А. Чеботарев: Налицо то, что в стране наблюдается определенный дисбаланс в пользу русского языка

Печать: Шрифт: Абв Абв Абв
MrX 08 Апреля 2009 в 10:11:29


Андрей Чеботарев, директор Центра актуальных исследований «Альтернатива»:

В ходе экспертного обсуждения на Дискуссионном клубе «НАМЫС» из уст политолога Газиза Тортбаева прозвучала критика в адрес местных чиновников - «чиновники всех рангов по своему долгу должны знать и беречь один из символов государства -государственный язык». Редакция сайта обратилась к местным экспертам и журналистам с просьбой охарактеризовать современные тенденции в языковой сфере

- То, что выразил г-н Тортбаев, не ново для казахстанской общественности. Подобные мысли высказывали и высказывают многие представители казахской национальной интеллигенции и национал-патриотических кругов. В принципе, их озабоченность по этому поводу имеет вполне объективные основания.

Очевидно, что при наличии государствообразующего этноса, составляющего большинство населения Казахстана, в республике фактически сложилась биэтническая структура межэтнических отношений. Ее обуславливает постоянное присутствие в центре общественно-политических процессов двух доминирующих этносов - казахов и русских. Именно взаимоотношения между ними влияют на формирование общего климата в межэтнической сфере в целом.

Вместе с тем, хотя, согласно данным недавно проведенной переписи населения, казахи и составляют более 67% населения страны, подобное преимущество слабо отражается на этноязыковой ситуации. Это, к примеру, подтверждают результаты социологического исследования, проведенного Центром актуальных исследований «Альтернатива» при содействии Международного института региональных исследований «Открытое общество» в августе 2008 года в 14 областях и городах Астана и Алматы. В ходе его проведения было опрошено 1200 респондентов.

В частности, исследование выявило невысокий уровень знания казахского языка по сравнению с русским. На вопрос «Насколько Вы владеете казахским языком?» 35,9% опрошенных отметили «владею в совершенстве», 20,2% - «владею на достаточном уровне» и 16,3% - «не владею совсем». По сравнению с государственным языком русским в совершенстве владеют 56,2%, а на достаточном уровне - 34,2% респондентов. А лиц, которые совсем не владеют русским языком, среди опрошенных не было.

Налицо то, что в стране наблюдается определенный дисбаланс в пользу русского языка. Государственный же язык, несмотря на его более широкое, в сравнении с первыми годами независимости Казахстана применение, преимущественно распространен в сельской местности и на государственной службе. Не случайно, видимо, в качестве необходимых мер, способствующих ее улучшению, наши респонденты на первое место (25,2%) поставили активное обучение казахскому языку.

Другое дело, что подобные тревоги и пожелания по поводу ситуации вокруг казахского языка зачастую не подкрепляются конкретными и конструктивными предложениями относительно ее улучшения. То, что чиновники должны знать государственный язык хотя бы на том уровне, который необходим им в процессе текущей работы, бесспорно. Но ведь нельзя сделать так, чтобы это знание пришло автоматически. И одного желания знать государственный язык мало. Нужны приемлемые и эффективные условия для его изучения.

Некоторые же «горячие головы» реагируют на эту объективную реальность так, что, мол, надо уволить с госслужбы всех не владеющих государственным языком и заменить их теми, кто им владеет. Однако, во-первых, помимо представителей некоренных этносов под эту «гребенку» попадет немало граждан казахской национальности. Во-вторых, помимо уровня знания государственного языка на госслужбе не меньше, а где-то, думаю, и больше, важны другие критерии, включая профессиональную компетентность. В-третьих, пока еще никто не отменял п. 2 ст. 7 («В государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским официально употребляется русский язык») и п. 2 ст. 14 («Никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам... языка...) Конституции РК.

На мой взгляд, здесь не надо, как говорится, бежать вслед уходящему поезду. Тех, кто не в состоянии в силу тех или иных обстоятельств овладеть в совершенстве государственным языком, не надо к этому принуждать. Главный упор надо сделать на обучение подрастающего поколения, начав эту работу с яслей и детских садов. Иными словами, необходимо кардинально улучшать систему обучения казахскому языку на всех уровнях системы образования. Только это способно стать основным фактором продвижения позиций государственного языка в обществе и государстве.

