Чемоданы пакуют те, кто поумнее

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
admin 23 Февраля 2012 в 17:21:22
Анжелика Кареткина, "Эксперт Казахстан", 20 февраля

Тема эмиграции, крайне актуальная в первые годы независимости, в последнее время вновь стала популярной и приобрела новые оттенки. Если первую волну в начале 90-х, когда из страны уехал не один миллион человек, объяснить можно неуверенностью населения в будущем, разрухой экономики, то сегодня респонденты оперируют разными аргументами. Сейчас процесс протекает менее стихийно. Среднестатистический эмигрант – человек с высшим образованием и, как правило, квалификацией – уезжает сегодня осознанно.

Переселение народов
Среди направлений миграционных потоков из РК все рекорды бьет Россия. Согласно данным Института политических решений, который проводил свой соцопрос, в РФ намерены уехать 44% тех, кто думает покинуть родину. За северным соседом следуют страны Западной Европы, затем США и Канада, замыкает пятерку Австралия.
Популярность России объяснить нетрудно: отсутствие языкового барьера, привычный постсоветский жизненный уклад. В консульство России в Алматы каждый день сегодня приходит около шестидесяти человек. Главным образом подогревает интерес среди желающих вернуться на историческую родину российская государственная программа по переселению соотечественников. Но не только в ней дело. Любопытен тот факт, что среди всех стран программы лидирующие позиции занимает Казахстан. (см. график). Это логично, ведь в Казахстане после развала Советского Союза остался очень большой процент славянского населения, преимущественно живущего на севере, северо-востоке и северо-западе страны, а также в крупных городах. В 1990-х Казахстану удалось сгладить ситуацию благодаря сбалансированному подходу государства к национальному вопросу. У людей появилась некая уверенность в завтрашнем дне, да и не все бывшие соотечественники, уехавшие из страны, остались довольны своим выбором. Для россиян бывшие казахстанцы были чужими, несмотря на единую этническую принадлежность.
Пик первой волны иммиграции пришелся на 1994 год, когда из страны выехало 481 тыс. человек. Всего с 1991 по 2010 год из Казахстана выбыло более 3,5 млн человек (из общего населения 16,5 млн), более 2 млн человек – безвозвратно. Каждое десятилетие вносит свои поправки в миграционные настроения. После развала Союза было время масштабных перемен, вынужденных перемещений и глубокого экономического кризиса. В нулевые годы произошла относительная стабилизация миграционных процессов, произошедшая на фоне улучшения ситуации в экономике и повышения уровня жизни. Новое десятилетие открывает новый этап. Как отмечают эксперты, ускоряющаяся глобализация, Таможенный союз, формирование единого экономического пространства, несомненно, будут воздействовать на миграционные настроения.
"На эти процессы отчасти влияет то, что страна, по мнению людей, не движется в том направлении, какое они ожидали в самом начале. Это касается экономического и политического развития", – говорит Айман Жусупова, специалист Института социально-экономической информации и прогнозирования. Среди прочих причин – желание жить на исторической родине и наличие возможностей в плане трудоустройства в новой стране.
Что любопытно, сегодня миграционный отток – это не только русские или другие "русскоязычные", но и представители титульной нации и нацменьшинства. Статистика ИПР определила потенциал эмиграции среди казахов в 34,9%! То есть каждый третий казах внутренне готов переселиться в другое государство. Говоря о своем переезде, местное население обозначает в большей степени страны Европы или Северной Америки. Это люди с определенным материальным доходом, которые предпочитают жить в более цивилизованных, с их точки зрения, условиях.
Впрочем, вернемся к типичному переселенцу нетитульной нации. Опросы Казахстанского института стратегических исследований, проведенные в 2010 году, показывают, что треть респондентов (30,2, покинувших страну, заявили об ущемлении прав на трудоустройство. Вопрос о карьере перекликается с вопросом численного доминирования титульной национальности в государственных органах. В 2009 году доля русских среди госслужащих составила 11,6% – это почти в 2 раза меньше, чем доля в населении, равная 25%. Об этом говорят официальные данные из Национального доклада РК в рамках Универсального периодического обзора по правам человека. "Русских наверняка обижает, что будучи представленными в каких-то регионах в большинстве, они во власти не представлены вообще", – констатирует Юрий Захаров, председатель координационного совета русских, казачьих и славянских организаций. Также непропорционально представлены на руководящих постах представители других этнических меньшинств – узбеки, украинцы, уйгуры, немцы, корейцы, белорусы и другие, которые составляют в общей сложности около 15% населения.
