Спрут. Как воруют государственные деньги.
dead 08 Ноября 2007 в 16:37:14
Спрут (осьминог) - наиболее известный представитель головоногих. Голова несет восемь длинных щупалец — «рук». Спрут ведет придонный образ жизни, обитая среди камней, скал и водорослей. Робок, при приближении водолаза или аквалангиста обычно прячется под камни. Тащит в нору все, что найдет на дне. При приближении врагов спасается бегством, прячась в расщелинах скал и под камнями. Самый «умный» среди всех беспозвоночных.
Информация к размышлению
АО «Фонд устойчивого развития «Қазына» (далее - АО «Қазына») создано в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 16 марта 2006 года № 65 «О мерах по дальнейшему повышению конкурентоспособности национальной экономики в рамках индустриально-инновационной политики Республики Казахстан».
АО «Қазына» является национальной управляющей компанией в отношении национальных институтов развития, созданных в целях реализации Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы.
В группу АО «Қазына» в настоящее время входят:
1) АО «Банк развития Казахстана»;
2) АО «Инвестиционный фонд Казахстана»;
3) АО «Национальный инновационный фонд»;
4) АО «Государственная страховая корпорация по страхованию кредитов и инвестиций»;
5) АО «Фонд развития малого предпринимательства»;
6) АО «Центр маркетингово-аналитических исследований»;
7) ТОО «Казахстанский центр содействия инвестициям.
В 2007 году в составе АО «Қазына» образованы и начали функционировать две дочерние организации:
1) АО «Социальные инновационные технологии» для реализации проекта «Строительство 100 школ и 100 больниц»;
2) АО «Kazyna Capital Management», выполняющее роль и функции Фонда фондов.
Деятельность АО «Қазына» направлена на реализацию двух основных приоритетов - активизацию инвестиционной деятельности в целях диверсификации экономики Казахстана и улучшение уровня корпоративного управления в отношении дочерних организаций.
Первая серия: «Лапша для президента».
А/О «Казына» была создана с подачи бывшего министра экономики Кайрата Келимбетова, более известного как разработчика провальной «кластерной» программы. «Казына» была представлена президенту как панацея от неэффективной работы государственных институтов в области распределения и использования бюджетных средств. Ничуть не смущаясь тем фактом, что Министерство Экономики, возглавляемое им, как раз и являлось одним из тех «неэффективных» институтов, г-н.Келимбетов активно лоббировал создание новых структур которые «улучшат» управление государственными активами. Удивительно, но Президент «проглотил» наживку нахрапистого функционера, умело прикрывшегося репутацией иностранных консультантов и профессоров.
Основным направлением «Казыны» было определено диверсификация экономики. С момента создания «Казыны» прошло около двух лет, а воз, как говорится и ныне там. Фонд не может похвастать ни одним более или менее стоящим проектом направленным на диверсификацию экономики, а о «прорывных» проектак и упоминать стыдно. Достаточно посмотреть на портфель проектов Инновационного Фонда (одного из структурных подразделений «Казыны»). Подавляющее большинство так называемых «прорывных» проектов являются всего лишь предложениями о внедрении существующих технологий на казахстанском рынке. Взять хотя бы проект о производстве жидкокристаллических экранов и телевизоров. Что «прорывного» в этом проекте? Трудно представить, что эта компания сможет конкурировать с южнокорейскими или японскими производителями, которые ежегодно тратят миллиарды долларов на разработку новых технологий. Тем более, если учесть что в производстве будут использоваться технологии именно этих стран.
Скорее всего, г-н.Келимбетов понял бесперспективность таких проектов и разработал новый план игры.
Вторая серия: «Здесь будут Москва-Васюки»
Информация к размышлению
Инвестиционная деятельность управляющей компании АО «Қазына» направлена на формирование качественного портфеля проектов за счет синергии деятельности институтов развития и дочерних организаций. Основные усилия в 2007 году сфокусированы на поиске, структурировании и оказание поддержки реализации «прорывных» проектов в несырьевых секторах экономики Казахстана.
