В небе Казахстана за штурвалами самолетов летали будущие президенты Египта и Сирии
taraz1974 04 Октября 2018 в 10:06:40
Что делали в Жамбылской области Хосни Мубарак и Хафез Асад?
О работе в засекреченной летной школе в советском Казахстане корреспонденту ИА ec-sport.kz рассказал ее преподаватель, а ныне пенсионер, Павел Воротников (имя собеседника изменено).
Казахстанский военный аэродром «Луговое», находящийся в Жамбылской области, известен во всем «летающем» мире с советских времен. Советская лётная школа была лучшей в мире, и правительства десятков стран мира, понимающие, что военная мощь, и особенно авиация, является основой безопасности страны, стремились отправлять своих военных в Советский Союз обучаться летному делу на современных самолетах. Так, например, будущий президент Египта Хосни Мубарак служил командиром советского реактивного бомбардировщика.
60-е годы прошлого столетия были золотым временем для дружественных отношений между СССР, Египтом и многими другими странами, которые называли «развивающиеся». Советский Союз активно поддерживал «арабский социализм», помогал строить заводы, школы, больницы, возводить Асуанскую плотину. Тысячи высококлассных русскоязычных специалистов обслуживали гражданские и военные объекты вдоль берегов Нила и Красного моря. В СССР ехала учиться будущая культурная и политическая элита этих стран. В Советском Союзе была развёрнута огромная сеть подготовки иностранных как военных, так и гражданских специалистов. Это так называемые 5-е Центральные курсы «Фрунзе-1», в/ч 15590, филиалы в населенных пунктах Казахстана и Киргизии Кант, Токмак, Луговое, Джамбул. Здесь готовили лётчиков-истребителей на МиГ-23. Количество подготовленных в советских вузах за всё советское время военных и гражданских специалистов в целом достигает нескольких сотен тысяч.
Получение высшего образования способствовало увеличению зарубежных друзей страны Советов. С конца 60-х в вузы СССР начали ежегодно принимать по нескольку тысяч студентов из социалистических и развивающихся стран. Наплыв военных имел положительные стороны — обученные в Союзе офицеры привыкали к советской военной технике, которую потом предпочитали получать в виде помощи или покупать на выгодных условиях за валюту. (Хотя для СССР это было не всегда выгодно. Так, поставки МиГ-29 государствам Варшавского пакта начались в 1988 году, и «братским странам» новейшие истребители продавались по просто смешным ценам. Польша, к примеру, получила свои МиГи по 2 — 4 млн. долларов за штуку).
«В Советском Союзе были три летные школы для иностранцев – в Одессе, в Краснодаре и здесь у нас, в Алма-Ате. Они назывались «летные курсы», — рассказывает собеседник. — Центральные курсы были во Фрунзе, там громадный был для них городок, закрытый, там у них было всё, что нужно для жизни, всё отдельно, они не пересекались с нашими летчиками. Там велось преподавание, они восемь месяцев изучали русский язык. А потом их по специальностям направляли. Были теоретические курсы в Алма-Ате, а практику, когда они уже летали, проходили в Киргизии, городок Кант недалеко от Бишкека. У нас в Жамбылской области это аэродромы в Луговой и Мерке. Почему летные школы для иностранцев создавались именно в этих южных городах – потому что учитывались благоприятные для выходцев из жарких стран климатические условия. Жаркий, сухой климат юга России, Казахстана и Киргизии. Не сырой Ленинград, например…».
Станция Луговая (Джамбульская область — так она тогда называлась), где базировался 715 учебный авиационный полк (в/ч 64207), имеет всемирную известность. Полк входил в состав 5-х Центральных курсов по подготовке и усовершенствованию авиационных кадров, которые образованы в 1941 году, когда в Киргизию была эвакуирована Одесская авиационная школа пилотов. С перебазированием школы пилотов во Фрунзе, на земле Кыргызстана и Казахстана, началась учебно-летная подготовка курсантов, была проделана огромная работа по подготовке материальной базы и созданию условий для нормальной работы училища. В 1956 году училище во Фрунзе переориентировали на подготовку пилотов для дружественных развивающихся стран, в 1959 реорганизовали в 5-е Центральные курсы по подготовке и усовершенствованию авиационных кадров. За 35 лет, с 1957 по 1992 годы, только во Фрунзенском училище и на курсах было подготовлено 21 682 человека из 54 стран по 110 авиационным специальностям.