В "зону эмиграционного риска" входят работники сферы услуг и торговли, а также предприниматели. Большинство желающих эмигрировать на первый план выдвигает недовольство материально-экономическими условиями жизни, включающими в себя ее уровень и качество, а также развитие социальной инфраструктуры.
"Причины эмиграции, касающиеся материально-экономических условий и отсутствия перспектив занятости в разрезе этнических групп, среди казахов и русских представлены практически в одинаковых пропорциях. Языковая политика для русских и представителей других этнических групп является более важной, что, конечно, объяснимо", – отмечает Андрей Скуратов, специалист экспертно-прикладного отдела ИПР. О том, что знать государственный язык должен каждый, никто не спорит и даже, наоборот, общество ждет, когда для его изучения будет создана инфраструктура. Многие полагают, что приучать к казахскому языку нужно уже с детского сада и ликвидировать впоследствии систему двуязычных школ и университетов. Незнание государственного языка уже сегодня сказывается на повседневной жизни казахстанцев, может привести в замешательство при взаимодействии с муниципальными органами. "Многих не устраивает языковая политика, ее считают слишком форсированной и внедряемой порой насильственными методами. В частности, речь идет о переходе делопроизводства на казахский язык", – отмечает Айман Жусупова.
Однако в исследовании ИПР можно найти, если так можно выразиться, и положительные стороны. Окончательное решение об отъезде (43,1% респондентов) будет зависеть от социально-политической ситуации в стране. Фактически это те, кто ждет перемен и надеется на улучшение ситуации.
"Утечка умов" – одно из негативных последствий эмиграции из Казахстана. Согласно данным государственной статистики, за период 1994–2004 гг. страну покинуло 245 390 человек, имеющих высшее образование. Принимающие мигрантов страны, как правило, имеют свои критерии отбора новых соотечественников. Таким образом, образование и квалификация играют не последнюю роль при смене ПМЖ. Например, Канада, которая была популярным направлением в 90-х, отдает предпочтение людям с техническим или медицинским образованием. "В основном люди предпочитают мигрировать семьями. В 2011 году наблюдался пятикратный рост подачи заявлений в Канаду по категории "квалифицированный специалист"", – говорит Айша Бекмаханова, координатор программ по перемещению мигрантов Международной организации по миграции. Как сообщают в МОМ, вся процедура переезда в Канаду занимает 2–3 года и в среднем подают на смену гражданства люди от 25 до 45 лет с высшим образованием, очень редко со среднеспециальным, со знанием двух иностранных языков (английский/французский) и определенным материальным достатком. В большинстве случаев у таких людей уже есть в Канаде близкие родственники или друзья.
К чему приводит "брейн дрейн", страна в полной мере смогла ощутить в период экономического оживления в 2000-е. "Казахстан стал испытывать дефицит трудовых ресурсов, в первую очередь квалифицированных кадров в сфере образования, здравоохранения, управления, промышленности, сельском хозяйстве, других секторах экономики", – отмечает Елена Садовская, эксперт Независимого исследовательского совета по миграции стран СНГ при Центре миграционных исследований ИНП РАН. В стране сказалась нехватка высококвалифицированных кадров в инновационных и технологических отраслях экономики. Поэтому, как отмечают специалисты, достижение конкурентоспособности с другими странами и изменение своего места в мировом разделении труда (помимо "традиционной" нефтедобывающей специализации) остается под большим вопросом.
Границы с внешним миром открыты уже на протяжении 20 лет, и вполне естественно, что свойственный человеку поиск места "под солнцем" имеет определенную тенденцию. Другой вопрос, что такая тенденция не должна перейти в общепринятую практику. И здесь не последнюю скрипку играют традиционные для нашего общества изъяны – непотизм, коррупция, преграды на пути к социальной мобильности.
Комментарии, по рейтингу, по дате
  DuMoH 23.02.2012 в 17:25:33   # 180401
ИМХО! Бежит с корбаля - слабый. Если человек не может здесь устроить свой быт, он и за бугром его не сложит...
