Узбекистан и Казахстан: скрытая борьба за региональное лидерство. К итогам визита Назарбаева в Ташкент
admin 20 Июня 2013 в 15:56:37
Официальный визит президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в Узбекистан, состоявшийся 14 июня, увенчался подписанием ряда двусторонних документов, в том числе договора «О стратегическом партнёрстве». Что нам интересно в этой ситуации — как идёт взаимодействие республики-члена Союза и республики, которая неинтегрируема в Союз в принципе и, более того, обречена на взрыв.
Узбекистан и Казахстан — не конкуренты?
Итак, по итогам переговоров Узбекистан и Казахстан подписали четыре двусторонних документа. Помимо договора о стратегическом партнёрстве, это также протокол между министерством финансов Казахстана и Государственным таможенным комитетом Узбекистана об организации обмена предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу, программа сотрудничества министерства по делам культуры и спорта Узбекистана и министерства культуры и информации Казахстана, соглашение о сотрудничестве министерств внутренних дел республик.
Подробностей относительно главного подписанного документа практически нет, кроме общих слов о том, что «договор о стратегическом партнёрстве отражает основные приоритеты долгосрочного и взаимовыгодного партнёрства в экономической и культурной сферах».
Глава Узбекистана Ислам Каримов в своём выступлении особо отметил общность подходов республик и совпадение мнений по большинству актуальных вопросов, подчеркнув «твердую готовность сторон совместно решать стоящие перед ними общие задачи»:
«Если говорить об Узбекистане и Казахстане, то здесь конкуренции нет и не будет в ближайшее время только потому, что у нас совершенно разные условия и абсолютно разные полезные ископаемые, и совершенно разные природные и прочие ресурсы. Если у нас хлопок занимает ведущие позиции, то в Казахстане — зерноводство».
Глава Узбекистана подчеркнул, что двусторонние отношения развиваются поступательно, «несмотря на то, что в мире по-прежнему наблюдаются кризисные процессы с непредсказуемыми перспективами»:
«Товарооборот между нашими странами имеет тенденцию к росту. Так, в 2012 году он вырос на 9,6 %, составив $2,7 млрд. Эта динамика говорит о наличии хорошего потенциала, и мы должны поддерживать его увеличение».
В свою очередь Нурсултан Назарбаев отметил, что Казахстан придает особое значение отношениям с «братским Узбекистаном» и рассматривает его в качестве стратегического партнера в Центрально-Азиатском регионе:
«Казахстан и Узбекистан — ключевые государства, которые обеспечивают мир, безопасность, торговлю и рост благосостояния в регионе… Узбекистан — это самое крупное государство нашего региона… Мы вполне отдаем отчёт, что от взаимодействия и единых позиций Казахстана и Узбекистана во многом будет зависеть спокойствие, безопасность в регионе и наше дальнейшее общее процветание».
У Астаны и Ташкента — единая позиция по «справедливой системе водопользования»
Также на переговорах президенты подтвердили единую позицию в отношении вопросов «справедливой системы водопользования в регионе Средней Азии, основанной на решении всех водно-энергетических проблем исключительно путём неукоснительного соблюдения общепризнанных норм международного права и с учётом интересов всех государств региона».
О чём тут идет речь? Руководство Узбекистана выступает резко против строительства гидроэлектростанций в верховьях центральноазиатских рек — Рогунской на реке Вахш (у истока реки Амударья) в Таджикистане и Камбаратинской на реке Нарын (у истока реки Сырдарья) в Киргизии. Напомним, что во втором случае есть прямой интерес России — в мае президент России Владимир Путин подписал закон о ратификации соглашения с Киргизией о строительстве Камбаратинской ГЭС-1.
В Ташкенте считают, что «плотины могут нарушить водоснабжение Узбекистана и Казахстана, находящихся в нижних частях течения рек, пагубно влияя на экономику и нанося вред окружающей среде этих государств». В Бишкеке и Душанбе, напротив, отмечают, что им «необходимо использовать гидроэлектроэнергию для стимулирования ослабленной экономики».
На переговорах 14 июня глава Узбекистана подчеркнул, что стороны единодушны в том, что любые гидротехнические сооружения, планируемые к строительству в верховьях рек, должны в обязательном порядке пройти международную независимую экспертизу под эгидой ООН и быть согласованы со странами, расположенными в низовьях Амударьи и Сырдарьи:
«Речь идет о возведении гигантских по масштабам плотин: Рогунская — 330 м, Камбаратинская — 260 м, их размещении в зоне тектонического разлома сейсмичностью 9-10 баллов и возможности опаснейших техногенных и экологических катастроф, сама по себе становится очевидной необходимость таких экспертиз и согласований».
В свою очередь, Назарбаев достаточно уклончиво отметил, что подходы Казахстана и Узбекистана по многим вопросам, включая водную проблематику, совпадают:
«Мы хотим послать дружественное послание соседям о том, что нам вместе предстоит решать все вопросы. Это относится и к строительству новых гидроэнергетических сооружений на трансграничных реках».
Пресса и эксперты: Вынужденная дружба с массой претензий
Вот несколько характерных цитат прессы в Казахстане, анализирующей итоги переговоров в Ташкенте (доступ к материалам узбекской прессы по понятным причинам затруднён):
«…Договор о стратегическом партнерстве, подписанный двумя странами, может стать формальным документом, так как Узбекистан имеет аналогичные договоры со многими странами, что не мешает его руководству проводить автономную политику, не учитывающую интересы стратегических партнеров…».
«…Несмотря на радужные заявления и общий благожелательный тон беседы, позиции политологов относительно преувеличенности соперничества Узбекистана и Казахстана, полутона в речах обоих лидеров, их иронические замечания и даже взгляды так или иначе выдавали, что противостояние, скорее всего, имеет место быть…»
Казахский политический комментатор Курбан Ювшанов считает, что взаимоотношения Казахстана и Узбекистана на высшем уровне напоминают сотрудничество России и США — вынужденная дружба с массой взаимных претензий:
«Огромное количество проблем во время встречи так и не было поднято… Стороны не обговаривают проблемы, а они есть. В конечном итоге каждый остаётся уверен в своем лидерстве, что партию первой скрипки в Центральной Азии играет именно его страна. Эти переговоры не стали исключением… Казахстан стал экономическим гигантом региона, с чем не может смириться Ислам Каримов. У Узбекистана большой человеческий потенциал и ресурсная база, но разваленная промышленность и отсутствие действий по диверсификации экономики подтачивают возможности страны. Поэтому говорить о реальной способности Узбекистана превратиться в регионального лидера нет оснований».
|