Смазливый агрегат
От правильного выбора моторного масла зависит долговечность двигателя автомобиля
dead 02 Августа 2007 в 15:00:57
Маслом двигатель не испортишь?
А вот и нет, можно испортить, если подойти к вопросу выбора этого важнейшего автомобильного расходного материала спустя рукава. Многие специалисты считают моторное масло не только смазочным материалом, но и одной из самых важных деталей «сердца» автомобиля. Они утверждают, что от качества используемого моторного масла зависит и бесперебойная работа двигателя, и его долгая жизнь. Это абсолютно правильно! Многие автолюбители уже на своем опыте убедились, что на хорошем масле не только проездишь без проблем, но еще и на ремонте сэкономишь. Самым подходящим определением этой способности моторных масел могут послужить слова капитана Врунгеля: «Как вы яхту назовете, так она и поплывет». Только, пожалуй, к ситуации с автомобилем вернее будет сказать: какое масло зальете в машину, так она и поедет.
Какое масло лучше заливать в двигатель – «синтетику», «полусинтетику» или «минералку»? Можно ли «перепрыгивать» с одной марки масла на другую? И нужно ли учитывать рекомендации производителя автомобиля при выборе моторного масла? Ответы на эти и другие вопросы корреспондент «ЛИТЕР-Недели» отправилась искать на городских пунктах замены масла (ПЗМ). К счастью, таковых в южной столице сегодня великое множество. Практически на каждой улице есть сервис, предлагающий замену масла в двигателе.
– Вообще, выбор масла – это во многом дело вкуса, – пояснил мастер ПЗМ Олег Самойлов. – Но как бы то ни было, при покупке очередной «дозы» жидкости следует учитывать несколько факторов: марку, пробег, состояние двигателя, наличие либо отсутствие турбины, тип топлива (бензин или дизель), время года, и условия, в которых машина эксплуатируется. Например, для нормальных условий масло рекомендуется менять каждые 10000 км, но так как условия эксплуатации в Казахстане не самые легкие, масло нужно менять каждые 5000–7000 км. Дизельные двигатели и двигатели с турбонаддувом могут потребовать еще более частой смены масла. В любом случае, не стоит менять масло реже, чем рекомендуют производители – образующиеся продукты сгорания явно не пойдут двигателю на пользу. Общий для всех совет: масло нужно лить прежде всего хорошее. То есть качество его не должно вызывать подозрений. Лучше всего лить в машину масло от известных производителей, на авторизованных станциях, где вам точно не зальют подделку (к сожалению, подделывают масло довольно часто). Но есть неплохие масла и среднего ценового ряда. Выбор той или иной марки – опять же дело вкуса, спорить об этом, как о всяких вкусах, бесполезно, нужно руководствоваться опытом.
Масляный стереотип
После ста тысяч км пробега надо переходить на «полусинтетику». «Минералка» «лечит» повышенный расход топлива. Хорошее масло – 5 тысяч проехал, а оно до сих пор светлое. Мотор – класс, ни грамма масла не «ест». Такие вот утверждения можно услышать в разговорах автомобилистов или, что еще хуже, из уст «профессионалов». Сложно сказать, откуда эти стереотипные мнения появились, да и не важно. Главное, что они давно уже не корректны.
К примеру, многие водилы, ударяя себя в грудь, кричат, что двигатель его машины абсолютно не расходует масла. Да быть такого не может! Ведь принципы работы двигателя внутреннего сгорания (ДВС) предполагают неизбежные потери этого продукта во время его эксплуатации. Поэтому если кто-то и утверждает, что, дескать, «мотор масла ни грамма не ест», воспримите это как условное описание низкого расхода масла. Речь идет только о «внутренних» потерях, подтеки масла – это уже совсем другая тема.
Что касается «светлого» масла. Здесь все просто. Качественные моторные масла обязательно содержат в себе компоненты, задача которых – чистка зон смазки и маслоканалов. Поэтому буквально с первых километров пробега после замены хорошее масло начнет понемногу темнеть. Особенно это относится, как ни странно, к синтетическим маслам. Если же масло остается «светлым» после нескольких сот километров, о чем многие автолюбители хвастливо рассказывают коллегам по рулю, то либо двигатель мистическим образом сохраняет первозданную чистоту, либо, что гораздо реальнее, масло не обладает «моющими» способностями. В итоге поршневые кольца из-за отсутствия процесса чистки закоксуются, а гидрокомпенсаторы из-за засорения маслоканалов перестанут получать необходимое им количество масла. Соответственно, накопление кокса на поршне приводит со временем к его воспламенению. Температура же горения кокса такова, что это приводит к сквозному «прогоранию» поршня.
