Quote:
samlib.ru/s/skosarx_wjacheslaw_jurxewich/stremleniekbeskonechnomu2.shtml
15.01.2017 (14:27:52)
Плюс-минус Бесконечность
Размещен: 20/02/2015, изменен: 20/02/2015. 11k.
Эссе: Философия, Религия
Русский человек между "плюс бесконечностью" и "минус бесконечностью"
Плюс-минус Бесконечность. Между раем и адом
"Человек - это единственное существо во всех мирах, разрывающееся между раем и адом. Проследите за человеком на всех его путях, и вы увидите, что все его пути ведут или в рай или в ад. В человеке нет ничего, что не завершалось бы или раем или адом. Диапазон человеческих мыслей, человеческих чувств, человеческих настроений шире и ангельского, и диавольского. Шире диавольского, ибо человек может пасть ниже диавола; шире ангельского, ибо человек может достигнуть Бога. А это значит, что человеческое зло и добро беспредельны, вечны, ведь добро ведет человека в вечное царство добра, в рай, а зло - в вечное царство зла, в ад", - писал преподобный Иустин Попович, сербский богослов и мыслитель. "Человек - существо всегда вечное, хочет он того или нет. Через все, что ему свойственно, струится некая загадочная вечность... Человек никогда не может свести себя к конечному бытию, преходящему, смертному. Сколько бы он этого ни желал, человек не может совершить абсолютного самоубийства... самим своим существом человек осужден на бессмертие и вечность. Только эти бессмертие и вечность могут быть двоякими: добрыми или злыми, Божиими или диавольскими".
Размышляя над тайной человека, сотворенного по образу Божию, и обладающему бессмертием личности (потому что, бессмертен Первообраз), начинаешь догадываться о страшных для нашего обыденного сознания вещах. А именно: тщетны все надежды, что после физической смерти заканчивается ответственность за неправедно прожитую жизнь, и наступает небытие. Тщетны надежды, что грешник навсегда уснет и просто исчезнет как разумная личность, и не будет терпеть вечные муки ада. Ведь этим грешником могу быть и я...
Но страх благоговения охватывает душу, если пытаешься представить себе, что тебя ждет вечное бытие пред лицом Божиим. Что тебе предстоит вынести Его неприступный свет, и не опалиться! А если не вынесешь? А если этот неприступный свет обратится для тебя в огонь?...
"Человеку дана безмерная созидательная сила, сила созидать вечность, какую он желает. В этом и устрашающая величественность человеческого существа. В этом - проклятие и благословение. Дивно и страшно быть человеком, ведь человек по всему и во всем бессмертен и вечен. Вечен и телом, ибо и оно воскреснет в день Страшного Суда".
На земле человек живет между раем и адом. Чтобы он ни делал, ни говорил, ни думал, он переживает психические реальности: рай или ад - прежде всего психические реальности переживания добра и Бога или зла и диавола. "...Где Господь Христос, там и рай. Если человек желает ощутить и познать, что такое рай, тогда пусть исполнит душу евангельским добром, евангельскою любовью, евангельскою правдою... Там, где диавол, там и ад. Впереди диавола всегда поспешают грехи, а за ним - ад. Всякий грех оставляет зло в человеческой душе, образующее малый ад. Если человек умножает в себе грехи, приручает их, то его малый ад постепенно превращается во все больший и больший, пока не охватит всю душу". Жизнь земная такова, что сделанное добро или зло - это приготовление человека к вечности в Царстве вечного Божия добра или в царстве вечного диавольского зла.
Но, удивляют ни сколько эти размышления сербского святого о человеке вообще, сколько удивляют его мысли конкретно о русском человеке. Диапазон русской души - от "минус бесконечности" до "плюс бесконечности" - самый широкий из всех душ человеческих. Переживания добра или зла самые глубокие, делание добра или зла - самые значительные. Вот, что писал преподобный Иустин Попович: "Русская душа имеет свой рай и свой ад. Нет нигде более страшного ада и более дивного рая, чем в душе русской. Ни один человек не падает так глубоко, до крайнего зла, как русский человек; но в то же время и ни один человек не взмывает так высоко, до вершин, превышающих все вершины, как русский человек. История свидетельствует: русская душа мечется между чернейшим адом и самым светлым раем. Мне кажется, что русская душа из всех душ на земле имеет самый жуткий ад и самый чарующий рай. В драме русской души принимают участие не только все ангелы небесные, но и все бесы ада. Русская душа - это самое драматичное поприще, на котором беспощадно сражаются ангелы и демоны. За русскую душу ревниво борются миры, борются вечности, борются сам Бог и сам сатана".
Насколько же прав преподобный отец Иустин? Не преувеличение ли это?
Но если сопоставить некоторые факты, то вот что получается: русский человек освоил огромнейшие и сложнейшие территории Сибири и Дальнего Востока, интегрировал множество народов различных вероисповеданий и культур, сформировал вначале Российскую империю, а потом Советский Союз, добился лидерства в космических и ядерных технологиях, создал мощнейшие виды оружия. Русский человек Юрий Гагарин (читай - Сергей Королев) первым сделал прорыв за пределы биосферы - в холодный, безжизненный и сияющий Космос. Русский человек Михайло Ломоносов стал великим ученым-энциклопедистом и примером для всей нашей науки, прикладной и фундаментальной. Русский ученый Петр Капица сделал решительный прорыв в область квантовых явлений, открыв сверхтекучий гелий вблизи абсолютного нуля температур, далеко продвинув советскую экспериментальную и техническую физику. Русский человек Александр Суворов был блистательным полководцем, ни разу не проигравшим боя, и в 68-летнем возрасте вместе с армией успешно преодолевшим Альпы и вырвавшим победу у сильного противника. Русский адмирал - праведный воин Феодор Ушаков, который не только всегда побеждал противника, но который всегда старался и умел сохранить жизни простых матросов. Св. Феодор Ушаков закончил жизнь молитвой и благотворительностью. Русский человек пережил времена всенародной набожности и тотального безбожия, разрушал до основания и заново строил государство и культуру. Русский человек больше всех ответственен за распад Российской империи, а потом и за развал Советского Союза... Русский человек дал великих святых и страшных богоборцев, крупнейших ученых, мыслителей и свирепых бунтарей-революционеров.
Может быть, о. Георгий Флоровский имел полное право сказать, что: "История русской культуры - вся она в перебоях, в приступах, в отречениях или увлечениях, в разочарованиях, изменах, разрывах. Всего меньше в ней непосредственной цельности ...В самой народной душе противоречий и неувязок..." великое множество. У русской души есть особый дар, дар "всемирной отзывчивости", который есть "роковой и двусмысленный", потому что "повышенная чуткость и отзывчивость очень затрудняют творческое собирание души". "Издавна русская душа живет и пребывает во многих веках и возрастах сразу", потому что она мечтательна, податлива, она "теряется, сама себя теряет в этих переливах исторических впечатлений и переживаний", "не поспевает сама к себе возвращаться, слишком многое привлекает ее и развлекает, удерживает в инобытии". Богослов и историк, о. Георгий видит причину такого качества русской души не только в ее "природном дионисизме", пластичности и легкоплавкости (последствиях первородного греха), но и в последствиях исторических грехов - "в неверности и непостоянстве народной любви...". "Трагедия двоящейся любви" к 20-му столетию сгущается и, наконец, разряжается "в страшном и неистовом приступе красного безумства, богоборчества, богоотступничества и отпадения... Потому и вырваться из этого преисподнего смерча страстей можно только в покаянном бдении, в возвращении, собирании и трезвении души... Путь исхода лежит не через культуру или общественность, но через аскезу, через "внутреннюю пустыню" возвращающегося духа...", считает о. Георгий Флоровский.
Сказанное выше о русской душе, во многом справедливо для всех восточных славян, и отчасти - для всего этнического поля православной культуры на Руси. Начало же этой культуры - с эпохи Крещения Руси и близких к славянам по этничности народов. Ведь, начиная с тех времен, язычество древних славян и старая любовь ко греху не умерли, а ушли в историческое подполье, где "продолжалась своя уже потаенная жизнь, теперь двусмысленная и двоеверная", "в сущности, слагались две культуры: "дневная" и "ночная"...". Различие между этими культурами состоит в следующем: "..."дневная" культура была культурою духа и ума, это была и "умная" культура; а "ночная" культура есть область мечтания и воображения", отметил о. Георгий Флоровский. Уже тогда наши предки не были крепки и постоянны в любви ко Христу, взращивая в глубинах народного подсознания "ночную", потаенную жизнь души, "ночной" пласт культуры. Богослов и историк считал: "болезненность древнерусского развития можно усмотреть прежде всего в том, что "ночное" воображение слишком долго и слишком упорно укрывается и ускользает от "умного" испытания, поверки и очищения". И действительно, разве не развращенность нравов, ссоры, разве не борьба за власть князей погубили Киевскую Русь? А сколько "волхвов", ворожей, колдунов и "целителей" темного, "ночного" пласта культуры - врагов Христа - действовало во времена Киевской Руси, потом - Московского Царства, затем - атеистического СССР, и сколько еще их можно обнаружить в городах и селах наших! Они всегда были, они есть среди нас, и до сих пор души людские притягиваются "ночным" мечтанием и воображением в зловещие сети врага рода людского, врага Богочеловека Христа... Эта духовная наивность народа, одинаково ждущего добра как от Бога и Его Церкви, так и от магии "целителей", эта жизнь с двоеверием в душе сочеталась с каким-то равнодушием, наиболее проявившемся в бюрократии чиновничества. Огромного сословия чиновничества, обыкновенно равнодушного к своему народу, и чтившего Христа лишь устами, но не сердцем. Все это: двоеверие, равнодушие, богоотступничество - страшные плевелы, никак не искорененные...
Диапазон русской души - от "минус бесконечности" до "плюс бесконечности" - самый широкий из всех душ человеческих. Довольно уже сказано об аде русской души, нужно сказать и о рае. О том рае, который усилием берется, покаянным бдением, собиранием и трезвением души, аскезой. Вернемся к мыслям сербского богослова и мыслителя: "Что есть то, что составляет и представляет собою рай русской души? Рай русской души представляют и им являются богоносцы и христоносцы земли русской, русские святые, от святого князя Владимира и до патриарха Тихона Исповедника". До новомучеников и исповедников Церкви Русской и всех вновь прославленных святых! "Огромен, чудесен, беспределен рай русской души, ибо огромна, чудесна и беспредельна святость славных святителей земли русской. Всякий святой - это не что иное, как возвращенный рай... Где же рай русской души? Вот он... - во всяком подвижнике, во всяком мученике, во всяком праведнике земли русской. Дивен Бог во святых русских", - писал преподобный Иустин Попович.
Святая Русь пребывает среди нас, но скрыта от многих из нас... Только упорным, духовным трудом каждый из нас сможет приобщиться к раю русской души, к вхождению в нашу жизнь царствия Божия, и тем самым сможет уменьшить нестроения в мире, погасить конфликты и смягчить ожесточенные сердца.
(Примечание. Использованы цитаты из книг: "Преподобный Иустин (Попович). Философские пропасти. - 2-е изд., испр. М.: Изд. Совет Русской Православной Церкви, 2005. - 288 с.", "Протоиерей Георгий Флоровский. Пути русского богословия. Минск, Белорусская Православная Церковь: Харвест, 2006. - 608 с.")
Скосарь Вячеслав
Комментарии: 2, последний от 26/03/2015.
Размещен: 20/02/2015, изменен: 20/02/2015. 11k. Статистика.
Эссе: Философия, Религия