Вывоз мусора в Казахстане подорожает
Гость 07 Августа 2015 в 09:53:55
В Казахстане могут вырасти тарифы на вывоз мусора. Об этом рассказала исполнительный директор ОЮЛ «Казахстанская ассоциация по управлению отходами «KazWaste» Вера Мустафина, передает informburo.kz.
По её мнению, без этого повышения невозможно внедрить систему по сбору и переработке отходов, о которой говорится в программе по переходу к «зелёной экономике».
Недавно министерством энергетики снова были внесены поправки в Экологический кодекс и законы "О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан" и "О государственных закупках". Изменения и дополнения касаются стимулирования введения раздельного сбора бытовых отходов у потребителя, перехода к широкому применению их переработки и вторичному использованию полезных материалов, получаемых из отходов.
Законодательные основы для введения раздельного сбора отходов у нас уже имеются, и разноцветные контейнеры стоят в некоторых дворах. Но переработка мусора в Казахстане не налажена. Вторсырьё по-прежнему гниёт на полигонах. Значит, одних поправок в законе недостаточно.
Сбор мусора должен быть удобным и бесплатным
"В целях стимулирования этой программы необходимо создать удобную для населения систему сбора отходов, - объяснила Вера Мустафина. - Контейнеры для сбора отходов упаковки должны быть в каждом дворе, собирать опасные отходы - люминесцентные лампы, батарейки и пр. необходимо в специальные контейнеры, которые могут быть установлены в торговых центрах, крупные отходы - холодильники, телевизоры, мебель – должны быть вывезены на специальные площадки или сданы в передвижные пункты. Создание этой инфраструктуры – функция акиматов".
Между тем, цивилизованный раздельный сбор отходов не выгоден для потребителей. Стоимость килограмма макулатуры составляет 5-7 тенге, целлофан принимают по 15 тенге, упаковки тетрапак – по 3 тенге. Потребитель тратит больше денег на то, чтобы привезти ненужную бумагу и пластик до пункта сбора. В Павлодаре за утилизацию шин потребители вообще должны платить из собственного кармана. Тариф за утилизацию покрышек диаметром до 1600 миллиметров составляет 50 тенге за килограмм. За четыре колеса, а вернее, за их переработку автовладелец должен заплатить в среднем 800 тенге. К тому же шины нужно доставить на пункт утилизации. Это требует расходов на бензин и затрат времени. Поэтому использованные покрышки сжигают.
Старые автомобильные покрышки недавно стали причиной пожара в Актау. Начальник ГУ "СП и АСР" ДЧС Мангистауской области Бахытбек Молдабеков сообщил, что произошло возгорание 200 отработанных автомобильных шин. Кто и когда свалил в степи такое количество отслужившей свой срок резины, неизвестно. А вот почему её уничтожили таким образом - вполне понятно: утилизация шин цивилизованным способом бьёт по карману потребителей. Вера Мустафина согласилась с тем, что с инфраструктурой раздельного сбора у нас не всё в порядке. Но считает, что за мусор, который принесли и сдали в пункт приёма, не нужно платить.
"Никто не платит за то, что мы несём пакет с мусором в контейнер на нашем дворе - наоборот, мы платим за вывоз этих отходов. В целях повышения финансовой привлекательности раздельного сбора отходов для мусоровывозящих организаций вводится инструмент расширенных обязательств производителей (РОП), который предполагает участие бизнеса, производящего те или иные продукты, в утилизации этой продукции после её использования".
Справка informburo.kz: Инструмент расширенных обязательств производителей (РОП) предполагает, что будет законодательно закреплена обязанность производителя либо импортёра товаров и упаковки осуществлять сбор и переработку отходов, образовавшихся после их использования. При этом принцип РОП планируется распространять не на все виды отходов, а как обычно применяется в мировой практике, на старые автомобили, использованные шины, аккумуляторы, батареи и упаковку определённых товаров.
За переработку шин и бутылок заплатят производители
В Финляндии на каждой бутылке с водой указано, что если её принесут в пункт приёма отходов, потребителю возместят 0,2 евро. Таким образом, производитель воды стимулирует раздельный сбор. В Беларуси установлены размеры утилизационного сбора для тары в виде процента от стоимости товара, а также в зависимости от массы, объёма или площади тары.
Quote:
"Аналогично в Казахстане за утилизацию шин может быть сбор в размере порядка 450 тенге, если шина стоит 15-20 тысяч тенге, то это где-то 2%. Надбавка несущественная, но как говорится, с миру по нитке эти средства будут аккумулироваться, и минимальное повышение позволит заниматься раздельным сбором", - сказал вице-министр энергетики Талгат Ахсамбиев во время презентации законопроекта в Мажилисе Парламента.
Но в Казахстане не так много предприятий по производству шин, автолюбители в основном используют покрышки импортного производства. Не получится ли так, что шины как сжигали, так и будут сжигать, а покрышки отечественного производства подорожают на 2%? Вера Владиленовна считает, что оснований для повышения цен на покрышки нет.
"Механизм РОП, предлагаемый в Казахстане, несколько отличается от РОП в России и Беларуси. Поэтому говорить о внедрении утилизационного сбора некорректно, - пояснила она. - По поводу ответственности, импортеры также включаются в понятие производителей и поставщиков и будут принимать участие в утилизации завезённой ими продукции. Что касается повышения цен на продукцию - то это совершенно не обязательно. В некоторых импортируемых товарах платежи РОП уже заложены в цену".
Пахнет повышением тарифов
Чего действительно стоит ждать с введением раздельного сбора и переработки отходов, так это повышения тарифов на вывоз мусора.
"В Казахстане очень низкие тарифы на вывоз ТБО, - считает Вера Мустафина. - Они не включают сортировку, переработку, перегруз мусора, оборудование площадок для сбора, обновление парка автомобилей, контейнеров и пр. Тарифы различаются в разных городах в несколько раз (от 70 до 300 тенге на человека в месяц). В настоящее время Министерством энергетики подготовлен проект новой методики по расчёту тарифа, в который включены все вышеперечисленные составляющие. Международная практика говорит, что без повышения тарифов невозможно внедрение рациональной системы сбора и переработки мусора. После введения новой методики и проведения расчётов будет ясно, насколько поднимутся тарифы. При этом для уязвимых слоев населения должна быть предусмотрена компенсация, по аналогии с другими тарифами на коммунальные услуги".
В настоящее время в Казахстане более 400 предприятий, задействованных в системе сбора и переработки отходов. В основном, в это число входят предприятия по вывозу ТБО, захоронению и переработке отдельных составляющих.
В Казахстане перерабатываются бумага, пластик, стекло, металлы (чёрные и цветные), биоотходы, ртутьсодержащие лампы, аккумуляторы, электронные, медицинские, строительные отходы. Но, по словам Веры Мустафиной, данные предприятия работают в основном с юридическими лицами.
Если будет налажен раздельный сбор отходов от населения, коммунальный мусор также будет переработан. Правда, платить за это придётся нам.
http://informburo.kz/
По её мнению, без этого повышения невозможно внедрить систему по сбору и переработке отходов, о которой говорится в программе по переходу к «зелёной экономике».
Недавно министерством энергетики снова были внесены поправки в Экологический кодекс и законы "О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан" и "О государственных закупках". Изменения и дополнения касаются стимулирования введения раздельного сбора бытовых отходов у потребителя, перехода к широкому применению их переработки и вторичному использованию полезных материалов, получаемых из отходов.
Законодательные основы для введения раздельного сбора отходов у нас уже имеются, и разноцветные контейнеры стоят в некоторых дворах. Но переработка мусора в Казахстане не налажена. Вторсырьё по-прежнему гниёт на полигонах. Значит, одних поправок в законе недостаточно.
Сбор мусора должен быть удобным и бесплатным
"В целях стимулирования этой программы необходимо создать удобную для населения систему сбора отходов, - объяснила Вера Мустафина. - Контейнеры для сбора отходов упаковки должны быть в каждом дворе, собирать опасные отходы - люминесцентные лампы, батарейки и пр. необходимо в специальные контейнеры, которые могут быть установлены в торговых центрах, крупные отходы - холодильники, телевизоры, мебель – должны быть вывезены на специальные площадки или сданы в передвижные пункты. Создание этой инфраструктуры – функция акиматов".
Между тем, цивилизованный раздельный сбор отходов не выгоден для потребителей. Стоимость килограмма макулатуры составляет 5-7 тенге, целлофан принимают по 15 тенге, упаковки тетрапак – по 3 тенге. Потребитель тратит больше денег на то, чтобы привезти ненужную бумагу и пластик до пункта сбора. В Павлодаре за утилизацию шин потребители вообще должны платить из собственного кармана. Тариф за утилизацию покрышек диаметром до 1600 миллиметров составляет 50 тенге за килограмм. За четыре колеса, а вернее, за их переработку автовладелец должен заплатить в среднем 800 тенге. К тому же шины нужно доставить на пункт утилизации. Это требует расходов на бензин и затрат времени. Поэтому использованные покрышки сжигают.
