцы…
Дебри недропользования
Экономические условия в республике, определяемые контрактами на недропользование, регулируются четырьмя основными Законами: "О недропользовании", "О нефти", Налоговым кодексом и Законом об СРП. Первые два содержат законодательную базу для предоставления, использования переуступки или прекращения прав недропользователя. Закон об СРП, применяемый только к нефтяным операциям в море, определяет юридический режим для СРП, включая обязательное 50-процентное участие НК "КазМунайГаз".
Многие юристы полагают, что недропользовательское законодательство должно регулироваться Гражданским кодексом. Тем не менее, пока что в ГК есть дополнение, которое отделяет законодательство о недропользовании.
При этом вопросы расторжения контрактов подпадают под административное законодательство, хотя, по мнению юристов, должны быть в ведении того же гражданского законодательства и рассматриваться в суде.
Существуют два вида контрактов на недропользование: соглашение о разделе продукции (СРП), определяемое в налоговом законодательстве как Модель-2 налогового режима, и контракт, включающий в себя налог на сверхприбыль (НСП), или Модель налогового режима.
Напомним, что в Казахстане практика контроля за контрактами введена недавно. Скажем, контракты, заключенные до 1 января 2004 года, остались нетронутыми, а те, что появились на свет позже, прошли "налоговую экспертизу" - по существу, это представляет собой оценку СРП со стороны налоговых органов на соответствие его налоговых положений законодательству, действующему на момент подписания (заключения) СРП.
Хороши все возможности
О том, как в Казахстан возвращаются ресурсы, уже известно. При этом темные истории их ухода из страны в девяностые годы остаются за кадром. Увеличена доля в будущей кашаганской добыче, получен контроль над Экибастузской ГРЭС-2 и угольными разрезами, связанными с ней. Теперь намечено принять участие в недавно приобретенной "Казахмысом" (Великобритания) у AES (США) Экибастузской ГРЭС-1 и угольном разрезе Майкубен. Поскольку никаких претензий к промышленному гиганту нет, государству придется действовать более тонко, нежели в случае с ЭГРЭС-2, взятой у AES путем юридических заморочек. Напомним, что станция была передана американской компании в управление до 2015 года. Таким образом, "Самрук-Энерго", скорее всего, выкупит часть акций ЭГРЭС-1 у "Казахмыса".
Между тем, законные требования, но в рамках новой ресурсной политики, затронули неприкосновенную ранее компанию "Арселор-Миттал". По итогам расследования аварии на шахте "Абайская", МЧС Казахстана может отозвать права на недропользование у подразделения компании "Арселор-Миттал Темиртау" в случае неисполнения компанией норм промышленной безопасности. Правительственная комиссия выявила ряд факторов, негативно отражающихся на обеспечении промышленной безопасности, таких, как неуправляемая интенсификация добычи угля на шахтах, увеличение нагрузки на лаву.
С чередой аварий на шахтах связано и заявление премьера, который уверен, что вопросы обеспечения безопасности труда должны быть закреплены в контрактах на недропользование. Это еще одна перспективная возможность в большей мере контролировать деятельность инвесторов, наряду, естественно, с экологическим законодательством.
Азия Монитор
|