По мнению специалистов, рост цен на ГСМ в Казахстане только начался
dead 12 Декабря 2007 в 11:05:52
Ежегодно осень становится тяжелой порой для казахстанских автолюбителей. Именно на это время года приходится наиболее ощутимый рост цен на горюче-смазочные материалы. В этом году удорожание, вопреки традиции, запоздало на целых два месяца. И, похоже, опять не последнюю роль сыграл всплеск цен на мировых рынках нефти. Однако, помимо данной предпосылки, на локальном казахстанском рынке ГСМ вырисовывается еще одна довольно неприятная тенденция: крупные игроки делают попытки монополизировать розничную сеть путем притеснения независимых операторов. Ожидается, что таким образом удастся сделать рынок нефтепродуктов более управляемым. Однако эксперты предупреждают, что сосредоточение больших производственных мощностей среди ограниченного круга владельцев чревато серьезными проблемами для отрасли. Заплатит же за все, как всегда, население.
Шестипроцентный рост цен на горюче-смазочные материалы в Казахстане, произошедший буквально за последние две недели, не удивил отечественных автолюбителей. Так или иначе с этим явлением приходится сталкиваться ежегодно. Причем в этом году процесс удорожания даже немного запоздал, раньше цены начинали расти месяца на два раньше. И все же несмотря на свою тенденциозность, факт удорожания автомобильного топлива достаточно чувствительно бьет по карману казахстанцев.
В Костанайской области четыре крупных оператора на рынке ГСМ, имеющих собственные терминалы для хранения нефтепродуктов. Эти терминалы амортизируют ценовой удар с помощью переходящих запасов, закупленных по более низким ценам. Причем только один оператор – «Гелиос», являясь корпоративным партнером Павлодарского нефтехимического завода (НХЗ), реализует казахстанские нефтепродукты. Тем не менее цена литра бензина на его АЗС в течение последних месяцев на 2–3 тенге опережала цены остальных трех операторов, вынужденных львиную долю нефтепродуктов закупать в России. Именно отпускные цены российских заводов обусловили рост цен на костанайских АЗС. Если в ноябре 92-й бензин можно было закупить в пересчете на нашу валюту по 73,3 тенге за литр, то теперь он на 9 тенге дороже. За литр бензина А-80 две недели назад российские заводы просили 66 тенге, теперь – 75. Одному из операторов посчастливилось в ноябре купить небольшую партию 80-го в Атырау по 58 тенге за литр. Но это скорее исключение из правил. По такой цене две недели назад россияне отпускали казахстанцам летнее дизельное топливо. Теперь литр солярки у них стоит 71 тенге. Отпускная стоимость литра зимнего дизтоплива с 69 тенге подскочила аж до 87.
В Актау цены на бензин и дизельное топливо, по словам сотрудников АЗС, за последнее время не поднимались. Однако здесь их стоимость фактически постоянно держится на достаточно высокой отметке. В среднем по городу стоимость 93-го бензина составляет 95 тенге, 80-го – 75–76 тенге, дизельное топливо отпускается населению по 83–86 тенге за литр.
Самая популярная в Павлодаре марка бензина АИ-93 за две недели выросла в цене на шесть тенге. Еще в середине ноября водители заливали 93-й по 81 тенге за литр, теперь же он стоит 87. На столько же подорожал АИ-80 – был 70, стал 76 тенге. Такие же примерно цены наблюдаются и на алматинском рынке ГСМ.
И все же самые, пожалуй, щадящие цены на автомобильное топливо пока наблюдаются в Шымкенте. Даже несмотря на 5-процентный рост солярка здесь стоит 68 тенге за литр, АИ-80 – 70 тенге, А-92 – 86–88 тенге. Представители розничной сети реализации нефтепродуктов объясняют факт удорожания топлива избирательностью Шымкентского нефтеперерабатывающего завода.
– С начала года идет уменьшение лимита выдачи бензина с завода владельцам автозаправок, – говорит председатель ассоциации АЗС области Каитбек Камбаров. – Если на 18 АЗС сети «К-Бастау» в начале года выделялось около 72 тонн бензина в сутки, то сейчас всего 20–25 тонн. Это продолжается в течение последних шести месяцев. При этом на НПЗ говорят, что по-прежнему отпускают на область 20–25 тысяч тонн бензина в месяц. Надо сначала разобраться, кому в основном отпускается этот бензин. Очень большой объем топлива идет на заправки китайской «Синойл». Сейчас вроде бы появилась еще одна китайская фирма. Себя-то они поддерживают – и бензин отпускается вволю, и цены у них меньше.
Резюмируя, можно сделать вывод, что шымкентские АЗС попали в зависимость от китайской компании, которая сейчас владеет местным НПЗ.
Период дефицита бензина сменился периодом роста цен в отдельных регионах. Эксперты по этому поводу высказывают разные мнения, однако большинство из них сходится на одном: на фоне мирового скачка цен на нефть и увеличения экспортных пошлин со стороны главного казахстанского поставщика светлых нефтепродуктов – России – в ближайшей перспективе отечественные АЗС будут вынуждены так или иначе поднимать цены на автомобильное топливо.
– На заправках «КазМунайГаза» есть некоторый дефицит, – констатируют в пресс-службе этой компании. – Он сложился из-за роста цен на нефтепродукты на внешних рынках, в первую очередь на российском, откуда импортируется высокооктановый бензин. Если эта тенденция продолжится, то мы будем вынуждены повышать цены и в дальнейшем.
Государство в лице национальной компании «КазМунайГаз» на сегодня владеет 100 процентами акций Атырауского и 50 процентами акций Шымкентского НПЗ. Павлодарский НХЗ на 45,2 процента принадлежит непосредственно правительству РК. Однако на всех этих предприятиях топливо с высоким октановым числом, которое наиболее востребовано, не производится. Его Казахстан закупает преимущественно в России. При этом оптовые цены на бензин у северного соседа продолжают расти. С 1 декабря в РФ почти на 20 процентов повысились таможенные пошлины на светлые нефтепродукты – до 197,8 доллара за тонну. При этом сложилась интересная ситуация: цены на автозаправках России на сегодня даже ниже, чем на НПЗ, о чем «Литер» писал на прошлой неделе.
Это подтверждает высказывания экспертов, что в перспективе рост цен неминуем. Чтобы переломить эту тенденцию, игроки на рынке предлагают снизить налоговую нагрузку на нефтепереработчиков и потребителей бензина путем обнуления акциза и НДС. Также звучат предложения об обнулении импортных пошлин на ввоз оборудования для НПЗ и постепенном повышении экспортных пошлин на качественные моторные топлива. Однако положительное решение этих вопросов так же невозможно, как сиюминутное удержание цен в определенном коридоре посредством административного ресурса.
Председатель совета директоров одной из крупнейших дистрибьюторских компаний по продаже нефтепродуктов уже высказался в пользу того, что сейчас в Казахстане сложилась ситуация, когда НПЗ искусственно создают дефицит ГСМ на рынке, чтобы добиться от правительства снижения пошлин и налогов:
– Цена растет, а крайними, как всегда, сделают владельцев АЗС, – говорит господин Кушекбаев. – Связано это, в частности, с агрессивным выдавливанием конкурентов со стороны владельцев НПЗ. При этом неаффилированные с НПЗ дистрибьюторские компании уже почти полгода как не получают топливо в запрашиваемом объеме по причине якобы дефицита, и в то же время НПЗ не дают им возможности заходить со своей нефтью для переработки.