А о способностях минерального масла «уменьшать» расход топлива и говорить не хочется. На самом деле временное снижение из-за большей вязкости в итоге приводит либо к необходимости дорогостоящего ремонта движка, либо к распродаже авто по частям.
«Синтетика», «полусинтетика» или «минералка»?
По словам специалистов, для современных авто, к числу которых можно смело отнести все автомобили, выпущенные после 90-х годов, лучше всего подойдет «синтетика» или «полусинтетика». Преимуществом синтетического масла является меньшее трение, которое приводит к более быстрому прогреву двигателя, снижению расхода топлива, а также уменьшению нагара. Такие масла стоят значительно дороже минеральных, но преимущества, которые они дают, имеют важное значение. Снизить износ двигателя, увеличить его ресурс – это ли не основная задача моторных масел? И лучше всех с ней справляется именно «синтетика».
«Скупой платит дважды»! Все мы прекрасно знаем эту народную мудрость, но учитываем ее далеко не всегда. Конечно, выбрать самую дешевую «синтетику» для успокоения совести – это не выход. Ведь качественное отличие масел заключается не только в понятиях «синтетика», «полусинтетика» и «минералка». Важным определяющим элементом тут выступает и качество базового масла, и пакет присадок. Присадки – это синтетические химические соединения, вводимые в базовое масло для улучшения его свойств. Их содержание в масле может достигать 20 процентов. По своему назначению выделяются семь основных групп присадок: вязкостные, противоизносные, антиокислительные, моющие, антикоррозионные, противопенные и модификаторы трения. От их качества и сбалансированности зависит и качество моторного масла. Сами присадки – вещь дорогостоящая, поэтому действительно высококачественные масла, где пакет присадок оптимально подобран, стоят дороже, чем обычно. Но на самом деле они того стоят, потому что только с их помощью достигается эффект экономии топлива и снижение износа двигателя.
«Скажи мне, что ты ешь...» Но в данном случае нас интересует, чем вы кормите свой автомобиль. Ведь масло – одна из главных составляющих двигателя. Если его правильно подобрать, можно надолго забыть про автосервисы. Найти «свое» масло несложно, но для этого нужны определенные знания.
К делу!
– Качественные масла тем хороши, что могут долго и в разных ситуациях сохранять стабильность своих основных свойств, – продолжает Олег. – Кстати, именно поэтому многие производители увеличили интервалы между заменами масла до 15 тысяч километров пробега. Если же водитель все же желает проявить «трепетную заботу» о моторе своего коня, то мы советуем вместо преждевременной замены масла поменять масляный фильтр. То есть на одну замену масла произвести две замены фильтра, одну – вместе с маслом, другую – в середине интервала. От этого будет реальная польза, тем более что большинство фильтров, продающихся на наших рынках, высококачественными назвать очень сложно.
Многие глубоко заблуждаются, считая, что если автомобиль проехал больше 100 тысяч километров, его пора переводить на «полусинтетику» и, соответственно, чуть позже – на «минералку». Как известно, в начале 90-х годов происходил очередной виток усовершенствования двигателей. Тогда начался массовый переход на различные системы впрыска, и практически все двигатели обзавелись гидрокомпенсаторами. Хотя выпускались в те годы и авто с моторами, которые конструктивно не менялись аж с 60-х годов, но таковых не так много. Так что останавливаться на них, думаю, не стоит.
Компактность моторов (уменьшение сечения маслоканалов), усложнение конструкции их верхней части, рост максимальных значений оборотов коленвала, переход к более высокооктановому бензину и другие новшества ужесточили требования к свойствам моторных масел. И даже высококачественное «полусинтетическое» масло уже не отвечало в полной мере требованиям двигателей конца ХХ века.
– Большинство моторов конца прошлого века или тем более выпущенные в нынешнем веке имеют ресурсы, рассчитанные на 500 тысяч и более километров пробега, – пояснил Олег Самойлов. – При надлежащем обслуживании 100, 200 тысяч километров пробега не влекут за собой существенных изменений в техническом состоянии этих двигателей. Поэтому аргумент – увеличение зазоров в пользу более вязкой «полусинтетики» абсолютно безоснователен. А возросшее употребление масла, из-за которого якобы нужно переходить на «полусинтетику», чаще всего устраняется заменой маслоотражательных колпачков. Эта операция обойдется гораздо дешевле, чем ремонт современного двигателя.