  DITRX 23.02.2012 в 18:02:25   # 180408
DuMoH ты не прав. В стране остаются трусы у которых очко играет. А люди уверенные в себе кто не боится начать все с 0, валят страны.
  Вася Пупкин 23.02.2012 в 18:06:58   # 180409
Хорошо там, где нас нет
  alpha_portal 23.02.2012 в 18:18:04   # 180412
Дибилизм везде. В России просто можно затеряться в толпе. А здесь ходишь по улицам и не редко слышишь в след "орыс шшсг". Отношение понаехавших аульских к русскому населению однозначно негативное... да короче что тут говорить - всех русских с руководящих должностей по-выживали и продолжают прессенговать в этом направлении.
Вот наверное поэтому и уезжают, т.к. здесь высоко не поднимешься. Ну это одно из моих мнений.
Кстати в России тоже не сладко, так, что если куда-то ехать, то туда где требуются специалисты твоего профиля.
  Гость 23.02.2012 в 18:58:56   # 180417
esli ty mewok, to kanew tebe skazhut "orys sheshen"...bud muzhikom! ne noi! vse u tebia normalno!
  Шакал 23.02.2012 в 20:07:42   # 180429
Альфа портал, согласен с тобой. Только вот почему в России не сладко?
  Гость 23.02.2012 в 20:57:40   # 180434
Не вижу уезжающих русских, скорее наоборот русские возвращаются обратно. Ну может если на севере Казахстана а у нас нет
  Гость 23.02.2012 в 20:57:59   # 180435
Потому что работать не хотят, бегать двигаться, ждут пока все принесут на готове. Примеров валом, хотя бы по Владимирской области. Так что уезжать передумал. Хотя здесь русскому действительно трудновато...
  Stalin 23.02.2012 в 21:34:54   # 180442
Где нас нет, там хорошо
  Гость 23.02.2012 в 21:43:02   # 180443
Русскому человеку в Казахстане мало что светит, особенно на госслужбе. Отношение аулбаев к неказахскому населению действительно негативное. Да и в России тоже ловить нечего, там жить можно только в Москве и Петербурге, в остальных регионах страшная нищета, ещё даже хуже чем в КЗ. Часто езжу в гости к родственникам в Россию.
Если у кого высшее образование по техническим специальностям (реальное, а не купленное!), то есть не плохие шансы хорошо устроится в Канаде и Европе.
  Русич 23.02.2012 в 21:45:09   # 180445


  WauTaH 23.02.2012 в 22:19:18   # 180451
Гость 23.02.2012 в 21:43:02 #180443
Русский, на госс службе, при погонах (не мент)), образование высшее техническое не купленное, должность не покупал, никого не подмазывал, устроился по конкурсу... Главное знать куда хочешь и учиться на это место.
  Гость 23.02.2012 в 22:20:14   # 180452
от себя не у бежиш,родина там где востребован. а я орыс тут в Чимкенте (хоть родом по паспорту с алма - аты) а тут я вырос, тут я все , возможно , в следующей жызни..када я стану кошкой... бла блаа бла )
каданить свалю канеш, ибо слабо себе представляю старость в нынешних реалиях. но ето потом
  alpha_portal 23.02.2012 в 22:29:54   # 180453
Quote:
Альфа портал, согласен с тобой. Только вот почему в России не сладко?

А что там сладкого? Там свои приколы. Сами люди там злые. Ну не то, чтобы злые, но место старушке не уступят... Бесплатно тебе там вряд ли помогут, люди в шоке, когда за свою помощь ты кроме спасибо ничего не просишь.
Вы уж извините, но щас не вспомню, что там хуже. Знаю, только, что однокурсники, которые остались в России, живут совсем не сладко. Перебиваются кто, как может. Чтобы в России продвинутся по госслужбе или другой серьезной конторе, надо родится там и жить там. Чтобы зарабатывать не хило - надо ехать в Москву, Петербург или на какую-нибудь чукотку там где газ, нефть и алмазы (но туда дорога заказана, там нереально устроится, нужно иметь либо связи, либо быть яйцеголовым ботаном). В КЗ точно так же, но тут на пути встанут еще и национальный вопрос (полюбому). Попробуйте поехать на нефтяные рудники и там покрутиться... там народ совсем другой (в отличии от Шыма). Я люблю свой город... хотя от того что я люблю остались крохи, да и те исчезают постепено. Одно, только то, что молодежь место уступает старшим чего стоит...
