12 апреля 1951 года
danilov 12 Апреля 2025 в 23:32:17
12 апреля 1951 года в небе над Северной Кореей советские лётчики устроили самый крупный разгром американской авиации с начала Корейской войны. За двадцать минут они уничтожили 10 стратегических бомбардировщиков B-29 Superfortress и 5 истребителей сопровождения. Ещё 15 бомбардировщиков получили тяжёлые повреждения. Все это произошло в рамках одной воздушной операции, вошедшей в историю США под названием «Чёрный четверг». Пишет Родина.
Сражение стало звёздным часом для советских реактивных истребителей МиГ-15 и пилотов дивизии трижды Героя Советского Союза Ивана Кожедуба. Американская пресса опубликовала фотографии разбившихся машин и пленных лётчиков. ВВС США были вынуждены приостановить массированные налёты на Северную Корею на целых три месяца. В стране объявили национальный траур.
B-29 считался вершиной американского авиастроения своего времени. Во время Второй мировой войны он превосходил по характеристикам всё, что имелось в арсенале других стран. Самолёт мог подниматься на высоту до 10 км и развивать скорость 500 км/ч — за пределами досягаемости зениток и большинства поршневых истребителей. Кроме того, B-29 оснащался системой дистанционного управления оборонительным вооружением, включающим 12 пулемётов и радар для прицельного бомбометания. Он стал первым самолётом, применившим ядерное оружие.
Однако в небе Кореи технологическое превосходство не спасло американцев. МиГ-15, появившиеся под видом комбайнов, доставленных на эшелонах, оказались быстрыми, манёвренными и отлично вооружёнными. Их 23-мм и 37-мм пушки пробивали «Суперкрепости» с дистанции, недоступной пулемётам. Управление огнём B-29 просто не успевало реагировать на скоростные атаки МиГов.
12 апреля 1951 года ВВС США предприняли попытку уничтожить мост через реку Ялуцзян и город Сингисю — важный логистический центр. На задание были направлены 48 бомбардировщиков и 120 истребителей прикрытия. Советские радары засекли наступление и генерал Кожедуб бросил в бой 44 МиГа. В коротком и стремительном бою советские пилоты разгромили американскую группу, не потеряв ни одного своего самолёта.
30 октября того же года ситуация повторилась. Американцы вновь попытались нанести удар, теперь по аэродрому Намси. В бой были отправлены уже истребители F-86 Sabre, равные по характеристикам МиГ-15, но их ошибочно отвели на другой участок. Советские пилоты не стали ввязываться в бой с эскортом, а ударили сразу по бомбардировщикам — ещё 12 B-29 были сбиты.
Эти операции не только сорвали стратегические налёты, но и поставили под сомнение реалистичность американского плана «Дропшот» — сценария ядерной атаки на СССР. B-29, которые должны были доставить 300 ядерных зарядов, показали, что не способны преодолеть советскую истребительную оборону. Корейское небо доказало, что эра безнаказанных бомбардировок закончилась.
Сражение стало звёздным часом для советских реактивных истребителей МиГ-15 и пилотов дивизии трижды Героя Советского Союза Ивана Кожедуба. Американская пресса опубликовала фотографии разбившихся машин и пленных лётчиков. ВВС США были вынуждены приостановить массированные налёты на Северную Корею на целых три месяца. В стране объявили национальный траур.
B-29 считался вершиной американского авиастроения своего времени. Во время Второй мировой войны он превосходил по характеристикам всё, что имелось в арсенале других стран. Самолёт мог подниматься на высоту до 10 км и развивать скорость 500 км/ч — за пределами досягаемости зениток и большинства поршневых истребителей. Кроме того, B-29 оснащался системой дистанционного управления оборонительным вооружением, включающим 12 пулемётов и радар для прицельного бомбометания. Он стал первым самолётом, применившим ядерное оружие.
Однако в небе Кореи технологическое превосходство не спасло американцев. МиГ-15, появившиеся под видом комбайнов, доставленных на эшелонах, оказались быстрыми, манёвренными и отлично вооружёнными. Их 23-мм и 37-мм пушки пробивали «Суперкрепости» с дистанции, недоступной пулемётам. Управление огнём B-29 просто не успевало реагировать на скоростные атаки МиГов.
12 апреля 1951 года ВВС США предприняли попытку уничтожить мост через реку Ялуцзян и город Сингисю — важный логистический центр. На задание были направлены 48 бомбардировщиков и 120 истребителей прикрытия. Советские радары засекли наступление и генерал Кожедуб бросил в бой 44 МиГа. В коротком и стремительном бою советские пилоты разгромили американскую группу, не потеряв ни одного своего самолёта.
30 октября того же года ситуация повторилась. Американцы вновь попытались нанести удар, теперь по аэродрому Намси. В бой были отправлены уже истребители F-86 Sabre, равные по характеристикам МиГ-15, но их ошибочно отвели на другой участок. Советские пилоты не стали ввязываться в бой с эскортом, а ударили сразу по бомбардировщикам — ещё 12 B-29 были сбиты.
Эти операции не только сорвали стратегические налёты, но и поставили под сомнение реалистичность американского плана «Дропшот» — сценария ядерной атаки на СССР. B-29, которые должны были доставить 300 ядерных зарядов, показали, что не способны преодолеть советскую истребительную оборону. Корейское небо доказало, что эра безнаказанных бомбардировок закончилась.
![]() |
![]() |
|