Береги честь смолоду
dead 22 Февраля 2008 в 11:54:44
Береги честь смолоду
Интервью в «Республике» бывшего преподавателя КазАТК вызвало бурное негодование в стенах академии
Евгения ПЛАХИНА, Асель МАМУРБЕКОВА, 22.02.2008
В начале февраля в «Республике» было опубликовано интервью бывшего преподавателя Казахской академии транспорта и коммуникаций Берика Расилова, в котором он рассказал о нравах, царящих на кафедре правового обеспечения – коррупции, подделке дипломов, денежных поборах со студентов и преподавателей. Восстав против порочных порядков, Расилов вместе со своим коллегой Исмаиловым, поплатился за это любимой работой – их уволили. Правда, потом по решению суда восстановили, но работать в академии дальше строптивым преподавателям все равно не дали.
«Содержание данного интервью вызвало бурю возмущений у всего коллектива академии. И воспринято нами как прямое оскорбление, порочащее доброе имя и подрывающее авторитет нашего вуза», – так начинается письмо, адресованное редакции группой преподавателей и ветеранов
КазАТК. В КазАТК – все отлично!
Суть обращения сводится к следующему: Казахская академия транспорта и коммуникаций – это прогрессивное, современное учебное заведение, «признанное одним из лучших в стране, с крепнущей из года в год репутацией, располагающее авторитетным профессорско-преподавательским составом, информационным и материально-техническим потенциалом для подготовки востребованных кадров».
«Академия не была бы такой, если бы не развивалась динамично, адекватно реагируя на требования времени, опираясь на свой научный и педагогический потенциал», – обращаются к логике авторы письма. Что же касается Берика Расилова, то он, по словам тех же авторов, «проработал в академии шесть лет и за это время не достиг никаких успехов ни в педагогической, ни в научной, ни в общественной работе академии».
Сообщают подписанты письма в редакцию и о заслугах «оклеветанной» академии: «В течение 2006 – 2007 годов работа кафедр была сосредоточена на переработке сложившейся системы учебно-методической документации — разработке курсов лекций нового поколения, новых методических руководств к практическим и лабораторным занятиям и самостоятельной работе студентов, роль и значение которых при использовании кредитной системы обучения многократно возрастает. Не на словах, а на деле мы перешли к рейтингово-тестовой форме контроля, что позволило повысить объективность в оценке знаний студентов и готовить их к промежуточному государственному контролю и итоговой аттестации. Не случайно КазАТК по результатам ПГК 2007 года по рейтингу между вузами РК заняла 5-е место».
Признаться, после такой характеристики нам самим захотелось учиться в Казахской академии транспорта и коммуникаций. Но у фигурантов дела мнение прямо противоположное. Вот что сказал нам бывший преподаватель КазАТК Кенжехан ИСМАИЛОВ:
– Это письмо очень похоже на ежегодную речь ректора-президента – в нем всегда перечисляются достижения нашего университета. Скорее всего, нижеподписавшиеся преподаватели не ознакомились с материалами нашего дела, не говоря уже о решении суда и докладной записки помощника ректора по режиму, которое подтверждает случаи правонарушений на кафедре. В этом письме не содержится ни одного факта, который можно противопоставить доказательствам, имеющимся у нас на руках. Практически все, кто подписал письмо, являются заведующими кафедр. В принципе наше дело касалось только одного заведующего кафедрой. Но если они поддерживают его, значит, и на их кафедрах происходит то же самое.
Согласен с ним и бывший преподаватель КазАТК Берик Расилов:
– Пусть люди, подписавшие данное письмо, ответят на вопросы, касающиеся именно нашего дела. Я в своем интервью выразил свою гражданскую позицию, и это главное. А по поводу их слов о том, что я не состоялся как преподаватель – пусть говорят. Тогда почему работы, которые я опубликовал, были украдены?
Терапия не спасет, только под нож
Конфликт в академии транспорта можно было бы считать частным делом преподавателей Расилова, Исмаилова и руководства вуза, если бы он не вскрывал общий порядок вещей. Почему высшие учебные заведения категорически против общественного контроля за своей деятельностью, хотя всегда и везде декларируют борьбу со взяточничеством? Почему устанавливают в холлах ящики, куда можно «сдавать» фамилии погрязших в поборах преподавателей, но тех, кто осмеливается открыто выступить против, увольняют и отчисляют?