Писать можно много, но толку нет...
Quote:
Русский, на госс службе, при погонах (не мент)), образование высшее техническое не купленное, должность не покупал, никого не подмазывал, устроился по конкурсу... Главное знать куда хочешь и учиться на это место.

На какой должности и при каком окладе работаешь? Вот в чем вопрос. Просто реч не идет о том что в гос структуры невозможно устроится - возможно, но при карьерном росте приоритет получит какая-нибудь племянница боса или еще кто-нибудь. Ни раз был свидетелем не справедливых назначений.
Если у тебя техническое образование, то вопрос встает, конечно же, в сторону твоих способностей. И то при условии что директор не дурак. А таких у нас по пальцам пересчитать можно.
  Вадя 23.02.2012 в 22:33:08   # 180455
Кое-что в этой статье не дописано...Мы то-же переехали из Чима в Россию,и одна из важных причин быть как можно ближе к своему ребёнку(он получил образованиев России и возвращаться не захотел).Доходы среднеко класса людей не позволяют свободно передвигаться в подсоветском пространстве.Как из RU в KZ , так и обратно.На данный период соотношение цен практически на всё одинаково.Так же на переезд способны не все, как материально,так и психологически...Не каждый способен с нуля нормально отрепитировать, это страшно...Ладно , когда один, есть на какие $вернутся назад и куда.Хотя МИР сегодня на столько шаток. А так всех мужиков С Праздником !!
  Гость 23.02.2012 в 22:57:12   # 180461
ia v USA zhivu, zhivu ne hilo, perehal iz Shyma 5 let nazad, zarabatyvaiu otpravkoi tovarov i td, odnim slovom logistikoi. Zhivu legalno s suprugoi i eto glavnoe. Pereehal siuda i znal chego hochu. Zdes horowo, no skuchaiu po rodnym...skoro vseh siuda zaberu, no mama ne hochet...govorit zdes rodilas, tut i ostanus....
  WauTaH 23.02.2012 в 23:12:11   # 180467
alpha_portal 23.02.2012 в 22:29:54 #180453
В целом ты прав конечно. Но бывают и исключения
  alpha_portal 23.02.2012 в 23:24:03   # 180472
Quote:
В целом ты прав конечно. Но бывают и исключения

ВОт поэтому и живет до сих пор пословица: Там хорошо - где нас нету!
Гость 23.02.2012 в 22:57:12 #180461
Молодчик! В Штатах хорошо, но не для всех они будут домом. Мама ездила в гости, сказала что в Штатах все для человека и там действительно классно. Но жить там сможет не каждый.
  Гость 24.02.2012 в 08:58:42   # 180491
Я многи людей знаю кто уехал в Россию
живут там еще хуже чем у нас в Шымкенте
Шыло на мыло
  63 24.02.2012 в 09:08:43   # 180492
Да в России люди реально злые и к всем практически приезжим относятся как к врагам.Знаю на личном опыте в 80-х учился в Новосибе и уже тогда нас называли иностранцами.В прошлом году туда приехал и охренел отношение к нам стало хуже чем к джумшутам.Так что хуй на хуй менять только время терять. Там мы казахи здесь мы русские.
  Гость77 24.02.2012 в 09:26:51   # 180496
nu esli realno posmotrert na takiu situaciu u nas vnautre ochen tyazhelo ruskim v kz!osobenno na yuge!nu hotya est je ludi ruskie kotorie podnyalis,odin iz nih nash zemlyak Tireshinko,Kulagin,Bozhko,i.t.d!takih mnogo,ponimau ne vsem mojet povezetti v zhizne!no esli popytatsya.u nih je poluchilos,naidty obshi yazik s vysoko postavlenimi ludmi.da mojet oni davali tam vzyatki,nu bez etogo je u nas dorogie moi nezlya v kz prozhit!u nas takaya sistema!tak chto hochesh zhyt umeii i vertersya!!!!!
  Гость 24.02.2012 в 10:25:31   # 180510
Какая разница, русский казах?! Всегда жили бок о бок и будем жить! А это явление как с "аулбаями", в любой нации есть, относится нужно к таким людям с жалостью и всегда быть выше этого! Главное в жизни оставаться человеком, соответственно и окружать тебя тоже будут "люди"!