Основными задачами оператора являются:
1) реализация Государственной программы «30 корпоративных лидеров»;
2) реализации решений Государственной комиссии по модернизации экономики;
3) взаимодействие с частными компаниями, государственными органами для реализации функций оператора;
4) выработка рекомендаций по реализации Государственной программы «30 корпоративных лидеров Казахстана».
Существует мнение, что если что либо часто повторять, то желаемое станет явью. Похоже, что именно такой подход использовали разработчики программы «30 корпоративных лидеров». Реалии казахстанского бизнеса таковы, что большинство из так называемых «корпоративных лидеров» являются монополистами на своём рынке. Монополист, как известно, не любит конкуренции, а ведь именно конкуренция является двигателем модернизации экономики. Более того, согласно теории Майкла Портера, экономиста Гарвардского университета, попытки любого государства вырастить «лидеров» искусственным путём, практически всегда заканчивались неудачей. Неужели главный идеолог программы «корпоративных лидеров» и блестящий экономист г-н Келимбетов забыл о такой маленькой детали?
Думается, что нет. Громкие заявления озвученные в предыдущие годы, сначала о кластерной программе, затем об «оптимизации» использования бюджетных средств, так и остались словами. Как быть? Отвечать перед правительством за провальные проекты? Идея в корне неприемлемая г-ном Келимбетовым. Выход? Создать новые программы, использовать новые слова «синергетика», «институциональный», итд. и «пробить» под это деньги в Мажлисе. Авось что либо сработает и все былые грехи забудутся. Благо, большинство мажлисменов «лохи», и заткнуть их вялые возражения умными высказываниями не составляет труда.
Так рождается программа «30 корпоративных лидеров». Президент, как известно, человек занятый, и анализировать нюансы экономических программ ему некогда. Программа одобрена, «Казына» становится «оператором» программы. Что это значит? А это значит, что у фонда появляется причина претендовать на больший кусок гос.бюджета. Забудем о том, что «кластерная» программа завершилась полным провалом. Забудем о том, что за два года не было создано ни одного стоящего «прорывного» проекта. В мировой практике принято оценивать проекты по рыночной стоимости для того, чтобы определить, какова же доходность инвестиционного портфеля фонда. «Казына» тщательно обходит вопросы оценки своих инвестиций, упирая на то, что инвестиции были сделаны в стратегически важные проекты. Так ли это? Кто, кроме «Казыны» может это подтвердить? Потратить деньги может любой дурак. Вложить деньги с умом, так, чтобы они принесли доход, может не каждый.
Третья серия: «Расплата»
Информация к размышлению
В мажилисе продолжается обсуждение бюджетных заявок различных министерств и ведомств. Вчера дошла очередь до председателя правления Фонда "Казына" Кайрата Келимбетова. Он пообещал депутатам объяснить, зачем стране столько фондов устойчивого развития и какую конкретную пользу они приносят. И со своей задачей справился.
- На 1 января этого года нами было профинансировано проектов на общую сумму 3,5 млрд. долларов, - сообщил Кайрат Келимбетов. - На 1 июля - уже на 5,2 млрд. И мы считаем, что до конца года эта цифра увеличится до 6 млрд. долларов.
К 2009 же году "Казына" собирается достигнуть показателя в 10 млрд долларов. Но денег Фонду устойчивого развития требуется гораздо больше, чем он получает из бюджета.
- Вот мы говорим о том, что бюджетная заявка "Казыны" была "большой", - обратился Кайрат Келимбетов к депутатам. - В целом бюджетная комиссия дала "добро" на 103 млрд. тенге (из 347 млрд. - Авт.). Это немного больше, чем в этом году - 82 млрд. тенге. На чем базируются наши запросы? Прежде всего на макроэкономической оценке потребности в инвестициях, о чем Министерство экономики и бюджетного планирования докладывало на заседании правительства.
В обрабатывающую промышленность, напомнил глава Фонда "Казына", до 2015 года необходимо влить 300 млрд. долларов, а это примерно по 40 млрд. в год. Так что требуется переходить на совершенно другие денежные объемы. "Казына" уже обратилась с предложением выделить необходимые средства не только из бюджета, но и из Нацфонда. Эти деньги есть на что потратить.