Многие из выпускников училища стали впоследствии видными политическими деятелями и военачальниками. Среди них Хафез Асад – президент Сирии, Хосни Мубарак — президент Египта, Ахмед Хулен – командующий ВВС Йемена, Жоао Бернардо – командующий ВВС Мозамбика, маршал авиации Дельбах Синг – командующий ВВС Индии. Это именитые летчики-космонавты Гуракча (Монголия), Р. Шарма (Индия) и многие другие. В том числе практически весь руководящий летный состав Военно-воздушных Сил в Конго, Анголе, Мали, Зимбабве, Гвинеи, Гвинеи-Бисау, Вьетнаме, Лаосе, Монголии, Кубе, Ирана и многих других странах.
«Из арабских стран были самые воспитанные и грамотные люди, — продолжает Павел Воротников. — Африка – там же вообще ничего не было, они были полностью на обеспечении у СССР. Когда завязались у нас взаимоотношения с этими странами, то Советский Союз начал им интенсивно помогать. А первое, что делает независимое государство – это укрепляет свою военную технику, свою обороноспособность. И поэтому они начали покупать в Советском Союзе военную технику. Они когда-то были колониями Англии, Америки, Франции, Италии. А в 60-е годы они уже были независимыми, и Советский Союз смог найти к ним подход. Эти страны стали демократическими и поддерживали хорошие отношения с СССР. Из Афганистана у нас учились, они вообще, как у себя дома были. Приезжали переучиваться на советскую технику и из Финляндии, Чехословакии, Румынии, Югославии. В связи с тем, что они приобретали нашу технику – а мы им продавали технику современную – в то время появились самолеты СУ-7 (сейчас уже -35-й – совершенствуется техника), МиГ-15, МиГ-17, МиГ-29. Преподавание шло на английском языке».
арабские летчики в Казахстане
Переучивание на самолеты МиГ-29 началось в Луговой в 1985 году. Там в 715-м учебном авиационном полку обучались курсанты от самых молодых, до уровня заместителя командующего ВВС. Это были летчики из 45 стран, в том числе Ирана, Румынии, Югославии, Финляндии, Индии, Бангладеш, Гвинеи-Бисау, Мадагаскара, Йемена, Кореи, а также из арабских стран.
«Из арабских стран были сынки богатых людей, — вспоминает собеседник, — их посылали в Советский Союз учиться, у них были счета в банке и здесь они вели весьма обеспеченную жизнь. Это потом стали президентами, а тогда были просто курсантами, будущие военные летчики. Они ухаживали за нашими девушками. Но жениться им здесь было запрещено. С девушками знакомились – не то слово! Это ж очень интересные, красивые были люди, обходительные, знали несколько языков. У нас они еще и русский язык изучали в Бишкеке (тогда Фрунзе), а потом ехали в Алма-Ату учиться специальности. Конечно, наши девушки были без ума от них, но жениться этим парням запрещалось. Потому что каждый военный человек связан с какой-то государственной тайной, а если ты женишься – то твоя карьера заканчивается на этом. А вот выходцам из африканских стран разрешалось, и были такие наши девушки, которые выходили замуж за африканцев и уезжали в чужую страну с чужим языком, чужими обычаями. А потом страдали и мучились от ностальгии. Хочу отметить, что с арабскими парнями было легко общаться, не было языкового барьера, русский язык они очень хорошо знали, преподавание шло на русском языке, специальная литература была, всё для них разработано. Работать с ними было очень интересно. Я вам скажу, что они все были очень воспитанные люди, у них была очень высокая воинская дисциплина. Если к ним навстречу идет офицер, они уже шагов за 10 – 15 по стойке смирно стоят, отдают честь. Очень воспитанные, с огромным уважением относились к нашим преподавателям. Никогда не выйдут из класса, пока преподаватель не выйдет».
Хосни Мубарак, по его воспоминаниям, был высоким, подтянутым, отличался аккуратностью, запомнился своим неизменным дружелюбием, искренней улыбкой. Вел себя очень позитивно, сразу располагал к себе людей. «Не могу вспомнить ни одного отрицательного момента, связанного с этим арабским курсантом. Мубарак отличался своим стремлением как можно тщательнее изучать искусство управления самолетом, бомбардировщиками Ил-28. Он с увлечением пилотировал крылатую машину, будучи прирожденным летчиком. «Великий и могучий» он знал прекрасно. Будущий президент посещал обычную столовую. Несмотря на то, что приехал из экзотической страны, ему нравилась русская кухня. Все египтяне жили дружно, но за старшего признавали Мубарака и беспрекословно ему подчинялись.
Павел Воротников рассказал, что в 70-е годы возникла необходимость построить в Алма-Ате военное училище. Необходимость в создании Алма-Атинского высшего общевойскового командного училища им. маршала Советского Союза Ивана Конева была связана с повторным формированием Среднеазиатского военного округа. Ведь в конце 60-х годов из-за эскалации советско-китайского раскола, сопровождавшегося вооружёнными конфликтами в приграничных с Китаем районах Приморского края РСФСР и Казахской ССР, Президиумом Верховного Совета СССР было принято решение о повторном создании САВО. В срочном порядке на территорию вновь созданного округа перебрасывались войска из других военных округов, в кратчайшие сроки в Восточном Казахстане и в Киргизии была сформирована крупная группировка войск. Для подготовки офицерских кадров сухопутных войск САВО было принято решение о создании общевойскового командного училища в Алма-Ате.
«Как раз этот городок, где обучались курсанты, с его учебными аэродромами, военными базами, и подходил для того, чтобы создать здесь военное училище. Но обучаться вместе с иностранными курсантами – это было, конечно, нереально, несопоставимо. И поэтому было принято решение летные курсы перебазировать в Джамбул (Тараз). Но уже курсантов-арабов не было, была одна Африка. Их воинская часть располагалась рядом с Центральным базаром, военный городок был на улице Кирова, а взлетная полоса, где отрабатывались взлет-посадка, это самое главное у летчиков, арендовалась в аэропорту. И это было очень неудобно. Поэтому в Джамбуле летная школа просуществовала недолго. После их расформировали – и они разъехались. А потом Советский Союз развалился, и вообще всё прекратилось», — говорит собеседник.
Владимир СКОРОБОГАТОВ, ИА ec-sport.kz
О работе в засекреченной летной школе в советском Казахстане корреспонденту ИА ec-sport.kz рассказал ее преподаватель, а ныне пенсионер, Павел Воротников (имя собеседника изменено).
Казахстанский военный аэродром «Луговое», находящийся в Жамбылской области, известен во всем «летающем» мире с советских времен. Советская лётная школа была лучшей в мире, и правительства десятков стран мира, понимающие, что военная мощь, и особенно авиация, является основой безопасности страны, стремились отправлять своих военных в Советский Союз обучаться летному делу на современных самолетах. Так, например, будущий президент Египта Хосни Мубарак служил командиром советского реактивного бомбардировщика.
60-е годы прошлого столетия были золотым временем для дружественных отношений между СССР, Египтом и многими другими странами, которые называли «развивающиеся». Советский Союз активно поддерживал «арабский социализм», помогал строить заводы, школы, больницы, возводить Асуанскую плотину. Тысячи высококлассных русскоязычных специалистов обслуживали гражданские и военные объекты вдоль берегов Нила и Красного моря. В СССР ехала учиться будущая культурная и политическая элита этих стран. В Советском Союзе была развёрнута огромная сеть подготовки иностранных как военных, так и гражданских специалистов. Это так называемые 5-е Центральные курсы «Фрунзе-1», в/ч 15590, филиалы в населенных пунктах Казахстана и Киргизии Кант, Токмак, Луговое, Джамбул. Здесь готовили лётчиков-истребителей на МиГ-23. Количество подготовленных в советских вузах за всё советское время военных и гражданских специалистов в целом достигает нескольких сотен тысяч.
Получение высшего образования способствовало увеличению зарубежных друзей страны Советов. С конца 60-х в вузы СССР начали ежегодно принимать по нескольку тысяч студентов из социалистических и развивающихся стран. Наплыв военных имел положительные стороны — обученные в Союзе офицеры привыкали к советской военной технике, которую потом предпочитали получать в виде помощи или покупать на выгодных условиях за валюту. (Хотя для СССР это было не всегда выгодно. Так, поставки МиГ-29 государствам Варшавского пакта начались в 1988 году, и «братским странам» новейшие истребители продавались по просто смешным ценам. Польша, к примеру, получила свои МиГи по 2 — 4 млн. долларов за штуку).