http://www.ia-centr.ru/expert/4304/
Комментарии, по рейтингу, по дате
  Гость 08.04.2009 в 13:07:56   # 12794
вот на принцип не буду изучть каз язык!!!
  Гость 08.04.2009 в 13:24:14   # 12796
Эээх вот больше всего нужно заставлять таких как гость выше меня писал, конечно страна у нас в большей степени свободная, но каз. яз. все таки гос. яз., и отказ учить его означает идти против конституции(поскольку в конституции это указано).
  Гость 08.04.2009 в 13:50:31   # 12799
Возможно гость08.04.2009 13:07:56 думает что этот бардак в стране надолго, и что язык учить не придется. Но гость ошибается - грядут большие перемены, но не резкие а постепенные. Болашак не зря создали, скоро эти студенты со всего мира вернутся в КЗ и многие из них заменят этих чинуш. А болашаковцы поверьте мне образованнее и патриотичнее. Страну они направят в нужное русло, но и про язык не забудут. Надерут за*ницы всем кто отказывается учить. Так что те кто не учат сейчас просто откладывают эту неизбежную участь на завтра(если конечно не покидают эту страну в ближ. будущем)
  MrX 08.04.2009 в 13:54:12   # 12800
Гость аглицкий - посмотри на пример Грузии, их президент тоже выучился заграницей, в Америке. Результат такой учебы налицо. Стал американской шестеркой. А кто даст гарантию, что наших студентов не обрабатывают, как того Сукашвили ? И вообще захотят ли они вернуться в наш нуростан ?
  Alex 08.04.2009 в 14:04:04   # 12801
Видел этих вернувшихся, и не скажу, что они блещут умом.
  Гость 08.04.2009 в 14:05:07   # 12802
Нащет обработки это все полный пи*деж и провокация, а студенты захотят прийти - я видел почти все они патриоты те еще, а даже если не захотят то придется, поскольку все они либо из бедных либо из "средне-классовых" семей и правительство отбирает в этом случае заложенное имущество.
  Alex 08.04.2009 в 14:06:33   # 12804
Не сказал бы, что они из бедных...
  Гость 08.04.2009 в 14:07:42   # 12805
Алексу: конечно не все, но есть из них такие ...
  Alex 08.04.2009 в 14:09:16   # 12806
Если честно, то в Шыме не одного из бедной или среднеклассовой семьи не видел.
  MrX 08.04.2009 в 14:09:47   # 12807
"Нет, генералом ты не станешь. У генерала свои внуки есть" - из анекдота. Я тоже ни одного бедного болашаковца не знаю
  Гость 08.04.2009 в 14:11:33   # 12808
Алекс и Мистер Х верьте во что хотите.
  Alex 08.04.2009 в 14:13:49   # 12811
А мы не верим, мы тебе реальные факты приводим.
  MrX 08.04.2009 в 14:14:52   # 12812
Я верю в III-ий Интренационал !
  Гость 08.04.2009 в 14:16:17   # 12813
Вобщем по вашему болашаковцы не вернутся, ну значит верите.
  Alex 08.04.2009 в 14:16:46   # 12814
"Нам солнца не надо, нам партия светит. Нам хлеба не надо, работу давай!"
  Alex 08.04.2009 в 14:17:35   # 12815
Может и вернутся, да толку от них мало будет.
  Гость 08.04.2009 в 14:19:34   # 12816
Терпение братан, терпение. Толк будет.
  Alex 08.04.2009 в 14:20:04   # 12817
А на одном голом патриотизме без мозгов далеко не уедешь.
  Гость 08.04.2009 в 14:21:56   # 12818
Говорю же, ум от многих из них так и прет.
  Alex 08.04.2009 в 14:22:48   # 12819
Блин, не знаю. Которых видел, тупят основательно.
  Гость 08.04.2009 в 14:25:18   # 12820
Верьте в свою сказку, а мы изменим страну!
  Alex 08.04.2009 в 14:27:58   # 12821
Как в анекдоте: "Господа, страна стоит на краю пропасти. Так сделаем шаг вперед!"
  MrX 08.04.2009 в 14:40:22   # 12822
Есть еще такой вариант - верхушка власти учит своих отпрысков по Гарвардам, а все простые смертные своих учат в обычных, местами разрушенных школах, где за копейки преподают в большинстве своём такие "проводники культуры в массы", что мама не горюй! Сейчас еще работают люди старой закалки, можно сказать не за деньги, а за идею. Кто их заменит ? Молодежь перспективную туда пряником не заманишь, вот и придут туда сами знаете кто. И соответственно будут также и учить. В итоге вырастает поколение, которое толком не будет знать ни русского, ни казахского языков. Которые ни тут не пробьются в жизни, ни в России.
А власть будут передавать по наследству. В итоге будет правящая, образованная верхушка власти, и народ-быдло
  MrX 08.04.2009 в 14:42:10   # 12823
Гость
08.04.2009 14:25:18
Верьте в свою сказку, а мы изменим страну!


Что-то попахивает манией величия... Ты не брат ли корейского казаха ? Тот тоже через слово говорил "Мы"
  MrX 08.04.2009 в 14:43:54   # 12824
Гость
08.04.2009 14:21:56
Говорю же, ум от многих из них так и прет.


Точно ! От многих ум так прёт, что уже весь вышел !
  Alex 08.04.2009 в 14:45:23   # 12825
MrX
08.04.2009 14:42:10
Что-то попахивает манией величия... Ты не брат ли корейского казаха ? Тот тоже через слово говорил "Мы"

У них, наверное, у обоих гельминты
  MrX 08.04.2009 в 15:45:49   # 12829
Наверно. На Его Величество Николая II они не тянут
  Alex 08.04.2009 в 16:08:45   # 12833
Так им бедолагам лечиться надо, а не пургу нести... Ну да ладно, бог с ними, убогими..
  Гость 08.04.2009 в 16:29:55   # 12835
Тем кто остается в КЗ, хочется им или нет казахский язык придется учить рано или поздно. Пожалуйста пускай говорят и на других языках, но на казахском говорить они обязаны.
  Alex 08.04.2009 в 16:39:56   # 12836
Давай, я без тебя разберусь, на каком языке мне говорить. За казахский не переживай, я его знаю.
Добавить сообщение
Чтобы добавлять комментарии зарeгиcтрирyйтeсь