Деньги есть. На что потратим?
dead 21 Сентября 2007 в 12:45:23
Правительство представило на обсуждение парламентариев бюджет-2008. Его презентация, то есть демонстрация “в первом приближении”, прошла в бурных спорах. Народным избранникам не понравился ни объем, ни фасон скроенного кабмином “кошелька” страны.
Новый министр экономики и бюджетного планирования господин Султанов, представляя парламенту проект главного финансового документа страны, на бурные аплодисменты, конечно, не рассчитывал. Но и такого отпора со стороны депутатов, похоже, не ожидал.
Проект бюджета правительство кроило несколько месяцев, но, видимо, не примерило его к реалиям последнего времени, когда пошла “плясать” инфляция, резко выросли цены, подешевел доллар и начал аукаться американский банковский кризис. В результате сметанный на “живую нитку” проект затрещал уже в первый же день своего явления в парламенте.
Из прорех полезли весьма сомнительные прогнозные показатели – размер инфляции, которую планируют на уровне 6,8 процента, сориентированная на 60 долларов за баррель цена нефти и уровень ВВП – более 15 триллионов тенге.
Вообще-то с прогнозами у наших финансистов всегда было неважно. Достаточно вспомнить, что в прошлом году более чем в триллион тенге оказалась разница между фактическим и запланированным объемом ВВП – основным показателем, к которому все привязано. В результате, хоть и “перетряхивали” бюджет более 20 раз, 18,5 миллиарда тенге остались неосвоенными, профицит (при заявленном дефиците средств) составил 54,7 миллиарда, а свободный остаток в казне увеличился до 151 миллиарда, что в 12 раз больше остатка 2005 года.
Но нынешнее несоответствие финансовых прогнозов с действительностью, которая стучится в дом каждого казахстанца, депутатов крайне удивило. Особенно поразил заложенный в документ уровень предполагаемой инфляции – 6,8 процента. Мажилисмены возмутились: все дорожает с каждым днем, а ситуацию, похоже, никто не контролирует.
– Цены очень сильно кусаются, – взорвался депутат Нехорошев, известный своим пристрастием к афористичным фразам. – Поверьте, люди озверели. Ведь нельзя же до такой степени поднимать цены! Да, вообще, мы не цены поднимаем, мы народ опускаем. Обещали-то что?
Критически прошлись по многим позициям госбюджета, и особенно активно – депутаты с опытом, уже работавшие в прошлых созывах:
– Такое впечатление, что в этом году деньги свалились, более 500 миллиардов, и правительство растерялось. Что это? По 5 миллиардов – на поощрение госорганов по пилотным проектам! Уважаемые, совесть имейте, вы за это зарплату получаете, а еще 5 миллиардов премий в бюджет закладываете…
На министра Султанова градом посыпались вопросы. На что тратятся деньги, перечисляемые в национальные фонды?
– Ежегодно нацкомпании давали доходы в бюджет в виде дивидендов. Сегодня все они уходят в “Самрук”…
Под сомнение поставили и щедрое финансирование некоторых отраслевых программ, например, по конкурентоспособности экономики Казахстана, разработанных по каждому министерству. И даже обидно назвали некоторые программы “ямой, куда сбрасываются бюджетные деньги”. Как это министерства собираются повышать конкурентоспособность и на что тратить бюджетные деньги, когда это их прямая работа?
В то же время на реализацию социальных программ, по мнению мажилисменов, средств, как всегда, заложили мало. Например, на программу “Питьевые воды”, требующую 30 миллиардов тенге, запланировали всего 20.
А уж защита малообеспеченных слоев населения, по мнению парламентариев, и вовсе требует сегодня кардинально нового подхода, а это в правительственном варианте отражено крайне слабо.
Словом, проект бюджета с первого же своего шага на парламентском “подиуме” был подвергнут острой критике и обвинен в отрыве от реалий и первоочередных нужд народа и государства. Конечно, предстоит долгое его обсуждение на всех уровнях, бесконечные корректировки и изменения. Как сказала председатель профильного комитета по финансам и бюджетному планированию Гульжана Карагусова, успокаивая парламентариев, “поздно у нас никогда не бывает, “поздно” – это когда президент бюджет подпишет”.
И все же в протокол было внесено более 80 предложений мажилисменов. В том числе и такое: обсудить расходную часть бюджета по каждому министерству, по каждой позиции в отдельности, с приглашением министров и начальников департаментов.
Словом, депутаты продемонстрировали свое намерение сражаться за каждую строку главного финансового документа страны, ведь по нему жить, выживать всей стране. И, похоже, не в самый легкий финансовый год.
Жаль, если получится, как всегда, – разговоров, громких, эффектных выступлений будет много, а большинством “тихих” голосов в конце концов проголосуют за незначительные поправки на социалку. Так уже бывало, когда вся энергия уходила в гудок, а немалые государственные средства – в песок.
Наталия БУРАВЦЕВА, Астана
Новый министр экономики и бюджетного планирования господин Султанов, представляя парламенту проект главного финансового документа страны, на бурные аплодисменты, конечно, не рассчитывал. Но и такого отпора со стороны депутатов, похоже, не ожидал.
Проект бюджета правительство кроило несколько месяцев, но, видимо, не примерило его к реалиям последнего времени, когда пошла “плясать” инфляция, резко выросли цены, подешевел доллар и начал аукаться американский банковский кризис. В результате сметанный на “живую нитку” проект затрещал уже в первый же день своего явления в парламенте.
Из прорех полезли весьма сомнительные прогнозные показатели – размер инфляции, которую планируют на уровне 6,8 процента, сориентированная на 60 долларов за баррель цена нефти и уровень ВВП – более 15 триллионов тенге.
Вообще-то с прогнозами у наших финансистов всегда было неважно. Достаточно вспомнить, что в прошлом году более чем в триллион тенге оказалась разница между фактическим и запланированным объемом ВВП – основным показателем, к которому все привязано. В результате, хоть и “перетряхивали” бюджет более 20 раз, 18,5 миллиарда тенге остались неосвоенными, профицит (при заявленном дефиците средств) составил 54,7 миллиарда, а свободный остаток в казне увеличился до 151 миллиарда, что в 12 раз больше остатка 2005 года.
Но нынешнее несоответствие финансовых прогнозов с действительностью, которая стучится в дом каждого казахстанца, депутатов крайне удивило. Особенно поразил заложенный в документ уровень предполагаемой инфляции – 6,8 процента. Мажилисмены возмутились: все дорожает с каждым днем, а ситуацию, похоже, никто не контролирует.
– Цены очень сильно кусаются, – взорвался депутат Нехорошев, известный своим пристрастием к афористичным фразам. – Поверьте, люди озверели. Ведь нельзя же до такой степени поднимать цены! Да, вообще, мы не цены поднимаем, мы народ опускаем. Обещали-то что?
Критически прошлись по многим позициям госбюджета, и особенно активно – депутаты с опытом, уже работавшие в прошлых созывах:
– Такое впечатление, что в этом году деньги свалились, более 500 миллиардов, и правительство растерялось. Что это? По 5 миллиардов – на поощрение госорганов по пилотным проектам! Уважаемые, совесть имейте, вы за это зарплату получаете, а еще 5 миллиардов премий в бюджет закладываете…
На министра Султанова градом посыпались вопросы. На что тратятся деньги, перечисляемые в национальные фонды?
– Ежегодно нацкомпании давали доходы в бюджет в виде дивидендов. Сегодня все они уходят в “Самрук”…
Под сомнение поставили и щедрое финансирование некоторых отраслевых программ, например, по конкурентоспособности экономики Казахстана, разработанных по каждому министерству. И даже обидно назвали некоторые программы “ямой, куда сбрасываются бюджетные деньги”. Как это министерства собираются повышать конкурентоспособность и на что тратить бюджетные деньги, когда это их прямая работа?
В то же время на реализацию социальных программ, по мнению мажилисменов, средств, как всегда, заложили мало. Например, на программу “Питьевые воды”, требующую 30 миллиардов тенге, запланировали всего 20.
А уж защита малообеспеченных слоев населения, по мнению парламентариев, и вовсе требует сегодня кардинально нового подхода, а это в правительственном варианте отражено крайне слабо.
Словом, проект бюджета с первого же своего шага на парламентском “подиуме” был подвергнут острой критике и обвинен в отрыве от реалий и первоочередных нужд народа и государства. Конечно, предстоит долгое его обсуждение на всех уровнях, бесконечные корректировки и изменения. Как сказала председатель профильного комитета по финансам и бюджетному планированию Гульжана Карагусова, успокаивая парламентариев, “поздно у нас никогда не бывает, “поздно” – это когда президент бюджет подпишет”.
И все же в протокол было внесено более 80 предложений мажилисменов. В том числе и такое: обсудить расходную часть бюджета по каждому министерству, по каждой позиции в отдельности, с приглашением министров и начальников департаментов.
Словом, депутаты продемонстрировали свое намерение сражаться за каждую строку главного финансового документа страны, ведь по нему жить, выживать всей стране. И, похоже, не в самый легкий финансовый год.
Жаль, если получится, как всегда, – разговоров, громких, эффектных выступлений будет много, а большинством “тихих” голосов в конце концов проголосуют за незначительные поправки на социалку. Так уже бывало, когда вся энергия уходила в гудок, а немалые государственные средства – в песок.
Наталия БУРАВЦЕВА, Астана
|