По словам экспертов, сейчас менее 40 процентов рынка АЗС контролируется нефтяными компаниями. Ожидается, что за 2–3 года эта цифра достигнет 70 процентов. Только «КазМунайГаз» рассчитывает до 2010 года увеличить свою долю в розничной сети с 4 до 15 процентов. Разумеется, с одной стороны, это сделает рынок более подконтрольным. Однако управлять мировыми ценами никто не сможет. Так что повышение цен на негосударственных заправках сдержать будет практически невозможно. Особенно на фоне отсутствия собственного производства наиболее популярных на сегодня высокооктановых марок бензина.
Владимир КАТКОВ, Виолетта ШВАРЦ, Юрий ЕЛИСЕЕВ, Алексей ХРАМКОВ
Шестипроцентный рост цен на горюче-смазочные материалы в Казахстане, произошедший буквально за последние две недели, не удивил отечественных автолюбителей. Так или иначе с этим явлением приходится сталкиваться ежегодно. Причем в этом году процесс удорожания даже немного запоздал, раньше цены начинали расти месяца на два раньше. И все же несмотря на свою тенденциозность, факт удорожания автомобильного топлива достаточно чувствительно бьет по карману казахстанцев.
В Костанайской области четыре крупных оператора на рынке ГСМ, имеющих собственные терминалы для хранения нефтепродуктов. Эти терминалы амортизируют ценовой удар с помощью переходящих запасов, закупленных по более низким ценам. Причем только один оператор – «Гелиос», являясь корпоративным партнером Павлодарского нефтехимического завода (НХЗ), реализует казахстанские нефтепродукты. Тем не менее цена литра бензина на его АЗС в течение последних месяцев на 2–3 тенге опережала цены остальных трех операторов, вынужденных львиную долю нефтепродуктов закупать в России. Именно отпускные цены российских заводов обусловили рост цен на костанайских АЗС. Если в ноябре 92-й бензин можно было закупить в пересчете на нашу валюту по 73,3 тенге за литр, то теперь он на 9 тенге дороже. За литр бензина А-80 две недели назад российские заводы просили 66 тенге, теперь – 75. Одному из операторов посчастливилось в ноябре купить небольшую партию 80-го в Атырау по 58 тенге за литр. Но это скорее исключение из правил. По такой цене две недели назад россияне отпускали казахстанцам летнее дизельное топливо. Теперь литр солярки у них стоит 71 тенге. Отпускная стоимость литра зимнего дизтоплива с 69 тенге подскочила аж до 87.
В Актау цены на бензин и дизельное топливо, по словам сотрудников АЗС, за последнее время не поднимались. Однако здесь их стоимость фактически постоянно держится на достаточно высокой отметке. В среднем по городу стоимость 93-го бензина составляет 95 тенге, 80-го – 75–76 тенге, дизельное топливо отпускается населению по 83–86 тенге за литр.
Самая популярная в Павлодаре марка бензина АИ-93 за две недели выросла в цене на шесть тенге. Еще в середине ноября водители заливали 93-й по 81 тенге за литр, теперь же он стоит 87. На столько же подорожал АИ-80 – был 70, стал 76 тенге. Такие же примерно цены наблюдаются и на алматинском рынке ГСМ.
И все же самые, пожалуй, щадящие цены на автомобильное топливо пока наблюдаются в Шымкенте. Даже несмотря на 5-процентный рост солярка здесь стоит 68 тенге за литр, АИ-80 – 70 тенге, А-92 – 86–88 тенге. Представители розничной сети реализации нефтепродуктов объясняют факт удорожания топлива избирательностью Шымкентского нефтеперерабатывающего завода.
– С начала года идет уменьшение лимита выдачи бензина с завода владельцам автозаправок, – говорит председатель ассоциации АЗС области Каитбек Камбаров. – Если на 18 АЗС сети «К-Бастау» в начале года выделялось около 72 тонн бензина в сутки, то сейчас всего 20–25 тонн. Это продолжается в течение последних шести месяцев. При этом на НПЗ говорят, что по-прежнему отпускают на область 20–25 тысяч тонн бензина в месяц. Надо сначала разобраться, кому в основном отпускается этот бензин. Очень большой объем топлива идет на заправки китайской «Синойл». Сейчас вроде бы появилась еще одна китайская фирма. Себя-то они поддерживают – и бензин отпускается вволю, и цены у них меньше.
Резюмируя, можно сделать вывод, что шымкентские АЗС попали в зависимость от китайской компании, которая сейчас владеет местным НПЗ.
Период дефицита бензина сменился периодом роста цен в отдельных регионах. Эксперты по этому поводу высказывают разные мнения, однако большинство из них сходится на одном: на фоне мирового скачка цен на нефть и увеличения экспортных пошлин со стороны главного казахстанского поставщика светлых нефтепродуктов – России – в ближайшей перспективе отечественные АЗС будут вынуждены так или иначе поднимать цены на автомобильное топливо.
– На заправках «КазМунайГаза» есть некоторый дефицит, – констатируют в пресс-службе этой компании. – Он сложился из-за роста цен на нефтепродукты на внешних рынках, в первую очередь на российском, откуда импортируется высокооктановый бензин. Если эта тенденция продолжится, то мы будем вынуждены повышать цены и в дальнейшем.
Государство в лице национальной компании «КазМунайГаз» на сегодня владеет 100 процентами акций Атырауского и 50 процентами акций Шымкентского НПЗ. Павлодарский НХЗ на 45,2 процента принадлежит непосредственно правительству РК. Однако на всех этих предприятиях топливо с высоким октановым числом, которое наиболее востребовано, не производится. Его Казахстан закупает преимущественно в России. При этом оптовые цены на бензин у северного соседа продолжают расти. С 1 декабря в РФ почти на 20 процентов повысились таможенные пошлины на светлые нефтепродукты – до 197,8 доллара за тонну. При этом сложилась интересная ситуация: цены на автозаправках России на сегодня даже ниже, чем на НПЗ, о чем «Литер» писал на прошлой неделе.
Это подтверждает высказывания экспертов, что в перспективе рост цен неминуем. Чтобы переломить эту тенденцию, игроки на рынке предлагают снизить налоговую нагрузку на нефтепереработчиков и потребителей бензина путем обнуления акциза и НДС. Также звучат предложения об обнулении импортных пошлин на ввоз оборудования для НПЗ и постепенном повышении экспортных пошлин на качественные моторные топлива. Однако положительное решение этих вопросов так же невозможно, как сиюминутное удержание цен в определенном коридоре посредством административного ресурса.
Председатель совета директоров одной из крупнейших дистрибьюторских компаний по продаже нефтепродуктов уже высказался в пользу того, что сейчас в Казахстане сложилась ситуация, когда НПЗ искусственно создают дефицит ГСМ на рынке, чтобы добиться от правительства снижения пошлин и налогов:
– Цена растет, а крайними, как всегда, сделают владельцев АЗС, – говорит господин Кушекбаев. – Связано это, в частности, с агрессивным выдавливанием конкурентов со стороны владельцев НПЗ. При этом неаффилированные с НПЗ дистрибьюторские компании уже почти полгода как не получают топливо в запрашиваемом объеме по причине якобы дефицита, и в то же время НПЗ не дают им возможности заходить со своей нефтью для переработки.
По словам экспертов, сейчас менее 40 процентов рынка АЗС контролируется нефтяными компаниями. Ожидается, что за 2–3 года эта цифра достигнет 70 процентов. Только «КазМунайГаз» рассчитывает до 2010 года увеличить свою долю в розничной сети с 4 до 15 процентов. Разумеется, с одной стороны, это сделает рынок более подконтрольным. Однако управлять мировыми ценами никто не сможет. Так что повышение цен на негосударственных заправках сдержать будет практически невозможно. Особенно на фоне отсутствия собственного производства наиболее популярных на сегодня высокооктановых марок бензина.
Владимир КАТКОВ, Виолетта ШВАРЦ, Юрий ЕЛИСЕЕВ, Алексей ХРАМКОВ
|