Старые автомобильные покрышки недавно стали причиной пожара в Актау. Начальник ГУ "СП и АСР" ДЧС Мангистауской области Бахытбек Молдабеков сообщил, что произошло возгорание 200 отработанных автомобильных шин. Кто и когда свалил в степи такое количество отслужившей свой срок резины, неизвестно. А вот почему её уничтожили таким образом - вполне понятно: утилизация шин цивилизованным способом бьёт по карману потребителей. Вера Мустафина согласилась с тем, что с инфраструктурой раздельного сбора у нас не всё в порядке. Но считает, что за мусор, который принесли и сдали в пункт приёма, не нужно платить.
"Никто не платит за то, что мы несём пакет с мусором в контейнер на нашем дворе - наоборот, мы платим за вывоз этих отходов. В целях повышения финансовой привлекательности раздельного сбора отходов для мусоровывозящих организаций вводится инструмент расширенных обязательств производителей (РОП), который предполагает участие бизнеса, производящего те или иные продукты, в утилизации этой продукции после её использования".
Справка informburo.kz: Инструмент расширенных обязательств производителей (РОП) предполагает, что будет законодательно закреплена обязанность производителя либо импортёра товаров и упаковки осуществлять сбор и переработку отходов, образовавшихся после их использования. При этом принцип РОП планируется распространять не на все виды отходов, а как обычно применяется в мировой практике, на старые автомобили, использованные шины, аккумуляторы, батареи и упаковку определённых товаров.
За переработку шин и бутылок заплатят производители
В Финляндии на каждой бутылке с водой указано, что если её принесут в пункт приёма отходов, потребителю возместят 0,2 евро. Таким образом, производитель воды стимулирует раздельный сбор. В Беларуси установлены размеры утилизационного сбора для тары в виде процента от стоимости товара, а также в зависимости от массы, объёма или площади тары.
Quote:
Пустая бутылка в Финляндии стоит 0,2 евро
"Аналогично в Казахстане за утилизацию шин может быть сбор в размере порядка 450 тенге, если шина стоит 15-20 тысяч тенге, то это где-то 2%. Надбавка несущественная, но как говорится, с миру по нитке эти средства будут аккумулироваться, и минимальное повышение позволит заниматься раздельным сбором", - сказал вице-министр энергетики Талгат Ахсамбиев во время презентации законопроекта в Мажилисе Парламента.
Но в Казахстане не так много предприятий по производству шин, автолюбители в основном используют покрышки импортного производства. Не получится ли так, что шины как сжигали, так и будут сжигать, а покрышки отечественного производства подорожают на 2%? Вера Владиленовна считает, что оснований для повышения цен на покрышки нет.
"Механизм РОП, предлагаемый в Казахстане, несколько отличается от РОП в России и Беларуси. Поэтому говорить о внедрении утилизационного сбора некорректно, - пояснила она. - По поводу ответственности, импортеры также включаются в понятие производителей и поставщиков и будут принимать участие в утилизации завезённой ими продукции. Что касается повышения цен на продукцию - то это совершенно не обязательно. В некоторых импортируемых товарах платежи РОП уже заложены в цену".
Пахнет повышением тарифов
Чего действительно стоит ждать с введением раздельного сбора и переработки отходов, так это повышения тарифов на вывоз мусора.
"В Казахстане очень низкие тарифы на вывоз ТБО, - считает Вера Мустафина. - Они не включают сортировку, переработку, перегруз мусора, оборудование площадок для сбора, обновление парка автомобилей, контейнеров и пр. Тарифы различаются в разных городах в несколько раз (от 70 до 300 тенге на человека в месяц). В настоящее время Министерством энергетики подготовлен проект новой методики по расчёту тарифа, в который включены все вышеперечисленные составляющие. Международная практика говорит, что без повышения тарифов невозможно внедрение рациональной системы сбора и переработки мусора. После введения новой методики и проведения расчётов будет ясно, насколько поднимутся тарифы. При этом для уязвимых слоев населения должна быть предусмотрена компенсация, по аналогии с другими тарифами на коммунальные услуги".
В настоящее время в Казахстане более 400 предприятий, задействованных в системе сбора и переработки отходов. В основном, в это число входят предприятия по вывозу ТБО, захоронению и переработке отдельных составляющих.
В Казахстане перерабатываются бумага, пластик, стекло, металлы (чёрные и цветные), биоотходы, ртутьсодержащие лампы, аккумуляторы, электронные, медицинские, строительные отходы. Но, по словам Веры Мустафиной, данные предприятия работают в основном с юридическими лицами.
Если будет налажен раздельный сбор отходов от населения, коммунальный мусор также будет переработан. Правда, платить за это придётся нам.
http://informburo.kz/
|