«Регулирование инфляции – это не коммунистический субботник»
dead 11 Января 2008 в 17:40:12
«Регулирование инфляции – это не коммунистический субботник». Под этими словами председатель правления Инвестиционного фонда Зейнулла Какимжанов подразумевает, что лозунгами рост цен не собьешь. Нужно, как отметил он в интервью «&», правильно применять хорошо известные инструменты экономического управления.
– Зейнулла Халидоллович, стоимость нефти по-прежнему растет, одно время цена даже держалась на рекордной отметке $100 за баррель. Стоит ли ожидать нового витка инфляции?
– Говоря о притоке нефтедолларов в страну, нужно в то же время учитывать быстрый рост издержек производства, который мы наблюдаем в последние три года. Он коснулся всех компаний, в том числе и нефтяных, а значит, их чистый доход не будет расти адекватно росту стоимости барреля. Нужно также принимать во внимание специфику налогообложения нефтяных компаний. В общем, ждать очередного золотого дождя не стоит. Также сейчас происходит стабилизация цен на цветные металлы. Думаю, что снизятся цены и на ряд других ресурсов.
Да, действительно, рост цен на нефть должен вести к увеличению денежной массы. Но существуют ведь и противоположные факторы, связанные с низкой ликвидностью финансовой системы и уменьшением размеров кредитования. Считаю, что тенденция сокращения темпов банковского кредитования будет в большей степени влиять на экономические процессы. Так что правильнее говорить о дальнейшем снижении темпов роста денежной массы, а возможно, даже о стабилизации ее объема.
Ошибочно считать, что ключевой причиной роста индекса потребительских цен является удорожание энергоносителей. Инфляция – многофакторное явление, которое отражает структуру экономики, структуру потребления населения, динамику платежного баланса и прочее. Рост цен на энергоносители – это определенный компонент, но не самый существенный в росте инфляции для нашей страны.
– Что тогда считать базовыми факторами той инфляции, которую мы наблюдали в 2007 году? Правительство видит причину в импорте инфляции, ценовом сговоре, винит торговых посредников…
– Да, сейчас пропагандируется именно такое объяснение. Но оно слишком упрощено и отдаляет нас от реальных проблем. Чтобы понять глубинные причины роста инфляции, надо вспомнить, как развивалась экономика в последние годы. Была галопирующая инфляция в начале 90-х, затем была проведена большая работа, чтобы ее сбить. На границе тысячелетий в Казахстане начала складываться новая экономика – экономика роста. Если до этого времени все наши экономические действия были направлены на реформирование и внедрение рыночных отношений, а также латание дыр в бюджете, погашение внешних долгов, проведение приватизации, то начиная с 2001 года потребовались новые инструменты управления экономическими процессами. В первую очередь инструменты управления денежной массой. Именно тогда появилась возможность для применения таких моделей экономического управления, которые были малоприменимы в условиях нестабильной макроэкономической ситуации 90-х.
Эти управленческие инструменты хорошо известны со времен советской экономической школы. К ним относятся народно-хозяйственные и натурально-стоимостные балансы по основным видам товаров, балансы денежных доходов и расходов населения, балансы трудовых ресурсов и основных средств. Отсутствие этих инструментов в повседневной работе экономических госорганов привело к тому, что страна не могла достаточно точно прогнозировать динамику роста экономики, основные показатели платежного баланса, увеличения денежной массы и инфляции.
Наглядный пример – частый пересмотр роста ВВП и доходов бюджета. По итогам каждого года Казахстан имел больший рост, нежели тот, который изначально закладывался в бюджете. Неприменение правильных инструментов управления и прогнозирования не позволяло находить точные решения при осуществлении государственной экономической политики, что стало одной из существенных трудностей при регулировании инфляционных процессов. Поэтому сейчас очень важно отойти от таких лозунгов, как борьба с импортом инфляции, ценовым сговором и т.д. Работа с инфляцией – это не коммунистический субботник. Требуется очень кропотливый методологический труд всех органов госуправления во взаимодействии с субъектами экономики.
– Чего больше в нынешнем росте инфляции – объективного или субъективного?
– В последние годы происходит очень сильная инфляция издержек производства. Проанализировав индекс цен промышленных производителей, вы увидите, что он значительно опережает индекс потребительских цен, который во многом зависит от импорта. Если индекс цен производителей растет быстро, страна неминуемо идет к снижению эффективности производства, а значит, к росту импорта.
