Human Rights Watch о "неблагополучной ситуации с правами человека в Казахстане"
dead 22 Февраля 2008 в 12:14:31
Мы публикуем полный текст казахстанского раздела доклада одной из самых влиятельных правозащитных организаций мира.
HUMAN RIGHTS WATCH
WORLD REPORT 2008
Казахстан
События 2007
Несмотря на развернутую казахскими властями кампанию по улучшению имиджа страны и превращению ее во влиятельного субъекта международной политики, что, не исключено, было связано с заявкой на председательство в ОБСЕ в 2009 г., ситуация с правами человека оставалась неблагополучной. При всем пристальном внимании со стороны международного сообщества в 2007 г. улучшения ситуации не произошло, в то время как коррупция, по оценкам Transparency International, значительно усилилась.
Косметические реформы законодательства практически не сопровождались реальным прогрессом в области обеспечения гражданских и политических прав. Выборы в нижнюю палату парламента не были признаны международными наблюдателями свободными и справедливыми. Власти продолжали политику подавления политической оппозиции и независимых СМИ.
Политическая оппозиция
В мае 2007 г. правительство обеспечило изменение 42-й статьи Конституции, запрещающей третий президентский срок подряд, в результате чего Нурсултан Назарбаев получил возможность баллотироваться неограниченное число раз. Поправка вызвала осуждение со стороны оппозиции, которой к тому же полиция не позволила провести акцию протеста в Алма-Ате. Журналист и один из организаторов акции Сергей Дуванов был 24 мая задержан и освобожден только к концу дня.
Среди других внесенных в Конституцию изменений была поправка к статье 50, увеличившая число депутатов в нижней палате с 77 до 107. Заявленной целью было усиление парламента и роли оппозиционных политических партий, однако на деле это привело к усилению президентской власти.
Привычным инструментом борьбы с политическими противниками остается уголовная юстиция. В 2007 г. мишенью, как представляется, политически мотивированного уголовного преследования стал член семьи Назарбаева. Рахат Алиев, до недавнего времени приходившийся президенту зятем и в определенный момент считавшийся его возможным преемником, в мае был снят с должности посла Казахстана в Вене и объявлен в розыск по подозрению в похищении двух сотрудников «Нурбанка» - коммерческого банка, в котором он был одним из совладельцев. Австрийские власти, сославшись на сомнения в справедливости суда, отказались выдать его Казахстану. Заочный процесс по делу Алиева начался 8 ноября.
28 мая, на следующий день после предъявления Алиеву обвинения, суд в Алма-Ате вынес постановление о приостановлении деятельности принадлежавших ему коммерческого телеканала КТК и еженедельника «Караван». В настоящее время Алиев ищет убежища в Австрии.
Приговор Алибеку Жумабаеву из движения «За справедливый Казахстан», осужденному на пять лет за оскорбление президента в мае 2006 г., был оставлен апелляционными инстанциями без изменения. Сторонники свободы слова в Казахстане призывают к его освобождению.
Выборы
На парламентских выборах 18 августа правящая партия «Нур Отан» получила 88% голосов, в то время как ни одна из оппозиционных партий не преодолела 7-процентный барьер. Лидеры оппозиции назвали выборы фарсом и 28 августа обратились к президенту с открытым письмом, в котором призвали провести их заново. По оценке ОБСЕ, выборы отражали определенный прогресс в направлении демократизации, но все же не соответствовали международным стандартам.
Нурсултан Назарбаев отверг всю критику и заявил, что однопартийный парламент дает «прекрасную возможность принять все нужные законы для ускорения экономической и политической модернизации нашей страны».
В июне в рамках подготовки к парламентским выборам произошло объединение оппозиционных партий «Нагыз Ак жол» и Общенациональной социал-демократической партии, однако даже вместе им не удалось пройти в парламент. Социал-демократическая партия была зарегистрирована в январе, через три месяца после подачи заявки. Партиям «Алга!» и «Атамекен» получить регистрацию не удалось.