- Только в "Казыне" детально рассмотрено проектов на сумму более 14 млрд. долларов, - сообщил Кайрат Келимбетов.
В числе этих проектов - строительство нескольких цементных заводов, создание производств полипропилена и полиэтилена, поликристаллического кремния, листового стекла, первичного алюминия и так далее. Кроме них, на подходе еще и проекты в рамках программы "30 корпоративных лидеров".
- Перечень проектов исчерпан, на ближайшие года два у нас работы хватит, - пообещал Кайрат Келимбетов.
Нет сомнения, что работы у г-на. Келимбетова хватит. Возможно, скоро ему придётся шить тапочки в местах не столь отдалённых.
Мажлис, несомненно, показал полную некомпетентность и безответственность при распределении бюджетных ресурсов. Ни один депутат не задался вопросом о доходности ФУР «Казына» и его институтов развития. Ни один депутат не спросил о независимой оценке проектного портфеля «Казыны». Несомненно, если бы это касалось их собственных вложений, каждый из уважаемых мажлисменов бы спросил о доходности фонда и текущей оценке портфеля. Ведь если вы вложили миллиард долларов в инвестиционный фонд, то скорее всего вам будет интересно, сколько денег у вас на счету сегодня, завтра, послезавтра или неделю спустя. Можно с уверенностью сказать, что если вы доверили миллиард долларов фонду, то вы скорее всего поинтересуетесь сколько вы заработали за прошедший год прежде чем дадите этому фонду еще один миллиард. Вероятнее всего, вас не устроят заверения фонда о том, что ваш миллиард был потрачен на «прорывные» проекты и фонду нужен ещё один миллиард на такие же проекты. Скорее всего вы спросите, а сколько денег я заработал с первого миллиарда?
Законы логики почему то перестают работать, когда мажлис даёт своё «одобрямс» заявкам «Казыны». Почему?
Пока депутаты спят, жадный спрут тянет деньги из бюджета. Он умнее беспозвоночных мажлисменов и умеет адаптироваться. Робок, при приближении Президента прячется под камни или спасается бегством. Так где же Президент?
Экономист
Информация к размышлению
АО «Фонд устойчивого развития «Қазына» (далее - АО «Қазына») создано в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 16 марта 2006 года № 65 «О мерах по дальнейшему повышению конкурентоспособности национальной экономики в рамках индустриально-инновационной политики Республики Казахстан».
АО «Қазына» является национальной управляющей компанией в отношении национальных институтов развития, созданных в целях реализации Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы.
В группу АО «Қазына» в настоящее время входят:
1) АО «Банк развития Казахстана»;
2) АО «Инвестиционный фонд Казахстана»;
3) АО «Национальный инновационный фонд»;
4) АО «Государственная страховая корпорация по страхованию кредитов и инвестиций»;
5) АО «Фонд развития малого предпринимательства»;
6) АО «Центр маркетингово-аналитических исследований»;
7) ТОО «Казахстанский центр содействия инвестициям.
В 2007 году в составе АО «Қазына» образованы и начали функционировать две дочерние организации:
1) АО «Социальные инновационные технологии» для реализации проекта «Строительство 100 школ и 100 больниц»;
2) АО «Kazyna Capital Management», выполняющее роль и функции Фонда фондов.
Деятельность АО «Қазына» направлена на реализацию двух основных приоритетов - активизацию инвестиционной деятельности в целях диверсификации экономики Казахстана и улучшение уровня корпоративного управления в отношении дочерних организаций.
Первая серия: «Лапша для президента».
А/О «Казына» была создана с подачи бывшего министра экономики Кайрата Келимбетова, более известного как разработчика провальной «кластерной» программы. «Казына» была представлена президенту как панацея от неэффективной работы государственных институтов в области распределения и использования бюджетных средств. Ничуть не смущаясь тем фактом, что Министерство Экономики, возглавляемое им, как раз и являлось одним из тех «неэффективных» институтов, г-н.Келимбетов активно лоббировал создание новых структур которые «улучшат» управление государственными активами. Удивительно, но Президент «проглотил» наживку нахрапистого функционера, умело прикрывшегося репутацией иностранных консультантов и профессоров.
Основным направлением «Казыны» было определено диверсификация экономики. С момента создания «Казыны» прошло около двух лет, а воз, как говорится и ныне там. Фонд не может похвастать ни одним более или менее стоящим проектом направленным на диверсификацию экономики, а о «прорывных» проектак и упоминать стыдно. Достаточно посмотреть на портфель проектов Инновационного Фонда (одного из структурных подразделений «Казыны»). Подавляющее большинство так называемых «прорывных» проектов являются всего лишь предложениями о внедрении существующих технологий на казахстанском рынке. Взять хотя бы проект о производстве жидкокристаллических экранов и телевизоров. Что «прорывного» в этом проекте? Трудно представить, что эта компания сможет конкурировать с южнокорейскими или японскими производителями, которые ежегодно тратят миллиарды долларов на разработку новых технологий. Тем более, если учесть что в производстве будут использоваться технологии именно этих стран.
Скорее всего, г-н.Келимбетов понял бесперспективность таких проектов и разработал новый план игры.
Вторая серия: «Здесь будут Москва-Васюки»
Информация к размышлению
Инвестиционная деятельность управляющей компании АО «Қазына» направлена на формирование качественного портфеля проектов за счет синергии деятельности институтов развития и дочерних организаций. Основные усилия в 2007 году сфокусированы на поиске, структурировании и оказание поддержки реализации «прорывных» проектов в несырьевых секторах экономики Казахстана.
Основными задачами оператора являются:
1) реализация Государственной программы «30 корпоративных лидеров»;
2) реализации решений Государственной комиссии по модернизации экономики;
3) взаимодействие с частными компаниями, государственными органами для реализации функций оператора;
4) выработка рекомендаций по реализации Государственной программы «30 корпоративных лидеров Казахстана».
Существует мнение, что если что либо часто повторять, то желаемое станет явью. Похоже, что именно такой подход использовали разработчики программы «30 корпоративных лидеров». Реалии казахстанского бизнеса таковы, что большинство из так называемых «корпоративных лидеров» являются монополистами на своём рынке. Монополист, как известно, не любит конкуренции, а ведь именно конкуренция является двигателем модернизации экономики. Более того, согласно теории Майкла Портера, экономиста Гарвардского университета, попытки любого государства вырастить «лидеров» искусственным путём, практически всегда заканчивались неудачей. Неужели главный идеолог программы «корпоративных лидеров» и блестящий экономист г-н Келимбетов забыл о такой маленькой детали?
Думается, что нет. Громкие заявления озвученные в предыдущие годы, сначала о кластерной программе, затем об «оптимизации» использования бюджетных средств, так и остались словами. Как быть? Отвечать перед правительством за провальные проекты? Идея в корне неприемлемая г-ном Келимбетовым. Выход? Создать новые программы, использовать новые слова «синергетика», «институциональный», итд. и «пробить» под это деньги в Мажлисе. Авось что либо сработает и все былые грехи забудутся. Благо, большинство мажлисменов «лохи», и заткнуть их вялые возражения умными высказываниями не составляет труда.
Так рождается программа «30 корпоративных лидеров». Президент, как известно, человек занятый, и анализировать нюансы экономических программ ему некогда. Программа одобрена, «Казына» становится «оператором» программы. Что это значит? А это значит, что у фонда появляется причина претендовать на больший кусок гос.бюджета. Забудем о том, что «кластерная» программа завершилась полным провалом. Забудем о том, что за два года не было создано ни одного стоящего «прорывного» проекта. В мировой практике принято оценивать проекты по рыночной стоимости для того, чтобы определить, какова же доходность инвестиционного портфеля фонда. «Казына» тщательно обходит вопросы оценки своих инвестиций, упирая на то, что инвестиции были сделаны в стратегически важные проекты. Так ли это? Кто, кроме «Казыны» может это подтвердить? Потратить деньги может любой дурак. Вложить деньги с умом, так, чтобы они принесли доход, может не каждый.
