Без руля и ветрил
dead 17 Марта 2008 в 17:01:47
Талгат АКУОВ: «Сегодня в правительстве нет ни одного риск-менеджера, который мог бы объяснить, куда и как двигаться дальше»
Евгения ПЛАХИНА, 14.03.2008
Кризис, переживаемый отечественной экономикой вслед за мировыми рынками, можно воспринимать по-разному. Для кого-то он действительно стал отрезвлением после лихого времени, когда «занять» денег можно было в любом супермаркете, не отходя от кассы. Кредиты оформлялись прямо на остановках – взял под нешуточные проценты несколько тысяч долларов и поехал себе дальше на маршрутном автобусе… Банки тоже пошли на поводу у всеобщего потребительского бума, подтверждение платежеспособности заемщика превратилось в сущую формальность.
Впрочем, уже тогда было понятно, что ситуация, когда семья с доходом в полторы тысячи «зеленых» выплачивает по ипотеке ежемесячно две тысячи, ненормальна. Рано или поздно должно было наступить отрезвление. И оно наступило – причем для большинства неприятное. Кризис ударил по всем категориям населения, по банковскому сектору, по экономике в целом, и аналитики остерегаются даже прогнозировать его возможные последствия.
О том, как работается в нынешних условиях предпринимателям, какой они видят выход из кризисной ситуации, сложившейся в стране и что могло бы сделать правительство, для того чтобы облегчить жизнь бизнесу, наш разговор с президентом Независимой ассоциации предпринимателей Талгатом АКУОВЫМ.
«Надо заводить деньги в банки…»
Талгат Жаудович, сегодня все говорят о кризисе – ипотечном, финансовом, о недостатке свободных денежных средств, который испытывают банки… Как Вы оцениваете ситуацию, все действительно так плохо?
– Я пять лет занимал руководящие посты в двух банках, поэтому хорошо знаю, как работает банковская система. Со всей ответственностью могу сказать вам: да, банки испытывают серьезные затруднения. Это в свою очередь сказывается на предпринимателях. Во-первых, «потяжелели» кредитные ресурсы. Во-вторых, стала недоступной процентная ставка. Для производителей это губительно. Если раньше доля нашей продукции составляла 80 – 85% на рынке продовольственных товаров, теперь она упала до 60 – 65%, потому что рынок не терпит пустоты. Как только наши предприятия начинают плохо работать из-за нехватки оборотных средств, на рынок тут же приходят иностранные компании и вытесняют их. На сегодняшний день это становится очень большой проблемой.
Я понимаю, что мы живем в глобальном мире, где все взаимосвязано, но все-таки каким образом ипотечный кризис в США дошел до нас? У нас ведь нет даже развитого фондового рынка, интегрированного с крупнейшими мировыми биржами?
– Все мы знаем, что наши банки, почувствовав хорошую конъюнктуру по ипотеке, увлекшись строительным бумом, начали активно заимствовать за рубежом. Национальный банк вовремя не спохватился, и сейчас ввиду кризиса в США, который сказался и на Европе, идет отток иностранного капитала из наших банков. В этих условиях надо найти схему, как заменить источник финансирования. Деньги-то есть, у государства их достаточно, чтобы перекрыть потребности в пятикратном размере. Но проблема в том, что сегодня в правительстве нет ни одного риск-менеджера, который мог бы объяснить, куда и как двигаться дальше. Поэтому на месте президента я бы решился на рискованный шаг.
На какой же шаг Вы предлагаете пойти президенту?
– Надо найти такое решение, при котором было бы хорошо и государству, и банкам, и населению. Например, каждому новорожденному класть на счет в банке по $5 тысяч. В прошлом году у нас родилось около 300 тысяч детей. То есть за один год можно было $1,5 млрд положить в кубышку.
Ну это не ново – разделить нефтяные миллиарды и благополучно проесть...
– Нет, схема должна быть следующей. Ребенок рождается, и родители, представив все необходимые документы, открывают на него счет в банке второго уровня. Через Национальный фонд и Национальный банк деньги перечисляются на этот счет, который замораживается на двадцать лет. Государство их сразу фиксирует под 4%, а банки могут выдавать под 6% предприятиям, частным предпринимателям, под ипотеку и прочее… Деньги начинают работать. Представьте, за десять лет мы туда закачаем 15 – 20 – 30 миллиардов! Люди почувствуют причастность к нефтяным богатствам своей страны, будет усилена банковская сфера.
То есть это своеобразная альтернатива Национальному фонду?
– Зачем держать деньги в Национальном фонде, если они не приносят удовольствия ни населению, ни банкам, ни государству, вызывая при этом социальное возмущение?! Конечно, могут возникнуть какие-то махинации, коррупция, но если добиться максимальной прозрачности и не бояться самой идеи, она начнет работать.
Сходная схема может пройти и с медицинской страховкой. Конечно, мы уже обожглись со злополучным ФОМСом, но все меняется, прогресс движется.
Хорошо, но что сейчас, на Ваш взгляд, следует делать банкам, кроме того, что уповать на деньги новорожденных деток?
– Понимаете, надо как-то заводить деньги в банки. Почему шейх Заед, который правил в Эмиратах около тридцати лет, вошел в историю? Когда гражданину ОАЭ исполнялось 20 лет, он давал ему $150 тысяч беспроцентного займа в расчете на 20 лет. При этом через каждые четыре года объявлял амнистию. Почему бы нам не сделать то же самое? Допустим, исполняется казахстанцу 20 лет – и ему дают кредит в размере $10 тысяч как первоначальный капитал на приобретение квартиры. Молодому человеку – поддержка, а ипотечной системе – развитие. Допустим, у нас 200 тысяч людей 20-летнего возраста, умножаем их число на $10 тысяч, получаем $2 млрд, которые пойдут в банковскую систему.
Очень уж просто все получается. Даже в нефтяной стране деньги из воздуха не берутся, разве не так?
– Ежегодные поступления в Национальный фонд составляют около $7 – 8 млрд. Почему бы 35 – 40% из них не направить в экономику и одновременно – по нашей схеме – в социальную сферу? Население бы почувствовало заботу государства. Шейх Заед, например, строил дома в сельской местности, а у нас там давно ничего не строится – люди мучаются без воды, без отопления. Мы потратили кучу денег на строительство дороги из Алматы в Астану, но почему бы теперь вдоль трассы не построить поселки городского типа? Наверняка 50% расходов взяли бы на себя перерабатывающие предприятия.
Меня не покидает ощущение, что это очень далеко от реальности. Ну кто, например, будет жить в этих новых, построенных на бесплодной земле, поселках?
– Часть домов надо будет отдать на переселение людей из глубинки. Сегодня государство не в состоянии обслуживать поставку энергии, поддерживать инфраструктуру дорог, контролировать обрывы телефонных линий… Если между Астаной и Алматы возвести десять хороших деревень городского типа, туда фермеры будут привозить молоко, мясо для переработки. Заработают придорожные кафе, магазины, мотели. Так развивалась Америка! Там тоже кругом не один только чернозем…
Презумпция виновности
Попавший в трудное положение банковский сектор потянул за собой
и предпринимателей. Что, кроме дорогих кредитов, мешает развиваться отечественному бизнесу?
– В первую очередь законы. Безнадежно устарел наш Налоговый кодекс. Если в 2002 году этот документ был прогрессивным и актуальным, то сегодня он себя изжил. Нужны кардинальные перемены, в первую очередь касающиеся производителей. Надо им дать возможность развиваться, тем более что рядом Китай, а там не платят налоги первые 5 лет с начала запуска деятельности предприятия. А у нас с ходу надо 30% платить! Китай это сделал намеренно, таким образом он вытесняет производителей в Европе и Америке. Посмотрите, ведь практически везде китайские товары!
С нашим соседом не могут справиться могущественные экономические державы, стоит ли нам, простите, рыпаться?
– Да, мы с Китаем ближайшие соседи, нашим производителям вообще тяжело работать. Но действующие законы добивают то, что остается, отсюда и коррупция. Сегодня налоги можно и не платить – всегда можно договориться. Но люди хотят честно работать! Когда я предлагаю на первые три года, может, пять лет освободить производителей от корпоративного налога, мне говорят: мы это уже проходили. Но зачем все время вспоминать прошлое, надо жить сегодняшним и будущим днем.
Сейчас в Китае социальный налог 1,5%, а у нас 13%. Кто будет платить?! В Китае сырье, которое завозят, не облагается налогом, а у нас – 25%. А налог на готовую продукцию 15%. Такое впечатление, что никто не мониторит, не отслеживает этот процесс. Правительство как будто воюет с предпринимателями.
На одной из пресс-конференций Вы упомянули про незаконные аресты счетов предпринимателей. Что-нибудь изменилось в связи с этим?
– В Казахстане действует презумпция виновности предпринимателей. Наш предприниматель виноват перед государством уже тем, что занимается бизнесом. Любой чиновник может выписать штраф, а предприниматель должен в течение 10 дней оспорить его. Не сделает этого – штраф вступает в законную силу. Представляете, Налоговый комитет выписывает штраф на 2 миллиона тенге, а человек в командировке и не успел, не смог оспорить решение. Или поступают еще хитрее: выдают уведомление задним числом, а предприниматель, бывает, не глядя, подписывает. И все, попал на 2 миллиона!
Но бизнесмены могут отстаивать свои интересы в суде…
– Человек может не успеть дойти до суда, не уложиться в сроки, такая хитроумная у нас система. Суд может принять незаконное решение. А деньги для бюджета – святое дело! Если штраф больше двух миллионов, то, по законодательству, приходит финансовая полиция, арестовывает все счета, и хорошо, если дело не закончится тюрьмой и конфискацией имущества. Но самое смешное, когда маленький инспектор видит в компьютере недоимку по бюджету 3 тенге! Он сразу пишет уведомление, выносит его заместителю Налогового комитета, тот подписывает – и счет ставится под арест.
А у человека компания многомиллионная, ему надо платить по счетам, выполнять контракты. Серьезный бизнес останавливается из-за 3-х тенге. На мой взгляд, надо оговорить, что по бюджетной недоимке до 2 миллионов тенге все вопросы должны рассматриваться только через суд. Свыше 2 миллионов – ставьте под арест, а мелочи – через суд, пожалуйста.
Инъекция вместо операции
Определенные меры для поддержки предпринимателей все-таки действуют. Например, введен мораторий на проверки малого и среднего бизнеса. Вы, кстати, его поддерживаете?
– Предположим, человек заболел серьезной болезнью, не может ходить, тяжело дышать. Ему требуется хирургическое вмешательство, а врач делает какую-то инъекцию, чтобы пациент еще немного пожил. На серьезную же операцию нет ни сил, ни денег. То же самое сегодня происходит с предпринимателями. Вместо того чтобы сделать серьезную хирургическую операцию, нам что-то вкололи – поживите, ребята, до нового года. А что потом? Такие разовые акции способны только сбить определенную волну коррупции. А надо решать глобальные задачи.
Что Вы подразумеваете под глобальностью?
– Я повторюсь, надо менять законы! Система рыночных отношений зависит от разумности или неразумности законодательства. Почему никто не занимается мониторингом того, как законы влияют на развитие малого и среднего бизнеса? Мы видим это каждый день. Говорят же: если не хватает мозгов, займи их! Так мы займем! Мы готовы подсказать парламенту и правительству, как двигаться, в какую сторону.
Бизнес-сообщество так уверено в правильности своих рецептов?
– Экономика сейчас в стагнации, никто не знает, как дальше двигаться. Крупные предприятия противятся тому, что я предлагаю. Они не хотят, чтобы малый бизнес поднимался. Зачем им нужны конкуренты?! Малый бизнес зажат. Существующие законы вынуждают предпринимателей платить от 30 до 50% налогов, но люди спокойно их обходят, платят 10 – 15%. А это уже больше чем экономика, так мы подрываем нравственные основы общества. Молодежь учится обманывать государство, воровать. Но иначе не выжить, так построены законы.
Кто из правоохранительных органов больше всего мешает жить предпринимателям – налоговики, финансовая полиция, просто полиция, КНБ?
– Думаю, финансовая полиция. Ее вообще надо объединить с МВД. Я уже несколько раз выступал и говорил – этот орган надо закрыть. Нельзя, чтобы в одной нише работали две организации – МВД и финполиция. Скандал «Рахатгейт» показал это со всей очевидностью. Две правоохранительные структуры постоянно сталкиваются, и в их непростые отношения оказывается вовлеченным бизнес.
В последнее время финансовая полиция, кстати, не особенно активно себя проявляет. Это тоже связано с громким политическим скандалом?
– Говорите, почему финансовая полиция утихла, почему не слышно о громких разоблачениях? Да потому что предприниматели договорились, определили тарифы и тих-мирно платят. Заходит финполицейский на предприятие – от него быстро откупаются. Так легче. Чем больше будет таких структур, тем больше будет коррупции и меньше порядка. Надо объединять параллельные органы, менять законы, принимать новые налоговый, таможенный кодексы. Надо учить людей честно работать.
Программы хорошие, но оторваны от народа
Как Вы оцениваете работу действующего кабинета министров? Есть результаты по программам, которые он декларировал?
– «30 корпоративных лидеров» и вхождение в 50 лучших стран мира, создание СПК, «Самрука», «Казыны» – программы хорошие, но они оторваны от народа, в них нет рыночной составляющей и обратной связи. Сколько уже существует «Самрук»? Я не увидел за это время каких-либо результатов. «Казыне» два года – где хоть один действующий завод? Им выделяют бешеные деньги, а они хоть бы буклеты свои показали.
А если вот Вы бы вдруг стали премьер-министром, что бы Вы первым делом сделали?
– Я бы сел и каждую букву закона штудировал вместе с законодателями. В первую очередь я заменил бы Налоговый, Таможенный и Административный кодексы. И ужесточил наказание чиновников за волокиту.
В 2010 году Казахстан станет председателем ОБСЕ. Министр иностранных дел Марат ТАЖИН много чего наобещал, когда выступал в Мадриде. Как Вы считаете, мы успеем его обещания реализовать?
– Не успеем! Это надо было начинать в 2002 году, когда был введен новый Налоговый кодекс. Тогда еще были возможности менять законодательство, и мы в принципе думали, что в течение двух-трех лет сможем внести корректировки, особенно по производству. Сегодняшняя ситуация еще хуже, чем в 2002-м. И, я вас уверяю, на следующий год ситуация будет еще хуже. Если сегодня коррекцию не будет делать правительство, то оно просто получит большие проблемы – народ пойдет на улицы.
Республика
Евгения ПЛАХИНА, 14.03.2008
Кризис, переживаемый отечественной экономикой вслед за мировыми рынками, можно воспринимать по-разному. Для кого-то он действительно стал отрезвлением после лихого времени, когда «занять» денег можно было в любом супермаркете, не отходя от кассы. Кредиты оформлялись прямо на остановках – взял под нешуточные проценты несколько тысяч долларов и поехал себе дальше на маршрутном автобусе… Банки тоже пошли на поводу у всеобщего потребительского бума, подтверждение платежеспособности заемщика превратилось в сущую формальность.
Впрочем, уже тогда было понятно, что ситуация, когда семья с доходом в полторы тысячи «зеленых» выплачивает по ипотеке ежемесячно две тысячи, ненормальна. Рано или поздно должно было наступить отрезвление. И оно наступило – причем для большинства неприятное. Кризис ударил по всем категориям населения, по банковскому сектору, по экономике в целом, и аналитики остерегаются даже прогнозировать его возможные последствия.
О том, как работается в нынешних условиях предпринимателям, какой они видят выход из кризисной ситуации, сложившейся в стране и что могло бы сделать правительство, для того чтобы облегчить жизнь бизнесу, наш разговор с президентом Независимой ассоциации предпринимателей Талгатом АКУОВЫМ.
«Надо заводить деньги в банки…»
Талгат Жаудович, сегодня все говорят о кризисе – ипотечном, финансовом, о недостатке свободных денежных средств, который испытывают банки… Как Вы оцениваете ситуацию, все действительно так плохо?
– Я пять лет занимал руководящие посты в двух банках, поэтому хорошо знаю, как работает банковская система. Со всей ответственностью могу сказать вам: да, банки испытывают серьезные затруднения. Это в свою очередь сказывается на предпринимателях. Во-первых, «потяжелели» кредитные ресурсы. Во-вторых, стала недоступной процентная ставка. Для производителей это губительно. Если раньше доля нашей продукции составляла 80 – 85% на рынке продовольственных товаров, теперь она упала до 60 – 65%, потому что рынок не терпит пустоты. Как только наши предприятия начинают плохо работать из-за нехватки оборотных средств, на рынок тут же приходят иностранные компании и вытесняют их. На сегодняшний день это становится очень большой проблемой.
Я понимаю, что мы живем в глобальном мире, где все взаимосвязано, но все-таки каким образом ипотечный кризис в США дошел до нас? У нас ведь нет даже развитого фондового рынка, интегрированного с крупнейшими мировыми биржами?
– Все мы знаем, что наши банки, почувствовав хорошую конъюнктуру по ипотеке, увлекшись строительным бумом, начали активно заимствовать за рубежом. Национальный банк вовремя не спохватился, и сейчас ввиду кризиса в США, который сказался и на Европе, идет отток иностранного капитала из наших банков. В этих условиях надо найти схему, как заменить источник финансирования. Деньги-то есть, у государства их достаточно, чтобы перекрыть потребности в пятикратном размере. Но проблема в том, что сегодня в правительстве нет ни одного риск-менеджера, который мог бы объяснить, куда и как двигаться дальше. Поэтому на месте президента я бы решился на рискованный шаг.
На какой же шаг Вы предлагаете пойти президенту?
– Надо найти такое решение, при котором было бы хорошо и государству, и банкам, и населению. Например, каждому новорожденному класть на счет в банке по $5 тысяч. В прошлом году у нас родилось около 300 тысяч детей. То есть за один год можно было $1,5 млрд положить в кубышку.
Ну это не ново – разделить нефтяные миллиарды и благополучно проесть...
– Нет, схема должна быть следующей. Ребенок рождается, и родители, представив все необходимые документы, открывают на него счет в банке второго уровня. Через Национальный фонд и Национальный банк деньги перечисляются на этот счет, который замораживается на двадцать лет. Государство их сразу фиксирует под 4%, а банки могут выдавать под 6% предприятиям, частным предпринимателям, под ипотеку и прочее… Деньги начинают работать. Представьте, за десять лет мы туда закачаем 15 – 20 – 30 миллиардов! Люди почувствуют причастность к нефтяным богатствам своей страны, будет усилена банковская сфера.
То есть это своеобразная альтернатива Национальному фонду?
– Зачем держать деньги в Национальном фонде, если они не приносят удовольствия ни населению, ни банкам, ни государству, вызывая при этом социальное возмущение?! Конечно, могут возникнуть какие-то махинации, коррупция, но если добиться максимальной прозрачности и не бояться самой идеи, она начнет работать.
Сходная схема может пройти и с медицинской страховкой. Конечно, мы уже обожглись со злополучным ФОМСом, но все меняется, прогресс движется.
Хорошо, но что сейчас, на Ваш взгляд, следует делать банкам, кроме того, что уповать на деньги новорожденных деток?
– Понимаете, надо как-то заводить деньги в банки. Почему шейх Заед, который правил в Эмиратах около тридцати лет, вошел в историю? Когда гражданину ОАЭ исполнялось 20 лет, он давал ему $150 тысяч беспроцентного займа в расчете на 20 лет. При этом через каждые четыре года объявлял амнистию. Почему бы нам не сделать то же самое? Допустим, исполняется казахстанцу 20 лет – и ему дают кредит в размере $10 тысяч как первоначальный капитал на приобретение квартиры. Молодому человеку – поддержка, а ипотечной системе – развитие. Допустим, у нас 200 тысяч людей 20-летнего возраста, умножаем их число на $10 тысяч, получаем $2 млрд, которые пойдут в банковскую систему.
Очень уж просто все получается. Даже в нефтяной стране деньги из воздуха не берутся, разве не так?
– Ежегодные поступления в Национальный фонд составляют около $7 – 8 млрд. Почему бы 35 – 40% из них не направить в экономику и одновременно – по нашей схеме – в социальную сферу? Население бы почувствовало заботу государства. Шейх Заед, например, строил дома в сельской местности, а у нас там давно ничего не строится – люди мучаются без воды, без отопления. Мы потратили кучу денег на строительство дороги из Алматы в Астану, но почему бы теперь вдоль трассы не построить поселки городского типа? Наверняка 50% расходов взяли бы на себя перерабатывающие предприятия.
Меня не покидает ощущение, что это очень далеко от реальности. Ну кто, например, будет жить в этих новых, построенных на бесплодной земле, поселках?
– Часть домов надо будет отдать на переселение людей из глубинки. Сегодня государство не в состоянии обслуживать поставку энергии, поддерживать инфраструктуру дорог, контролировать обрывы телефонных линий… Если между Астаной и Алматы возвести десять хороших деревень городского типа, туда фермеры будут привозить молоко, мясо для переработки. Заработают придорожные кафе, магазины, мотели. Так развивалась Америка! Там тоже кругом не один только чернозем…
Презумпция виновности
Попавший в трудное положение банковский сектор потянул за собой
и предпринимателей. Что, кроме дорогих кредитов, мешает развиваться отечественному бизнесу?
– В первую очередь законы. Безнадежно устарел наш Налоговый кодекс. Если в 2002 году этот документ был прогрессивным и актуальным, то сегодня он себя изжил. Нужны кардинальные перемены, в первую очередь касающиеся производителей. Надо им дать возможность развиваться, тем более что рядом Китай, а там не платят налоги первые 5 лет с начала запуска деятельности предприятия. А у нас с ходу надо 30% платить! Китай это сделал намеренно, таким образом он вытесняет производителей в Европе и Америке. Посмотрите, ведь практически везде китайские товары!
С нашим соседом не могут справиться могущественные экономические державы, стоит ли нам, простите, рыпаться?
– Да, мы с Китаем ближайшие соседи, нашим производителям вообще тяжело работать. Но действующие законы добивают то, что остается, отсюда и коррупция. Сегодня налоги можно и не платить – всегда можно договориться. Но люди хотят честно работать! Когда я предлагаю на первые три года, может, пять лет освободить производителей от корпоративного налога, мне говорят: мы это уже проходили. Но зачем все время вспоминать прошлое, надо жить сегодняшним и будущим днем.
Сейчас в Китае социальный налог 1,5%, а у нас 13%. Кто будет платить?! В Китае сырье, которое завозят, не облагается налогом, а у нас – 25%. А налог на готовую продукцию 15%. Такое впечатление, что никто не мониторит, не отслеживает этот процесс. Правительство как будто воюет с предпринимателями.
На одной из пресс-конференций Вы упомянули про незаконные аресты счетов предпринимателей. Что-нибудь изменилось в связи с этим?
– В Казахстане действует презумпция виновности предпринимателей. Наш предприниматель виноват перед государством уже тем, что занимается бизнесом. Любой чиновник может выписать штраф, а предприниматель должен в течение 10 дней оспорить его. Не сделает этого – штраф вступает в законную силу. Представляете, Налоговый комитет выписывает штраф на 2 миллиона тенге, а человек в командировке и не успел, не смог оспорить решение. Или поступают еще хитрее: выдают уведомление задним числом, а предприниматель, бывает, не глядя, подписывает. И все, попал на 2 миллиона!
Но бизнесмены могут отстаивать свои интересы в суде…
– Человек может не успеть дойти до суда, не уложиться в сроки, такая хитроумная у нас система. Суд может принять незаконное решение. А деньги для бюджета – святое дело! Если штраф больше двух миллионов, то, по законодательству, приходит финансовая полиция, арестовывает все счета, и хорошо, если дело не закончится тюрьмой и конфискацией имущества. Но самое смешное, когда маленький инспектор видит в компьютере недоимку по бюджету 3 тенге! Он сразу пишет уведомление, выносит его заместителю Налогового комитета, тот подписывает – и счет ставится под арест.
А у человека компания многомиллионная, ему надо платить по счетам, выполнять контракты. Серьезный бизнес останавливается из-за 3-х тенге. На мой взгляд, надо оговорить, что по бюджетной недоимке до 2 миллионов тенге все вопросы должны рассматриваться только через суд. Свыше 2 миллионов – ставьте под арест, а мелочи – через суд, пожалуйста.
Инъекция вместо операции
Определенные меры для поддержки предпринимателей все-таки действуют. Например, введен мораторий на проверки малого и среднего бизнеса. Вы, кстати, его поддерживаете?
– Предположим, человек заболел серьезной болезнью, не может ходить, тяжело дышать. Ему требуется хирургическое вмешательство, а врач делает какую-то инъекцию, чтобы пациент еще немного пожил. На серьезную же операцию нет ни сил, ни денег. То же самое сегодня происходит с предпринимателями. Вместо того чтобы сделать серьезную хирургическую операцию, нам что-то вкололи – поживите, ребята, до нового года. А что потом? Такие разовые акции способны только сбить определенную волну коррупции. А надо решать глобальные задачи.
Что Вы подразумеваете под глобальностью?
– Я повторюсь, надо менять законы! Система рыночных отношений зависит от разумности или неразумности законодательства. Почему никто не занимается мониторингом того, как законы влияют на развитие малого и среднего бизнеса? Мы видим это каждый день. Говорят же: если не хватает мозгов, займи их! Так мы займем! Мы готовы подсказать парламенту и правительству, как двигаться, в какую сторону.
Бизнес-сообщество так уверено в правильности своих рецептов?
– Экономика сейчас в стагнации, никто не знает, как дальше двигаться. Крупные предприятия противятся тому, что я предлагаю. Они не хотят, чтобы малый бизнес поднимался. Зачем им нужны конкуренты?! Малый бизнес зажат. Существующие законы вынуждают предпринимателей платить от 30 до 50% налогов, но люди спокойно их обходят, платят 10 – 15%. А это уже больше чем экономика, так мы подрываем нравственные основы общества. Молодежь учится обманывать государство, воровать. Но иначе не выжить, так построены законы.
Кто из правоохранительных органов больше всего мешает жить предпринимателям – налоговики, финансовая полиция, просто полиция, КНБ?
– Думаю, финансовая полиция. Ее вообще надо объединить с МВД. Я уже несколько раз выступал и говорил – этот орган надо закрыть. Нельзя, чтобы в одной нише работали две организации – МВД и финполиция. Скандал «Рахатгейт» показал это со всей очевидностью. Две правоохранительные структуры постоянно сталкиваются, и в их непростые отношения оказывается вовлеченным бизнес.
В последнее время финансовая полиция, кстати, не особенно активно себя проявляет. Это тоже связано с громким политическим скандалом?
– Говорите, почему финансовая полиция утихла, почему не слышно о громких разоблачениях? Да потому что предприниматели договорились, определили тарифы и тих-мирно платят. Заходит финполицейский на предприятие – от него быстро откупаются. Так легче. Чем больше будет таких структур, тем больше будет коррупции и меньше порядка. Надо объединять параллельные органы, менять законы, принимать новые налоговый, таможенный кодексы. Надо учить людей честно работать.
Программы хорошие, но оторваны от народа
Как Вы оцениваете работу действующего кабинета министров? Есть результаты по программам, которые он декларировал?
– «30 корпоративных лидеров» и вхождение в 50 лучших стран мира, создание СПК, «Самрука», «Казыны» – программы хорошие, но они оторваны от народа, в них нет рыночной составляющей и обратной связи. Сколько уже существует «Самрук»? Я не увидел за это время каких-либо результатов. «Казыне» два года – где хоть один действующий завод? Им выделяют бешеные деньги, а они хоть бы буклеты свои показали.
А если вот Вы бы вдруг стали премьер-министром, что бы Вы первым делом сделали?
– Я бы сел и каждую букву закона штудировал вместе с законодателями. В первую очередь я заменил бы Налоговый, Таможенный и Административный кодексы. И ужесточил наказание чиновников за волокиту.
В 2010 году Казахстан станет председателем ОБСЕ. Министр иностранных дел Марат ТАЖИН много чего наобещал, когда выступал в Мадриде. Как Вы считаете, мы успеем его обещания реализовать?
– Не успеем! Это надо было начинать в 2002 году, когда был введен новый Налоговый кодекс. Тогда еще были возможности менять законодательство, и мы в принципе думали, что в течение двух-трех лет сможем внести корректировки, особенно по производству. Сегодняшняя ситуация еще хуже, чем в 2002-м. И, я вас уверяю, на следующий год ситуация будет еще хуже. Если сегодня коррекцию не будет делать правительство, то оно просто получит большие проблемы – народ пойдет на улицы.
Республика
|