С чего бы вдруг прозрело МВД?
Галина ДЫРДИНА
dead 06 Августа 2007 в 12:44:22
Сергей УТКИН: «После заявления г-на Тусумова об отмене запрета на «праворульки» мне все начали звонить и поздравлять с победой»
Сегодня только маленькие дети верят в то, что чудеса случаются под Новый год. А взрослые точно знают, что время сказок и чудес приходит вслед за объявлением выборов в различные органы власти. Поэтому внезапное «прозрение– правительства в отношении праворульных автомобилей для умудренных опытом избирателей не стало неожиданностью.
Гораздо больше удивления вызвало выступление на недавней пресс-конференции главного автоинспектора страны Омурзака ТУСУМОВА, который сообщил о якобы значительном уменьшении количества ДТП по вине «праворулек» в первом полугодии этого года по сравнению с годом прошлым. Как можно было понять из речи г-на Тусумова, именно благодаря дисциплинированности водителей праворульных машин в МВД вспомнили, что частная собственность в Казахстане защищена Конституцией.
То есть получается, что праворульщики перепугались, начали соблюдать правила дорожного движения и снискали тем самым любовь правительства и родного министерства? Или же причина «разворота» в чем-то другом? С этим и другими вопросами мы решили обратиться к юристу Сергею УТКИНУ, который, отстаивая интересы владельцев машин с правым рулем, даже пытался судиться с г-ном Тусумовым.
А ларчик просто открывался
Сергей, как Вы думаете, почему МВД вдруг прониклось столь горячей симпатией к «праворулькам»?
- Я думаю, ларчик открывается очень просто – выборы же на носу. И как-то очень кстати партия «Нур Отан», которая до того вроде бы не проявляла особой активности в борьбе за интересы «праворульщиков–, обратилась к правительству с просьбой отказаться от запрета на эксплуатацию «праворулек», поскольку такое решение повлечет за собой нарушение конституционных прав граждан.
Ну а затем, раз партия сказала «надо», МВД ответил «есть» – и официально заявил об отзыве законопроекта, предусматривающего запрет на эксплуатацию «праворулек», чтобы исключить из него данную норму.
Но получается, что не МВД, а правительство ответило «есть», поскольку правом законодательной инициативы обладает именно оно?
- Нет, речь как раз идет об МВД, так как данный законопроект, насколько я понимаю, не был утвержден правительством и в парламент еёе не вносился, хотя МВД говорило об обратном. Поэтому отзыв законопроекта был инициирован правительством, а не парламентом.
То есть «война– между владельцами машин и МВД завершилась?
- Рынок воспринял происходящее именно так. После заявления МВД мне все начали звонить и поздравлять с победой. Цены на «праворульки» резко пошли вверх, покупать их стали, как горячие пирожки. Бизнесмены, понесшие огромные убытки, пытаются хоть что-то компенсировать, а люди стараются успеть купить японские машины без пробега по СНГ, ведь вскоре их совсем не останется.
Точки над «i– не поставлены
А что же с Вашим судебным иском? Вы победили? Неужели именно Ваш процесс подтолкнул партию «Нур Отан» к судьбоносному решению?
- Ну что вы, как я могу повлиять на партию «Нур Отан–?! (Смеется). Она, как и положено, около девяти месяцев вынашивала свое решение и разродилась в заранее запланированное время – прямо перед началом выборной кампании. А судебное дело пока продолжается своим чередом. По ходатайству ответчика назначена экспертиза, которая должна определить – являются ли праворульные автомобили опасными при эксплуатации на наших дорогах или нет.
Естественно, после заявления МВД я счел, что продолжение судебной тяжбы бессмысленно, и направил в суд ходатайство о завершении дела миром, приложив текст мирового соглашения. Омурзаку Тусумову нужно лишь признать факт отсутствия объективных научно обоснованных выводов, подтверждающих опасность праворульных автомобилей и их возможную безопасную эксплуатацию на территории Казахстана при условии соблюдения водителями правил дорожного движения. Все остальные требования сняты.
И как – подписали мировую?
