Почему в Казахстане не развивается малый бизнес?
N@VIGATOR 03 Мая 2012 в 12:05:23
Почему в Казахстане не развивается малый бизнес? Немецкий юрист Йорг Пуделька сделал прорывное открытие: потому что у нас нет административной юстиции.
Этот термин подразумевает пуб-лично-правовые споры, проще говоря, порядок разрешения претензий к государству со стороны рядового гражданина. Понятно, что и взяться административной юстиции в Казахстане неоткуда – наша государственность по большому счету вышла из сталинской шинели, а в советские времена граждане на диктатуру пролетариата в суд почему-то не подавали. Однако все на свете меняется. Теперь уже вовсе не редки иски от граждан к местным акиматам. Но дело даже не в этом. Весь цимес состоит в том, что государство олицетворяет чиновник, а гражданин может быть и предпринимателем.Герр Пуделька на заседании дискуссионного клуба Института политических решений заявил в лоб: смысл административной юстиции и состоит в том, чтобы ускорить экономическое развитие государства. Права гражданина и предпринимателя должны уважаться вовсе не для того, чтобы дядя Сэм или эксперт Евросоюза похлопали нас по плечу и сказали: "Ай, маладца!". В них состоит шкурный интерес государства, не желающего оставаться сырьевым придатком и имеющего амбиции провести диверсификацию экономики в максимально короткие сроки. Без четко работающей системы административной юстиции это абсолютно невозможно, даже теоретически.У нас есть Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы. Есть Гражданский и Гражданский процессуальный кодексы. Есть многострадальный (166 поправок с
2001 года) Кодекс об административных правонарушениях и… больше ничего. Административно-процессуального кодекса в Казахстане нет и отродясь не было, как если бы отправление административного права шло само собой и ни в какой регламентации не нуждалось. Все, что можно накопать, – скудный десяток статей главы 27 Административного кодекса, которые на радость служивому чиновничеству ну никак не могут охватить все то великое разнообразие общественно-специфических отношений, стихийно возникающих между гражданином-предпринимателем и армадой из 112 контролирующих, надзирающих, проверяющих инстанций.– В Казахстане много законов, – говорит президент ОО "Союз защиты предпринимателей и собственников" Василий Резван. – Да вот беда – они большей частью пустые, декларативные. Все реальное содержание из законов перекачано в десятки тысяч ведомственных подзаконных актов, которые не может знать НИКТО. Даже судьи на процессах просят стороны: принесите нормативные документы, подтверждающие вашу правоту. Такая рассеянность и распыленность регламентирующих актов, естественно, верой и правдой служат коррупции. Законодательный хаос на корню уничтожает любые попытки предпринимателей защитить свой бизнес. Поражением заканчиваются 99% исков по налогам, поданных бизнесменами против чиновников. Адвокаты уже не берутся за такие дела, убегая от них, как от чумы.
Строго говоря, непотопляемость любого ведомства изначально заложена в самой конструкции нашей исполнительной власти. Посудите сами: ведь предпринимателю от чиновника вовсе не чистосердечное раскаяние нужно, его иск имеет сугубо материальный характер. А где в бюджете госучреждения заложена кругленькая сумма на возмещение ущерба, нанесенного бизнесмену незаконными действиями должностного лица? Нет ее, никто и никогда такого не предусматривал. Вот и получается, что наш чиновник святее и безгрешней Папы Римского, даже если его в собственной конторе все за пивом гоняют.Таким образом, все вопросы отправления административных процедур должны быть собраны В ОДНОМ МЕСТЕ – будь это Административно-процессуальный кодекс или очень большая, подробно расписанная глава Кодекса об административных нарушениях. Профессор Йорг Пуделька считает, что наличие прозрачных, детальных, однозначно трактуемых административных "правил игры" само по себе оказывает волшебное действие на взаимоотношения бизнеса и государства, в зачатии аннДАИШируя спорные вопросы и возможные конфликты. В Германии административное производство существует с XIX века, и в анналах сохранилось свидетельство о некоем добропорядочном бюргере, выигравшем судебное дело у самого канцлера. Япония срисовала немецкий административный процесс один к одному – как видим, бизнес в Стране восходящего солнца
немножко-таки есть.Каким должен быть казахстанский Административно-процессуальный кодекс? Это уже следующий вопрос, поскольку единодушия при его создании ожидать не приходится. Присутствовавшие на дискуссии в ИПР практикующие адвокаты были настроены скептически. Как едко заметил Василий Резван, наши судьи, часто бывающие с целью повышения правосудного мастерства в ФРГ, возвращаются оттуда с мечтательной поволокой в глазах: ух ты, какие у немецких судов права… Обязанности немецких коллег интересуют казахстанских судей гораздо меньше. Поэтому многие юристы считают, что Административно-процессуальный кодекс Республики Казахстан, если таковой когда-нибудь, конечно, появится, будет представлять собой сборную солянку понадерганных из аналогичных зарубежных кодексов статей, подобранных по принципу максимального удовольствия для исполнительной власти. Но нам бы хоть такой!Проблема состоит вот в чем: то, что немцу хорошо, нам погибель однозначно. Например, полицейский Герхард может оштрафовать нарушителя САМ, не прибегая к помощи суда. И при этом ездит на "Фольксваген-Гольф". Можете себе представить, на чем будет ездить участковый Серик, если аналогичные права предоставить ему?
http://www.express-k.kz/show_article.php?art_id=67229
Этот термин подразумевает пуб-лично-правовые споры, проще говоря, порядок разрешения претензий к государству со стороны рядового гражданина. Понятно, что и взяться административной юстиции в Казахстане неоткуда – наша государственность по большому счету вышла из сталинской шинели, а в советские времена граждане на диктатуру пролетариата в суд почему-то не подавали. Однако все на свете меняется. Теперь уже вовсе не редки иски от граждан к местным акиматам. Но дело даже не в этом. Весь цимес состоит в том, что государство олицетворяет чиновник, а гражданин может быть и предпринимателем.Герр Пуделька на заседании дискуссионного клуба Института политических решений заявил в лоб: смысл административной юстиции и состоит в том, чтобы ускорить экономическое развитие государства. Права гражданина и предпринимателя должны уважаться вовсе не для того, чтобы дядя Сэм или эксперт Евросоюза похлопали нас по плечу и сказали: "Ай, маладца!". В них состоит шкурный интерес государства, не желающего оставаться сырьевым придатком и имеющего амбиции провести диверсификацию экономики в максимально короткие сроки. Без четко работающей системы административной юстиции это абсолютно невозможно, даже теоретически.У нас есть Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы. Есть Гражданский и Гражданский процессуальный кодексы. Есть многострадальный (166 поправок с
2001 года) Кодекс об административных правонарушениях и… больше ничего. Административно-процессуального кодекса в Казахстане нет и отродясь не было, как если бы отправление административного права шло само собой и ни в какой регламентации не нуждалось. Все, что можно накопать, – скудный десяток статей главы 27 Административного кодекса, которые на радость служивому чиновничеству ну никак не могут охватить все то великое разнообразие общественно-специфических отношений, стихийно возникающих между гражданином-предпринимателем и армадой из 112 контролирующих, надзирающих, проверяющих инстанций.– В Казахстане много законов, – говорит президент ОО "Союз защиты предпринимателей и собственников" Василий Резван. – Да вот беда – они большей частью пустые, декларативные. Все реальное содержание из законов перекачано в десятки тысяч ведомственных подзаконных актов, которые не может знать НИКТО. Даже судьи на процессах просят стороны: принесите нормативные документы, подтверждающие вашу правоту. Такая рассеянность и распыленность регламентирующих актов, естественно, верой и правдой служат коррупции. Законодательный хаос на корню уничтожает любые попытки предпринимателей защитить свой бизнес. Поражением заканчиваются 99% исков по налогам, поданных бизнесменами против чиновников. Адвокаты уже не берутся за такие дела, убегая от них, как от чумы.
Строго говоря, непотопляемость любого ведомства изначально заложена в самой конструкции нашей исполнительной власти. Посудите сами: ведь предпринимателю от чиновника вовсе не чистосердечное раскаяние нужно, его иск имеет сугубо материальный характер. А где в бюджете госучреждения заложена кругленькая сумма на возмещение ущерба, нанесенного бизнесмену незаконными действиями должностного лица? Нет ее, никто и никогда такого не предусматривал. Вот и получается, что наш чиновник святее и безгрешней Папы Римского, даже если его в собственной конторе все за пивом гоняют.Таким образом, все вопросы отправления административных процедур должны быть собраны В ОДНОМ МЕСТЕ – будь это Административно-процессуальный кодекс или очень большая, подробно расписанная глава Кодекса об административных нарушениях. Профессор Йорг Пуделька считает, что наличие прозрачных, детальных, однозначно трактуемых административных "правил игры" само по себе оказывает волшебное действие на взаимоотношения бизнеса и государства, в зачатии аннДАИШируя спорные вопросы и возможные конфликты. В Германии административное производство существует с XIX века, и в анналах сохранилось свидетельство о некоем добропорядочном бюргере, выигравшем судебное дело у самого канцлера. Япония срисовала немецкий административный процесс один к одному – как видим, бизнес в Стране восходящего солнца
немножко-таки есть.Каким должен быть казахстанский Административно-процессуальный кодекс? Это уже следующий вопрос, поскольку единодушия при его создании ожидать не приходится. Присутствовавшие на дискуссии в ИПР практикующие адвокаты были настроены скептически. Как едко заметил Василий Резван, наши судьи, часто бывающие с целью повышения правосудного мастерства в ФРГ, возвращаются оттуда с мечтательной поволокой в глазах: ух ты, какие у немецких судов права… Обязанности немецких коллег интересуют казахстанских судей гораздо меньше. Поэтому многие юристы считают, что Административно-процессуальный кодекс Республики Казахстан, если таковой когда-нибудь, конечно, появится, будет представлять собой сборную солянку понадерганных из аналогичных зарубежных кодексов статей, подобранных по принципу максимального удовольствия для исполнительной власти. Но нам бы хоть такой!Проблема состоит вот в чем: то, что немцу хорошо, нам погибель однозначно. Например, полицейский Герхард может оштрафовать нарушителя САМ, не прибегая к помощи суда. И при этом ездит на "Фольксваген-Гольф". Можете себе представить, на чем будет ездить участковый Серик, если аналогичные права предоставить ему?
http://www.express-k.kz/show_article.php?art_id=67229
|