Издержки бизнеса растут за счет роста тарифов на электроэнергию, транспортировку, стоимости энергоносителей и других факторов производства. Очень высока сегодня цена на базовые инвестиционные ресурсы – землю, инфраструктуру, стройматериалы, сырье и прочее. Инструменты экономического управления, о которых я говорил, позволяют прогнозировать потребность в инвестиционных ресурсах, а также просчитывать, как влияет увеличение их стоимости на воспроизводство в экономике. Поскольку мы этими инструментами не пользуемся, то не понимаем, какими последствиями грозит рост цен на определенные факторы производства, к чему может привести дисбаланс спроса и предложения.
Фундаментальный закон экономики гласит, что инвестиционные программы должны быть сбалансированы с инвестиционными ресурсами. Какие инвестиционные программы государство запустило? С 2005 года начался быстрый рост капитальных расходов госбюджета. Бюджетные деньги направлялись на строительство социальных объектов, ремонт и приобретение основных средств, реализацию государственных инвестиционных программ. Одновременно получили свое развитие жилищная и индустриальная программы.
Осуществление всех этих крупных проектов требовало одних и тех же ресурсов – арматуры, цемента, стеновых материалов и т.п. Кроме того, новые объекты нуждались в подключении к энергоисточникам, воде, транспорте и другой инфраструктуре. Была ли готова отечественная строительная индустрия и инфраструктура к такому объему потребляемых инвестиционных ресурсов? Была ли достаточной квалификация строительных компаний? Достаточно ли было строительных мощностей и стройматериалов? Любой сегодня скажет: нет. Соответственно, программы, которые анонсировались государством, не были подкреплены необходимой инвестиционной базой.
То, что инфляция издержек не проявлялась так сильно, было связано с тем, что Казахстан имел доступ к инвестиционным ресурсам российского рынка. Но как только Россия с запаздыванием на 2-3 года стала запускать аналогичные программы, дефицит ресурсов стал остро ощущаться и там. Возникла ключевая проблема обеспечения потребности в инвестиционных ресурсах, которая привела к сбоям в экономике, в частности к росту инфляции издержек.
Следующий фактор роста цен – тарифы естественных монополий. Если взять в качестве примера железную дорогу, то там происходил необоснованный рост текущих затрат. Структурирование естественных монополий не было доведено до конца, и это привело к снижению эффективности железнодорожного транспорта, а следовательно, к росту тарифов. То же самое относится к другим видам транспорта, к электроэнергетике. Но рост тарифов не обеспечивал достаточного объема капитальных вложений, поскольку опережающими темпами в естественных монополиях увеличивались текущие затраты.
– Такое ощущение, что это проблемы не только естественных монополий…
– Да, быстрый рост экономики, особенно с учетом специфики нашей нефтедобывающей страны, давал возможность расти всем. А одна из главных проблем ускоренного роста экономики – это потеря контроля над эффективностью производства, над динамикой затрат. Был ли у нас, например, рост заработных плат адекватен росту производительности труда? Нет. Рост зарплат объяснялся дефицитом квалифицированной рабочей силы и профессиональных кадров, который спровоцировал гонку перетягивания специалистов через рост оплаты их труда. При этом необоснованно высокая динамика роста зарплат, само собой, закладывалась в себестоимость всех производимых товаров и услуг – точно так же, как рост стоимости всех инвестиционных ресурсов. Та же коррупция сегодня – это немалая часть производственных затрат и одна из причин снижения эффективности производства.
Таким образом, Казахстан накапливал негативные тенденции в системе начиная с 2000-2001 годов. Все потому, что не было, и до сих пор нет, адекватных инструментов оценки и прогнозирования ситуации в экономике. К примеру, осенью 2007 года произошла либерализация цен на электроэнергию и ее транспортировку. А ведь есть такой инструмент, как межотраслевой баланс в укрупненной номенклатуре. Он позволяет достаточно точно подсчитать, каким образом изменение цен на электроэнергию на 1% повлияет на все экономическое воспроизводство, снижение эффективности, доходы в бюджет и т.д. Однако этот инструмент не используется. В результате принимаются непросчитанные решения, дающие очень сильный толчок росту цен.
О недочетах нынешнего экономического управления говорит и тот факт, что при расчете индекса потребительских цен госорганы упустили самое главное. В последние годы очень серьезно изменилась структура доходов населения в разрезе определенных групп, между тем методики обследования и расчета индекса остались прежними. В результате происходит искажение индекса цен на потребительские товары, и он неадекватно отражает реальную ситуацию с инфляцией. Есть определенные основания предполагать, что статистика «подрисовывается», и в последние годы реальный рост цен выше, чем показывается. Забили тревогу и объявили войну инфляции только сейчас, когда она уже вылезла наружу и живет по своим законам, а ведь все ее базовые тенденции закладывались раньше.
