Об оценках влияния мирового финансового кризиса на банковско-финансовую систему Казахстана
admin 10 Ноября 2008 в 10:24:12
Сохранявшиеся в последние годы высокие цены на нефть и металлы, составляющие 90% всего экспорта РК, обуславливают высокую зависимость Астаны от конъюнктуры мирового рынка. Ситуация еще более усугубилась ввиду высокого уровня внешней задолженности (по состоянию на 1 января с.г.) - 103.9 млрд. долл.: гособязательства составляют 8 млрд., долги банков и предприятий превышают 95 млрд. долл., что составляет почти 100% к ВВП страны на тот же период.
При этом, ЗВР РК, включая валовые резервы НБ и средства, аккумулированные в т.н. Национальном фонде, на 1 января т.г. составили $38 млрд. 438 млн., из них Нацфонда - $21 млрд. 45 млн.
Эксперты обращают внимание на то, что по итогам 2007г., несмотря на сверхвысокие цены на нефть и металлы, дефицит текущего платежного баланса Казахстана составил $7,2 млрд. Согласно прогнозам, по итогам 2009г. данный показатель составит $4.9 млрд.
Системный кризис экономики дал о себе знать, прежде всего, в строительной сфере. Последние годы строительство развивалось за счет массированного кредитования со стороны казахских банков второго уровня, которые, в свою очередь, занимались активным внешним заимствованием. Государство не в состоянии помочь строительной отрасли из опасения истощить государственные валютные резервы.
Отсутствие финансирования привело к тому, что в н. вр. более чем 70% строительного сектора Казахстана оказалось «замороженным». Особенно наглядно такая ситуация была видна в Астане и Алматы, что вылилось в многочисленные митинги пострадавших дольщиков незавершенного жилья. В этих обстоятельствах, в декабре 2007г. правительство РК объявило о выделении четырех миллиардов долларов для «фондирования завершения строительства жилищных объектов в Астане, поддержки малого и среднего бизнеса, а также рефинансирования индустриальных и инфраструктурных объектов», из них 85% - средства госбюджета, 15% - частный капитал.
Выделение государственных средств для финансирования завершения частных строительных проектов не состоянии коренным образом решить возникшую проблему, так как средств явно недостаточно. Только по Астане общая сметная стоимость объектов, по оценке строителей, превышает шесть миллиардов долларов США, по Казахстану в несколько раз больше. В этой связи, эксперты указывают на коррупционную составляющую решения казахского правительства о финансировании некоторых проектов, в число которых попали 74 объекта, «в основном те, которые принадлежат либо родственникам, либо близкому окружению Н.Назарбаева».
Жертвой кризиса в РК стал банковско-финансовый сектор. По данным агентства «Bloomberg», стоимость страховки от дефолта долгов РК такова, что предполагает вероятность дефолта на уровне 52% в течение 5 лет.
С 1 июля по 10 октября с.г. рыночная стоимость компаний, торгующихся в KASE (Казахская фондовая биржа), упала более чем на 61%, уменьшившись с 81.07 млрд. долл. до 31.62 млрд. Наиболее капитализированные компании на фондовой бирже (ENRC, «КазМунайГаз», Казкоммерцбанк, БТА-Банк) за этот же период потеряли в стоимости 39-65%.
Финансовый кризис высветил несбалансированность и уязвимость экономики РК в целом и финансового сектора в частности. Цена одной акции «Альянс-банка», которая в июне 2007г. на Лондонской бирже составляла $14, в настоящее время торгуется за $1,14. В результате - встает вопрос о будущем «Альянс-банка». Казкоммерцбанк также значительно подешевел: если в 2007г. его активы исчислялись в $5,3 млрд., то сейчас они составляют менее $2,0 млрд.
Одновременно наблюдается ухудшение качества кредитных портфелей. Из-за роста неплатежеспособности заемщиков и необходимости срочного возврата зарубежных кредитов банки вынужденно проводят торги по залоговому имуществу. Через продажу заложенных квартир, автомобилей, офисной техники, мебели и других товаров длительного пользования банки пытаются собрать средства для возврата 12 млрд. долл., которые должны быть уплачены до конца года.
Вслед за дальнейшим неизбежным понижением кредитных рейтингов казахских банков со стороны международных агентств эксперты прогнозируют возможные серьезные проблемы всей финансовой системы Казахстана.
В этих условиях правительство объявило о создании т.н. «фонда стрессовых активов» для поддержания финансовой системы. Его объем пока не известен и будет определен по результатам исполнения госбюджета за 9 месяцев 2008г. Не исключено, что правительство пересмотрит текущий бюджет, чтобы снизить некоторые расходы и направить эти средства на создание «стрессового фонда». По некоторым оценкам, объем фонда может составить $6 млрд., из которых не менее $1 млрд. являются прямыми ассигнованиями республиканского бюджета.
Ситуация, складывающаяся на мировых финансовых рынках, дала толчок уходу инвесторов из рынка Казахстана. Отток средств из фондов, инвестирующих в облигации и акции из т.н. «развивающихся рынков», к которым относится и РК, уже привел к массированному сбросу акций эмитентов из этих стран, нестабильности их национальных валют и резкому падению котировок на фондовых биржах.
Банковский сектор РК составляет крупную долю фондового рынка страны – более 20%. Следовательно, его проблемы неизбежно отражаются на рынке в целом. Другую крупную нишу – более 50% – занимает сырьевой сектор, также испытывающий тяжелые времена. Эксперты считают вполне закономерным то, что казахстанский рынок «стал падать стремительно и всем основным составом».
Обсуждение нового Налогового кодекса Казахстана, который должен быть введен с 1 января 2009г., также не добавляет оптимизма. Намерения правительства снизить налоговое давление на реальный сектор экономики за счет существенного увеличения нагрузки на сырьевые компании вызывает серьезное беспокойство у инвесторов, вызывая с их стороны «игру на понижение». В частности, казахское правительство, взяв за основу российский опыт, намерен с 1 января 2009г. ввести экспортные пошлины на нефть, нефтепродукты и некоторые виды металлов.
Ситуация для финансовой системы РК усугубляется снижением цен на энергоносители и металлы - основные экспортные товары РК. Если в июле с.г. цена на нефть выросла до рекордных $147 за баррель, то в октябре упала ниже отметки в $80 и продолжает падать. Аналогичная ситуация наблюдается в горнорудной промышленности и металлургии. Владелец крупнейшего в РК Карагандинского металлургического комбината - компания «Арселлор-Миттал» в сентябре с.г. отправила в вынужденный отпуск 30% трудового коллектива или 4200 человек сроком на три месяца.
На этом фоне наблюдается существенный рост инфляции и падение производства. Такая ситуация приводит к замедлению роста ВВП, спаду деловой активности и «замораживанию» либо полному свертыванию осуществляемых инвестиционных проектов. Происходит снижение потребительского спроса, которое делает практически невозможным рост казахской экономики за счет внутренних резервов.
Эти тенденции негативно отразились на темпах развития экономики РК. По данным МВФ, рост ВВП Казахстана по итогам 2008г. с 5% снижен до 4,5%, а в 2009 году - с 6% до 5,3%. Однако, вероятность усугубления мирового финансового кризиса может привести к большему спаду ВВП из-за полного «замораживания» кредитования со стороны иностранных инвесторов своих проектов в РК и отказа зарубежных банков в выделении кредитов для предприятий Казахстана.
Феруз Саидов, к.э.н., начальник Управления исследования проблем социальной сферы и рынка труда Центра стратегических исследований при Президенте Республики Таджикистан
При этом, ЗВР РК, включая валовые резервы НБ и средства, аккумулированные в т.н. Национальном фонде, на 1 января т.г. составили $38 млрд. 438 млн., из них Нацфонда - $21 млрд. 45 млн.
Эксперты обращают внимание на то, что по итогам 2007г., несмотря на сверхвысокие цены на нефть и металлы, дефицит текущего платежного баланса Казахстана составил $7,2 млрд. Согласно прогнозам, по итогам 2009г. данный показатель составит $4.9 млрд.
Системный кризис экономики дал о себе знать, прежде всего, в строительной сфере. Последние годы строительство развивалось за счет массированного кредитования со стороны казахских банков второго уровня, которые, в свою очередь, занимались активным внешним заимствованием. Государство не в состоянии помочь строительной отрасли из опасения истощить государственные валютные резервы.
Отсутствие финансирования привело к тому, что в н. вр. более чем 70% строительного сектора Казахстана оказалось «замороженным». Особенно наглядно такая ситуация была видна в Астане и Алматы, что вылилось в многочисленные митинги пострадавших дольщиков незавершенного жилья. В этих обстоятельствах, в декабре 2007г. правительство РК объявило о выделении четырех миллиардов долларов для «фондирования завершения строительства жилищных объектов в Астане, поддержки малого и среднего бизнеса, а также рефинансирования индустриальных и инфраструктурных объектов», из них 85% - средства госбюджета, 15% - частный капитал.
Выделение государственных средств для финансирования завершения частных строительных проектов не состоянии коренным образом решить возникшую проблему, так как средств явно недостаточно. Только по Астане общая сметная стоимость объектов, по оценке строителей, превышает шесть миллиардов долларов США, по Казахстану в несколько раз больше. В этой связи, эксперты указывают на коррупционную составляющую решения казахского правительства о финансировании некоторых проектов, в число которых попали 74 объекта, «в основном те, которые принадлежат либо родственникам, либо близкому окружению Н.Назарбаева».
Жертвой кризиса в РК стал банковско-финансовый сектор. По данным агентства «Bloomberg», стоимость страховки от дефолта долгов РК такова, что предполагает вероятность дефолта на уровне 52% в течение 5 лет.
С 1 июля по 10 октября с.г. рыночная стоимость компаний, торгующихся в KASE (Казахская фондовая биржа), упала более чем на 61%, уменьшившись с 81.07 млрд. долл. до 31.62 млрд. Наиболее капитализированные компании на фондовой бирже (ENRC, «КазМунайГаз», Казкоммерцбанк, БТА-Банк) за этот же период потеряли в стоимости 39-65%.
Финансовый кризис высветил несбалансированность и уязвимость экономики РК в целом и финансового сектора в частности. Цена одной акции «Альянс-банка», которая в июне 2007г. на Лондонской бирже составляла $14, в настоящее время торгуется за $1,14. В результате - встает вопрос о будущем «Альянс-банка». Казкоммерцбанк также значительно подешевел: если в 2007г. его активы исчислялись в $5,3 млрд., то сейчас они составляют менее $2,0 млрд.
Одновременно наблюдается ухудшение качества кредитных портфелей. Из-за роста неплатежеспособности заемщиков и необходимости срочного возврата зарубежных кредитов банки вынужденно проводят торги по залоговому имуществу. Через продажу заложенных квартир, автомобилей, офисной техники, мебели и других товаров длительного пользования банки пытаются собрать средства для возврата 12 млрд. долл., которые должны быть уплачены до конца года.
Вслед за дальнейшим неизбежным понижением кредитных рейтингов казахских банков со стороны международных агентств эксперты прогнозируют возможные серьезные проблемы всей финансовой системы Казахстана.
В этих условиях правительство объявило о создании т.н. «фонда стрессовых активов» для поддержания финансовой системы. Его объем пока не известен и будет определен по результатам исполнения госбюджета за 9 месяцев 2008г. Не исключено, что правительство пересмотрит текущий бюджет, чтобы снизить некоторые расходы и направить эти средства на создание «стрессового фонда». По некоторым оценкам, объем фонда может составить $6 млрд., из которых не менее $1 млрд. являются прямыми ассигнованиями республиканского бюджета.
Ситуация, складывающаяся на мировых финансовых рынках, дала толчок уходу инвесторов из рынка Казахстана. Отток средств из фондов, инвестирующих в облигации и акции из т.н. «развивающихся рынков», к которым относится и РК, уже привел к массированному сбросу акций эмитентов из этих стран, нестабильности их национальных валют и резкому падению котировок на фондовых биржах.
Банковский сектор РК составляет крупную долю фондового рынка страны – более 20%. Следовательно, его проблемы неизбежно отражаются на рынке в целом. Другую крупную нишу – более 50% – занимает сырьевой сектор, также испытывающий тяжелые времена. Эксперты считают вполне закономерным то, что казахстанский рынок «стал падать стремительно и всем основным составом».
Обсуждение нового Налогового кодекса Казахстана, который должен быть введен с 1 января 2009г., также не добавляет оптимизма. Намерения правительства снизить налоговое давление на реальный сектор экономики за счет существенного увеличения нагрузки на сырьевые компании вызывает серьезное беспокойство у инвесторов, вызывая с их стороны «игру на понижение». В частности, казахское правительство, взяв за основу российский опыт, намерен с 1 января 2009г. ввести экспортные пошлины на нефть, нефтепродукты и некоторые виды металлов.
Ситуация для финансовой системы РК усугубляется снижением цен на энергоносители и металлы - основные экспортные товары РК. Если в июле с.г. цена на нефть выросла до рекордных $147 за баррель, то в октябре упала ниже отметки в $80 и продолжает падать. Аналогичная ситуация наблюдается в горнорудной промышленности и металлургии. Владелец крупнейшего в РК Карагандинского металлургического комбината - компания «Арселлор-Миттал» в сентябре с.г. отправила в вынужденный отпуск 30% трудового коллектива или 4200 человек сроком на три месяца.
На этом фоне наблюдается существенный рост инфляции и падение производства. Такая ситуация приводит к замедлению роста ВВП, спаду деловой активности и «замораживанию» либо полному свертыванию осуществляемых инвестиционных проектов. Происходит снижение потребительского спроса, которое делает практически невозможным рост казахской экономики за счет внутренних резервов.
Эти тенденции негативно отразились на темпах развития экономики РК. По данным МВФ, рост ВВП Казахстана по итогам 2008г. с 5% снижен до 4,5%, а в 2009 году - с 6% до 5,3%. Однако, вероятность усугубления мирового финансового кризиса может привести к большему спаду ВВП из-за полного «замораживания» кредитования со стороны иностранных инвесторов своих проектов в РК и отказа зарубежных банков в выделении кредитов для предприятий Казахстана.
Феруз Саидов, к.э.н., начальник Управления исследования проблем социальной сферы и рынка труда Центра стратегических исследований при Президенте Республики Таджикистан
|