Может быть, поэтому взяточничество в университетах никак не могут искоренить еще с советских времен? Что это именно так, и взятки продолжают процветать в вузах, давно перешедших на коммерческую основу, свидетельствуют многочисленные мониторинги профильных НПО. Вот что рассказала нам по этому поводу исполнительный директор МОО «Жанасу» Ирина МЕДНИКОВА:
– «Жанасу» продолжает социологическое исследование, по итогам которого будет составлен рейтинг самых коррумпированных вузов Алматы. Работа осложняется тем, что в вузах с нами сотрудничать никто не хочет: студенты привыкли к бартеру «оценка – деньги», а для преподавателей и администрации мы стали угрозой. Так, некоторые вузы уже отличились звонками в организацию и просьбами увидеть рейтинг первыми, а также внести при необходимости в него коррективы. Другие агрессивно утверждают отсутствие коррумпированности в своем вузе или присылают отчеты по борьбе с ней.
Пока самый распространенный метод – опрос студентов и так называемый ящик, в который студент может опустить жалобу. Я просто не верю, что администрация вуза так поверхностно подходит к этой проблеме, скорее, ей просто невыгодно действовать решительно. Студенты, которые все же приходят к нам, рассказывают о сумасшедших расценках на сессии (сдача непрофильных предметов обходится в 5 – 10 тысяч тенге, а важных дисциплин – 50-70 тысяч тенге), о торговле ответами на тесты, о принудительных поборах на содержание кафедр, о вымогательстве подарков и даже сексуальных домогательствах.
Больше всего нас пугает открытость и циничность, с которой все это проворачивается. Так, в КазГАСА произошел случай, когда студенты, вызвав телевидение, рассказали журналистам – кто, где и сколько берет. Новостной блок прошел, и их отчислили за оскорбление деловой репутации вуза. Никто больше об этом не вспомнил – никакого отклика общественности не последовало.
Поэтому нужны отважные первопроходцы: студенты, которые открыто назовут фамилии вымогателей, не боясь суда и следствия, потому что правы; преподаватели, которые вырвутся из лап этой системы, потому что считают свое достоинство выше такого коррупционного порядка. Только так можно начать чистку и оздоровление высшего образования. Это хирургический метод – больно, но жизнь спасает.
Два подхода к коррупции
В борьбе с коррупцией есть два подхода, считает президент Ассоциации высших учебных заведений РК Рахман АЛШАНОВ:
– Во-первых, нужно проводить опросы среди студентов, а потом в связи с результатами опросов принимать действенные меры. Очень часто бывает так, что сигналы идут от студенчества, от других преподавателей, от руководства факультетов, а ректоры ничего не предпринимают. В принципе проблема решается просто: с преподавателями, которые берут взятки, не продлевать договоры, и они останутся без работы. Это станет уроком не только для них. Второй путь – активное участие студентов в искоренении коррупции. Сейчас, при высоком уровне технологий, они могут просто не брать курсы у преподавателя-взяточника, объявляя таким образом ему бойкот.
Что касается преподавателей, борющихся за справедливость, это действительно очень болезненный вопрос. Администрация вузов не всегда адекватно реагирует на критику. Бывает так, что руководители сами поддаются соблазну коррупции – устраивают на работу близких, родственников, продвигают по службе своих людей. В таких случаях нужно искать единомышленников в коллективе, выносить вопросы на общем собрании, обращаться в соответствующие инстанции – в общественные, партийные организации, в профсоюз. Одному нелегко справиться. Стоит поднять этот вопрос на собрании – и тебя могут легко задавить.
И еще, преподаватель, который идет на борьбу с коррупцией, должен быть сам максимально честным и порядочным. Зачастую бывает так, что преподаватели молчат, пока их не задевают.
…В данном случае самое страшное то, что коррупция не только портит и дискредитирует систему высшего образования страны, но изъедает души и развращает сердца молодых людей. Получив отметку по сходной цене у продажного преподавателя, студент навсегда обретает уверенность – в этой жизни и в этой стране купить можно все. И потом с такой вот уверенностью он и дальше по жизни шагает. Отсюда – коррупция в госорганах, коммерческих компаниях.
Республика
Интервью в «Республике» бывшего преподавателя КазАТК вызвало бурное негодование в стенах академии
Евгения ПЛАХИНА, Асель МАМУРБЕКОВА, 22.02.2008
В начале февраля в «Республике» было опубликовано интервью бывшего преподавателя Казахской академии транспорта и коммуникаций Берика Расилова, в котором он рассказал о нравах, царящих на кафедре правового обеспечения – коррупции, подделке дипломов, денежных поборах со студентов и преподавателей. Восстав против порочных порядков, Расилов вместе со своим коллегой Исмаиловым, поплатился за это любимой работой – их уволили. Правда, потом по решению суда восстановили, но работать в академии дальше строптивым преподавателям все равно не дали.
«Содержание данного интервью вызвало бурю возмущений у всего коллектива академии. И воспринято нами как прямое оскорбление, порочащее доброе имя и подрывающее авторитет нашего вуза», – так начинается письмо, адресованное редакции группой преподавателей и ветеранов
КазАТК. В КазАТК – все отлично!
Суть обращения сводится к следующему: Казахская академия транспорта и коммуникаций – это прогрессивное, современное учебное заведение, «признанное одним из лучших в стране, с крепнущей из года в год репутацией, располагающее авторитетным профессорско-преподавательским составом, информационным и материально-техническим потенциалом для подготовки востребованных кадров».
«Академия не была бы такой, если бы не развивалась динамично, адекватно реагируя на требования времени, опираясь на свой научный и педагогический потенциал», – обращаются к логике авторы письма. Что же касается Берика Расилова, то он, по словам тех же авторов, «проработал в академии шесть лет и за это время не достиг никаких успехов ни в педагогической, ни в научной, ни в общественной работе академии».
Сообщают подписанты письма в редакцию и о заслугах «оклеветанной» академии: «В течение 2006 – 2007 годов работа кафедр была сосредоточена на переработке сложившейся системы учебно-методической документации — разработке курсов лекций нового поколения, новых методических руководств к практическим и лабораторным занятиям и самостоятельной работе студентов, роль и значение которых при использовании кредитной системы обучения многократно возрастает. Не на словах, а на деле мы перешли к рейтингово-тестовой форме контроля, что позволило повысить объективность в оценке знаний студентов и готовить их к промежуточному государственному контролю и итоговой аттестации. Не случайно КазАТК по результатам ПГК 2007 года по рейтингу между вузами РК заняла 5-е место».
Признаться, после такой характеристики нам самим захотелось учиться в Казахской академии транспорта и коммуникаций. Но у фигурантов дела мнение прямо противоположное. Вот что сказал нам бывший преподаватель КазАТК Кенжехан ИСМАИЛОВ:
– Это письмо очень похоже на ежегодную речь ректора-президента – в нем всегда перечисляются достижения нашего университета. Скорее всего, нижеподписавшиеся преподаватели не ознакомились с материалами нашего дела, не говоря уже о решении суда и докладной записки помощника ректора по режиму, которое подтверждает случаи правонарушений на кафедре. В этом письме не содержится ни одного факта, который можно противопоставить доказательствам, имеющимся у нас на руках. Практически все, кто подписал письмо, являются заведующими кафедр. В принципе наше дело касалось только одного заведующего кафедрой. Но если они поддерживают его, значит, и на их кафедрах происходит то же самое.
Согласен с ним и бывший преподаватель КазАТК Берик Расилов:
– Пусть люди, подписавшие данное письмо, ответят на вопросы, касающиеся именно нашего дела. Я в своем интервью выразил свою гражданскую позицию, и это главное. А по поводу их слов о том, что я не состоялся как преподаватель – пусть говорят. Тогда почему работы, которые я опубликовал, были украдены?
Терапия не спасет, только под нож
Конфликт в академии транспорта можно было бы считать частным делом преподавателей Расилова, Исмаилова и руководства вуза, если бы он не вскрывал общий порядок вещей. Почему высшие учебные заведения категорически против общественного контроля за своей деятельностью, хотя всегда и везде декларируют борьбу со взяточничеством? Почему устанавливают в холлах ящики, куда можно «сдавать» фамилии погрязших в поборах преподавателей, но тех, кто осмеливается открыто выступить против, увольняют и отчисляют?