- Пока никакой официальной реакции со стороны ответчика не наблюдается. Но мне передали, что г-н Тусумов не хочет прекращения дела миром. Он намерен доказать, что «праворульки» являются опасными и что их эксплуатация невозможна. Он очень надеется на экспертов из Центра судебных экспертиз Минюста.
Постойте, но в таком случае получится, что решения партии «Нур Отан» и МВД придется пересматривать, ведь не могут же они допустить эксплуатацию опасных автомобилей?
- Вот это самое главное. Я прекрасно понимаю, что минюстовские эксперты – люди все-таки подневольные. Если им скажут – признать «праворульки» опасными, вынуждены будут это признать. Хотя российские ученые не смогли этого сделать, поэтому российский премьер заявил, что вопрос с «праворульками» в России снят.
И даже теоретически представить себе опасность машины только из-за расположения руля невозможно, т.к. в правилах записано, что водитель в любом случае (на любом транспортном средстве) должен убедиться в отсутствии помехи, и только после этого может совершать любой маневр. Если не видел (не убедился) и пошел на обгон или на поворот, что привело к столкновению, – виноват водитель, а не его машина. Но наши, при соответствующем указании, смогут перевернуть все с ног на голову.
Так вот, сейчас председатель Комитета дорожной полиции, видимо, мечтает, как он «выиграет» суд и после выборов (когда «Нур Отан» одержит запланированную сокрушительную победу) снова начнет будоражить «праворульную» проблему. Я представляю, как люди разочаруются во власти, которая только для победы на выборах запустила лозунг об эксплуатации «праворулек» до полного износа, а после достигнутой победы банально «кинет– своих избирателей.
Не менее несимпатично будет лицо власти выглядеть и в том случае, если «праворульки» разрешат эксплуатировать, но официально будет заявлено об их опасности. Ведь тогда любой пострадавший в ДТП от праворульной машины сможет предъявить иск государству о возмещении ущерба за то, что оно (государство) позволило использовать гражданам заведомо опасные машины.
Так какой же выход для власти Вам видится?
- Не быть впереди планеты всей по принятию, мягко говоря, непродуманных решений. іаботиться о своих гражданах, объяснять им – почему и для чего принимается то или иное решение.
А разве с праворульными машинами – не объясняют?
- В том-то и дело, что никто ничего толком не объясняет, поэтому люди ничего не понимают. Сначала ввели запрет вроде бы из-за опасности этих машин, и с экранов телевизоров нам рассказывали про страшные картины ДТП и количество пострадавших.
Теперь дорожная полиция заявила, что рост аварийности и тяжести последствий по «праворулькам– снизился чуть ли не в 10 раз, то есть шумиха вокруг этого вопроса якобы оказала профилактический эффект – водители стали вести себя на дорогах более внимательно. Получается, сами полицейские признали, что все дело не в машинах, а в дисциплинированности водителей. Плюс заявили об эксплуатации до полного физического износа, тем самым подтвердив безопасность «праворулек».
Однако никто еще не набрался смелости признать, что ранее власть ошиблась, никто не принес извинений сотням тысяч граждан и бизнесменам, которые за эти месяцы понесли колоссальные убытки – как материальные, так и моральные. Никто не объясняет людям, почему же тогда партия «Нур Отан» и МВД считают необходимым оставить запрет на ввоз праворульных машин.
Все дело – в цене?
А Вы по-прежнему считаете, что ввоз следует разрешить? И пусть по нашим правосторонним дорогам станет еще больше ездить не приспособленных к ним праворульных машин?
- Я не понимаю, почему 200 тысяч машин могут ездить, а 400 тысяч – нет. Если эксплуатация «праворулек– невозможна на дорогах с правосторонним движением – значит, ни одной такой машины на дорогах быть не должно, в том числе временно въезжающих иностранцев – не может же государство подвергать заведомой опасности жизнь даже одного человека? Но если кому-то ездить можно, почему нельзя другим?
Однако в ряде западных стран тоже нельзя ввозить и ставить на учет праворульные автомобили.
- Там это делается не из-за опасности «праворулек». Иностранцам там, например, на своих праворульных авто въезжать можно беспрепятственно. Но решение не ставить на учет «праворульки» сложилось в данных государствах исторически – еще до того, как японские автомобили начали заполонять дороги всего мира. Там, как правило, есть собственное автомобильное производство и защита местного товаропроизводителя. Там можно купить подержанный леворульный автомобиль по цене и качеству ничуть не хуже аналогичного праворульного японского. Да туда только одна доставка б/у автомобиля из Японии делает его неконкурентоспособным. В общем, там фактически нет смысла приобретать такие машины.
А у нас ситуация совершенно иная. Почему наши граждане покупают вроде бы неудобные праворульные автомобили? Что, они все – извращенцы, что ли, какие-то? Все дело в соотношении цена – качество. Японские б/у автомобили завозятся в существенно лучшем состоянии, чем автомобили из Европы, при существенно меньшей цене, чем у европейских или американских.
Значит, если бы у нас леворульные автомобили были примерно такого же качества и по такой же цене, как японские, Вы бы согласились на запрет ввоза «праворулек»?
- Я не фанат правого руля. И большинство владельцев, выбравших праворульные автомобили, – тоже. Поэтому если бы были аналогичные леворульные машины такого же качества и по такой же цене – я бы, скорее всего, выбрал леворульную. И не возмущался бы относительно запрета на ввоз «праворулек». Но сейчас я отчетливо вижу серьезную социальную несправедливость: относительно небогатым гражданам (со средним и ниже среднего доходом) государство специально вставляет палки в колеса, лишая их возможности покупать относительно дешевые и качественные автомобили.
Кстати, планируемое решение о повышении таможенных пошлин на все автомобили старше 7 лет я тоже считаю несправедливым. Этим решением государство намерено повысить среднюю цену автомобиля, в результате чего значительная часть населения не сможет приобрести себе автомобиль. Вместо того чтобы решать проблему снижения цен на новые автомашины, борьба идет совершенно в другом направлении.
Я не понимаю, почему наше правительство предпочитает решать проблемы кнутом, а не пряником. Почему бы не добиться существенного снижения цен на новые автомобили – примерно до уровня цен, которые существуют в США? И тем самым стимулировать граждан на приобретение новых автомобилей?
Слуги народа и хозяева жизни
Сергей, согласитесь, от машин и так дышать уже нечем, а Вы хотите, чтобы их завозилось еще больше. Если государство начнет поощрять приобретение автомобилей, мы же полжизни будем проводить в дорожных «пробках»…
- Очень хороший вопрос. Примечательно, что на том памятном Совете безопасности 13 ноября 2006 года, где прозвучало заявление о запрете «праворулек», первой проблемой, из-за которой обострилась ситуация на дорогах, было названо как раз резкое увеличение количества машин. И первой мерой, которую необходимо предпринять для улучшения ситуации, был назван запрет на ввоз устаревших и праворульных автомобилей.
То есть чиновники выбирают наиболее легкий способ решения проблемы. Зачем расширять дороги и строить развязки, создавать места для парковок и т.д.? Гораздо проще уменьшить количество автомобилей – тогда делать ничего не надо, а эффект будет тем же самым. Правда, значительная часть населения не сможет приобрести себе машину – но разве это проблема для правительства?
В Москве, например, знаете, как хотят решить проблему пробок и загазованности в центральной части города? На полном серьезе предлагают вообще запретить «устаревшим» авто въезд в центр. То есть «крутые– автомобили будут нормально проезжать, а «лоховские» пусть оставляют подальше от центра – их водители и пассажиры должны будут по центру Москвы передвигаться пешком или на общественном транспорте.
Ну надоели мы с вами истинным хозяевам жизни, устали они от наших подержанных автомобилей – от пробок и загазованности! Поэтому они хотят решить свою проблему за наш с вами счет. Вот это меня больше всего возмущает, потому что есть другие – разумные и справедливые пути решения этих вопросов.
И что же Вы намерены делать дальше?
- Добиваться справедливости. Бороться с чиновниками, забывшими, что они являются слугами народа, что все принимаемые ими решения должны быть во благо граждан всего государства, а не отдельной кучки привилегированных лиц. Выворачивать наизнанку существо заказных, несправедливых и незаконных судебных решений и т.д. В общем, буду продолжать помогать партии «Нур Отан» бороться со своими членами. Не сочтите это за предвыборную агитацию! (Смеется).
