Крупные бренды уходят из ТРЦ

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
admin 18 Сентября 2015 в 10:35:05
Торговые центры готовы распрощаться с якорными арендаторами, если те не будут работать над повышением своих продаж. Об этом на бизнес-сессии XVI международной выставки моды Central Asia Fashion заявили представители ГК ARCADA, управляющей торговыми сетями MART и ЦУМ.

Падение покупательской способности после очередной девальвации тенге моментально отразилось на рынке ритейла и на девелоперах, которые предоставляют им торговые площади. По словам эксперта компании Scot Holland Петера Горанова, fashion – последнее, что заботит сейчас казахстанцев, чьи доходы упали почти наполовину в долларовом выражении. «По старому обменному курсу средняя заработная плата по официальным статистическим данным составляла 125 тыс. тенге. По старому обменному курсу это было $750. По новому курсу сейчас составляет $400. Мы недавно делали исследование рынка города Шымкент. Это чрезвычайно сложный рынок. Там до сих пор над ТРЦ доминируют базары. Средняя зарплата в городе составляет около 70-80 тыс. тенге, что по сегодняшнему курсу составляет $240. Люди должны на эти 80 тыс. тенге кормить своих детей целый месяц. При таких доходах населения, я не думаю, что ритейл будет чувствовать себя хорошо», – считает г-н Горанов. Также, по его словам, уровень затрат казахстанцев на непродовольственные товары составляет 28% от заработка, тогда как продовольственные товары составляют 41,2% – то есть почти половину своего заработка казахстанцы тратят на еду, что является очень тревожным показателем по западным меркам.

Как отметил эксперт в начале бизнес-сессии, большая амплитуда колебаний курса доллара сильно мешает девелоперам и арендаторам достичь соглашения относительно ставок аренды. «Курс доллара вчера был 230 тенге, а сегодня уже 285. Владельцы торговых площадей фиксируют стоимость аренды в договорах только в долларах – это понятно, они хотят защитить себя. Но для ритейлеров это невыгодно, потому что ставка арендной платы – это серьезная составляющая их ценообразования. И они сейчас не знают, будут ли они завтра продавать вот эту куртку за пять тыс. тенге или за семь тыс. тенге», – пояснил он.

По его словам, в такой ситуации девелоперам поможет гибкость в отношении арендных ставок, иначе они могут потерять арендаторов. «Типичный пример – Adidas, который занимал в Mega Almaty 3 тыс. кв. м площади. По поводу того, что некоторые владельцы центров говорят: «Мы ничего не теряем, у нас лист ожидания на 300%» – нет таких торговых центров у нас. Хорошо, пусть у вас лист ожидания полный. Но сколько там есть арендаторов, готовых занять 3 тыс. кв. м?», – сказал г-н Горанов, обращаясь к игрокам рынка, присутствовавшим на бизнес-встрече. Как отмечает эксперт, основным генератором посетителей в ТРЦ являются крупные, известные бренды, поэтому с их уходом может опустеть не только занимаемая ими площадь, но и сам торговый центр.

Чего ждет ритейл?

Лучшим «болеутоляющим» для арендаторов ТРЦ в кризисное время может стать выплата процентов с оборота за занимаемую площадь, а не фиксированная ставка. Об этом ритейлеры и девелоперы ведут переговоры не первый год. И сейчас, по мнению ритейлеров, наступило время перехода от слов к делу. «Зачастую инвесторами торговых площадей являются иностранные фонды. Но, извините, это их риски, раз они зашли на этот рынок. Да, арендатор связан контрактом с арендодателем, но покупатель ничем не связан с арендатором и не обязан все скупать у него. Я продаю покупателю товар по той цене, по которой у меня его могут купить. Я хочу дружить с ним. Но если предприниматель в тенге получает меньше, чем отдает, у него два выхода – договориться или закрыться. Поэтому, думаю, что рынок сейчас просто требует перехода на проценты с оборота», – сказал вице-президент российской группы компаний Glance и Filippe Grandy Сергей Рожнов.

Девелоперы, в свою очередь, отвечают, что не против процентов с оборота, но только взамен на честные отчеты ритейлера о доходах, чего на данный момент на казахстанском рынке добиться сложно. К тому же, по мнению директора алматинского ТРЦ MART Руслана Ерекешева, когда арендатор платит только проценты с оборота, у него исчезает стимул к увеличению своих продаж и проведению маркетинговых активностей. В качестве примера коммерческий директор ГК ARCADA, управляющей сетью ТРЦ MART Эльза Розенталь привела тот же Adidas. «Adidas у нас сидит на проценте с оборота. Мы принимали его как якорного арендатора. Не помогает. Это первый магазин, который закрыл свои двери на инвентаризацию в 10 часов утра на следующий день после девальвации и поднял цены в 2,5 раза, ни с кем не посоветовавшись. Он платит очень маленькие проценты. Ладно, не платит много, так пусть генерировал бы поток людей! Но не может сейчас человек покупать кроссовки Adidas за $200. Поэтому все равно мы расстанемся с ним – не завтра, так послезавтра», – сказала г-жа Розенталь. По ее словам, девелоперы являются заложниками нынешней ситуации в большей степени, чем ритейлеры, так как девелопмент подразумевает многомиллионные вложения в валюте и сроки окупаемости от семи до десяти лет при стабильной экономике. «Банки, как правило, предоставляют кредиты в валюте. Поэтому девелопер должен банку в валюте, какой бы она ни была. У него нет другого пути, кроме того, как передавать те же условия банка своим арендаторам», – заключила эксперт.