Еще раз хочу отметить, что, когда нет адекватных инструментов прогнозирования темпов экономического роста, невозможно прогнозировать денежную массу, доходы населения и их структуру. Соответственно, без этого нельзя знать, какие факторы будут влиять на инфляционные процессы. Поскольку не было точной оценки ситуации, Казахстан столкнулся с сильным дисбалансом производства и потребления. Теперь, чтобы решить эту проблему, есть два варианта – увеличивать внутреннее производство необходимых рынку товаров или импортировать их. Экономика сейчас идет по второму пути. Опасность такого выбора в том, что ситуация на мировом рынке изменилась. Раньше закрывать спрос за счет импорта было проще простого. Однако с 2004-2005 годов в мире обострился разрыв между предложением и потреблением ключевых продуктов питания – зерна, сахара, мяса, масла, других молочных продуктов. Их стало явно не хватать из-за появления новых регионов потребления, таких как Индия и Китай, и из-за роста уровня жизни в странах бывшего социалистического лагеря.
– Насколько правильно в таком случае делать ставку на импорт – осуществлять продуктовые интервенции, снижать импортные пошлины?
– Очень важно отойти от соблазна простого решения проблем: мол, давайте привезем импорт, тогда цена будет лучше. В 2008 году добавится еще одна проблема – снижение банковского кредитования торговых операций. Это приведет к сужению поставок товаров на рынок, что будет грозить новым витком инфляции. Кроме того, открытие рынка для импорта будет подрывать потенциал отечественного производителя. Многие отрасли сразу окажутся непривлекательными для инвестирования.
На мой взгляд, нужно идти по пути предметной работы по каждому фактору, приводящему к росту издержек производства, изменению структуры производства. В последние годы наблюдается увлечение программными лозунгами. Но сегодня в них мало кто верит. Нужно заниматься базовыми вещами, а не латанием новых дыр. Для этого необходим фундаментальный анализ причин инфляции. На нынешнем этапе, когда происходит смена парадигмы развития, важно наладить нормальную, адекватную систему экономического анализа, прогнозирования и принятия решений.
Олег ХЕ
– Зейнулла Халидоллович, стоимость нефти по-прежнему растет, одно время цена даже держалась на рекордной отметке $100 за баррель. Стоит ли ожидать нового витка инфляции?
– Говоря о притоке нефтедолларов в страну, нужно в то же время учитывать быстрый рост издержек производства, который мы наблюдаем в последние три года. Он коснулся всех компаний, в том числе и нефтяных, а значит, их чистый доход не будет расти адекватно росту стоимости барреля. Нужно также принимать во внимание специфику налогообложения нефтяных компаний. В общем, ждать очередного золотого дождя не стоит. Также сейчас происходит стабилизация цен на цветные металлы. Думаю, что снизятся цены и на ряд других ресурсов.
Да, действительно, рост цен на нефть должен вести к увеличению денежной массы. Но существуют ведь и противоположные факторы, связанные с низкой ликвидностью финансовой системы и уменьшением размеров кредитования. Считаю, что тенденция сокращения темпов банковского кредитования будет в большей степени влиять на экономические процессы. Так что правильнее говорить о дальнейшем снижении темпов роста денежной массы, а возможно, даже о стабилизации ее объема.
Ошибочно считать, что ключевой причиной роста индекса потребительских цен является удорожание энергоносителей. Инфляция – многофакторное явление, которое отражает структуру экономики, структуру потребления населения, динамику платежного баланса и прочее. Рост цен на энергоносители – это определенный компонент, но не самый существенный в росте инфляции для нашей страны.
– Что тогда считать базовыми факторами той инфляции, которую мы наблюдали в 2007 году? Правительство видит причину в импорте инфляции, ценовом сговоре, винит торговых посредников…
– Да, сейчас пропагандируется именно такое объяснение. Но оно слишком упрощено и отдаляет нас от реальных проблем. Чтобы понять глубинные причины роста инфляции, надо вспомнить, как развивалась экономика в последние годы. Была галопирующая инфляция в начале 90-х, затем была проведена большая работа, чтобы ее сбить. На границе тысячелетий в Казахстане начала складываться новая экономика – экономика роста. Если до этого времени все наши экономические действия были направлены на реформирование и внедрение рыночных отношений, а также латание дыр в бюджете, погашение внешних долгов, проведение приватизации, то начиная с 2001 года потребовались новые инструменты управления экономическими процессами. В первую очередь инструменты управления денежной массой. Именно тогда появилась возможность для применения таких моделей экономического управления, которые были малоприменимы в условиях нестабильной макроэкономической ситуации 90-х.
Эти управленческие инструменты хорошо известны со времен советской экономической школы. К ним относятся народно-хозяйственные и натурально-стоимостные балансы по основным видам товаров, балансы денежных доходов и расходов населения, балансы трудовых ресурсов и основных средств. Отсутствие этих инструментов в повседневной работе экономических госорганов привело к тому, что страна не могла достаточно точно прогнозировать динамику роста экономики, основные показатели платежного баланса, увеличения денежной массы и инфляции.
Наглядный пример – частый пересмотр роста ВВП и доходов бюджета. По итогам каждого года Казахстан имел больший рост, нежели тот, который изначально закладывался в бюджете. Неприменение правильных инструментов управления и прогнозирования не позволяло находить точные решения при осуществлении государственной экономической политики, что стало одной из существенных трудностей при регулировании инфляционных процессов. Поэтому сейчас очень важно отойти от таких лозунгов, как борьба с импортом инфляции, ценовым сговором и т.д. Работа с инфляцией – это не коммунистический субботник. Требуется очень кропотливый методологический труд всех органов госуправления во взаимодействии с субъектами экономики.
– Чего больше в нынешнем росте инфляции – объективного или субъективного?
– В последние годы происходит очень сильная инфляция издержек производства. Проанализировав индекс цен промышленных производителей, вы увидите, что он значительно опережает индекс потребительских цен, который во многом зависит от импорта. Если индекс цен производителей растет быстро, страна неминуемо идет к снижению эффективности производства, а значит, к росту импорта.
Издержки бизнеса растут за счет роста тарифов на электроэнергию, транспортировку, стоимости энергоносителей и других факторов производства. Очень высока сегодня цена на базовые инвестиционные ресурсы – землю, инфраструктуру, стройматериалы, сырье и прочее. Инструменты экономического управления, о которых я говорил, позволяют прогнозировать потребность в инвестиционных ресурсах, а также просчитывать, как влияет увеличение их стоимости на воспроизводство в экономике. Поскольку мы этими инструментами не пользуемся, то не понимаем, какими последствиями грозит рост цен на определенные факторы производства, к чему может привести дисбаланс спроса и предложения.
Фундаментальный закон экономики гласит, что инвестиционные программы должны быть сбалансированы с инвестиционными ресурсами. Какие инвестиционные программы государство запустило? С 2005 года начался быстрый рост капитальных расходов госбюджета. Бюджетные деньги направлялись на строительство социальных объектов, ремонт и приобретение основных средств, реализацию государственных инвестиционных программ. Одновременно получили свое развитие жилищная и индустриальная программы.
Осуществление всех этих крупных проектов требовало одних и тех же ресурсов – арматуры, цемента, стеновых материалов и т.п. Кроме того, новые объекты нуждались в подключении к энергоисточникам, воде, транспорте и другой инфраструктуре. Была ли готова отечественная строительная индустрия и инфраструктура к такому объему потребляемых инвестиционных ресурсов? Была ли достаточной квалификация строительных компаний? Достаточно ли было строительных мощностей и стройматериалов? Любой сегодня скажет: нет. Соответственно, программы, которые анонсировались государством, не были подкреплены необходимой инвестиционной базой.
То, что инфляция издержек не проявлялась так сильно, было связано с тем, что Казахстан имел доступ к инвестиционным ресурсам российского рынка. Но как только Россия с запаздыванием на 2-3 года стала запускать аналогичные программы, дефицит ресурсов стал остро ощущаться и там. Возникла ключевая проблема обеспечения потребности в инвестиционных ресурсах, которая привела к сбоям в экономике, в частности к росту инфляции издержек.
Следующий фактор роста цен – тарифы естественных монополий. Если взять в качестве примера железную дорогу, то там происходил необоснованный рост текущих затрат. Структурирование естественных монополий не было доведено до конца, и это привело к снижению эффективности железнодорожного транспорта, а следовательно, к росту тарифов. То же самое относится к другим видам транспорта, к электроэнергетике. Но рост тарифов не обеспечивал достаточного объема капитальных вложений, поскольку опережающими темпами в естественных монополиях увеличивались текущие затраты.
