«Отменить талон на «законную» коррупцию»
dead 13 Марта 2008 в 14:13:03
В минувшую среду, 12 марта, в Алматы состоялась пресс-конференция представителей общественного объединения «Независимый Автомобильный Союз» Казахстана (ОО НАС), профсоюза работников автомобильного транспорта и автодорог и юриста Сергея Уткина, представляющего интересы НАСа, которые полагают, что отмена талонов к водительским удостоверениям ударит по коррупции в органах дорожной полиции.
Выступая на пресс-конференции, Сергей Уткин сделал анализ доводов ЗА и ПРОТИВ введения дополнительных талонов к водительскому удостоверению.
ХОРОШАЯ МИНА ПРИ…
По мнению Сергея Уткина сторонники введения талонов к водительским удостоверениям, выделяют три главных момента:
- вводится совокупный учет всех административных правонарушений, совершаемых каждым водителем, к которому получает доступ дорожный инспектор;
- водителю предоставляется возможность оплаты штрафа на месте, чтобы избежать очередей и потери времени в сберкассе, а также в дорожной полиции при «выкупе» водительского удостоверения;
- занесение в талон сведений о страховке, техосмотре и доверенностях избавит водителя от необходимости возить с собой дополнительные документы.
НА ВСЯКОГО МУДРЕЦА ДОВОЛЬНО ПРОСТОТЫ
Вышеизложенным доводам участники конференции противопоставляют свои аргументы:
1. Нет возражения против ведения базы данных по административным правонарушениям в отношении каждого водителя. Кстати, она существует уже давно, причем, безо всяких талонов. Поэтому в приказе МВД № 317 от 06.08.2006 г. говорится, что для получения талона наряду с заявлением и другими документами необходимо предоставить справку из административной практики о зарегистрированных нарушениях ПДД. Отражение же указанных данных предусмотрено в чипе водительского удостоверения нового образца наряду с иными сведениями о водителе ( Приказ Министра внутренних дел Республики Казахстан от 17 ноября 2005 года № 639 "О внесении изменений в приказ Министра внутренних дел Республики Казахстан от 27 ноября 2000 года № 644 "О введении новых образцов водительского удостоверения и свидетельства о регистрации транспортного средства").
2. Чтобы решить проблему с тратой времени и сил для «выкупа» водительских удостоверений, предлагается вообще снять с органов дорожной полиции функцию по обеспечению уплаты в бюджет штрафов за нарушения ПДД, передав ее фискальным органам. Тогда отпадет нужда в изъятии водительских удостоверений. Сведения обо всех наложенных взысканиях можно передавать в электронном виде в органы налоговой службы для автоматического разнесения по счетам налогоплательщиков. Для этого следует внести соответствующие поправки в законодательство, в т.ч. предусмотреть значительные финансовые санкции для уклоняющихся от добровольной оплаты штрафов. У налоговиков имеется опыт по взысканию задолженностей, в т.ч. по налогу на транспортные средства, у них имеются сведения обо всех банковских счетах и имуществе налогоплательщика, на которые они могут налагать арест и т.д.
3. Сведения о страховке, техосмотре и доверенностях также могут быть занесены в чип водительского удостоверения, рассуждения, о незащищенности которого вызывают лишь улыбку. Ведь вся защита – это программное обеспечение. Сегодня чипы водительских удостоверений пусты. Но при активации они будут прошиты соответствующей программой, и защита может быть сделана такой же, как на талонах.
КОРРУПЦИЯ, ОТКРОЙ ЛИЧИКО!
Представители НАСа полагают, что в лоббировании идеи введения дополнительных талонов содержится коррупционная составляющая. Которую они определяют по следующим признакам.
1. Частная компания, поставляющая талоны, оборудование и программное обеспечение, а также обеспечивающая их функционирование, выбрана без конкурса. Госзакупки были проведены способом запроса ценовых предложений. Этот способ согласно закону применяется лишь в том случае, когда у поставщика товары и услуги уже имеются в наличии, а для заказчика их подробная спецификация не имеет значения (только цена является решающим условием). В данном же случае спецификация также имела решающее значение, поскольку ранее подобные системы нигде не внедрялись, и ее необходимо было разработать непосредственно для нужд МВД.
Представитель АО «Kazakstan Processing Centre» заявил, что они занимались разработкой системы в течение 3-х лет, что еще раз подтверждает фиктивность процедуры выбора поставщика способом запроса ценовых предложений – МВД заранее готовило деньги и документы под определенного победителя.
Для возможности использования способа запроса ценовых предложений МВД искусственно разделило сумму годовой арендной платы по 16 областям, как будто каждая область должна была самостоятельно определять фирму-поставщика талонов, оборудования и программного обеспечения.
2. Стоимость программного обеспечения и оборудования, заявленная коммерческой структурой, оказалась существенно завышенной.
3. Решением органа государственной власти коммерческая структура получила возможность продавать талоны миллионам водителей по монопольной цене. Несмотря на заявление МВД о бесплатной выдаче всех талонов, в настоящее время вновь готовится решение о продаже талонов с так называемыми дополнительными функциями.
4. Для получения бесплатного талона специально введены бюрократические препоны (принятие заявлений через минимальное количество пунктов их приема с ограниченным временем работы, 30-дневный срок выдачи и т.д.), обеспечивающие водителям потерю времени и сил в очередях, тогда как за деньги талон можно приобрести всего за несколько минут.
5. Коммерческая структура получила возможность оказывать свои монопольные услуги за счет властного решения государственного органа без заключения договоров по монопольно устанавливаемым ценам и условиям.
6. На официальном государственном документе (талоне, являющемся приложением к водительскому удостоверению), содержится реклама частной юридической компании.
7. Все неоправданные расходы частной компании будут покрыты за счет государственного бюджета. Например, только на 2008 год для приобретения терминалов, программного обеспечения и т.п. для считывания информации с электронных водительских удостоверений выделено около $ 2,5 млн. При этом руководитель дорожной полиции уверяет, что терминалы для талонов и водительских удостоверений будут едиными. То есть, все б.у. оборудование и ПО, закупленное втридорога АО «Kazakstan Processing Centre», гарантированно будет выкуплено государством, для чего на 2009 и 2010 г.г. будут запланированы дополнительные суммы в государственном бюджете.
А ВОЗ И НЫНЕ ТАМ!
Участники пресс-конференции проинформировали, что НАС совместно с рядом известных общественных деятелей Казахстана ранее направляли соответствующее Обращение в Правительство, Мажилис и Сенат Парламента, Генеральную прокуратуру и Совет безопасности РК.
В данном Обращении отмечалось, что «недавнее постановление Правительства РК и приказы №105, №106 и №317 за 2007 год министра внутренних дел РК Б.Мухамеджанова о введении в стране талонов к водительскому удостоверению привело общественность Казахстана в негодование. Причин тому несколько.
Во-первых, выбор предприятия, которое должно заниматься этими талонами, состоялся без проведения тендера. Это наводит на мысль о коррупционной составляющей нововведения, которое практически должно дополнительно обогатить некую группу людей. Чтобы уклониться от конкурсных процедур, МВД общую сумму арендной платы (около 30 млн. тенге) искусственно раскидало по областным ДВД, и получилось у каждого менее 2000 МРП.
Однако разве могло быть такое, чтобы область самостоятельно выбирала систему выдачи и обслуживания талонов? Чтобы в каждой области были свои терминалы, программное обеспечение и т.п.? А злоупотребление частной компанией своим монопольным положением началось буквально сразу же – на талоне (официальном государственном документе) появилась реклама частной юридической фирмы! При этом нововведение с талонами, в конце концов, недешево обойдется государству, а значит, казахстанскому налогоплательщику. На реализацию этого проекта уже требуется около 3 миллиардов тенге, а в будущем эта цифра может и увеличиться.
Во-вторых, не очень понятно, для чего нужен новый документ, если все необходимые данные уже есть в водительских удостоверениях нового образца с чипами (приказ № 639 министра внутренних дел от 17 ноября 2005 года). Не проще ли довести до конца акцию по обмену старых удостоверений на новые, не создавая дополнительных и ненужных трудностей водителям? Тем более, что Планом мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения в РК на 2008-2010 г.г. (п.3.8), утвержденным постановлением Правительства РК от 11.12.2007 г. № 1213, на 2008 г. предусмотрено почти 300 млн. тенге на приобретение мобильных терминалов, разработку программного обеспечения и т.п. для считывания информации с электронного водительского удостоверения.
МВД также заверяет, что мобильный терминал для талонов и водительских удостоверений будет единым. Так зачем тогда нужен договор на аренду оборудования с частной компанией, если за бюджетные средства оно все равно будет приобретаться? Если на 2009 и 2010 годы в бюджете будут заложены дополнительные средства на обслуживание электронного водительского удостоверения? Или это вновь коррупционная схема, заведомо предусматривающая выкуп оборудования у частной фирмы, определенной без конкурса?
В-третьих, новые талоны открывают неограниченный простор для «беспредела» нечистых на руку сотрудников дорожной полиции. Ведь введение электронных данных в талон производит инспектор самостоятельно, он может записать любое нарушение, может указать, что водитель был с ним согласен или отказался от подписи в протоколе. И никакая квитанция о произведенных отметках в талоне – водителю выдаваться не будет, поэтому он может вообще не знать, что на самом деле занес ему инспектор. То есть, электронный талон существенно увеличивает зависимость водителей от недобросовестных инспекторов-вымогателей.
В-четвертых, введение электронных талонов не учитывает народную смекалку наших водителей, которые могут доступными способами вывести талон из рабочего состояния (например, поместить его на несколько секунд в микроволновую печь, капнуть на чип каким-нибудь раствором, нанести иглой почти невидимое механическое повреждение и т.д.). В результате, у тысяч водителей талоны начнут выходить из строя, МВД придется бесконечно их менять (бесплатно), водители будут делать круглые глаза, не понимая, почему они не работают, и вся идея с их введением провалится сама собой…
Дело работников дорожной полиции – заниматься профилактикой нарушений правил дорожного движения, а не организацией сбора штрафов. Например, МВД могло продумать механизм передачи информации о вступивших в силу решениях по штрафам в органы налоговой службы для ее занесения на счета налогоплательщиков. И предложить законодательный механизм приравнивания штрафов к налоговой задолженности, чтобы взысканием занимались фискальные органы. Сегодня же органы МВД приступили к внедрению платежной системы, предварительно не согласовав условия с банковским сообществом. Поэтому никто в стране не представляет, каким образом будут проходить оплаты через талон. Нужно ли всем водителям дополнительно заключать договора банковского счета и т.д.
И, наконец, согласно информации министерства юстиции РК, приказ министра внутренних дел Б.Мухамеджанова №106 (согласно которому талоны вводятся с 1 июля 2008 года) не зарегистрирован в Минюсте и не имеет юридической силы. Следовательно, в силе остается приказ №105 от 15 марта 2007 года, по которому талоны действуют с 1 декабря 2007 года. Таким образом, из-за халатности (или намеренных действий?) руководства МВД все казахстанские водители в данном случае уже являются нарушителями ПДД.
Исходя из вышеизложенного, просим Вас принять меры по отмене введения в Казахстане дополнительных талонов к водительскому удостоверению».
Однако, несмотря на данное Обращение, воз, как говорится, и поныне там!
ИЩУ ПРАВОСУДИЕ!
Сергей Уткин полагает, что дополнительные талоны к водительским удостоверениям есть своего рода попытка определенных заинтересованных кругов внедрить своего рода «законную» коррупцию и поэтому решительно настроен на то, чтобы добиться отмены их введения. «Надо отменить талон на «законную» коррупцию», - иронично отметил Уткин. Вместе с тем он понимает, что в лоббирование идеи введения этих талонов включились столь значительные силы, что перебороть их будет очень и очень трудно. Однако, упорный правдоискатель не склонен сдаваться раньше времени и намерен бороться до конца. А конец борьбы у юриста – в суде!
- Если все эти наши действия не принесут должных результатов, то мы не исключаем обращения в судебные органы, - сказал в этой связи Сергей Уткин.
Итак, последняя надежда юриста – на казахстанский суд! Самый справедливый в мире!? Помнится, был один древний чудак-грек, который днем с зажженным факелом искал ЧЕЛОВЕКА! Может быть и Сергею Уткину следует вооружиться подобным факелом и направиться в судебные органы, чтобы там… Попытаться найти ПРАВОСУДИЕ!?
Эльмира Жумашева, www.geokz.tv
Выступая на пресс-конференции, Сергей Уткин сделал анализ доводов ЗА и ПРОТИВ введения дополнительных талонов к водительскому удостоверению.
ХОРОШАЯ МИНА ПРИ…
По мнению Сергея Уткина сторонники введения талонов к водительским удостоверениям, выделяют три главных момента:
- вводится совокупный учет всех административных правонарушений, совершаемых каждым водителем, к которому получает доступ дорожный инспектор;
- водителю предоставляется возможность оплаты штрафа на месте, чтобы избежать очередей и потери времени в сберкассе, а также в дорожной полиции при «выкупе» водительского удостоверения;
- занесение в талон сведений о страховке, техосмотре и доверенностях избавит водителя от необходимости возить с собой дополнительные документы.
НА ВСЯКОГО МУДРЕЦА ДОВОЛЬНО ПРОСТОТЫ
Вышеизложенным доводам участники конференции противопоставляют свои аргументы:
1. Нет возражения против ведения базы данных по административным правонарушениям в отношении каждого водителя. Кстати, она существует уже давно, причем, безо всяких талонов. Поэтому в приказе МВД № 317 от 06.08.2006 г. говорится, что для получения талона наряду с заявлением и другими документами необходимо предоставить справку из административной практики о зарегистрированных нарушениях ПДД. Отражение же указанных данных предусмотрено в чипе водительского удостоверения нового образца наряду с иными сведениями о водителе ( Приказ Министра внутренних дел Республики Казахстан от 17 ноября 2005 года № 639 "О внесении изменений в приказ Министра внутренних дел Республики Казахстан от 27 ноября 2000 года № 644 "О введении новых образцов водительского удостоверения и свидетельства о регистрации транспортного средства").
2. Чтобы решить проблему с тратой времени и сил для «выкупа» водительских удостоверений, предлагается вообще снять с органов дорожной полиции функцию по обеспечению уплаты в бюджет штрафов за нарушения ПДД, передав ее фискальным органам. Тогда отпадет нужда в изъятии водительских удостоверений. Сведения обо всех наложенных взысканиях можно передавать в электронном виде в органы налоговой службы для автоматического разнесения по счетам налогоплательщиков. Для этого следует внести соответствующие поправки в законодательство, в т.ч. предусмотреть значительные финансовые санкции для уклоняющихся от добровольной оплаты штрафов. У налоговиков имеется опыт по взысканию задолженностей, в т.ч. по налогу на транспортные средства, у них имеются сведения обо всех банковских счетах и имуществе налогоплательщика, на которые они могут налагать арест и т.д.
3. Сведения о страховке, техосмотре и доверенностях также могут быть занесены в чип водительского удостоверения, рассуждения, о незащищенности которого вызывают лишь улыбку. Ведь вся защита – это программное обеспечение. Сегодня чипы водительских удостоверений пусты. Но при активации они будут прошиты соответствующей программой, и защита может быть сделана такой же, как на талонах.
КОРРУПЦИЯ, ОТКРОЙ ЛИЧИКО!
Представители НАСа полагают, что в лоббировании идеи введения дополнительных талонов содержится коррупционная составляющая. Которую они определяют по следующим признакам.
1. Частная компания, поставляющая талоны, оборудование и программное обеспечение, а также обеспечивающая их функционирование, выбрана без конкурса. Госзакупки были проведены способом запроса ценовых предложений. Этот способ согласно закону применяется лишь в том случае, когда у поставщика товары и услуги уже имеются в наличии, а для заказчика их подробная спецификация не имеет значения (только цена является решающим условием). В данном же случае спецификация также имела решающее значение, поскольку ранее подобные системы нигде не внедрялись, и ее необходимо было разработать непосредственно для нужд МВД.
Представитель АО «Kazakstan Processing Centre» заявил, что они занимались разработкой системы в течение 3-х лет, что еще раз подтверждает фиктивность процедуры выбора поставщика способом запроса ценовых предложений – МВД заранее готовило деньги и документы под определенного победителя.
Для возможности использования способа запроса ценовых предложений МВД искусственно разделило сумму годовой арендной платы по 16 областям, как будто каждая область должна была самостоятельно определять фирму-поставщика талонов, оборудования и программного обеспечения.
2. Стоимость программного обеспечения и оборудования, заявленная коммерческой структурой, оказалась существенно завышенной.
3. Решением органа государственной власти коммерческая структура получила возможность продавать талоны миллионам водителей по монопольной цене. Несмотря на заявление МВД о бесплатной выдаче всех талонов, в настоящее время вновь готовится решение о продаже талонов с так называемыми дополнительными функциями.
4. Для получения бесплатного талона специально введены бюрократические препоны (принятие заявлений через минимальное количество пунктов их приема с ограниченным временем работы, 30-дневный срок выдачи и т.д.), обеспечивающие водителям потерю времени и сил в очередях, тогда как за деньги талон можно приобрести всего за несколько минут.
5. Коммерческая структура получила возможность оказывать свои монопольные услуги за счет властного решения государственного органа без заключения договоров по монопольно устанавливаемым ценам и условиям.
6. На официальном государственном документе (талоне, являющемся приложением к водительскому удостоверению), содержится реклама частной юридической компании.
7. Все неоправданные расходы частной компании будут покрыты за счет государственного бюджета. Например, только на 2008 год для приобретения терминалов, программного обеспечения и т.п. для считывания информации с электронных водительских удостоверений выделено около $ 2,5 млн. При этом руководитель дорожной полиции уверяет, что терминалы для талонов и водительских удостоверений будут едиными. То есть, все б.у. оборудование и ПО, закупленное втридорога АО «Kazakstan Processing Centre», гарантированно будет выкуплено государством, для чего на 2009 и 2010 г.г. будут запланированы дополнительные суммы в государственном бюджете.
А ВОЗ И НЫНЕ ТАМ!
Участники пресс-конференции проинформировали, что НАС совместно с рядом известных общественных деятелей Казахстана ранее направляли соответствующее Обращение в Правительство, Мажилис и Сенат Парламента, Генеральную прокуратуру и Совет безопасности РК.
В данном Обращении отмечалось, что «недавнее постановление Правительства РК и приказы №105, №106 и №317 за 2007 год министра внутренних дел РК Б.Мухамеджанова о введении в стране талонов к водительскому удостоверению привело общественность Казахстана в негодование. Причин тому несколько.
Во-первых, выбор предприятия, которое должно заниматься этими талонами, состоялся без проведения тендера. Это наводит на мысль о коррупционной составляющей нововведения, которое практически должно дополнительно обогатить некую группу людей. Чтобы уклониться от конкурсных процедур, МВД общую сумму арендной платы (около 30 млн. тенге) искусственно раскидало по областным ДВД, и получилось у каждого менее 2000 МРП.
Однако разве могло быть такое, чтобы область самостоятельно выбирала систему выдачи и обслуживания талонов? Чтобы в каждой области были свои терминалы, программное обеспечение и т.п.? А злоупотребление частной компанией своим монопольным положением началось буквально сразу же – на талоне (официальном государственном документе) появилась реклама частной юридической фирмы! При этом нововведение с талонами, в конце концов, недешево обойдется государству, а значит, казахстанскому налогоплательщику. На реализацию этого проекта уже требуется около 3 миллиардов тенге, а в будущем эта цифра может и увеличиться.
Во-вторых, не очень понятно, для чего нужен новый документ, если все необходимые данные уже есть в водительских удостоверениях нового образца с чипами (приказ № 639 министра внутренних дел от 17 ноября 2005 года). Не проще ли довести до конца акцию по обмену старых удостоверений на новые, не создавая дополнительных и ненужных трудностей водителям? Тем более, что Планом мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения в РК на 2008-2010 г.г. (п.3.8), утвержденным постановлением Правительства РК от 11.12.2007 г. № 1213, на 2008 г. предусмотрено почти 300 млн. тенге на приобретение мобильных терминалов, разработку программного обеспечения и т.п. для считывания информации с электронного водительского удостоверения.
