Смутное время Кашагана
dead 24 Августа 2007 в 18:20:01
После громкого интервью премьерминистра Карима Масимова американской газете "Уолл Стрит Джорнал", в котором глава казахстанского правительства не исключил смены оператора на освоение крупнейшего каспийского нефтяного месторождения Кашаган, все ждали официального объявления действий правительства в этом направлении. Оно состоялось на вечернем совещании кабмина 21 августа, и, хотя не отличалось ультимативностью, формулировка поручения премьера Минэнергетики "сегодня же разобраться и принять меры в соответствии с законодательством" звучит для итальянского оператора Eni малоприятно.
Напомним, что причиной для недовольства кабмина послужил очередной перенос оператором проекта сроков начала промышленной добычи на месторождении. Ссылаясь на сложные природные и климатические условия в районе месторождения, Eni заявил о необходимости переноса этих сроков на 2010 год. После чего Карим Масимов публично – через отечественные СМИ – известил оператора о том, что правительство намерено рассматривать это как попытку изменения действующего контракта, на незыблемости которых всегда настаивала республика со всеми вытекающими отсюда последствиями – от выплаты штрафов и неустоек до признания контракта потерявшим юридическую силу.
Этот предупредительный "выстрел" Eni не поколебал, после чего последовало разъяснение позиции казахстанского правительства уже в зарубежных СМИ. В упомянутом интервью "Уолл Стрит Джорнал" гн Масимов выразился уже более определенно, не исключив, что в случае, если оператор не пересмотрит свои решения, казахстанское правительство имеет полное право ставить вопрос о его смене. Однако правительство предпочло пока конкретизировать претензии к итальянскому инвестору.
Собственно, основные и принципиальные претензии выдвигают два ведомства – министерства охраны окружающей среды и экономики и бюджетного планирования. В заявлении МООС, оглашенном по итогам проверки деятельности консорциума Agip KCO, оператором которого является Eni, констатируются "систематические нарушения требований норм природоохранного законодательства при проведении нефтяных операций на контрактной территории". В числе основных нарушений – несоблюдение условий природопользования, систематическое превышение нормативов выбросов и сверхнормативное размещение отходов в окружающей среде – той самой серы, о засорении которой прилегающей территории трубили и экологи, а в последние годы – и прокуроры.
Проверка также показала, что "на этапе разведки не разрабатывались экологически безопасные планы для решения проблемы утилизации серы; осуществляется несанкционированное сжигание отходов в море; до настоящего времени не подготовлен детальный отчет о вредном воздействии нефтяных операций на рыбные запасы Каспийского моря, подготовка которого должна была быть реализована в рамках контракта; не осуществляется контроль над подрядными организациями, что приводит к постоянным нарушениям ими природоохранного законодательства". Наконец, проверка морских объектов компании показала превышение нормативов соединений азота в атмосферном воздухе над Каспием. В связи с чем Комитет рыбного хозяйства Минсельхоза не исключил взаимосвязь между деятельностью "Аджипа" и "резким сокращением популяции осетровых рыб и увеличением фактов массовой гибели каспийского тюленя и ценных пород рыбы".
МООС считает, что "своими действиями компания поставила себя в разряд природопользователей, систематически нарушающих требования природоохранного законодательства Казахстана", а продолжение ею работы в том же духе, принимая во внимание масштабы этой деятельности, может "привести к необратимым катастрофическим изменениям в окружающей среде, к гибели флоры и фауны". Тем более что "отставание основных разведочных работ от согласованных ранее сроков в общей сложности на пять лет увеличивает период вредного экологического воздействия компании".
Правовые последствия этого документа в правительстве разъяснил глава МООС Нурлан Искаков. По его словам, работы на Кашагане сейчас могут быть приостановлены. "Нами сейчас проводится аудит, об основаниях предполагать, что оператором не соблюдаются требования экологического законодательства, мы уведомили Генпрокуратуру, более того, с учетом невыполнения оператором ранее взятых на себя обязательств, мы по закону обязаны отозвать разрешение, так как дальнейшая его реализация нанесет непоправимый экологический ущерб", – заявил он.
По словам заместителя директора департамента разрешительных и стимулирующих механизмов регулирования МООС Адлета Бекеева, фактически "артподготовка" к приостановлению работ на Кашагане уже началась. Некоторые казахстанские ведомства уже отозвали ранее выданные заключения госэкспертизы на ряд объектов компании. Материалы проверки направлены сейчас в Минэнерго, в компетенции которого вынесение окончательного вердикта о приостановлении деятельности оператора. После того же, как министр экономики и бюджетного планирования Бахыт Султанов проинформировал премьера о том, что в связи с угрозой переноса начала добычи на Кашагане возможна значительная упущенная выгода Нацфондом, Карим Масимов потребовал от Минэнерго "разобраться и принять меры в соответствии с законодательством".
Таким образом, главным ньюсмейкером о Кашагане в ближайшие дни должно стать Минэнерго. При этом ведомство Бактыкожи Измухамбетова оказалось между двух огней. Ранее министр энергетики в интервью журналистам неоднократно подчеркивал, что все проблемы Кашагана должны решаться за переговорным столом, без резких заявлений и с учетом позиций обеих сторон. Теперь же от Минэнерго требуют позицию ужесточить.
Приостановление работ на Кашагане, если таковое состоится, можно будет смело расценивать началом поиска нового оператора. Благо, желающих прийти на Кашаган с его доказанными запасами нефти в объеме 1,5 миллиарда тонн найдется немало. С другой стороны, смена оператора – дело хлопотное и невыгодное не только с утилитарной, но и перспективной точки зрения. Ведь нет гарантий, что гипотетические претенденты на Кашаган, ознакомившись с условиями работы, не сошлются в итоге на те же сроки переноса добычи, что и нынешний оператор. К тому же каждый день разбирательств и неясности насчет будущего месторождения автоматически отодвигает начало добычи и поступлений от нее. Поэтому ответа на вопрос, будет ли на Кашагане новый оператор или итальянцам и правительству РК удастся найти какойто взаимоприемлемый вариант развития событий, ждать придется недолго.
Напомним, что причиной для недовольства кабмина послужил очередной перенос оператором проекта сроков начала промышленной добычи на месторождении. Ссылаясь на сложные природные и климатические условия в районе месторождения, Eni заявил о необходимости переноса этих сроков на 2010 год. После чего Карим Масимов публично – через отечественные СМИ – известил оператора о том, что правительство намерено рассматривать это как попытку изменения действующего контракта, на незыблемости которых всегда настаивала республика со всеми вытекающими отсюда последствиями – от выплаты штрафов и неустоек до признания контракта потерявшим юридическую силу.
Этот предупредительный "выстрел" Eni не поколебал, после чего последовало разъяснение позиции казахстанского правительства уже в зарубежных СМИ. В упомянутом интервью "Уолл Стрит Джорнал" гн Масимов выразился уже более определенно, не исключив, что в случае, если оператор не пересмотрит свои решения, казахстанское правительство имеет полное право ставить вопрос о его смене. Однако правительство предпочло пока конкретизировать претензии к итальянскому инвестору.
Собственно, основные и принципиальные претензии выдвигают два ведомства – министерства охраны окружающей среды и экономики и бюджетного планирования. В заявлении МООС, оглашенном по итогам проверки деятельности консорциума Agip KCO, оператором которого является Eni, констатируются "систематические нарушения требований норм природоохранного законодательства при проведении нефтяных операций на контрактной территории". В числе основных нарушений – несоблюдение условий природопользования, систематическое превышение нормативов выбросов и сверхнормативное размещение отходов в окружающей среде – той самой серы, о засорении которой прилегающей территории трубили и экологи, а в последние годы – и прокуроры.
Проверка также показала, что "на этапе разведки не разрабатывались экологически безопасные планы для решения проблемы утилизации серы; осуществляется несанкционированное сжигание отходов в море; до настоящего времени не подготовлен детальный отчет о вредном воздействии нефтяных операций на рыбные запасы Каспийского моря, подготовка которого должна была быть реализована в рамках контракта; не осуществляется контроль над подрядными организациями, что приводит к постоянным нарушениям ими природоохранного законодательства". Наконец, проверка морских объектов компании показала превышение нормативов соединений азота в атмосферном воздухе над Каспием. В связи с чем Комитет рыбного хозяйства Минсельхоза не исключил взаимосвязь между деятельностью "Аджипа" и "резким сокращением популяции осетровых рыб и увеличением фактов массовой гибели каспийского тюленя и ценных пород рыбы".
МООС считает, что "своими действиями компания поставила себя в разряд природопользователей, систематически нарушающих требования природоохранного законодательства Казахстана", а продолжение ею работы в том же духе, принимая во внимание масштабы этой деятельности, может "привести к необратимым катастрофическим изменениям в окружающей среде, к гибели флоры и фауны". Тем более что "отставание основных разведочных работ от согласованных ранее сроков в общей сложности на пять лет увеличивает период вредного экологического воздействия компании".
Правовые последствия этого документа в правительстве разъяснил глава МООС Нурлан Искаков. По его словам, работы на Кашагане сейчас могут быть приостановлены. "Нами сейчас проводится аудит, об основаниях предполагать, что оператором не соблюдаются требования экологического законодательства, мы уведомили Генпрокуратуру, более того, с учетом невыполнения оператором ранее взятых на себя обязательств, мы по закону обязаны отозвать разрешение, так как дальнейшая его реализация нанесет непоправимый экологический ущерб", – заявил он.
По словам заместителя директора департамента разрешительных и стимулирующих механизмов регулирования МООС Адлета Бекеева, фактически "артподготовка" к приостановлению работ на Кашагане уже началась. Некоторые казахстанские ведомства уже отозвали ранее выданные заключения госэкспертизы на ряд объектов компании. Материалы проверки направлены сейчас в Минэнерго, в компетенции которого вынесение окончательного вердикта о приостановлении деятельности оператора. После того же, как министр экономики и бюджетного планирования Бахыт Султанов проинформировал премьера о том, что в связи с угрозой переноса начала добычи на Кашагане возможна значительная упущенная выгода Нацфондом, Карим Масимов потребовал от Минэнерго "разобраться и принять меры в соответствии с законодательством".
Таким образом, главным ньюсмейкером о Кашагане в ближайшие дни должно стать Минэнерго. При этом ведомство Бактыкожи Измухамбетова оказалось между двух огней. Ранее министр энергетики в интервью журналистам неоднократно подчеркивал, что все проблемы Кашагана должны решаться за переговорным столом, без резких заявлений и с учетом позиций обеих сторон. Теперь же от Минэнерго требуют позицию ужесточить.
Приостановление работ на Кашагане, если таковое состоится, можно будет смело расценивать началом поиска нового оператора. Благо, желающих прийти на Кашаган с его доказанными запасами нефти в объеме 1,5 миллиарда тонн найдется немало. С другой стороны, смена оператора – дело хлопотное и невыгодное не только с утилитарной, но и перспективной точки зрения. Ведь нет гарантий, что гипотетические претенденты на Кашаган, ознакомившись с условиями работы, не сошлются в итоге на те же сроки переноса добычи, что и нынешний оператор. К тому же каждый день разбирательств и неясности насчет будущего месторождения автоматически отодвигает начало добычи и поступлений от нее. Поэтому ответа на вопрос, будет ли на Кашагане новый оператор или итальянцам и правительству РК удастся найти какойто взаимоприемлемый вариант развития событий, ждать придется недолго.
|