  Desperado 24.02.2012 в 10:31:04   # 180514
А я никуда не хочу переезжать! Даже мысли такой нет! Мне в Казахстане классно! Я не богач, обычный человек со средним обычным достатком. Не начальник какой нибудь. Богатство в другом: У меня тут дом, родители, супруга, сестры, братья, друзья, работа, машина, хобби. Тут похоронены мои предки, тут я чувствую энергию родной земли! Тут я горжусь тем что я казах! Тут меня понимают, тут меня ценят. Тут я умру и тут меня похоронят когда придет мое время. В моей родной земле. Люблю я наш Казахстан, люблю запах степи, запах бешпармака, вкус кумыса, курта, бауырсаков!
  Гость 24.02.2012 в 10:54:13   # 180526
[url=http://www.radikal.ru][/url
  MишаМашкевич 24.02.2012 в 10:54:48   # 180528
Я конечно все понимаю. Но все таки что мы знаем о ситуации в РФ? лишь по телику....с точно таким же успехом можно говорит про нас тоже, что у нас все сытые, преступление где т около 0,1%. Суды у нас британские, образование оксфордское, врачи у нас ваще из тельавиве............отношение к "вернувшимся" всегда будет предвзятое.
Чемоданы паковать я думаю пока рано. Но с одной стороны хуже уже будет, а лучше вряд-ли. Так се терять нечего, время лишь приобретать.
П.С. Самая халявная вещь это статус БЕЖЕНЕЦ. Не политический а просто. Очень многие страны дают кров и пособие. На эти денежки можно даж раз в месяц в ресторан сходить.И еще обучение языку и специальности бесплатное.
  Гость 24.02.2012 в 11:44:10   # 180549
Все детство провел в окружении всех национальностей, только все не казахи(немцы,поляки,украинцы и т.д.), были для меня русскими и я не предавал этому значения. Очень много хороших друзей было, двор был полон всегда, никто никого не боялся все были равны... Кстати все авторитеты двора были русские пацаны, которые впрягались за меня и моих дворовых если кто приходил к нам на разборы, хоть мы и казахи! Пришел капитализм-и всех разбросало по странам, городам и т.п. Скучаю по тому времени...Добрей Мы были!
  DuMoH 24.02.2012 в 11:51:21   # 180554
Хотя я и русский, Казахстан - моя родина и я её люблю, и если будет война, я буду воевать и защищать свою родину...
  Гость 24.02.2012 в 12:16:57   # 180562
Гость #180549, вот ты точно заметил! У нас во дворе жили казахи, корейцы, узбеки, но авторитетами тоже были русские пацаны, и также за нас казахов впрягались, если кто-то наезжал на нас.
  Dior 24.02.2012 в 12:58:34   # 180570
А вот у меня лично чемоданное настроение, т.к. не хочу жить в стране, где приезжим (в данном случае оралманам) почет и выдача подъемных с почетом? А скаких средств это идет? Конечно с налогов, а откуда налоги беруться? Конечно с моей заработной платы. Так тут и получается, что я работаю для того, вернее на того, что кто то приедет и получит жилье. Поэтому в 30% все и хотят отсюда уезжать.
А в целом согласен с
Quote:
alpha_portal 23.02.2012 в 18:18:04 #180412
Заценки
Дибилизм везде. В России просто можно затеряться в толпе. А здесь ходишь по улицам и не редко слышишь в след "орыс шшсг". Отношение понаехавших аульских к русскому населению однозначно негативное... да короче что тут говорить - всех русских с руководящих должностей по-выживали и продолжают прессенговать в этом направлении.
Вот наверное поэтому и уезжают, т.к. здесь высоко не поднимешься. Ну это одно из моих мнений.
  Desperado 24.02.2012 в 13:08:24   # 180572
Quote:
Поэтому в 30% все и хотят отсюда уезжать.
пиздешь!!! Цифра высосанная с пальца!!!! Ни я, ни мои близкие, ни мои знакомые НИ КТО не участвовал и не знает об этом опросе!!! КТО УЧАСТВОВАЛ В ЭТОМ ОПРОСЕ? Пишите в комментариях! Думаю это будет интересно не только мне.
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь