Историки: Казахские девушки никогда не носили хиджабы
Гость 12 Апреля 2016 в 14:29:58
По словам исследователей национальной одежды, казахские женщины и девушки никогда не носили хиджабы и чадру, а одевались свободно. Им нужно было выполнять тяжелую работу и удобно себя чувствовать в нашем климате.
О казахской национальной одежде написано множество исследований, передает Казинформ со ссылкой на слова первый заместитель директора Центрального Государственного музея РК в городе Алматы Бейбиткали Какабаева.
На фоне современных тенденций, когда большую популярность среди молодых девушек (а вместе с тем – и большие разногласия) получает ношение хиджабов, эта тема становится очень интересной.
Мы знаем из истории, что казахская народность, сложившаяся в конце XV - начале XVI веков, стала преемницей материальной и духовной культуры племён, когда-то обитавших на территории Казахстана. Это, конечно же, отразилось и на национальном костюме, в котором до наших дней сохранились элементы «звериного стиля» и прочих деталей культуры предков нынешних казахов.
«Вообще, костюм - это в первую очередь защита человеческого тела от внешних физических воздействий. Естественно, по мере развития общества костюм начал приобретать массу духовных, идеологических, социальных смысловых нагрузок. Костюмом определялась роль и место человека в обществе, его конфессиональная, возрастная принадлежность», - отмечает Какабаев.
По его словам, казахский женский костюм - это продукт синтетический, связанный с окружающей средой, деятельностью, духовными и физическими запросами.
Историк отметил, что в формировании именно казахского костюма большую роль сыграли резко-континентальный климат и кочевой образ жизни. Поэтому национальное одеяние казахов отличалось особым прагматизмом, как по применяемым материалам, так и по фасонам.
«Основная нагрузка по хозяйственной деятельности ложилась на женские плечи. Об этом пишут все исследователи казахского народа, естественно, при таком образе жизни невозможно было поддерживать канонические требования ислама. Казахские женщины и девушки не носили чадру, хиджаб и другие виды одежды, характерные для исламских стран», - утверждает Какабаев.
Он рассказывает, что одеяния казахских женщин всегда были украшены традиционными узорами и камнями. Камзолы и платья были слегка приталены.
Историк также подчеркнул, что из всего этого напрашивается вывод, что традиционно в казахском обществе женщина не носила предметы одежды, стесняющие движения и закрывающие лицо.
Специалист более подробно рассказал и об особенностях нарядов казахских женщин разного возраста и социального статуса.
Он отметил, что одежда девочек и мальчиков до определенного возраста не сильно отличалась.
«Уже с 5-6 лет девочки одевали уже более девчачьи наряды. Затем, по мере взросления, женский костюм только усложнялся», - говорит Какабаев.
По словам замдиректора музея, молодые девушки носили платья с оборками (қосетек) и шалбары (штаны). На голову одевали маленькую шапочку - такия, а более богатые могли себе позволить головной убор бөрік, который зачастую имел отделку из меха.
«Когда девушка выходила замуж, надевала особый головной убор - саукеле, который богато украшался камнями, металлическими вставками. После замужеста почти год молодая женщина носила жаулык и только после рождения детей она стала носить платки и кимешек, который повязывала сверху шылауышом», - рассказывает Какабаев.
По его словам, девушка до замужества не носила кимешек и одевалась довольно-таки свободно.
«Опять же, она ведь занималась хозяйством, и потому нужно было думать о практичности. Обувь в соответствии с эстетическими запросами была более изящной. Применялись ювелирные вставки даже в обуви, не говоря уже о всевозможных браслетах, украшения на голову - шолпы, шашбау», - говорит историк.
Он отметил, что в ювелирные изделия кроме эстетического смысла, закладывался и оберегательный. В разных регионах Казахстана по-разному украшали тот же самый саукеле, кимешек.
Также Какабаев рассказал, что до присоединения к России ткани закупались в Бухаре, привозились из Китая и Восточного Туркестана. Затем стали шить из российских тканей, как более доступных и дешевых.
http://www.inform.kz/
О казахской национальной одежде написано множество исследований, передает Казинформ со ссылкой на слова первый заместитель директора Центрального Государственного музея РК в городе Алматы Бейбиткали Какабаева.
На фоне современных тенденций, когда большую популярность среди молодых девушек (а вместе с тем – и большие разногласия) получает ношение хиджабов, эта тема становится очень интересной.
Мы знаем из истории, что казахская народность, сложившаяся в конце XV - начале XVI веков, стала преемницей материальной и духовной культуры племён, когда-то обитавших на территории Казахстана. Это, конечно же, отразилось и на национальном костюме, в котором до наших дней сохранились элементы «звериного стиля» и прочих деталей культуры предков нынешних казахов.
«Вообще, костюм - это в первую очередь защита человеческого тела от внешних физических воздействий. Естественно, по мере развития общества костюм начал приобретать массу духовных, идеологических, социальных смысловых нагрузок. Костюмом определялась роль и место человека в обществе, его конфессиональная, возрастная принадлежность», - отмечает Какабаев.
По его словам, казахский женский костюм - это продукт синтетический, связанный с окружающей средой, деятельностью, духовными и физическими запросами.
Историк отметил, что в формировании именно казахского костюма большую роль сыграли резко-континентальный климат и кочевой образ жизни. Поэтому национальное одеяние казахов отличалось особым прагматизмом, как по применяемым материалам, так и по фасонам.
«Основная нагрузка по хозяйственной деятельности ложилась на женские плечи. Об этом пишут все исследователи казахского народа, естественно, при таком образе жизни невозможно было поддерживать канонические требования ислама. Казахские женщины и девушки не носили чадру, хиджаб и другие виды одежды, характерные для исламских стран», - утверждает Какабаев.
Он рассказывает, что одеяния казахских женщин всегда были украшены традиционными узорами и камнями. Камзолы и платья были слегка приталены.
Историк также подчеркнул, что из всего этого напрашивается вывод, что традиционно в казахском обществе женщина не носила предметы одежды, стесняющие движения и закрывающие лицо.
Специалист более подробно рассказал и об особенностях нарядов казахских женщин разного возраста и социального статуса.
Он отметил, что одежда девочек и мальчиков до определенного возраста не сильно отличалась.
«Уже с 5-6 лет девочки одевали уже более девчачьи наряды. Затем, по мере взросления, женский костюм только усложнялся», - говорит Какабаев.
По словам замдиректора музея, молодые девушки носили платья с оборками (қосетек) и шалбары (штаны). На голову одевали маленькую шапочку - такия, а более богатые могли себе позволить головной убор бөрік, который зачастую имел отделку из меха.
«Когда девушка выходила замуж, надевала особый головной убор - саукеле, который богато украшался камнями, металлическими вставками. После замужеста почти год молодая женщина носила жаулык и только после рождения детей она стала носить платки и кимешек, который повязывала сверху шылауышом», - рассказывает Какабаев.
По его словам, девушка до замужества не носила кимешек и одевалась довольно-таки свободно.
«Опять же, она ведь занималась хозяйством, и потому нужно было думать о практичности. Обувь в соответствии с эстетическими запросами была более изящной. Применялись ювелирные вставки даже в обуви, не говоря уже о всевозможных браслетах, украшения на голову - шолпы, шашбау», - говорит историк.
Он отметил, что в ювелирные изделия кроме эстетического смысла, закладывался и оберегательный. В разных регионах Казахстана по-разному украшали тот же самый саукеле, кимешек.
Также Какабаев рассказал, что до присоединения к России ткани закупались в Бухаре, привозились из Китая и Восточного Туркестана. Затем стали шить из российских тканей, как более доступных и дешевых.
http://www.inform.kz/
|