Сделка КТЖ и Wabtec на $4,2 млрд за локомотивы: почему вдвое дороже мировых цен?
23.09.2025, 16:44
В Казахстанской ассоциации миноритарных акционеров (QAMS) отметили, что сумма сделки, в рамках которой Казахстан получит от американской компании Wabtec новые локомотивы, впечатляет, но цена одного выходит $13–14 млн - вдвое выше мирового диапазона ($2,5–7 млн), передает Ulysmedia.kz.
Детали Подписано соглашение на поставку 300 локомотивов серии ТЭ33А (ES44ACi). Производство локализовано на заводе в Астане, поставки рассчитаны на ближайшее десятилетие. Акции Акции Wabtec подскочили вчера в моменте более чем на 6% на NYSE (закрытие ⬆️4,9%). Рыночная капитализация Wabtec — $34+ млрд, цена акций ~ $200 (вчерашнее закрытие), средний таргет аналитиков — $226,5.
Что не так? “Сумма сделки впечатляет, но цена одного локомотива выходит $13–14 млн — вдвое выше мирового диапазона ($2,5–7 млн)”, - говорится в публикации QAMS.
Сравнение “Бразилия (2024) — MRS Logística заказала 30 локомотивов ES44ACi за R$500 млн (~USD 101 млн), ≈ $3,4 млн/ед”, - пишут эксперты.
Сопоставимые сделки по Evolution Series (другие модели линейки):
Индия (2015) — 1 000 дизелей + завод → $2,6 млрд (≈ $2,6 млн/ед.),
Египет (2017/2021) — 100 ES30ACi + сервис → $575–602 млн (≈ $5,7–6 млн/ед.),
Украина (2018) — первые 30 за $140 млн → ≈ $4,7 млн/ед.,
Пакистан (2015–2017) — 55 ES43ACi → $400 млн (≈ $7,3 млн/ед.).
(Информация выше собрана с помощью GPT). Почему для Казахстана выше? “В других странах это поставки готовых локомотивов. В Казахстане же есть завод «Локомотив құрастыру зауыты» в Астане, который работает с 2009 года, обошёлся в ~$162 млн, и с 2024 года полностью принадлежит Wabtec. То есть инфраструктура давно создана, и именно здесь планируется сборка.
Возникает логичный вопрос: почему при наличии собственного завода итоговая цена оказывается выше мировой? Сделка историческая и имиджево значимая для Казахстана и США. Но именно её масштаб поднимает главный вопрос: какая часть $4,2 млрд приходится на сами локомотивы, а какая — на сервис, комплекты и прочие расходы? Ответа логично ожидать от КТЖ”, - говорится в публикации. Контекст 22 сентября в рамках визита президента Касым-Жомарта Токаева в США в присутствии министра торговли Штатов Говарда Латника состоялась церемония подписания соглашений с американской компанией Wabtec на сумму около 4,2 млрд долларов. Документы предусматривают производство в нашей стране 300 грузовых локомотивов с улучшенными характеристиками и их сервисное обслуживание.
Подробнее на:
https://ulysmedia.kz/news/59413-sdelka-ktzh-i-wabtec-na-4-2-mlrd-za-lokomotivy-pochemu-vdvoe-dorozhe-mirovykh-tsen/