Может быть, поэтому взяточничество в университетах никак не могут искоренить еще с советских времен? Что это именно так, и взятки продолжают процветать в вузах, давно перешедших на коммерческую основу, свидетельствуют многочисленные мониторинги профильных НПО. Вот что рассказала нам по этому поводу исполнительный директор МОО «Жанасу» Ирина МЕДНИКОВА:
– «Жанасу» продолжает социологическое исследование, по итогам которого будет составлен рейтинг самых коррумпированных вузов Алматы. Работа осложняется тем, что в вузах с нами сотрудничать никто не хочет: студенты привыкли к бартеру «оценка – деньги», а для преподавателей и администрации мы стали угрозой. Так, некоторые вузы уже отличились звонками в организацию и просьбами увидеть рейтинг первыми, а также внести при необходимости в него коррективы. Другие агрессивно утверждают отсутствие коррумпированности в своем вузе или присылают отчеты по борьбе с ней.
Пока самый распространенный метод – опрос студентов и так называемый ящик, в который студент может опустить жалобу. Я просто не верю, что администрация вуза так поверхностно подходит к этой проблеме, скорее, ей просто невыгодно действовать решительно. Студенты, которые все же приходят к нам, рассказывают о сумасшедших расценках на сессии (сдача непрофильных предметов обходится в 5 – 10 тысяч тенге, а важных дисциплин – 50-70 тысяч тенге), о торговле ответами на тесты, о принудительных поборах на содержание кафедр, о вымогательстве подарков и даже сексуальных домогательствах.
Больше всего нас пугает открытость и циничность, с которой все это проворачивается. Так, в КазГАСА произошел случай, когда студенты, вызвав телевидение, рассказали журналистам – кто, где и сколько берет. Новостной блок прошел, и их отчислили за оскорбление деловой репутации вуза. Никто больше об этом не вспомнил – никакого отклика общественности не последовало.
Поэтому нужны отважные первопроходцы: студенты, которые открыто назовут фамилии вымогателей, не боясь суда и следствия, потому что правы; преподаватели, которые вырвутся из лап этой системы, потому что считают свое достоинство выше такого коррупционного порядка. Только так можно начать чистку и оздоровление высшего образования. Это хирургический метод – больно, но жизнь спасает.
Два подхода к коррупции
В борьбе с коррупцией есть два подхода, считает президент Ассоциации высших учебных заведений РК Рахман АЛШАНОВ:
– Во-первых, нужно проводить опросы среди студентов, а потом в связи с результатами опросов принимать действенные меры. Очень часто бывает так, что сигналы идут от студенчества, от других преподавателей, от руководства факультетов, а ректоры ничего не предпринимают. В принципе проблема решается просто: с преподавателями, которые берут взятки, не продлевать договоры, и они останутся без работы. Это станет уроком не только для них. Второй путь – активное участие студентов в искоренении коррупции. Сейчас, при высоком уровне технологий, они могут просто не брать курсы у преподавателя-взяточника, объявляя таким образом ему бойкот.
Что касается преподавателей, борющихся за справедливость, это действительно очень болезненный вопрос. Администрация вузов не всегда адекватно реагирует на критику. Бывает так, что руководители сами поддаются соблазну коррупции – устраивают на работу близких, родственников, продвигают по службе своих людей. В таких случаях нужно искать единомышленников в коллективе, выносить вопросы на общем собрании, обращаться в соответствующие инстанции – в общественные, партийные организации, в профсоюз. Одному нелегко справиться. Стоит поднять этот вопрос на собрании – и тебя могут легко задавить.
И еще, преподаватель, который идет на борьбу с коррупцией, должен быть сам максимально честным и порядочным. Зачастую бывает так, что преподаватели молчат, пока их не задевают.
…В данном случае самое страшное то, что коррупция не только портит и дискредитирует систему высшего образования страны, но изъедает души и развращает сердца молодых людей. Получив отметку по сходной цене у продажного преподавателя, студент навсегда обретает уверенность – в этой жизни и в этой стране купить можно все. И потом с такой вот уверенностью он и дальше по жизни шагает. Отсюда – коррупция в госорганах, коммерческих компаниях.
Республика
|