Тем не менее руководство ТРЦ MART сообщило о том, что сейчас переговоры ведутся с крупными арендаторами о переходе на проценты с оборота. Магазины одежды и обуви будут платить 12–13% от оборота, а магазины бытовой техники – 5–6%.

Уличное выживание

Крупные бренды рекомендуют оставить несговорчивых владельцев ТРЦ и делать ставки на стрит-ритейл. По словам Асель Шаймерденовой, руководителя отдела продаж группы компаний K&K, чей бренд KIMEX, кстати, тоже покинул Mega Almaty, уровень продаж узнаваемых марок сегодня выше на улице, нежели в ТРЦ, так как владельцы отдельно стоящих магазинов более лояльны в отношении своих арендаторов.

«KIMEX и Grazie существуют на рынке уже более 20 лет. Если взять пятерку наших топовых магазинов, то как раз четыре из пяти – это стрит-ритейл – магазины, которые находятся на улицах. То есть наши магазины на улицах более активны, чем те, что находятся в ТРЦ. Поэтому, если говорить именно про наши магазины, то продажи у нас в стрит-ритейле более положительны. К тому же арендодатели стрит-ритейла идут на уступки легче, чем владельцы ТРЦ. Другой фактор – вроде бы ТРЦ должны создавать синергию, создавать какой-то поток. Но так как наш бренд известен, получается, что поток создаем мы, отчасти, когда устраиваем различные акции, скидки и т.д. Еще один плюс стрит-ритейла – мы сами создаем маркетинговые мероприятия – такие, какие нам удобны, тогда как в ТРЦ мы должны платить за раздачу листовок», – говорит г-жа Шаймерденова.

Петер Горанов подчеркнул, что стрит-ритейл может быть хорош только для узнаваемых брендов, а менее известные магазины обычно мало привлекают прохожих, и для них наилучшая позиция – продавать в ТРЦ, куда люди приходят конкретно за покупками.

Недвижимость признает нацвалюту

По прогнозам Петера Горанова, рынок недвижимости Казахстана постепенно придет к тому, что ставки арендной платы будут фиксироваться в национальной валюте. Основанием для такого прогноза послужили положительный пример рынка российской недвижимости, которая оценивается в рублях, идея о дедолларизации и последние сделки на рынке недвижимости.

Он отметил одну состоявшуюся сделку, арендная плата зафиксирована в тенге по курсу 220 тенге», – сказал эксперт.

В целом, прогнозируя развитие рынка fashion-ритейл, он отметил, офлайн-игрокам в скором времени придется трудно, т.к. в Казахстане уже набирает популярность благодаря развитию сети интернет и онлайн-магазинов, предлагающих товары по значительно низким ценам.

«К примеру, одежду одного известного бренда, у которого в Казахстане есть магазины, я покупаю не здесь, а заказываю по интернету. Потому что я сравнил цены и обнаружил, что кофта для моего сына в магазине стоит 6200 тенге, а при заказе через веб-сайт с доставкой в течение пяти дней, она мне обходится в 1800 тенге», – заметил эксперт. В некоторых европейских странах, как он отметил, интернет-торговля сегодня занимает около 40% от общего товарооборота.

http://www.kursiv.kz/news/details/retail/krupnye_brendy_ukhodyat_iz_trts_191/
Комментарии, по рейтингу, по дате
  MrDiesel 18.09.2015 в 10:54:40   # 457742
Скоро прикроют интернет торговлю ограничением ввоза товара! А зарплаты с девальвацией дойдут до 20-30$ в месяц!
  ДуДу 18.09.2015 в 10:55:42   # 457743
пустите всё на самотёк,извините,в свободное плавание и заживём,т.е заживёте,чинуши ебаные.
  MишаМашкевич 18.09.2015 в 11:19:31   # 457762
я вот честно скажу шмотки(ито куртку одну и сапоги) покупала прошло зимой. с тех пор больше 9 месяцев прошло, купила кофту одну и все.как этот франчайзинг живет, понятия не имею. но когда прочитала что наш городской бюджет финансирует смагуловский мега центр я в шоке была. и больше туда не ногой. мало того что мои налоги уходят в его карман, так и еще я там что-то должна купить что-ли.
  Lokki 18.09.2015 в 11:32:20   # 457767
Он отметил одну состоявшуюся сделку, арендная плата зафиксирована в тенге по курсу 220 тенге», – сказал эксперт.
И в чем тогда смысл дедолларизации если все сделки все равно пересчитываются по курсу? может быть для чинушей это будет откровением, но наш офицальный рынок недвижимости, автотранспорта всю жизнь был теньговым. При заключени договора купли-продажи все суммы всегда указывались в тенге. Просто народ у нас перестраховывается и от того что государство не может должным образом защитить рынок и потребителя народ перешел на сделки в валюте. А если бы у нас экономика была сильная как в Германии или Австрии нахер бы никому доллары не всрались, все было бы в нацвалюте. А то наши бонзы политические кричат на всех углах о дедолларизации, а что они сделали для укрепления собственной тенге, если она ничем не обеспечена и падает не по дням а по часам.
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь