Разрушительная сила упрека

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
danilov 29 Мая 2017 в 16:38:47
Замечаете ли вы как много людей разговаривает на языке упреков и обесценивания? Я думаю это уже стало почти нормой общения. Многие люди почти не замечают, как упрекают других. И конечно это вызывает ответную агрессию. Иногда мы говорим о таких ситуациях проскочившего упрека как о конфликте, возникшем на ровном месте. Дело в том, что когда упреки стали нормой или привычкой, их очень сложно идентифицировать как косвенную агрессию.

Но именно упреки– есть форма психоэмоционального насилия одного над другим. И многие семьи погрязли в подобном скрытом от сознания эмоциональном насилии, воспитывают в этом насилии своих детей, общаются на этом языке на работе, с друзьями и просто знакомыми. И эта форма общения передается как единственно возможная форма общения в социуме из поколения в поколение.

Так что же такое упрек? Это высказанное обвинение и неодобрение, которое естественно у того, кому оно высказано, вызывает чувство вины и желание обороняться и защищаться от захлестывающей волны вины. Естественно человек начинает так же защищаться, упрекая в ответ. Получается игра в пинг- понг, мячиком в которой служит чувство вины. Отношения окрашенные чувством вины становятся токсичны и невыносимы. Они лишают свободы выбора обоих партнеров. Так как всегда есть страх быть виноватым и все действия и слова в таких отношениях направлены на избегание попадания в чувство вины.
Как распознать упрек?

Он всегда выглядит как «Ты- сообщение»: « Ты сделал опять что-то не то и не так.. Ты поступил плохо.. Ты неправильно это делаешь». Это всегда суждение с позиции: «Я оцениваю твои действия как плохие». Но я не говорю о себе и своем отношении к твоим действиям, а я говорю о тебе и я тебя осуждаю.

Если вот так общаться длительное время на языке упреков, то такие отношения в результате приходят к печальному концу. И не важно развелись партнеры или нет. Просто отношения становятся враждебными и токсичными. В таких отношениях и тело может заболеть серьезным заболеванием и измены нередкий случай и прочие драматические ситуации.

Чем заменить упрек?
За упреком всегда стоит неудовлетворенное желание, потребность упрекающего. То есть он что-то хочет попросить , но выбирает для этого форму упрека, ту форму , к которой он привык в процессе своего развития и к которой его приучили его родители. Дело в том, что родители порой не знают , как сделать ребенка удобным и послушным и часто манипулируют именно на чувстве вины. А ведь виноватым, как мы знаем, легче управлять. И вот вырастает такой ребенок и оказывается нет у него больше другого языка кроме упрека, да и сам он оказывается чувствителен лишь к упрекам. Поскольку за упреком стоит потребность , то его можно заменить на просьбу.
Альтернативой упреку является просьба.

Просьба это всегда «Я-сообщение». Если мне что-то не нравится в твоем поведении, то у меня всегда есть выбор как тебе это сказать: либо «ты плохой», либо «я расстроена и мне это не нравится и я прошу тебя вот так со мной больше не поступать или я прошу тебя вот так со мной разговаривать.» Заметьте, что в «Я-сообщении» нет упрека, а следовательно вы не включаете у партнера защитную агрессию, не попадаете в его чувство вины. Есть для вас разница в высказывании: «Ты меня испугал» и «Я испугалась, не делай так больше, меня это пугает». Одно и то же но сказано по-разному. Первое – это упрек и «ты- сообщение», а второе – это «я-сообщение» и просьба. Так вот если вы попробуете каждый свой упрек превращать в просьбу, то ваши отношения перестанут разрушаться дальше и разрушать ваше здоровье.

Кстати «Ты меня упрекаешь» - это упрек тоже, а «Я это слышу как упрек, пожалуйста переведи это в просьбу» - это уже не упрек , а просьба.

Еще об одном хотелось бы сказать в связи с просьбой.
Однажды я вот так работала в паре с партнером над тем, чтобы перестать упрекать друг друга. И заметила, как превратно может быть понята просьба. Просьба – это то, что предполагает и согласие, и отказ. Об этом не стоит забывать, когда вы просите.

Упрек он не предполагает отказа, так как за отказом всегда будет настигать вина. В упреке нет права на отказ и нет свободы выбора. Так вот, просьбу главное не превратить в насилие. Если вам уже сказали «нет», то оставьте человека в покое. Право на « нет» есть у всех людей и у вас в том числе. Если вы продолжаете настаивать в своей просьбе на выполнении вашего желания партнером, то вы уже переходите к насилию. По сути мы упрекаем только потому, чтобы лишить другого человека права отказать нам.
Упрек превращает любые отношения в рабство.

Автор Латуненко Юлия
Комментарии, по рейтингу, по дате
  Desperado 29.05.2017 в 17:20:04   # 607189
Согласен. Моя жена так любит разговаривать в тоне "упрека". Часто хаваемся с ней из за этого. Бить не хочется. Но, если и дальше так пойдет, то наверное придется... Надо ей эту статью показать! Может что и измениться.
  Manitu 29.05.2017 в 17:21:26   # 607191
Ребята, давайте жить дружно! (Леопольд)
  Рамзес 29.05.2017 в 18:01:28   # 607210
Упрек упреку рознь,это как замечание и осуждение.Че вас то пробило на философию ?
  ЛиКа 29.05.2017 в 18:19:48   # 607220
хорошая статья!!! есть над чем задуматься
  Zhycie est 29.05.2017 в 19:05:50   # 607241
Цитата: Desperado от 29.05.2017 17:20:04
Согласен. Моя жена так любит разговаривать в тоне "упрека". Часто хаваемся с ней из за этого. Бить не хочется. Но, если и дальше так пойдет, то наверное придется... Надо ей эту статью показать! Может что и измениться.

Вы же цивилизованные люди, зачем бить, она вам во сне яйца отрежет. Разводитесь, если не можете ужиться.
  Sidorov 29.05.2017 в 20:55:58   # 607269
Сила СЛОВА такова, что может изменить реальность.
Например:
При СССР на всех теле КАНАЛАХ страны было:"Как хорошо в стране советской жить", человек человеку друг, труд мир май и люди были жизнерадостные и спокойные за завтрашний день.

Но после 1991года все изменилось, все теле КАНАЛЫ стран СНГ стали выливать ПОТОКИ ненависти, агрессии на своих граждан -человек человеку волк, как страшно жить, кругом враги и прочее.

Стоит ли уточнять, что люди вкушавшие из этих ИСТОЧНИКОВ, изменились внутренне(духовно) -за примерами далеко ходить не надо.
И ничего человек с этим поделать не может, т.к. противостоять информационному воздействию(духовная пища) может лишь сильный Духом человек. Такова сила духовной пищи.
Поэтому лозунг "Взять почту, телефон, телеграф"=СМИ будет актуальным всегда.
Не зря наши предки советовали игнорировать непроверенные ИСТОЧНИКИ -козлом стать можно! 
  Mikado 29.05.2017 в 21:25:43   # 607272
Цитата: Desperado от 29.05.2017 17:20:04
Согласен. Моя жена так любит разговаривать в тоне "упрека". Часто хаваемся с ней из за этого. Бить не хочется. Но, если и дальше так пойдет, то наверное придется... Надо ей эту статью показать! Может что и измениться.



  Mikado 29.05.2017 в 21:28:49   # 607273
Цитата: Zhycie est от 29.05.2017 19:05:50
Вы же цивилизованные люди, зачем бить, она вам во сне яйца отрежет. Разводитесь, если не можете ужиться.



  Zoggyla 30.05.2017 в 08:59:24   # 607359
Упреки тонизируют.
  Desperado 30.05.2017 в 09:20:34   # 607368
Цитата: Zhycie est от 29.05.2017 19:05:50
Цитата: Desperado от 29.05.2017 17:20:04
Согласен. Моя жена так любит разговаривать в тоне "упрека". Часто хаваемся с ней из за этого. Бить не хочется. Но, если и дальше так пойдет, то наверное придется... Надо ей эту статью показать! Может что и измениться.

Вы же цивилизованные люди, зачем бить, она вам во сне яйца отрежет. Разводитесь, если не можете ужиться.
Зачем так радикально то? Развестись много ума не надо! Гораздо сложнее сохранить семью. У нас в целом все хорошо, просто бывают женские "заскоки".
  m-a-x-a-t 30.05.2017 в 09:35:13   # 607372
баланс надо держать - упрек/похвала
  Joni94 30.05.2017 в 10:22:02   # 607389
Насилие ?! Вот если я со злостью избиваю человека, не давая ему право на защиту или ответный удар, не имея никаких причин, это называется НАСИЛИЕ. По напридумывали: "моральное насилие", "душевные раны". А молодежь потом с ума сходит и тонет во вседозволенности, списывая свою вину на "тяжелое прошлое" или "душевная рана". Давайте весь мир определим в "дурку" и пусть лечатся . . .
  Zoggyla 30.05.2017 в 10:23:15   # 607391
Цитата: Joni94 от 30.05.2017 10:22:02
Насилие ?! Вот если я со злостью избиваю человека, не давая ему право на защиту или ответный удар, не имея никаких причин, это называется НАСИЛИЕ. По напридумывали: "моральное насилие", "душевные раны". А молодежь потом с ума сходит и тонет во вседозволенности, списывая свою вину на "тяжелое прошлое" или "душевная рана". Давайте весь мир определим в "дурку" и пусть лечатся . . .
Так весь мир и есть - дурка! Определились уже.
  Zhycie est 30.05.2017 в 15:05:59   # 607454
Desperado, так и бить ума не надо. Сколько семей распадается не в ЗАГсах, а вот так - один в гроб, другой на нары. Если же вы оба в состоянии мирно договориться, так совет вам да любовь.
  Денис222 30.05.2017 в 19:35:08   # 607529
Как бы то ни было, девочек бить не надо! Только шлепать!
  Максимыч 30.05.2017 в 19:41:03   # 607530
  Денис222 30.05.2017 в 19:53:17   # 607534
  Stalker77 16.10.2017 в 07:27:29   # 637230
П.с. Жене и родителям всё можно простить, а детям и подавно.Только закурить вот хочется иногда,а не куришь, пить,тоже не пьешь.Одна отрада книги. Люблю рассказы Сетон Томпсона о животных, любимый рассказ про щенка по имени Чинк. А в волке мне нравится отношение к семейным ценностям.
  Stalker77 16.10.2017 в 08:02:53   # 637231
Цитата: Zhycie est от 30.05.2017 15:05:59
Desperado, так и бить ума не надо. Сколько семей распадается не в ЗАГсах, а вот так - один в гроб, другой на нары. Если же вы оба в состоянии мирно договориться, так совет вам да любовь.
Зачем бить ту от которой зависит благополучие твоей семьи ,ради которой ты и живешь.Цветы дарить можно.
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь