Китайский лимит. Впервые за последние годы в ЮКО отсутствовало сезонное снижение цен на ГСМ
dead 15 Февраля 2008 в 12:25:08
Осенью, когда цены на бензин резко подскочили вверх, автовладельцы надеялись, что это, как обычно, сезонное явление – идет сбор урожая, подготовка полей к весне, спрос на топливо вырос, и цены, соответственно, тоже поднялись. Зимой цены всегда понижались до прежнего уровня. Так было раньше. В этом году стоимость топлива зимой даже не подумала снижаться. Водители с ужасом ждут весны, когда с началом сельхозработ цены на бензин традиционно скачут вверх.
– Зимой ГСМ всегда было более чем достаточно, так как спрос низкий. Цены снижалось, как правило, процентов на десять, – говорит председатель областной ассоциации владельцев автозаправочных станций Кайипбек Камбаров. – Однако в этом году цены держатся на том уровне, до которого поднялись осенью. На сей раз ни о каком снижении цен нет и речи, зато можно предсказать, что с марта начнется рост.
В том, что грядет большое повышение цен на ГСМ, председатель ассоциации владельцев АЗС уверен так же, как и в неминуемом наступлении весны, и даже называет примерные цифры, на сколько подскочат цены. В зимнее время, по его словам, области необходимо около 25–30 тысяч тонн ГСМ. Весной же эта цифра возрастает примерно на десять тысяч тонн. Между тем за последние два года, в течение которых руководство Шымкентским нефтеперегонным заводом осуществляет китайская компания, коренным образом изменился порядок поставки ГСМ на автозаправочные станции.
– Повышение цен, конечно, будет, – уверяет К. Камбаров. – Объясню почему. С прошлого года они (руководство ШНПЗ. – Авт.) начали вводить квоту на отпуск ГСМ для заправок. Сначала отпускали по восемь тонн, потом меньше и меньше, в конце марта – начале апреля прошлого года начали отпускать по 2–3 тонны. И такой режим держится до сих пор. На одну заправку отпускается 2–3 тонны. И если отпуск останется прежним, то спрос-то увеличится. Весной заработает вся сельскохозяйственная техника, народ выйдет на поля. Анализ продаж прошлых лет показывает, что весной спрос увеличится процентов на тридцать. Если заправкам будет отпускаться прежнее количество топлива, то, я думаю, его стоимость на АЗС вырастет процентов на двадцать. Китайская компания не будет поднимать цену. Я думаю, что в долларовом отношении они так и оставят 713 долларов за тонну АИ-80, но спрос-то увеличится. Но если спрос увеличится, а предложение нет, то и цена, соответственно, поднимется – это закон рынка. А завтра НПЗ скажет: «Мы цену не поднимали». То есть всю вину переложит на хозяев заправок.
До прихода на нефтяной рынок китайской компании лимиты на отпуск ГСМ для автозаправок вводились, но, по словам К. Камбарова, они держались не более двух-трех месяцев. И зимой топлива всегда было в достатке, так как оно не пользовалось таким спросом, как осенью или весной. Однако сейчас положение изменилось. Лимитирование отпуска ведется почти год, в результате чего цена на бензин и дизтопливо растет. Без всяких сезонных подъемов и спадов. Только вверх.
Как считает председатель областной ассоциации владельцев АЗС, изменение отпускной политики руководства АО «ПетроКазахстан» связано с изменением политики экспортной.
– Я полагаю, что китайская компания ведет активный экспорт светлых нефтепродуктов, – заявил он. – Они отгружают топливо на станцию Текесу, и в документах указывается – для внутреннего рынка. А там какая-нибудь фирма принимает ГСМ и переадресует на экспорт – в Китай, Таджикистан, Афганистан и т. д. А правительство закрывает на это глаза. В результате горючее уходит за рубеж, а области не хватает.
К. Камбаров не смог сказать, сколько ГСМ получают автозаправки области, так как, по его словам, нефтяные компании отказываются представить эти данные. В областном департаменте энергетики смогли только сказать, сколько топлива было отпущено области за 10 месяцев прошлого года – 201,4 тыс. тонн бензина и 116,4 тыс. тонн дизтоплива. Других данных – разбивки по месяцам или сколько отгружено в этом году – в департаменте нет.
Вопросы ценообразования и поставок ГСМ на рынок волнуют не только водителей, хозяев автозаправок и СМИ, но и депутатов. Они довольно часто направляют письма с вопросами на эту тему на нефтеперерабатывающий завод. Но… Вот типичный ответ: «…Шымкентский нефтеперерабатывающий завод – производственное предприятие, занимающееся переработкой только давальческой нефти (100% объема перерабатываемой нефти принадлежит третьим сторонам). Соответственно, ТОО «ПетроКазахстан Ойл Продактс» не является собственником произведенных нефтепродуктов и работает исключительно на основе тарифа, установленного комитетом по защите конкуренции Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан. ПКОП не влияет и не может влиять на процессы ценообразования и сезонные колебания цен на рынке горюче-смазочных материалов в целом по Казахстану и отдельно в ЮКО…» Это писал исполнительный директор по переработке и планированию ТОО ПКОП Ван Лицзюнь секретарю областного маслихата.
Так как ПКОП ничего не решает, мы обратились в его пресс-службу с просьбой довести до руководства АО «ПетроКазахстан» наши вопросы: считают ли они достаточным наполнение рынка области ГСМ и почему компания «ПетроКазахстан» ввела лимит отпуска ГСМ для автозаправок ЮКО. К сожалению, на момент сдачи статьи в номер ответа так и не было.
Юрий ЕЛИСЕЕВ, Шымкент
zakon.kz
– Зимой ГСМ всегда было более чем достаточно, так как спрос низкий. Цены снижалось, как правило, процентов на десять, – говорит председатель областной ассоциации владельцев автозаправочных станций Кайипбек Камбаров. – Однако в этом году цены держатся на том уровне, до которого поднялись осенью. На сей раз ни о каком снижении цен нет и речи, зато можно предсказать, что с марта начнется рост.
В том, что грядет большое повышение цен на ГСМ, председатель ассоциации владельцев АЗС уверен так же, как и в неминуемом наступлении весны, и даже называет примерные цифры, на сколько подскочат цены. В зимнее время, по его словам, области необходимо около 25–30 тысяч тонн ГСМ. Весной же эта цифра возрастает примерно на десять тысяч тонн. Между тем за последние два года, в течение которых руководство Шымкентским нефтеперегонным заводом осуществляет китайская компания, коренным образом изменился порядок поставки ГСМ на автозаправочные станции.
– Повышение цен, конечно, будет, – уверяет К. Камбаров. – Объясню почему. С прошлого года они (руководство ШНПЗ. – Авт.) начали вводить квоту на отпуск ГСМ для заправок. Сначала отпускали по восемь тонн, потом меньше и меньше, в конце марта – начале апреля прошлого года начали отпускать по 2–3 тонны. И такой режим держится до сих пор. На одну заправку отпускается 2–3 тонны. И если отпуск останется прежним, то спрос-то увеличится. Весной заработает вся сельскохозяйственная техника, народ выйдет на поля. Анализ продаж прошлых лет показывает, что весной спрос увеличится процентов на тридцать. Если заправкам будет отпускаться прежнее количество топлива, то, я думаю, его стоимость на АЗС вырастет процентов на двадцать. Китайская компания не будет поднимать цену. Я думаю, что в долларовом отношении они так и оставят 713 долларов за тонну АИ-80, но спрос-то увеличится. Но если спрос увеличится, а предложение нет, то и цена, соответственно, поднимется – это закон рынка. А завтра НПЗ скажет: «Мы цену не поднимали». То есть всю вину переложит на хозяев заправок.
До прихода на нефтяной рынок китайской компании лимиты на отпуск ГСМ для автозаправок вводились, но, по словам К. Камбарова, они держались не более двух-трех месяцев. И зимой топлива всегда было в достатке, так как оно не пользовалось таким спросом, как осенью или весной. Однако сейчас положение изменилось. Лимитирование отпуска ведется почти год, в результате чего цена на бензин и дизтопливо растет. Без всяких сезонных подъемов и спадов. Только вверх.
Как считает председатель областной ассоциации владельцев АЗС, изменение отпускной политики руководства АО «ПетроКазахстан» связано с изменением политики экспортной.
– Я полагаю, что китайская компания ведет активный экспорт светлых нефтепродуктов, – заявил он. – Они отгружают топливо на станцию Текесу, и в документах указывается – для внутреннего рынка. А там какая-нибудь фирма принимает ГСМ и переадресует на экспорт – в Китай, Таджикистан, Афганистан и т. д. А правительство закрывает на это глаза. В результате горючее уходит за рубеж, а области не хватает.
К. Камбаров не смог сказать, сколько ГСМ получают автозаправки области, так как, по его словам, нефтяные компании отказываются представить эти данные. В областном департаменте энергетики смогли только сказать, сколько топлива было отпущено области за 10 месяцев прошлого года – 201,4 тыс. тонн бензина и 116,4 тыс. тонн дизтоплива. Других данных – разбивки по месяцам или сколько отгружено в этом году – в департаменте нет.
Вопросы ценообразования и поставок ГСМ на рынок волнуют не только водителей, хозяев автозаправок и СМИ, но и депутатов. Они довольно часто направляют письма с вопросами на эту тему на нефтеперерабатывающий завод. Но… Вот типичный ответ: «…Шымкентский нефтеперерабатывающий завод – производственное предприятие, занимающееся переработкой только давальческой нефти (100% объема перерабатываемой нефти принадлежит третьим сторонам). Соответственно, ТОО «ПетроКазахстан Ойл Продактс» не является собственником произведенных нефтепродуктов и работает исключительно на основе тарифа, установленного комитетом по защите конкуренции Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан. ПКОП не влияет и не может влиять на процессы ценообразования и сезонные колебания цен на рынке горюче-смазочных материалов в целом по Казахстану и отдельно в ЮКО…» Это писал исполнительный директор по переработке и планированию ТОО ПКОП Ван Лицзюнь секретарю областного маслихата.
Так как ПКОП ничего не решает, мы обратились в его пресс-службу с просьбой довести до руководства АО «ПетроКазахстан» наши вопросы: считают ли они достаточным наполнение рынка области ГСМ и почему компания «ПетроКазахстан» ввела лимит отпуска ГСМ для автозаправок ЮКО. К сожалению, на момент сдачи статьи в номер ответа так и не было.
Юрий ЕЛИСЕЕВ, Шымкент
zakon.kz
|