МВД также заверяет, что мобильный терминал для талонов и водительских удостоверений будет единым. Так зачем тогда нужен договор на аренду оборудования с частной компанией, если за бюджетные средства оно все равно будет приобретаться? Если на 2009 и 2010 годы в бюджете будут заложены дополнительные средства на обслуживание электронного водительского удостоверения? Или это вновь коррупционная схема, заведомо предусматривающая выкуп оборудования у частной фирмы, определенной без конкурса?
В-третьих, новые талоны открывают неограниченный простор для «беспредела» нечистых на руку сотрудников дорожной полиции. Ведь введение электронных данных в талон производит инспектор самостоятельно, он может записать любое нарушение, может указать, что водитель был с ним согласен или отказался от подписи в протоколе. И никакая квитанция о произведенных отметках в талоне – водителю выдаваться не будет, поэтому он может вообще не знать, что на самом деле занес ему инспектор. То есть, электронный талон существенно увеличивает зависимость водителей от недобросовестных инспекторов-вымогателей.
В-четвертых, введение электронных талонов не учитывает народную смекалку наших водителей, которые могут доступными способами вывести талон из рабочего состояния (например, поместить его на несколько секунд в микроволновую печь, капнуть на чип каким-нибудь раствором, нанести иглой почти невидимое механическое повреждение и т.д.). В результате, у тысяч водителей талоны начнут выходить из строя, МВД придется бесконечно их менять (бесплатно), водители будут делать круглые глаза, не понимая, почему они не работают, и вся идея с их введением провалится сама собой…
Дело работников дорожной полиции – заниматься профилактикой нарушений правил дорожного движения, а не организацией сбора штрафов. Например, МВД могло продумать механизм передачи информации о вступивших в силу решениях по штрафам в органы налоговой службы для ее занесения на счета налогоплательщиков. И предложить законодательный механизм приравнивания штрафов к налоговой задолженности, чтобы взысканием занимались фискальные органы. Сегодня же органы МВД приступили к внедрению платежной системы, предварительно не согласовав условия с банковским сообществом. Поэтому никто в стране не представляет, каким образом будут проходить оплаты через талон. Нужно ли всем водителям дополнительно заключать договора банковского счета и т.д.
И, наконец, согласно информации министерства юстиции РК, приказ министра внутренних дел Б.Мухамеджанова №106 (согласно которому талоны вводятся с 1 июля 2008 года) не зарегистрирован в Минюсте и не имеет юридической силы. Следовательно, в силе остается приказ №105 от 15 марта 2007 года, по которому талоны действуют с 1 декабря 2007 года. Таким образом, из-за халатности (или намеренных действий?) руководства МВД все казахстанские водители в данном случае уже являются нарушителями ПДД.
Исходя из вышеизложенного, просим Вас принять меры по отмене введения в Казахстане дополнительных талонов к водительскому удостоверению».
Однако, несмотря на данное Обращение, воз, как говорится, и поныне там!
ИЩУ ПРАВОСУДИЕ!
Сергей Уткин полагает, что дополнительные талоны к водительским удостоверениям есть своего рода попытка определенных заинтересованных кругов внедрить своего рода «законную» коррупцию и поэтому решительно настроен на то, чтобы добиться отмены их введения. «Надо отменить талон на «законную» коррупцию», - иронично отметил Уткин. Вместе с тем он понимает, что в лоббирование идеи введения этих талонов включились столь значительные силы, что перебороть их будет очень и очень трудно. Однако, упорный правдоискатель не склонен сдаваться раньше времени и намерен бороться до конца. А конец борьбы у юриста – в суде!
- Если все эти наши действия не принесут должных результатов, то мы не исключаем обращения в судебные органы, - сказал в этой связи Сергей Уткин.
Итак, последняя надежда юриста – на казахстанский суд! Самый справедливый в мире!? Помнится, был один древний чудак-грек, который днем с зажженным факелом искал ЧЕЛОВЕКА! Может быть и Сергею Уткину следует вооружиться подобным факелом и направиться в судебные органы, чтобы там… Попытаться найти ПРАВОСУДИЕ!?
Эльмира Жумашева, www.geokz.tv
|