– Такое ощущение, что это проблемы не только естественных монополий…
– Да, быстрый рост экономики, особенно с учетом специфики нашей нефтедобывающей страны, давал возможность расти всем. А одна из главных проблем ускоренного роста экономики – это потеря контроля над эффективностью производства, над динамикой затрат. Был ли у нас, например, рост заработных плат адекватен росту производительности труда? Нет. Рост зарплат объяснялся дефицитом квалифицированной рабочей силы и профессиональных кадров, который спровоцировал гонку перетягивания специалистов через рост оплаты их труда. При этом необоснованно высокая динамика роста зарплат, само собой, закладывалась в себестоимость всех производимых товаров и услуг – точно так же, как рост стоимости всех инвестиционных ресурсов. Та же коррупция сегодня – это немалая часть производственных затрат и одна из причин снижения эффективности производства.
Таким образом, Казахстан накапливал негативные тенденции в системе начиная с 2000-2001 годов. Все потому, что не было, и до сих пор нет, адекватных инструментов оценки и прогнозирования ситуации в экономике. К примеру, осенью 2007 года произошла либерализация цен на электроэнергию и ее транспортировку. А ведь есть такой инструмент, как межотраслевой баланс в укрупненной номенклатуре. Он позволяет достаточно точно подсчитать, каким образом изменение цен на электроэнергию на 1% повлияет на все экономическое воспроизводство, снижение эффективности, доходы в бюджет и т.д. Однако этот инструмент не используется. В результате принимаются непросчитанные решения, дающие очень сильный толчок росту цен.
О недочетах нынешнего экономического управления говорит и тот факт, что при расчете индекса потребительских цен госорганы упустили самое главное. В последние годы очень серьезно изменилась структура доходов населения в разрезе определенных групп, между тем методики обследования и расчета индекса остались прежними. В результате происходит искажение индекса цен на потребительские товары, и он неадекватно отражает реальную ситуацию с инфляцией. Есть определенные основания предполагать, что статистика «подрисовывается», и в последние годы реальный рост цен выше, чем показывается. Забили тревогу и объявили войну инфляции только сейчас, когда она уже вылезла наружу и живет по своим законам, а ведь все ее базовые тенденции закладывались раньше.
Еще раз хочу отметить, что, когда нет адекватных инструментов прогнозирования темпов экономического роста, невозможно прогнозировать денежную массу, доходы населения и их структуру. Соответственно, без этого нельзя знать, какие факторы будут влиять на инфляционные процессы. Поскольку не было точной оценки ситуации, Казахстан столкнулся с сильным дисбалансом производства и потребления. Теперь, чтобы решить эту проблему, есть два варианта – увеличивать внутреннее производство необходимых рынку товаров или импортировать их. Экономика сейчас идет по второму пути. Опасность такого выбора в том, что ситуация на мировом рынке изменилась. Раньше закрывать спрос за счет импорта было проще простого. Однако с 2004-2005 годов в мире обострился разрыв между предложением и потреблением ключевых продуктов питания – зерна, сахара, мяса, масла, других молочных продуктов. Их стало явно не хватать из-за появления новых регионов потребления, таких как Индия и Китай, и из-за роста уровня жизни в странах бывшего социалистического лагеря.
– Насколько правильно в таком случае делать ставку на импорт – осуществлять продуктовые интервенции, снижать импортные пошлины?
– Очень важно отойти от соблазна простого решения проблем: мол, давайте привезем импорт, тогда цена будет лучше. В 2008 году добавится еще одна проблема – снижение банковского кредитования торговых операций. Это приведет к сужению поставок товаров на рынок, что будет грозить новым витком инфляции. Кроме того, открытие рынка для импорта будет подрывать потенциал отечественного производителя. Многие отрасли сразу окажутся непривлекательными для инвестирования.
На мой взгляд, нужно идти по пути предметной работы по каждому фактору, приводящему к росту издержек производства, изменению структуры производства. В последние годы наблюдается увлечение программными лозунгами. Но сегодня в них мало кто верит. Нужно заниматься базовыми вещами, а не латанием новых дыр. Для этого необходим фундаментальный анализ причин инфляции. На нынешнем этапе, когда происходит смена парадигмы развития, важно наладить нормальную, адекватную систему экономического анализа, прогнозирования и принятия решений.
Олег ХЕ
|