Свобода прессы
Несмотря на существующие в Казахстане законодательные гарантии свободного освещения средствами массовой информации политических событий, независимые СМИ по-прежнему подвергаются угрозам и притеснениям за критику президента или правительства, а журналистам грозит серьезная опасность.
Так, 30 мая сообщалось о пропаже Оралгайши Омаршановой - независимого журналиста, писавшей о коррупции для еженедельника «Закон и правосудие». На момент подготовки настоящего доклада ее местонахождение оставалось неизвестным.
2 августа в ДТП погиб Сакен Таужанов, писавший для нескольких оппозиционных интернет-сайтов. Официальное заключение подтвердило версию заурядного дорожно-транспортного происшествия, однако некоторые наблюдатели призывали к расследованию, ссылаясь на то, что с 2002 г. при сходных обстоятельствах погибли по меньшей мере шесть журналистов, и высказывая предположения о присутствии в таких инцидентах политических мотивов.
Против оппозиционных СМИ постоянно используется законодательство об уголовной ответственности за клевету. Так, в январе 2007 г. корреспондент независимой газеты «Азат» Казиз Тогузбаев получил два года условно за «оскорбление чести и достоинства» президента Назарбаева в двух его статьях, опубликованных на сайте Kub.kz в апреле и мае 2006 г.
В январе 2007 г. власти в Уральске стали оказывать давление на газету «Уральская неделя», опубликовавшую серию материалов о коррупции в местной администрации. Должностные лица неоднократно угрожали закрытием местным типографиям, если те будут печатать или распространять газету. В итоге ее пришлось печатать в другом регионе.
Власти продолжают осуществлять цензуру интернета: в 2007 г. несколько сайтов были «лишены регистрации» или приостановлены. Блокировался также доступ к нескольким оппозиционным сайтам, освещавшим противостояние между Назарбаевым и его бывшим зятем.
ВИЧ/СПИД
Эпидемия ВИЧ/СПИДа, темпы распространения которой в Казахстане являются одними из самых высоких в мире, продолжала нарастать, несмотря на правительственную программу профилактики и борьбы со СПИДом на 2006 - 2010 гг. с бюджетом в 53 млн. долл. США. За первые шесть месяцев 2007 г. было зарегистрировано 1 165 новых случаев, в то время как за аналогичный период 2006 г. - 958.
Правительством не предпринимается шагов по искоренению нарушений прав человека, способствующих распространению эпидемии. Преобладающей группой риска являются потребители инъекционных наркотиков и работники коммерческого секса, которые в массовых масштабах подвергаются стигматизации, полицейским притеснениям и жестокости, становятся фигурантами сфабрикованных уголовных дел. Такие нарушения снижают вероятность обращения этих групп лиц к профилактическим и лечебным услугам, тем более что медработники нередко отказывают им в гуманном обращении.
Узбекские беженцы
В августе 2007 г. правительство Казахстана признало факт принудительного возвращения органами безопасности в Узбекистан в ноябре 2005 г. девяти узбекских граждан, бежавших от преследований на родине, - так называемая «чимкентская девятка». Четверо из них были зарегистрированы казахстанским офисом Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев. Такое признание со стороны правительства следует признать позитивным шагом, однако никаких мер по привлечению виновных к ответственности пока не последовало.
Ключевые международные игроки
В международных отношениях Казахстана доминировала тема его заявки на председательство в ОБСЕ в 2009 г. В 2006 г. ОБСЕ не смогла прийти к консенсусу по этому вопросу, в конце ноября 2007 г. было принято решение о предоставлении Казахстану председательства в 2010 г., несмотря на отсутствие прогресса в области прав человека. Партнеры Астаны придерживались различных точек зрения: Великобритания и Чехия выступали против, указывая на ухудшение ситуации с политическими и социальными свободами, в то время как в поддержку кандидатуры Казахстана высказывались Германия, Россия и страны СНГ. США поначалу негативно относились к идее казахстанского председательства, однако впоследствии изменили свою позицию и поддержали Астану в обмен на обещание не посягать на автономный мандат Бюро по демократическим институтам и правам человека, реформировать законодательство о выборах и ослабить ограничения на деятельность политических партий и СМИ.
