Россия примет участие в крупнейшем тендере на поставку истребителей Бразилии, эксперты оценивают ее шансы очень высоко
admin 24 Июня 2008 в 09:19:21
Бразилия объявила о размораживании тендера на закупку многоцелевых истребителей нового поколения. Согласно программе F-X2, на вооружение ВВС страны предполагается принять 36 таких самолетов с последующим увеличением их численности до 120 машин. Обязательными условиями конкурса, в котором участвуют российские, французские, шведские и американские компании, являются передача части технологий и 100-процентная реинвестиция прибылей в бразильскую экономику.
По сообщениям бразильской прессы, в конкурсе примут участие ОАО «Компания «Сухой» с истребителем Су-35, концерн Eurofighter с истребителем EF-2000 Typhoon, а также самолеты Boeing F/A-18E/F, Dassault Rafale и Saab Gripen NG производства США, Франции и Швеции. В перспективе один из перечисленных выше истребителей придет на смену штурмовикам AMX совместного производства Италии и Бразилии, а также истребителям Northrop F-5BR и Dassault Mirage 2000C, состоящим на вооружении местных ВВС.
«Су-35 является фаворитом у местных военных, которые считают ее характеристики непревзойденными»
Напомним вкратце предысторию вопроса. Бразилия, имеющая развитую авиапромышленность, до недавнего времени обладала сверхзвуковыми боевыми самолетами только легкого класса: американскими F-5, поступившими на вооружение в начале 1970-х и французскими Mirage IIIBR, которые в основном решали задачи по защите воздушного пространства страны.
Ударная авиация бразильских ВВС (Forca Aerea Brasileira, FAB) представлена исключительно самолетами собственного производства: реактивными штурмовиками Embraer/Alenia AMX Scorpion и турбовинтовыми Embraer Tucano/Super Tucano.
До начала ХХ века эти силы считались достаточными и адекватными существующим военным угрозам, поскольку Бразилия – огромная страна, основные промышленные центры которой находятся вне радиуса действия ВВС любого соседнего государства.
Но в последние годы положение стало меняться: многие страны региона обзавелись современными истребителями со сравнительно большим радиусом действия или средствами дозаправки самолетов в полете – расстояния теперь не являются гарантированной защитой от воздушных атак.
Кроме того, в результате модернизации вооруженных сил, которые сейчас проводят государства Латинской Америки, дальности и огневой мощи легких машин для нанесения ударов по современным, хорошо защищенным военным объектам, расположенным, как правило, в глубине вражеской территории, уже не хватает. Кроме того, начал сказываться фактор морального старения авиатехники.
В изменившихся условиях в 2001 году FAB с разрешения правительства объявили тендер на закупку многофункциональных самолетов, способных, с одной стороны, противостоять самому современному воздушному противнику, а с другой, – выполнять функцию «длинной руки», обеспечивая и возможность нанесения авиаударов на большую глубину, ии длительное патрулирование весьма протяженных сухопутных и морских границ страны.
Кстати, состав участников первого конкурса был совершенно таким же, единственное что, бразильцам предлагались машины иных модификаций, например, компания «Сухой» выставила для участия истребители Су-30МК.
Однако для страны с оборонным бюджетом в 3,5 млрд долларов такая программа оказалась неподъемной. В 2003 году сроки тендера были увеличены, а в феврале 2004-го он был закрыт.
Вместо закупки новых самолетов бразильцы решили с помощью израильской фирмы Elbit модернизировать имеющиеся на вооружении американские истребители F-5BR по стандарту F-5EM (нужно заметить, программа развивается ни шатко ни валко: на сегодня FAB переданы 23 модернизированных самолета – половина из имеющихся).
На замену совершенно ветхим Mirage III в той же Франции были закуплены 12 подержанных, но более современных Mirage 2000C (производства середины 1980-х годов) по сходной цене в 50 млн долларов. Такие самолеты французы сейчас заменяют более современными истребителями Rafale.