Третья серия: «Расплата»
Информация к размышлению
В мажилисе продолжается обсуждение бюджетных заявок различных министерств и ведомств. Вчера дошла очередь до председателя правления Фонда "Казына" Кайрата Келимбетова. Он пообещал депутатам объяснить, зачем стране столько фондов устойчивого развития и какую конкретную пользу они приносят. И со своей задачей справился.
- На 1 января этого года нами было профинансировано проектов на общую сумму 3,5 млрд. долларов, - сообщил Кайрат Келимбетов. - На 1 июля - уже на 5,2 млрд. И мы считаем, что до конца года эта цифра увеличится до 6 млрд. долларов.
К 2009 же году "Казына" собирается достигнуть показателя в 10 млрд долларов. Но денег Фонду устойчивого развития требуется гораздо больше, чем он получает из бюджета.
- Вот мы говорим о том, что бюджетная заявка "Казыны" была "большой", - обратился Кайрат Келимбетов к депутатам. - В целом бюджетная комиссия дала "добро" на 103 млрд. тенге (из 347 млрд. - Авт.). Это немного больше, чем в этом году - 82 млрд. тенге. На чем базируются наши запросы? Прежде всего на макроэкономической оценке потребности в инвестициях, о чем Министерство экономики и бюджетного планирования докладывало на заседании правительства.
В обрабатывающую промышленность, напомнил глава Фонда "Казына", до 2015 года необходимо влить 300 млрд. долларов, а это примерно по 40 млрд. в год. Так что требуется переходить на совершенно другие денежные объемы. "Казына" уже обратилась с предложением выделить необходимые средства не только из бюджета, но и из Нацфонда. Эти деньги есть на что потратить.
- Только в "Казыне" детально рассмотрено проектов на сумму более 14 млрд. долларов, - сообщил Кайрат Келимбетов.
В числе этих проектов - строительство нескольких цементных заводов, создание производств полипропилена и полиэтилена, поликристаллического кремния, листового стекла, первичного алюминия и так далее. Кроме них, на подходе еще и проекты в рамках программы "30 корпоративных лидеров".
- Перечень проектов исчерпан, на ближайшие года два у нас работы хватит, - пообещал Кайрат Келимбетов.
Нет сомнения, что работы у г-на. Келимбетова хватит. Возможно, скоро ему придётся шить тапочки в местах не столь отдалённых.
Мажлис, несомненно, показал полную некомпетентность и безответственность при распределении бюджетных ресурсов. Ни один депутат не задался вопросом о доходности ФУР «Казына» и его институтов развития. Ни один депутат не спросил о независимой оценке проектного портфеля «Казыны». Несомненно, если бы это касалось их собственных вложений, каждый из уважаемых мажлисменов бы спросил о доходности фонда и текущей оценке портфеля. Ведь если вы вложили миллиард долларов в инвестиционный фонд, то скорее всего вам будет интересно, сколько денег у вас на счету сегодня, завтра, послезавтра или неделю спустя. Можно с уверенностью сказать, что если вы доверили миллиард долларов фонду, то вы скорее всего поинтересуетесь сколько вы заработали за прошедший год прежде чем дадите этому фонду еще один миллиард. Вероятнее всего, вас не устроят заверения фонда о том, что ваш миллиард был потрачен на «прорывные» проекты и фонду нужен ещё один миллиард на такие же проекты. Скорее всего вы спросите, а сколько денег я заработал с первого миллиарда?
Законы логики почему то перестают работать, когда мажлис даёт своё «одобрямс» заявкам «Казыны». Почему?
Пока депутаты спят, жадный спрут тянет деньги из бюджета. Он умнее беспозвоночных мажлисменов и умеет адаптироваться. Робок, при приближении Президента прячется под камни или спасается бегством. Так где же Президент?
Экономист
|