В феврале БДИПЧ публично призывало Казахстан обеспечить прогресс в направлении соблюдения стандартов справедливого суда, включая допуск публики на слушания, равенство сторон и презумпцию невиновности. В марте Бюро обращалось к правительству с призывом блокировать законопроект, направленный на введение обязательного лицензирования типографий.
В ходе проходивших в конце апреля в Астане встреч с премьером Каримом Массимовым и другими официальными лицами верховный комиссар ООН по правам человека Луиз Арбур настаивала на присоединении Казахстана к факультативному протоколу к Конвенции ООН против пыток и к Международной конвенции о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей. Верховным комиссаром и ОБСЕ поднимались вопросы обеспечения свободы СМИ и отмены уголовной ответственности за клевету.
Приняв в июне центральноазиатскую стратегию, Евросоюз обозначил свое стремление к углублению сотрудничества со странами региона. В отличие от первых проектов окончательный вариант признавал центральное место прав человека, однако конкретных целей, которых Евросоюз намерен добиваться в рамках такого сотрудничества, в документе сформулировано не было.
В ходе встречи с президентом Назарбаевым в середине ноября 2007 г. верховный комиссар ООН по делам беженцев Антониу Гутерриш говорил о необходимости создания национального механизма защиты беженцев и более полного следования международной практике.
В мае ситуация в Казахстане рассматривалась Комитетом ООН по правам ребенка, который высказал критику в адрес правительства, отметив, в частности бездействие властей по таким проблемам, как экономическая и сексуальная эксплуатация и торговля детьми.
Косметические реформы законодательства практически не сопровождались реальным прогрессом в области обеспечения гражданских и политических прав. Выборы в нижнюю палату парламента не были признаны международными наблюдателями свободными и справедливыми. Власти продолжали политику подавления политической оппозиции и независимых СМИ.
Оригинальный текст доклада смотрите http://hrw.org/russian/docs/2008/01/31/kazakh17882.htm
HUMAN RIGHTS WATCH
WORLD REPORT 2008
Казахстан
События 2007
Несмотря на развернутую казахскими властями кампанию по улучшению имиджа страны и превращению ее во влиятельного субъекта международной политики, что, не исключено, было связано с заявкой на председательство в ОБСЕ в 2009 г., ситуация с правами человека оставалась неблагополучной. При всем пристальном внимании со стороны международного сообщества в 2007 г. улучшения ситуации не произошло, в то время как коррупция, по оценкам Transparency International, значительно усилилась.
Косметические реформы законодательства практически не сопровождались реальным прогрессом в области обеспечения гражданских и политических прав. Выборы в нижнюю палату парламента не были признаны международными наблюдателями свободными и справедливыми. Власти продолжали политику подавления политической оппозиции и независимых СМИ.
Политическая оппозиция
В мае 2007 г. правительство обеспечило изменение 42-й статьи Конституции, запрещающей третий президентский срок подряд, в результате чего Нурсултан Назарбаев получил возможность баллотироваться неограниченное число раз. Поправка вызвала осуждение со стороны оппозиции, которой к тому же полиция не позволила провести акцию протеста в Алма-Ате. Журналист и один из организаторов акции Сергей Дуванов был 24 мая задержан и освобожден только к концу дня.
Среди других внесенных в Конституцию изменений была поправка к статье 50, увеличившая число депутатов в нижней палате с 77 до 107. Заявленной целью было усиление парламента и роли оппозиционных политических партий, однако на деле это привело к усилению президентской власти.
Привычным инструментом борьбы с политическими противниками остается уголовная юстиция. В 2007 г. мишенью, как представляется, политически мотивированного уголовного преследования стал член семьи Назарбаева. Рахат Алиев, до недавнего времени приходившийся президенту зятем и в определенный момент считавшийся его возможным преемником, в мае был снят с должности посла Казахстана в Вене и объявлен в розыск по подозрению в похищении двух сотрудников «Нурбанка» - коммерческого банка, в котором он был одним из совладельцев. Австрийские власти, сославшись на сомнения в справедливости суда, отказались выдать его Казахстану. Заочный процесс по делу Алиева начался 8 ноября.