Республика
Сегодня только маленькие дети верят в то, что чудеса случаются под Новый год. А взрослые точно знают, что время сказок и чудес приходит вслед за объявлением выборов в различные органы власти. Поэтому внезапное «прозрение– правительства в отношении праворульных автомобилей для умудренных опытом избирателей не стало неожиданностью.
Гораздо больше удивления вызвало выступление на недавней пресс-конференции главного автоинспектора страны Омурзака ТУСУМОВА, который сообщил о якобы значительном уменьшении количества ДТП по вине «праворулек» в первом полугодии этого года по сравнению с годом прошлым. Как можно было понять из речи г-на Тусумова, именно благодаря дисциплинированности водителей праворульных машин в МВД вспомнили, что частная собственность в Казахстане защищена Конституцией.
То есть получается, что праворульщики перепугались, начали соблюдать правила дорожного движения и снискали тем самым любовь правительства и родного министерства? Или же причина «разворота» в чем-то другом? С этим и другими вопросами мы решили обратиться к юристу Сергею УТКИНУ, который, отстаивая интересы владельцев машин с правым рулем, даже пытался судиться с г-ном Тусумовым.
А ларчик просто открывался
Сергей, как Вы думаете, почему МВД вдруг прониклось столь горячей симпатией к «праворулькам»?
- Я думаю, ларчик открывается очень просто – выборы же на носу. И как-то очень кстати партия «Нур Отан», которая до того вроде бы не проявляла особой активности в борьбе за интересы «праворульщиков–, обратилась к правительству с просьбой отказаться от запрета на эксплуатацию «праворулек», поскольку такое решение повлечет за собой нарушение конституционных прав граждан.
Ну а затем, раз партия сказала «надо», МВД ответил «есть» – и официально заявил об отзыве законопроекта, предусматривающего запрет на эксплуатацию «праворулек», чтобы исключить из него данную норму.
Но получается, что не МВД, а правительство ответило «есть», поскольку правом законодательной инициативы обладает именно оно?
- Нет, речь как раз идет об МВД, так как данный законопроект, насколько я понимаю, не был утвержден правительством и в парламент еёе не вносился, хотя МВД говорило об обратном. Поэтому отзыв законопроекта был инициирован правительством, а не парламентом.
То есть «война– между владельцами машин и МВД завершилась?
- Рынок воспринял происходящее именно так. После заявления МВД мне все начали звонить и поздравлять с победой. Цены на «праворульки» резко пошли вверх, покупать их стали, как горячие пирожки. Бизнесмены, понесшие огромные убытки, пытаются хоть что-то компенсировать, а люди стараются успеть купить японские машины без пробега по СНГ, ведь вскоре их совсем не останется.
Точки над «i– не поставлены
А что же с Вашим судебным иском? Вы победили? Неужели именно Ваш процесс подтолкнул партию «Нур Отан» к судьбоносному решению?
- Ну что вы, как я могу повлиять на партию «Нур Отан–?! (Смеется). Она, как и положено, около девяти месяцев вынашивала свое решение и разродилась в заранее запланированное время – прямо перед началом выборной кампании. А судебное дело пока продолжается своим чередом. По ходатайству ответчика назначена экспертиза, которая должна определить – являются ли праворульные автомобили опасными при эксплуатации на наших дорогах или нет.
Естественно, после заявления МВД я счел, что продолжение судебной тяжбы бессмысленно, и направил в суд ходатайство о завершении дела миром, приложив текст мирового соглашения. Омурзаку Тусумову нужно лишь признать факт отсутствия объективных научно обоснованных выводов, подтверждающих опасность праворульных автомобилей и их возможную безопасную эксплуатацию на территории Казахстана при условии соблюдения водителями правил дорожного движения. Все остальные требования сняты.
И как – подписали мировую?
- Пока никакой официальной реакции со стороны ответчика не наблюдается. Но мне передали, что г-н Тусумов не хочет прекращения дела миром. Он намерен доказать, что «праворульки» являются опасными и что их эксплуатация невозможна. Он очень надеется на экспертов из Центра судебных экспертиз Минюста.
