Как Россия дезориентирует GPS-навигацию в Крыму и в Черном море
danilov 26 Апреля 2019 в 10:35:11
«США рассматривают GPS, как свой подарок человечеству, а РФ своими действиями показывает миру: мы можем забрать это у вас, просто щелкнув выключателем», - Дейна Говард.
Россия активно использует технологии дезориентации системы сухопутной навигации GPS в оккупированном Крыму и в Черном море.
С февраля 2016 года, технологии по дезориентации системы спутниковой навигации GPS/GNSS были использованы около 10 тысяч раз российскими средствами радиоэлектронной борьбы. Об этом говорится в новом отчете американской неправительственной организации C4ADS.
Подробно о результатах исследования и о том, какие именно угрозы представляет российская деятельность в этой сфере, Украинской службе «Голоса Америки» рассказали соавтор исследования Томас Ивинг и американский эксперт в сфере навигации Дейна Говард.
Толчком для исследования послужила хорошо задокументированная информация о дезорганизации GPS, которая поступила от капитана торгового судна в Черном море, говорит Дейна Говард, президент Фонда по защите навигации.
«Я служил в регуляторе морской навигации США и годами слышал разные сообщения про странные вещи, которые происходят в российских водах с GPS. Однако, у нас не было надежных данных до 2017 года, когда капитан торгового судна в Черном море отправил нам доказательства – фото экрана своего компьютера и радара, где его GPS указывал, что он – не в море, а за сорок километров - в местном аэропорту», – подчеркивает Говард.
«Когда мы начали расследование, мы определили, что это же случилось с более чем двадцатью другими кораблями и многими другими судами в Черном море. Поэтому именно в 2017 году мы смогли четко сказать: что-то происходит», - говорит он.
Исследование потребовало тщательной работы. «В общем, мы увидели, что введение в заблуждение россиянами навигаторов является более масштабным и началось давно, и связано с большим количеством инцидентов, нежели было известно общественности ранее», - подчеркивает исследователь C4ADS Томас Ивинг.
«В общем, наше исследование выявило более 9000 инцидентов, когда корабли, которые проходили либо в российских водах, либо рядом с ними, видели свое месторасположение в аэропорту региона, в который они прибывали. Случаи дезориентации GPS происходили в Черном море, а также в Тихом океане в районе Владивостока, в Мурманске - на севере России, около Санкт-Петербурга, а также в Москве», – говорит Ивинг.
Внимание исследователей привлекли нарушения системы навигации в разных местах. «Мы заметили отчеты о том, что система GNSS в Москве нарушила свою работу, и мы решили использовать надежный дополнительный источник такой информации. В нашем случае – это автоматическая система идентификации AIS. Это – система, которую используют корабли, чтобы сообщать о своем месторасположении береговым станциям. Мы смогли получить данные AIS более, чем за два года и проанализировать аномалии, в частности, там, где указывалось, что корабль находится в аэропорту. Когда мы проанализировали данные за два года, мы увидели более 9000 случаев и зафиксировали их на карте в различных точках России», - говорит Ивинг.
Чтобы доказать вмешательство России в работу навигационных систем, исследователи в партнерстве с Техасским университетом, провели научный эксперимент на Международной космической станции.
«Мы протестировали работу станций в определенном регионе и определили качество сигнала, который поступает из этих регионов и это, в конце концов, дало нам радиоподпись “спуфинга”. В основном это касалось систем правительственных резиденций в Крыму», - говорит аналитик.
Говард: дезориентация навигации – это «очень и очень опасно»
«Дезориентация может представлять опасность и были эксперименты, которые показывали, что можно лишь слегка изменить курс корабля, или машины и направить их туда, куда есть желание. Например, к территориальным водам других стран, чтобы создать международный инцидент, либо, возможно, захватить груз, или людей, которые находятся на борту».
Именно западные системы наиболее уязвимы к таким действиям. «Считаю, что европейские страны и США особенно уязвимы, поскольку Россия, Китай, Саудовская Аравия и Корея располагают иными системами – наземными. Эти страны не полагаются настолько на спутниковую навигацию, как Европа и США. Поэтому - это настоящая проблема, особенно для Запада. На самом деле, Америка рассматривает GPS как свой подарок человечеству, а Россия своими действиями показывает миру: мы можем забрать это у вас, просто щелкнув выключателем», - утверждает Говард.
По мнению Говарда, искажая сигналы GPS, Россия однозначно нарушает международные нормы, в частности, правила Международного союза связи, где говорится, что страны-члены не имеют права специально отправлять искаженные сигналы. «Очевидно, тут говорится о умышленной отправке неверного сигнала», - говорит Говард.
Характеристики сигнала GPS не являются большим секретом, их можно найти в открытом доступе. Это было сделано специально, чтобы способствовать широкому использованию системы, говорят аналитики.
«Практически любой техник может улучшать систему», - говорит Говард.
Отсюда вытекает основной недостаток GPS. «Из-за того, что характеристики сигнала хорошо известны, их легко можно сымитировать. Так как сигнал поступает из космоса, он имеет очень низкую мощность, поэтому кто-то на земле может легко запрограммировать радио, чтобы оно имитировало сигналы GPS. Они начинают с сигнала, который является менее мощным, нежели GPS и отправляют сигналы постепенно, чтобы приемник в регионе считал, что это лучший сигнал GPS и заменил его, запутав того, кто принимает сигнал».
Действия России вызывают обеспокоенность по нескольким причинам, говорит Говард. Первое – это, очевидно, вопрос сохранения жизней, поскольку многие люди полагаются на GPS в разных программах, даже не осознавая этого. Если GPS обманывать, то возможно кто-то пострадает, или даже погибнет, отмечает он.
С ним соглашается Ирвинг: «Основная опасность, когда речь идет о подделке навигационных, или временных данных – в том, что можно принять решение на основе информации, которая не соответствует действительности. Может случиться многое: например, два корабля могут считать, что между ними большая дистанция – и столкнуться, например, корабль, который проходит через Керченский пролив подвергается намного большему риску столкновения с другим кораблем, либо риски нарушить определенный режим территориальных вод».
Однако это не единственный риск, говорит исследователь. Существуют также и коммерческие риски. «Например, система коммерческого страхования очень полагается на систему GNSS в расчетах, поступили ли те либо иные товары в порт доставки вовремя. Подделка такой информации может побудить людей, включая страховщиков поставки, думать, что груз прибыл с опозданием и, таким образом, они будут вынуждены оплачивать по полису страховки», - говорит Ирвинг.
«Есть сообщения, что Россия дезориентировала и глушила GNSS на протяжении военных учений, таких как “Запад 2017”, а также учений НАТО “Единый трезубец” в 2018 году», - подчеркивает Ирвинг.
«В конце концов, в нашем отчете говорится о наборе российских установок, направленных на вмешательство в работу GNSS в рамках возможностей ведения электронной войны». Среди таких систем исследователь назвал установку «Житель» и другие, «которые дополняют российские боевые системы».
«Я считаю, что это определенно используется для электронной войны, происходит множество инцидентов “спуфинга”, и глушения GPS. Это очевидно в Сирии, это также используется вблизи от учений НАТО, чтобы помешать этим учениям. Поэтому, даже если открытая война не ведется – это инструмент государственного влияния», - подтверждает Говард.
Исследование C4ADS показало, что дезориентация GNSS за период, который охватило исследование, происходит практически исключительно в регионах, где были секретные объекты, или определенные засекреченные частные резиденции, которые могли быть связаны с очень важными фигурами в правительстве России, либо где присутствовали очень важные фигуры российского правительства.
Конечно, другие страны, также дезориентируют системы навигации вокруг стратегических объектов, отмечает Ирвинг, однако, отмечает он, в поведении России есть две важные особенности:
Россия не предупреждает о деятельности по дезориентации GPS.
Дезориентация затрагивает более широкий круг лиц вне стратегического объекта.
«Первое – это то, что о других случаях дезориентации GNSS сообщается. Людей предупреждают, чтобы люди поблизости знали, что они могут столкнуться со сбоем в услугах. Так было и когда США тестировали возможности по дезориентации GNSS на объекте Китайское озеро. Разница в том, что об этой дезориентации не сообщают. Более того, эта дезориентация затрагивает намного более широкий круг персон и объектов за пределами непосредственной сферы защиты», - говорит аналитик.
«Например, мы видели несколько кораблей, GNSS которых было дезориентировано, хотя они пребывали в международных водах вне российских территориальных вод, - говорит аналитик. – Это происходит в Черном море».
Свернуть
Естественно, радиоэлектронные приемы ведения войны – не новая выдумка. Еще во время российско-японской войны прошлого столетия, российский телеграфист заглушил сигнал японского корабля и тот не смог завершить бомбардировку. В то время царизм не оценил новинку, российский адмирал запретил использование средств радиоэлектронной войны и российский флот был полностью разбит, а продвижение империи на Дальнем Востоке остановлено. Теперь, утверждают исследователи, Россия активно применяет методы электронной войны в своих операциях и эти технологии требуют надлежащего ответа.
https://www.golos-ameriki.ru/a/russia-electronic-war/4890607.html
Россия активно использует технологии дезориентации системы сухопутной навигации GPS в оккупированном Крыму и в Черном море.
С февраля 2016 года, технологии по дезориентации системы спутниковой навигации GPS/GNSS были использованы около 10 тысяч раз российскими средствами радиоэлектронной борьбы. Об этом говорится в новом отчете американской неправительственной организации C4ADS.
Подробно о результатах исследования и о том, какие именно угрозы представляет российская деятельность в этой сфере, Украинской службе «Голоса Америки» рассказали соавтор исследования Томас Ивинг и американский эксперт в сфере навигации Дейна Говард.
Толчком для исследования послужила хорошо задокументированная информация о дезорганизации GPS, которая поступила от капитана торгового судна в Черном море, говорит Дейна Говард, президент Фонда по защите навигации.
«Я служил в регуляторе морской навигации США и годами слышал разные сообщения про странные вещи, которые происходят в российских водах с GPS. Однако, у нас не было надежных данных до 2017 года, когда капитан торгового судна в Черном море отправил нам доказательства – фото экрана своего компьютера и радара, где его GPS указывал, что он – не в море, а за сорок километров - в местном аэропорту», – подчеркивает Говард.
«Когда мы начали расследование, мы определили, что это же случилось с более чем двадцатью другими кораблями и многими другими судами в Черном море. Поэтому именно в 2017 году мы смогли четко сказать: что-то происходит», - говорит он.
Исследование потребовало тщательной работы. «В общем, мы увидели, что введение в заблуждение россиянами навигаторов является более масштабным и началось давно, и связано с большим количеством инцидентов, нежели было известно общественности ранее», - подчеркивает исследователь C4ADS Томас Ивинг.
«В общем, наше исследование выявило более 9000 инцидентов, когда корабли, которые проходили либо в российских водах, либо рядом с ними, видели свое месторасположение в аэропорту региона, в который они прибывали. Случаи дезориентации GPS происходили в Черном море, а также в Тихом океане в районе Владивостока, в Мурманске - на севере России, около Санкт-Петербурга, а также в Москве», – говорит Ивинг.
Внимание исследователей привлекли нарушения системы навигации в разных местах. «Мы заметили отчеты о том, что система GNSS в Москве нарушила свою работу, и мы решили использовать надежный дополнительный источник такой информации. В нашем случае – это автоматическая система идентификации AIS. Это – система, которую используют корабли, чтобы сообщать о своем месторасположении береговым станциям. Мы смогли получить данные AIS более, чем за два года и проанализировать аномалии, в частности, там, где указывалось, что корабль находится в аэропорту. Когда мы проанализировали данные за два года, мы увидели более 9000 случаев и зафиксировали их на карте в различных точках России», - говорит Ивинг.
Чтобы доказать вмешательство России в работу навигационных систем, исследователи в партнерстве с Техасским университетом, провели научный эксперимент на Международной космической станции.
«Мы протестировали работу станций в определенном регионе и определили качество сигнала, который поступает из этих регионов и это, в конце концов, дало нам радиоподпись “спуфинга”. В основном это касалось систем правительственных резиденций в Крыму», - говорит аналитик.
Говард: дезориентация навигации – это «очень и очень опасно»
«Дезориентация может представлять опасность и были эксперименты, которые показывали, что можно лишь слегка изменить курс корабля, или машины и направить их туда, куда есть желание. Например, к территориальным водам других стран, чтобы создать международный инцидент, либо, возможно, захватить груз, или людей, которые находятся на борту».
Именно западные системы наиболее уязвимы к таким действиям. «Считаю, что европейские страны и США особенно уязвимы, поскольку Россия, Китай, Саудовская Аравия и Корея располагают иными системами – наземными. Эти страны не полагаются настолько на спутниковую навигацию, как Европа и США. Поэтому - это настоящая проблема, особенно для Запада. На самом деле, Америка рассматривает GPS как свой подарок человечеству, а Россия своими действиями показывает миру: мы можем забрать это у вас, просто щелкнув выключателем», - утверждает Говард.
По мнению Говарда, искажая сигналы GPS, Россия однозначно нарушает международные нормы, в частности, правила Международного союза связи, где говорится, что страны-члены не имеют права специально отправлять искаженные сигналы. «Очевидно, тут говорится о умышленной отправке неверного сигнала», - говорит Говард.
Характеристики сигнала GPS не являются большим секретом, их можно найти в открытом доступе. Это было сделано специально, чтобы способствовать широкому использованию системы, говорят аналитики.
«Практически любой техник может улучшать систему», - говорит Говард.
Отсюда вытекает основной недостаток GPS. «Из-за того, что характеристики сигнала хорошо известны, их легко можно сымитировать. Так как сигнал поступает из космоса, он имеет очень низкую мощность, поэтому кто-то на земле может легко запрограммировать радио, чтобы оно имитировало сигналы GPS. Они начинают с сигнала, который является менее мощным, нежели GPS и отправляют сигналы постепенно, чтобы приемник в регионе считал, что это лучший сигнал GPS и заменил его, запутав того, кто принимает сигнал».
Действия России вызывают обеспокоенность по нескольким причинам, говорит Говард. Первое – это, очевидно, вопрос сохранения жизней, поскольку многие люди полагаются на GPS в разных программах, даже не осознавая этого. Если GPS обманывать, то возможно кто-то пострадает, или даже погибнет, отмечает он.
С ним соглашается Ирвинг: «Основная опасность, когда речь идет о подделке навигационных, или временных данных – в том, что можно принять решение на основе информации, которая не соответствует действительности. Может случиться многое: например, два корабля могут считать, что между ними большая дистанция – и столкнуться, например, корабль, который проходит через Керченский пролив подвергается намного большему риску столкновения с другим кораблем, либо риски нарушить определенный режим территориальных вод».
Однако это не единственный риск, говорит исследователь. Существуют также и коммерческие риски. «Например, система коммерческого страхования очень полагается на систему GNSS в расчетах, поступили ли те либо иные товары в порт доставки вовремя. Подделка такой информации может побудить людей, включая страховщиков поставки, думать, что груз прибыл с опозданием и, таким образом, они будут вынуждены оплачивать по полису страховки», - говорит Ирвинг.
«Есть сообщения, что Россия дезориентировала и глушила GNSS на протяжении военных учений, таких как “Запад 2017”, а также учений НАТО “Единый трезубец” в 2018 году», - подчеркивает Ирвинг.
«В конце концов, в нашем отчете говорится о наборе российских установок, направленных на вмешательство в работу GNSS в рамках возможностей ведения электронной войны». Среди таких систем исследователь назвал установку «Житель» и другие, «которые дополняют российские боевые системы».
«Я считаю, что это определенно используется для электронной войны, происходит множество инцидентов “спуфинга”, и глушения GPS. Это очевидно в Сирии, это также используется вблизи от учений НАТО, чтобы помешать этим учениям. Поэтому, даже если открытая война не ведется – это инструмент государственного влияния», - подтверждает Говард.
Исследование C4ADS показало, что дезориентация GNSS за период, который охватило исследование, происходит практически исключительно в регионах, где были секретные объекты, или определенные засекреченные частные резиденции, которые могли быть связаны с очень важными фигурами в правительстве России, либо где присутствовали очень важные фигуры российского правительства.
Конечно, другие страны, также дезориентируют системы навигации вокруг стратегических объектов, отмечает Ирвинг, однако, отмечает он, в поведении России есть две важные особенности:
Россия не предупреждает о деятельности по дезориентации GPS.
Дезориентация затрагивает более широкий круг лиц вне стратегического объекта.
«Первое – это то, что о других случаях дезориентации GNSS сообщается. Людей предупреждают, чтобы люди поблизости знали, что они могут столкнуться со сбоем в услугах. Так было и когда США тестировали возможности по дезориентации GNSS на объекте Китайское озеро. Разница в том, что об этой дезориентации не сообщают. Более того, эта дезориентация затрагивает намного более широкий круг персон и объектов за пределами непосредственной сферы защиты», - говорит аналитик.
«Например, мы видели несколько кораблей, GNSS которых было дезориентировано, хотя они пребывали в международных водах вне российских территориальных вод, - говорит аналитик. – Это происходит в Черном море».
Свернуть
Естественно, радиоэлектронные приемы ведения войны – не новая выдумка. Еще во время российско-японской войны прошлого столетия, российский телеграфист заглушил сигнал японского корабля и тот не смог завершить бомбардировку. В то время царизм не оценил новинку, российский адмирал запретил использование средств радиоэлектронной войны и российский флот был полностью разбит, а продвижение империи на Дальнем Востоке остановлено. Теперь, утверждают исследователи, Россия активно применяет методы электронной войны в своих операциях и эти технологии требуют надлежащего ответа.
https://www.golos-ameriki.ru/a/russia-electronic-war/4890607.html
|