28 мая, на следующий день после предъявления Алиеву обвинения, суд в Алма-Ате вынес постановление о приостановлении деятельности принадлежавших ему коммерческого телеканала КТК и еженедельника «Караван». В настоящее время Алиев ищет убежища в Австрии.
Приговор Алибеку Жумабаеву из движения «За справедливый Казахстан», осужденному на пять лет за оскорбление президента в мае 2006 г., был оставлен апелляционными инстанциями без изменения. Сторонники свободы слова в Казахстане призывают к его освобождению.
Выборы
На парламентских выборах 18 августа правящая партия «Нур Отан» получила 88% голосов, в то время как ни одна из оппозиционных партий не преодолела 7-процентный барьер. Лидеры оппозиции назвали выборы фарсом и 28 августа обратились к президенту с открытым письмом, в котором призвали провести их заново. По оценке ОБСЕ, выборы отражали определенный прогресс в направлении демократизации, но все же не соответствовали международным стандартам.
Нурсултан Назарбаев отверг всю критику и заявил, что однопартийный парламент дает «прекрасную возможность принять все нужные законы для ускорения экономической и политической модернизации нашей страны».
В июне в рамках подготовки к парламентским выборам произошло объединение оппозиционных партий «Нагыз Ак жол» и Общенациональной социал-демократической партии, однако даже вместе им не удалось пройти в парламент. Социал-демократическая партия была зарегистрирована в январе, через три месяца после подачи заявки. Партиям «Алга!» и «Атамекен» получить регистрацию не удалось.
Свобода прессы
Несмотря на существующие в Казахстане законодательные гарантии свободного освещения средствами массовой информации политических событий, независимые СМИ по-прежнему подвергаются угрозам и притеснениям за критику президента или правительства, а журналистам грозит серьезная опасность.
Так, 30 мая сообщалось о пропаже Оралгайши Омаршановой - независимого журналиста, писавшей о коррупции для еженедельника «Закон и правосудие». На момент подготовки настоящего доклада ее местонахождение оставалось неизвестным.
2 августа в ДТП погиб Сакен Таужанов, писавший для нескольких оппозиционных интернет-сайтов. Официальное заключение подтвердило версию заурядного дорожно-транспортного происшествия, однако некоторые наблюдатели призывали к расследованию, ссылаясь на то, что с 2002 г. при сходных обстоятельствах погибли по меньшей мере шесть журналистов, и высказывая предположения о присутствии в таких инцидентах политических мотивов.
Против оппозиционных СМИ постоянно используется законодательство об уголовной ответственности за клевету. Так, в январе 2007 г. корреспондент независимой газеты «Азат» Казиз Тогузбаев получил два года условно за «оскорбление чести и достоинства» президента Назарбаева в двух его статьях, опубликованных на сайте Kub.kz в апреле и мае 2006 г.
В январе 2007 г. власти в Уральске стали оказывать давление на газету «Уральская неделя», опубликовавшую серию материалов о коррупции в местной администрации. Должностные лица неоднократно угрожали закрытием местным типографиям, если те будут печатать или распространять газету. В итоге ее пришлось печатать в другом регионе.
Власти продолжают осуществлять цензуру интернета: в 2007 г. несколько сайтов были «лишены регистрации» или приостановлены. Блокировался также доступ к нескольким оппозиционным сайтам, освещавшим противостояние между Назарбаевым и его бывшим зятем.
ВИЧ/СПИД
Эпидемия ВИЧ/СПИДа, темпы распространения которой в Казахстане являются одними из самых высоких в мире, продолжала нарастать, несмотря на правительственную программу профилактики и борьбы со СПИДом на 2006 - 2010 гг. с бюджетом в 53 млн. долл. США. За первые шесть месяцев 2007 г. было зарегистрировано 1 165 новых случаев, в то время как за аналогичный период 2006 г. - 958.
Правительством не предпринимается шагов по искоренению нарушений прав человека, способствующих распространению эпидемии. Преобладающей группой риска являются потребители инъекционных наркотиков и работники коммерческого секса, которые в массовых масштабах подвергаются стигматизации, полицейским притеснениям и жестокости, становятся фигурантами сфабрикованных уголовных дел. Такие нарушения снижают вероятность обращения этих групп лиц к профилактическим и лечебным услугам, тем более что медработники нередко отказывают им в гуманном обращении.
Узбекские беженцы
В августе 2007 г. правительство Казахстана признало факт принудительного возвращения органами безопасности в Узбекистан в ноябре 2005 г. девяти узбекских граждан, бежавших от преследований на родине, - так называемая «чимкентская девятка». Четверо из них были зарегистрированы казахстанским офисом Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев. Такое признание со стороны правительства следует признать позитивным шагом, однако никаких мер по привлечению виновных к ответственности пока не последовало.
Ключевые международные игроки
В международных отношениях Казахстана доминировала тема его заявки на председательство в ОБСЕ в 2009 г. В 2006 г. ОБСЕ не смогла прийти к консенсусу по этому вопросу, в конце ноября 2007 г. было принято решение о предоставлении Казахстану председательства в 2010 г., несмотря на отсутствие прогресса в области прав человека. Партнеры Астаны придерживались различных точек зрения: Великобритания и Чехия выступали против, указывая на ухудшение ситуации с политическими и социальными свободами, в то время как в поддержку кандидатуры Казахстана высказывались Германия, Россия и страны СНГ. США поначалу негативно относились к идее казахстанского председательства, однако впоследствии изменили свою позицию и поддержали Астану в обмен на обещание не посягать на автономный мандат Бюро по демократическим институтам и правам человека, реформировать законодательство о выборах и ослабить ограничения на деятельность политических партий и СМИ.
В феврале БДИПЧ публично призывало Казахстан обеспечить прогресс в направлении соблюдения стандартов справедливого суда, включая допуск публики на слушания, равенство сторон и презумпцию невиновности. В марте Бюро обращалось к правительству с призывом блокировать законопроект, направленный на введение обязательного лицензирования типографий.
В ходе проходивших в конце апреля в Астане встреч с премьером Каримом Массимовым и другими официальными лицами верховный комиссар ООН по правам человека Луиз Арбур настаивала на присоединении Казахстана к факультативному протоколу к Конвенции ООН против пыток и к Международной конвенции о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей. Верховным комиссаром и ОБСЕ поднимались вопросы обеспечения свободы СМИ и отмены уголовной ответственности за клевету.
Приняв в июне центральноазиатскую стратегию, Евросоюз обозначил свое стремление к углублению сотрудничества со странами региона. В отличие от первых проектов окончательный вариант признавал центральное место прав человека, однако конкретных целей, которых Евросоюз намерен добиваться в рамках такого сотрудничества, в документе сформулировано не было.
В ходе встречи с президентом Назарбаевым в середине ноября 2007 г. верховный комиссар ООН по делам беженцев Антониу Гутерриш говорил о необходимости создания национального механизма защиты беженцев и более полного следования международной практике.
В мае ситуация в Казахстане рассматривалась Комитетом ООН по правам ребенка, который высказал критику в адрес правительства, отметив, в частности бездействие властей по таким проблемам, как экономическая и сексуальная эксплуатация и торговля детьми.
Косметические реформы законодательства практически не сопровождались реальным прогрессом в области обеспечения гражданских и политических прав. Выборы в нижнюю палату парламента не были признаны международными наблюдателями свободными и справедливыми. Власти продолжали политику подавления политической оппозиции и независимых СМИ.
Оригинальный текст доклада смотрите http://hrw.org/russian/docs/2008/01/31/kazakh17882.htm
|