Постойте, но в таком случае получится, что решения партии «Нур Отан» и МВД придется пересматривать, ведь не могут же они допустить эксплуатацию опасных автомобилей?
- Вот это самое главное. Я прекрасно понимаю, что минюстовские эксперты – люди все-таки подневольные. Если им скажут – признать «праворульки» опасными, вынуждены будут это признать. Хотя российские ученые не смогли этого сделать, поэтому российский премьер заявил, что вопрос с «праворульками» в России снят.
И даже теоретически представить себе опасность машины только из-за расположения руля невозможно, т.к. в правилах записано, что водитель в любом случае (на любом транспортном средстве) должен убедиться в отсутствии помехи, и только после этого может совершать любой маневр. Если не видел (не убедился) и пошел на обгон или на поворот, что привело к столкновению, – виноват водитель, а не его машина. Но наши, при соответствующем указании, смогут перевернуть все с ног на голову.
Так вот, сейчас председатель Комитета дорожной полиции, видимо, мечтает, как он «выиграет» суд и после выборов (когда «Нур Отан» одержит запланированную сокрушительную победу) снова начнет будоражить «праворульную» проблему. Я представляю, как люди разочаруются во власти, которая только для победы на выборах запустила лозунг об эксплуатации «праворулек» до полного износа, а после достигнутой победы банально «кинет– своих избирателей.
Не менее несимпатично будет лицо власти выглядеть и в том случае, если «праворульки» разрешат эксплуатировать, но официально будет заявлено об их опасности. Ведь тогда любой пострадавший в ДТП от праворульной машины сможет предъявить иск государству о возмещении ущерба за то, что оно (государство) позволило использовать гражданам заведомо опасные машины.
Так какой же выход для власти Вам видится?
- Не быть впереди планеты всей по принятию, мягко говоря, непродуманных решений. іаботиться о своих гражданах, объяснять им – почему и для чего принимается то или иное решение.
А разве с праворульными машинами – не объясняют?
- В том-то и дело, что никто ничего толком не объясняет, поэтому люди ничего не понимают. Сначала ввели запрет вроде бы из-за опасности этих машин, и с экранов телевизоров нам рассказывали про страшные картины ДТП и количество пострадавших.
Теперь дорожная полиция заявила, что рост аварийности и тяжести последствий по «праворулькам– снизился чуть ли не в 10 раз, то есть шумиха вокруг этого вопроса якобы оказала профилактический эффект – водители стали вести себя на дорогах более внимательно. Получается, сами полицейские признали, что все дело не в машинах, а в дисциплинированности водителей. Плюс заявили об эксплуатации до полного физического износа, тем самым подтвердив безопасность «праворулек».
Однако никто еще не набрался смелости признать, что ранее власть ошиблась, никто не принес извинений сотням тысяч граждан и бизнесменам, которые за эти месяцы понесли колоссальные убытки – как материальные, так и моральные. Никто не объясняет людям, почему же тогда партия «Нур Отан» и МВД считают необходимым оставить запрет на ввоз праворульных машин.
Все дело – в цене?
А Вы по-прежнему считаете, что ввоз следует разрешить? И пусть по нашим правосторонним дорогам станет еще больше ездить не приспособленных к ним праворульных машин?
- Я не понимаю, почему 200 тысяч машин могут ездить, а 400 тысяч – нет. Если эксплуатация «праворулек– невозможна на дорогах с правосторонним движением – значит, ни одной такой машины на дорогах быть не должно, в том числе временно въезжающих иностранцев – не может же государство подвергать заведомой опасности жизнь даже одного человека? Но если кому-то ездить можно, почему нельзя другим?
Однако в ряде западных стран тоже нельзя ввозить и ставить на учет праворульные автомобили.
- Там это делается не из-за опасности «праворулек». Иностранцам там, например, на своих праворульных авто въезжать можно беспрепятственно. Но решение не ставить на учет «праворульки» сложилось в данных государствах исторически – еще до того, как японские автомобили начали заполонять дороги всего мира. Там, как правило, есть собственное автомобильное производство и защита местного товаропроизводителя. Там можно купить подержанный леворульный автомобиль по цене и качеству ничуть не хуже аналогичного праворульного японского. Да туда только одна доставка б/у автомобиля из Японии делает его неконкурентоспособным. В общем, там фактически нет смысла приобретать такие машины.
А у нас ситуация совершенно иная. Почему наши граждане покупают вроде бы неудобные праворульные автомобили? Что, они все – извращенцы, что ли, какие-то? Все дело в соотношении цена – качество. Японские б/у автомобили завозятся в существенно лучшем состоянии, чем автомобили из Европы, при существенно меньшей цене, чем у европейских или американских.
Значит, если бы у нас леворульные автомобили были примерно такого же качества и по такой же цене, как японские, Вы бы согласились на запрет ввоза «праворулек»?
- Я не фанат правого руля. И большинство владельцев, выбравших праворульные автомобили, – тоже. Поэтому если бы были аналогичные леворульные машины такого же качества и по такой же цене – я бы, скорее всего, выбрал леворульную. И не возмущался бы относительно запрета на ввоз «праворулек». Но сейчас я отчетливо вижу серьезную социальную несправедливость: относительно небогатым гражданам (со средним и ниже среднего доходом) государство специально вставляет палки в колеса, лишая их возможности покупать относительно дешевые и качественные автомобили.
Кстати, планируемое решение о повышении таможенных пошлин на все автомобили старше 7 лет я тоже считаю несправедливым. Этим решением государство намерено повысить среднюю цену автомобиля, в результате чего значительная часть населения не сможет приобрести себе автомобиль. Вместо того чтобы решать проблему снижения цен на новые автомашины, борьба идет совершенно в другом направлении.
Я не понимаю, почему наше правительство предпочитает решать проблемы кнутом, а не пряником. Почему бы не добиться существенного снижения цен на новые автомобили – примерно до уровня цен, которые существуют в США? И тем самым стимулировать граждан на приобретение новых автомобилей?
Слуги народа и хозяева жизни
Сергей, согласитесь, от машин и так дышать уже нечем, а Вы хотите, чтобы их завозилось еще больше. Если государство начнет поощрять приобретение автомобилей, мы же полжизни будем проводить в дорожных «пробках»…
- Очень хороший вопрос. Примечательно, что на том памятном Совете безопасности 13 ноября 2006 года, где прозвучало заявление о запрете «праворулек», первой проблемой, из-за которой обострилась ситуация на дорогах, было названо как раз резкое увеличение количества машин. И первой мерой, которую необходимо предпринять для улучшения ситуации, был назван запрет на ввоз устаревших и праворульных автомобилей.
То есть чиновники выбирают наиболее легкий способ решения проблемы. Зачем расширять дороги и строить развязки, создавать места для парковок и т.д.? Гораздо проще уменьшить количество автомобилей – тогда делать ничего не надо, а эффект будет тем же самым. Правда, значительная часть населения не сможет приобрести себе машину – но разве это проблема для правительства?
В Москве, например, знаете, как хотят решить проблему пробок и загазованности в центральной части города? На полном серьезе предлагают вообще запретить «устаревшим» авто въезд в центр. То есть «крутые– автомобили будут нормально проезжать, а «лоховские» пусть оставляют подальше от центра – их водители и пассажиры должны будут по центру Москвы передвигаться пешком или на общественном транспорте.
Ну надоели мы с вами истинным хозяевам жизни, устали они от наших подержанных автомобилей – от пробок и загазованности! Поэтому они хотят решить свою проблему за наш с вами счет. Вот это меня больше всего возмущает, потому что есть другие – разумные и справедливые пути решения этих вопросов.
И что же Вы намерены делать дальше?
- Добиваться справедливости. Бороться с чиновниками, забывшими, что они являются слугами народа, что все принимаемые ими решения должны быть во благо граждан всего государства, а не отдельной кучки привилегированных лиц. Выворачивать наизнанку существо заказных, несправедливых и незаконных судебных решений и т.д. В общем, буду продолжать помогать партии «Нур Отан» бороться со своими членами. Не сочтите это за предвыборную агитацию! (Смеется).
Республика
|