«В Советском Союзе были три летные школы для иностранцев – в Одессе, в Краснодаре и здесь у нас, в Алма-Ате. Они назывались «летные курсы», — рассказывает собеседник. — Центральные курсы были во Фрунзе, там громадный был для них городок, закрытый, там у них было всё, что нужно для жизни, всё отдельно, они не пересекались с нашими летчиками. Там велось преподавание, они восемь месяцев изучали русский язык. А потом их по специальностям направляли. Были теоретические курсы в Алма-Ате, а практику, когда они уже летали, проходили в Киргизии, городок Кант недалеко от Бишкека. У нас в Жамбылской области это аэродромы в Луговой и Мерке. Почему летные школы для иностранцев создавались именно в этих южных городах – потому что учитывались благоприятные для выходцев из жарких стран климатические условия. Жаркий, сухой климат юга России, Казахстана и Киргизии. Не сырой Ленинград, например…».
Станция Луговая (Джамбульская область — так она тогда называлась), где базировался 715 учебный авиационный полк (в/ч 64207), имеет всемирную известность. Полк входил в состав 5-х Центральных курсов по подготовке и усовершенствованию авиационных кадров, которые образованы в 1941 году, когда в Киргизию была эвакуирована Одесская авиационная школа пилотов. С перебазированием школы пилотов во Фрунзе, на земле Кыргызстана и Казахстана, началась учебно-летная подготовка курсантов, была проделана огромная работа по подготовке материальной базы и созданию условий для нормальной работы училища. В 1956 году училище во Фрунзе переориентировали на подготовку пилотов для дружественных развивающихся стран, в 1959 реорганизовали в 5-е Центральные курсы по подготовке и усовершенствованию авиационных кадров. За 35 лет, с 1957 по 1992 годы, только во Фрунзенском училище и на курсах было подготовлено 21 682 человека из 54 стран по 110 авиационным специальностям.
Многие из выпускников училища стали впоследствии видными политическими деятелями и военачальниками. Среди них Хафез Асад – президент Сирии, Хосни Мубарак — президент Египта, Ахмед Хулен – командующий ВВС Йемена, Жоао Бернардо – командующий ВВС Мозамбика, маршал авиации Дельбах Синг – командующий ВВС Индии. Это именитые летчики-космонавты Гуракча (Монголия), Р. Шарма (Индия) и многие другие. В том числе практически весь руководящий летный состав Военно-воздушных Сил в Конго, Анголе, Мали, Зимбабве, Гвинеи, Гвинеи-Бисау, Вьетнаме, Лаосе, Монголии, Кубе, Ирана и многих других странах.
«Из арабских стран были самые воспитанные и грамотные люди, — продолжает Павел Воротников. — Африка – там же вообще ничего не было, они были полностью на обеспечении у СССР. Когда завязались у нас взаимоотношения с этими странами, то Советский Союз начал им интенсивно помогать. А первое, что делает независимое государство – это укрепляет свою военную технику, свою обороноспособность. И поэтому они начали покупать в Советском Союзе военную технику. Они когда-то были колониями Англии, Америки, Франции, Италии. А в 60-е годы они уже были независимыми, и Советский Союз смог найти к ним подход. Эти страны стали демократическими и поддерживали хорошие отношения с СССР. Из Афганистана у нас учились, они вообще, как у себя дома были. Приезжали переучиваться на советскую технику и из Финляндии, Чехословакии, Румынии, Югославии. В связи с тем, что они приобретали нашу технику – а мы им продавали технику современную – в то время появились самолеты СУ-7 (сейчас уже -35-й – совершенствуется техника), МиГ-15, МиГ-17, МиГ-29. Преподавание шло на английском языке».
арабские летчики в Казахстане
Переучивание на самолеты МиГ-29 началось в Луговой в 1985 году. Там в 715-м учебном авиационном полку обучались курсанты от самых молодых, до уровня заместителя командующего ВВС. Это были летчики из 45 стран, в том числе Ирана, Румынии, Югославии, Финляндии, Индии, Бангладеш, Гвинеи-Бисау, Мадагаскара, Йемена, Кореи, а также из арабских стран.
«Из арабских стран были сынки богатых людей, — вспоминает собеседник, — их посылали в Советский Союз учиться, у них были счета в банке и здесь они вели весьма обеспеченную жизнь. Это потом стали президентами, а тогда были просто курсантами, будущие военные летчики. Они ухаживали за нашими девушками. Но жениться им здесь было запрещено. С девушками знакомились – не то слово! Это ж очень интересные, красивые были люди, обходительные, знали несколько языков. У нас они еще и русский язык изучали в Бишкеке (тогда Фрунзе), а потом ехали в Алма-Ату учиться специальности. Конечно, наши девушки были без ума от них, но жениться этим парням запрещалось. Потому что каждый военный человек связан с какой-то государственной тайной, а если ты женишься – то твоя карьера заканчивается на этом. А вот выходцам из африканских стран разрешалось, и были такие наши девушки, которые выходили замуж за африканцев и уезжали в чужую страну с чужим языком, чужими обычаями. А потом страдали и мучились от ностальгии. Хочу отметить, что с арабскими парнями было легко общаться, не было языкового барьера, русский язык они очень хорошо знали, преподавание шло на русском языке, специальная литература была, всё для них разработано. Работать с ними было очень интересно. Я вам скажу, что они все были очень воспитанные люди, у них была очень высокая воинская дисциплина. Если к ним навстречу идет офицер, они уже шагов за 10 – 15 по стойке смирно стоят, отдают честь. Очень воспитанные, с огромным уважением относились к нашим преподавателям. Никогда не выйдут из класса, пока преподаватель не выйдет».
Хосни Мубарак, по его воспоминаниям, был высоким, подтянутым, отличался аккуратностью, запомнился своим неизменным дружелюбием, искренней улыбкой. Вел себя очень позитивно, сразу располагал к себе людей. «Не могу вспомнить ни одного отрицательного момента, связанного с этим арабским курсантом. Мубарак отличался своим стремлением как можно тщательнее изучать искусство управления самолетом, бомбардировщиками Ил-28. Он с увлечением пилотировал крылатую машину, будучи прирожденным летчиком. «Великий и могучий» он знал прекрасно. Будущий президент посещал обычную столовую. Несмотря на то, что приехал из экзотической страны, ему нравилась русская кухня. Все египтяне жили дружно, но за старшего признавали Мубарака и беспрекословно ему подчинялись.
Павел Воротников рассказал, что в 70-е годы возникла необходимость построить в Алма-Ате военное училище. Необходимость в создании Алма-Атинского высшего общевойскового командного училища им. маршала Советского Союза Ивана Конева была связана с повторным формированием Среднеазиатского военного округа. Ведь в конце 60-х годов из-за эскалации советско-китайского раскола, сопровождавшегося вооружёнными конфликтами в приграничных с Китаем районах Приморского края РСФСР и Казахской ССР, Президиумом Верховного Совета СССР было принято решение о повторном создании САВО. В срочном порядке на территорию вновь созданного округа перебрасывались войска из других военных округов, в кратчайшие сроки в Восточном Казахстане и в Киргизии была сформирована крупная группировка войск. Для подготовки офицерских кадров сухопутных войск САВО было принято решение о создании общевойскового командного училища в Алма-Ате.
«Как раз этот городок, где обучались курсанты, с его учебными аэродромами, военными базами, и подходил для того, чтобы создать здесь военное училище. Но обучаться вместе с иностранными курсантами – это было, конечно, нереально, несопоставимо. И поэтому было принято решение летные курсы перебазировать в Джамбул (Тараз). Но уже курсантов-арабов не было, была одна Африка. Их воинская часть располагалась рядом с Центральным базаром, военный городок был на улице Кирова, а взлетная полоса, где отрабатывались взлет-посадка, это самое главное у летчиков, арендовалась в аэропорту. И это было очень неудобно. Поэтому в Джамбуле летная школа просуществовала недолго. После их расформировали – и они разъехались. А потом Советский Союз развалился, и вообще всё прекратилось», — говорит собеседник.
Владимир СКОРОБОГАТОВ, ИА ec-sport.kz
|