Первые «Миражи-2000» поступили в страну в 2006 году. Не являясь в полной мере многофункциональными, французские самолеты неплохо показали себя как в истребительной, так и в ударной роли (последнее подтвердил боевой опыт индийских летчиков, сражавшихся на них в ходе нескольких локальных конфликтов с Пакистаном), однако местные военные понимают, что это временный выход.
Программа модернизации FAB была реанимирована президентом Лула да Силва в феврале 2008-го. Это стало возможно благодаря увеличению военного бюджета на следующий год почти вдвое – до 5,5 млрд долларов.
Как заявил Силва в мае, новая доктрина национальной безопасности страны предусматривает необходимость поддержания, как минимум, паритета, а по возможности и разумного превосходства в области вооружений с соседями. «Мы должны преодолеть последствия технологической деградации и отсутствия разумного стратегического планирования последних двух десятилетий», - уверен бразильский лидер.
Местные эксперты полагают, что такая щедрость бразильских законодателей, «подкинувших деньжат» военным, также объясняется напряженностью, возникшей в последнее время между Венесуэлой и Боливией – последняя поставляет Бразилии до 80% потребляемого страной природного газа.
При этом одна из старейших бразильских газет O Estado de Sao Paulo воспринимает угрозу венесуэльских Су-30 в случае возникновения в регионе военного конфликта достаточно серьезно: «Почему он (Чавес – Прим.) не захотел купить чисто оборонительные самолеты МиГ-29, а приобрел Су-30, обладающие огромным радиусом действия?». Общий смысл заметки таков: стране нужны такие же самолеты – и побольше!
Перед началом нового конкурса крупнейшая в стране консервативная газета O Globo составила собственный рейтинг фаворитов и аутсайдеров тендера.
По мнению экспертов, наименьшими шансами обладают европейский «Тайфун» и американский F-18: первый из за непомерно высокой цены, второй – из за нежелания американцев передавать кому-либо лицензии и технологии, что является немаловажным фактором в конкурсе.
Чуть лучше выглядит позиция шведского Grippen – аналогичные самолеты стали недавно поступать на вооружение Южноафриканских ВВС, где получили высокую оценку (особенно лестно южноафриканцы отзываются о качестве шведского сервисного обслуживания), а с этой страной Бразилия имеет тесные связи в области военно-технического сотрудничества. Однако самолет не является «лицензионно чистым» - в его конструкции применено достаточно много американских технологий, что также может сделать невозможным производства ряда важнейших узлов и агрегатов в стране.
Газета полагает, что лучшим вариантом для страны была бы закупка самолетов во Франции, учитывая опыт эксплуатации в стране французской авиатехники. Местные военные имели возможность познакомиться с Dassault Rafale поближе во время визита в Сан-Паулу авианосца Foch, истребительное авиакрыло которого оснащено палубным вариантом этого самолета. Бразильцы не ожидают каких-либо политических осложнений с передачей критически важных лицензий – большинство технологий «Рафаля» имеют французское происхождение, а у страны достаточно политической воли, чтобы противостоять возможному давлению США.
Су-35 рассматривается отдельно. Издание отмечает, что эта машина является фаворитом у местных военных, которые считают ее характеристики непревзойденными. При этом эксперты издания, кажется, не понимают разницы между тем Су-35, что предлагался на первый конкурс, и тем, что предлагается теперь. В 2001 году под этим обозначением скрывалась не более, чем модификация Су-30МК, тогда как сейчас это совершенно иной самолет, имеющий с предшественником не очень много общего, но ведущего преемственность от семейства истребителей Су-27/Су-30.
Как отмечает издание, опыт передачи технологий производства машин этого типа уже есть – ими располагает Индия. По мнению экспертов FAB, устроит и цена машины. Единственное, что останавливает бразильцев от выбора в пользу российского самолета – это отсутствие опыта работы с нашими предприятиями и пресловутое качество российской авионики.
Местные аналитики полагают, что лучшим вариантом было бы привлечение Индии как полноправного партнера к процессу производства современных истребителей в Латинской Америке. Эта страна имеет опыт как освоения российских технологий, так и сотрудничества с израильскими компаниями (в частности, той же Elbit, с которой сотрудничают и бразильцы) по интеграции их оборудования с российскими системами. Как считает O Globo, такой трехсторонний альянс способен в перспективе значительно потеснить на рынках авиапроизводителей из США и других западных стран, а также будет способствовать ускорению и удешевлению работ по истребителю пятого поколения за счет объединения научно-технических и производственных потенциалов нескольких стран.
По сообщениям бразильской прессы, в конкурсе примут участие ОАО «Компания «Сухой» с истребителем Су-35, концерн Eurofighter с истребителем EF-2000 Typhoon, а также самолеты Boeing F/A-18E/F, Dassault Rafale и Saab Gripen NG производства США, Франции и Швеции. В перспективе один из перечисленных выше истребителей придет на смену штурмовикам AMX совместного производства Италии и Бразилии, а также истребителям Northrop F-5BR и Dassault Mirage 2000C, состоящим на вооружении местных ВВС.
«Су-35 является фаворитом у местных военных, которые считают ее характеристики непревзойденными»
Напомним вкратце предысторию вопроса. Бразилия, имеющая развитую авиапромышленность, до недавнего времени обладала сверхзвуковыми боевыми самолетами только легкого класса: американскими F-5, поступившими на вооружение в начале 1970-х и французскими Mirage IIIBR, которые в основном решали задачи по защите воздушного пространства страны.
Ударная авиация бразильских ВВС (Forca Aerea Brasileira, FAB) представлена исключительно самолетами собственного производства: реактивными штурмовиками Embraer/Alenia AMX Scorpion и турбовинтовыми Embraer Tucano/Super Tucano.
До начала ХХ века эти силы считались достаточными и адекватными существующим военным угрозам, поскольку Бразилия – огромная страна, основные промышленные центры которой находятся вне радиуса действия ВВС любого соседнего государства.
Но в последние годы положение стало меняться: многие страны региона обзавелись современными истребителями со сравнительно большим радиусом действия или средствами дозаправки самолетов в полете – расстояния теперь не являются гарантированной защитой от воздушных атак.
Кроме того, в результате модернизации вооруженных сил, которые сейчас проводят государства Латинской Америки, дальности и огневой мощи легких машин для нанесения ударов по современным, хорошо защищенным военным объектам, расположенным, как правило, в глубине вражеской территории, уже не хватает. Кроме того, начал сказываться фактор морального старения авиатехники.
В изменившихся условиях в 2001 году FAB с разрешения правительства объявили тендер на закупку многофункциональных самолетов, способных, с одной стороны, противостоять самому современному воздушному противнику, а с другой, – выполнять функцию «длинной руки», обеспечивая и возможность нанесения авиаударов на большую глубину, ии длительное патрулирование весьма протяженных сухопутных и морских границ страны.
Кстати, состав участников первого конкурса был совершенно таким же, единственное что, бразильцам предлагались машины иных модификаций, например, компания «Сухой» выставила для участия истребители Су-30МК.
Однако для страны с оборонным бюджетом в 3,5 млрд долларов такая программа оказалась неподъемной. В 2003 году сроки тендера были увеличены, а в феврале 2004-го он был закрыт.
Вместо закупки новых самолетов бразильцы решили с помощью израильской фирмы Elbit модернизировать имеющиеся на вооружении американские истребители F-5BR по стандарту F-5EM (нужно заметить, программа развивается ни шатко ни валко: на сегодня FAB переданы 23 модернизированных самолета – половина из имеющихся).
На замену совершенно ветхим Mirage III в той же Франции были закуплены 12 подержанных, но более современных Mirage 2000C (производства середины 1980-х годов) по сходной цене в 50 млн долларов. Такие самолеты французы сейчас заменяют более современными истребителями Rafale.
Первые «Миражи-2000» поступили в страну в 2006 году. Не являясь в полной мере многофункциональными, французские самолеты неплохо показали себя как в истребительной, так и в ударной роли (последнее подтвердил боевой опыт индийских летчиков, сражавшихся на них в ходе нескольких локальных конфликтов с Пакистаном), однако местные военные понимают, что это временный выход.
Программа модернизации FAB была реанимирована президентом Лула да Силва в феврале 2008-го. Это стало возможно благодаря увеличению военного бюджета на следующий год почти вдвое – до 5,5 млрд долларов.
Как заявил Силва в мае, новая доктрина национальной безопасности страны предусматривает необходимость поддержания, как минимум, паритета, а по возможности и разумного превосходства в области вооружений с соседями. «Мы должны преодолеть последствия технологической деградации и отсутствия разумного стратегического планирования последних двух десятилетий», - уверен бразильский лидер.
Местные эксперты полагают, что такая щедрость бразильских законодателей, «подкинувших деньжат» военным, также объясняется напряженностью, возникшей в последнее время между Венесуэлой и Боливией – последняя поставляет Бразилии до 80% потребляемого страной природного газа.
При этом одна из старейших бразильских газет O Estado de Sao Paulo воспринимает угрозу венесуэльских Су-30 в случае возникновения в регионе военного конфликта достаточно серьезно: «Почему он (Чавес – Прим.) не захотел купить чисто оборонительные самолеты МиГ-29, а приобрел Су-30, обладающие огромным радиусом действия?». Общий смысл заметки таков: стране нужны такие же самолеты – и побольше!
Перед началом нового конкурса крупнейшая в стране консервативная газета O Globo составила собственный рейтинг фаворитов и аутсайдеров тендера.
По мнению экспертов, наименьшими шансами обладают европейский «Тайфун» и американский F-18: первый из за непомерно высокой цены, второй – из за нежелания американцев передавать кому-либо лицензии и технологии, что является немаловажным фактором в конкурсе.
Чуть лучше выглядит позиция шведского Grippen – аналогичные самолеты стали недавно поступать на вооружение Южноафриканских ВВС, где получили высокую оценку (особенно лестно южноафриканцы отзываются о качестве шведского сервисного обслуживания), а с этой страной Бразилия имеет тесные связи в области военно-технического сотрудничества. Однако самолет не является «лицензионно чистым» - в его конструкции применено достаточно много американских технологий, что также может сделать невозможным производства ряда важнейших узлов и агрегатов в стране.
Газета полагает, что лучшим вариантом для страны была бы закупка самолетов во Франции, учитывая опыт эксплуатации в стране французской авиатехники. Местные военные имели возможность познакомиться с Dassault Rafale поближе во время визита в Сан-Паулу авианосца Foch, истребительное авиакрыло которого оснащено палубным вариантом этого самолета. Бразильцы не ожидают каких-либо политических осложнений с передачей критически важных лицензий – большинство технологий «Рафаля» имеют французское происхождение, а у страны достаточно политической воли, чтобы противостоять возможному давлению США.
Су-35 рассматривается отдельно. Издание отмечает, что эта машина является фаворитом у местных военных, которые считают ее характеристики непревзойденными. При этом эксперты издания, кажется, не понимают разницы между тем Су-35, что предлагался на первый конкурс, и тем, что предлагается теперь. В 2001 году под этим обозначением скрывалась не более, чем модификация Су-30МК, тогда как сейчас это совершенно иной самолет, имеющий с предшественником не очень много общего, но ведущего преемственность от семейства истребителей Су-27/Су-30.
Как отмечает издание, опыт передачи технологий производства машин этого типа уже есть – ими располагает Индия. По мнению экспертов FAB, устроит и цена машины. Единственное, что останавливает бразильцев от выбора в пользу российского самолета – это отсутствие опыта работы с нашими предприятиями и пресловутое качество российской авионики.
Местные аналитики полагают, что лучшим вариантом было бы привлечение Индии как полноправного партнера к процессу производства современных истребителей в Латинской Америке. Эта страна имеет опыт как освоения российских технологий, так и сотрудничества с израильскими компаниями (в частности, той же Elbit, с которой сотрудничают и бразильцы) по интеграции их оборудования с российскими системами. Как считает O Globo, такой трехсторонний альянс способен в перспективе значительно потеснить на рынках авиапроизводителей из США и других западных стран, а также будет способствовать ускорению и удешевлению работ по истребителю пятого поколения за счет объединения научно-технических и производственных потенциалов нескольких стран.
|