А вот и нет, можно испортить, если подойти к вопросу выбора этого важнейшего автомобильного расходного материала спустя рукава. Многие специалисты считают моторное масло не только смазочным материалом, но и одной из самых важных деталей «сердца» автомобиля. Они утверждают, что от качества используемого моторного масла зависит и бесперебойная работа двигателя, и его долгая жизнь. Это абсолютно правильно! Многие автолюбители уже на своем опыте убедились, что на хорошем масле не только проездишь без проблем, но еще и на ремонте сэкономишь. Самым подходящим определением этой способности моторных масел могут послужить слова капитана Врунгеля: «Как вы яхту назовете, так она и поплывет». Только, пожалуй, к ситуации с автомобилем вернее будет сказать: какое масло зальете в машину, так она и поедет.
Какое масло лучше заливать в двигатель – «синтетику», «полусинтетику» или «минералку»? Можно ли «перепрыгивать» с одной марки масла на другую? И нужно ли учитывать рекомендации производителя автомобиля при выборе моторного масла? Ответы на эти и другие вопросы корреспондент «ЛИТЕР-Недели» отправилась искать на городских пунктах замены масла (ПЗМ). К счастью, таковых в южной столице сегодня великое множество. Практически на каждой улице есть сервис, предлагающий замену масла в двигателе.
– Вообще, выбор масла – это во многом дело вкуса, – пояснил мастер ПЗМ Олег Самойлов. – Но как бы то ни было, при покупке очередной «дозы» жидкости следует учитывать несколько факторов: марку, пробег, состояние двигателя, наличие либо отсутствие турбины, тип топлива (бензин или дизель), время года, и условия, в которых машина эксплуатируется. Например, для нормальных условий масло рекомендуется менять каждые 10000 км, но так как условия эксплуатации в Казахстане не самые легкие, масло нужно менять каждые 5000–7000 км. Дизельные двигатели и двигатели с турбонаддувом могут потребовать еще более частой смены масла. В любом случае, не стоит менять масло реже, чем рекомендуют производители – образующиеся продукты сгорания явно не пойдут двигателю на пользу. Общий для всех совет: масло нужно лить прежде всего хорошее. То есть качество его не должно вызывать подозрений. Лучше всего лить в машину масло от известных производителей, на авторизованных станциях, где вам точно не зальют подделку (к сожалению, подделывают масло довольно часто). Но есть неплохие масла и среднего ценового ряда. Выбор той или иной марки – опять же дело вкуса, спорить об этом, как о всяких вкусах, бесполезно, нужно руководствоваться опытом.
Масляный стереотип
После ста тысяч км пробега надо переходить на «полусинтетику». «Минералка» «лечит» повышенный расход топлива. Хорошее масло – 5 тысяч проехал, а оно до сих пор светлое. Мотор – класс, ни грамма масла не «ест». Такие вот утверждения можно услышать в разговорах автомобилистов или, что еще хуже, из уст «профессионалов». Сложно сказать, откуда эти стереотипные мнения появились, да и не важно. Главное, что они давно уже не корректны.
К примеру, многие водилы, ударяя себя в грудь, кричат, что двигатель его машины абсолютно не расходует масла. Да быть такого не может! Ведь принципы работы двигателя внутреннего сгорания (ДВС) предполагают неизбежные потери этого продукта во время его эксплуатации. Поэтому если кто-то и утверждает, что, дескать, «мотор масла ни грамма не ест», воспримите это как условное описание низкого расхода масла. Речь идет только о «внутренних» потерях, подтеки масла – это уже совсем другая тема.
Что касается «светлого» масла. Здесь все просто. Качественные моторные масла обязательно содержат в себе компоненты, задача которых – чистка зон смазки и маслоканалов. Поэтому буквально с первых километров пробега после замены хорошее масло начнет понемногу темнеть. Особенно это относится, как ни странно, к синтетическим маслам. Если же масло остается «светлым» после нескольких сот километров, о чем многие автолюбители хвастливо рассказывают коллегам по рулю, то либо двигатель мистическим образом сохраняет первозданную чистоту, либо, что гораздо реальнее, масло не обладает «моющими» способностями. В итоге поршневые кольца из-за отсутствия процесса чистки закоксуются, а гидрокомпенсаторы из-за засорения маслоканалов перестанут получать необходимое им количество масла. Соответственно, накопление кокса на поршне приводит со временем к его воспламенению. Температура же горения кокса такова, что это приводит к сквозному «прогоранию» поршня.
А о способностях минерального масла «уменьшать» расход топлива и говорить не хочется. На самом деле временное снижение из-за большей вязкости в итоге приводит либо к необходимости дорогостоящего ремонта движка, либо к распродаже авто по частям.
«Синтетика», «полусинтетика» или «минералка»?
По словам специалистов, для современных авто, к числу которых можно смело отнести все автомобили, выпущенные после 90-х годов, лучше всего подойдет «синтетика» или «полусинтетика». Преимуществом синтетического масла является меньшее трение, которое приводит к более быстрому прогреву двигателя, снижению расхода топлива, а также уменьшению нагара. Такие масла стоят значительно дороже минеральных, но преимущества, которые они дают, имеют важное значение. Снизить износ двигателя, увеличить его ресурс – это ли не основная задача моторных масел? И лучше всех с ней справляется именно «синтетика».
«Скупой платит дважды»! Все мы прекрасно знаем эту народную мудрость, но учитываем ее далеко не всегда. Конечно, выбрать самую дешевую «синтетику» для успокоения совести – это не выход. Ведь качественное отличие масел заключается не только в понятиях «синтетика», «полусинтетика» и «минералка». Важным определяющим элементом тут выступает и качество базового масла, и пакет присадок. Присадки – это синтетические химические соединения, вводимые в базовое масло для улучшения его свойств. Их содержание в масле может достигать 20 процентов. По своему назначению выделяются семь основных групп присадок: вязкостные, противоизносные, антиокислительные, моющие, антикоррозионные, противопенные и модификаторы трения. От их качества и сбалансированности зависит и качество моторного масла. Сами присадки – вещь дорогостоящая, поэтому действительно высококачественные масла, где пакет присадок оптимально подобран, стоят дороже, чем обычно. Но на самом деле они того стоят, потому что только с их помощью достигается эффект экономии топлива и снижение износа двигателя.
«Скажи мне, что ты ешь...» Но в данном случае нас интересует, чем вы кормите свой автомобиль. Ведь масло – одна из главных составляющих двигателя. Если его правильно подобрать, можно надолго забыть про автосервисы. Найти «свое» масло несложно, но для этого нужны определенные знания.
К делу!
– Качественные масла тем хороши, что могут долго и в разных ситуациях сохранять стабильность своих основных свойств, – продолжает Олег. – Кстати, именно поэтому многие производители увеличили интервалы между заменами масла до 15 тысяч километров пробега. Если же водитель все же желает проявить «трепетную заботу» о моторе своего коня, то мы советуем вместо преждевременной замены масла поменять масляный фильтр. То есть на одну замену масла произвести две замены фильтра, одну – вместе с маслом, другую – в середине интервала. От этого будет реальная польза, тем более что большинство фильтров, продающихся на наших рынках, высококачественными назвать очень сложно.
Многие глубоко заблуждаются, считая, что если автомобиль проехал больше 100 тысяч километров, его пора переводить на «полусинтетику» и, соответственно, чуть позже – на «минералку». Как известно, в начале 90-х годов происходил очередной виток усовершенствования двигателей. Тогда начался массовый переход на различные системы впрыска, и практически все двигатели обзавелись гидрокомпенсаторами. Хотя выпускались в те годы и авто с моторами, которые конструктивно не менялись аж с 60-х годов, но таковых не так много. Так что останавливаться на них, думаю, не стоит.
Компактность моторов (уменьшение сечения маслоканалов), усложнение конструкции их верхней части, рост максимальных значений оборотов коленвала, переход к более высокооктановому бензину и другие новшества ужесточили требования к свойствам моторных масел. И даже высококачественное «полусинтетическое» масло уже не отвечало в полной мере требованиям двигателей конца ХХ века.
– Большинство моторов конца прошлого века или тем более выпущенные в нынешнем веке имеют ресурсы, рассчитанные на 500 тысяч и более километров пробега, – пояснил Олег Самойлов. – При надлежащем обслуживании 100, 200 тысяч километров пробега не влекут за собой существенных изменений в техническом состоянии этих двигателей. Поэтому аргумент – увеличение зазоров в пользу более вязкой «полусинтетики» абсолютно безоснователен. А возросшее употребление масла, из-за которого якобы нужно переходить на «полусинтетику», чаще всего устраняется заменой маслоотражательных колпачков. Эта операция обойдется гораздо дешевле, чем ремонт современного двигателя.
|