Учились два товарища...
danilov 26 Февраля 2019 в 08:54:09
40 с лишним лет назад Карим Масимов и Аскар Мамин были рядовыми учениками элитной целиноградской средней школы №1 имени Кирова. Они учились в одном классе. Однако эту интересную деталь из их биографии афишировать не принято.
Эта школа с математическим уклоном в далекое советское время считалась самой престижной в городе. Попасть туда можно было исключительно по блату, что, впрочем, неудивительно: ведь здесь были лучшие преподаватели, которые учили детей самых солидных людей – номенклатурных представителей горкома и обкома партии, работников военкоматов, отделов народного образования и прочих важных персон. В таком "цветнике" и постигали азы наук юные Карим Масимов и Аскар Мамин.
– Дети в нашей школе все хорошо учились. А как иначе, там же все дети были "сливки общества", – вспоминает ветеран школы, бывшая учительница казахского языка Марья Исаковна Коженова. По паспорту она Муслима Айсаковна, но коллеги и ученики всегда называли ее Марья Исаковна.
Мамин сидел в первом ряду, в середине, рассказывает педагог. Он был спокойным мальчиком, хорошо учился, но иногда все же шкодил. Как-то раз весь класс уехал "на картошку", а Аскар со товарищи сбежал, заставив изрядно поволноваться Марью Исаковну, которая их сопровождала. На следующий день ей пришлось объясняться с мамой ученика Аскара Мамина.
– Сейчас я на пенсии, а когда работала, была строгой учительницей. Кто своевольничает – наказывала. Аскара мне тоже приходилось ставить в угол. Он хитрый был немножко. Подглядывать любил, списывал, вот я его и наказывала. Было дело, даже из класса его выставляла. Через 5 минут, конечно, жалела, говорила: "Садись и не балуйся". Но если тетрадь потеряет, двойку ставила. Тогда классный руководитель приходит, просит: "Ой, исправь ему на тройку". Я исправляю. Но вообще-то Аскар был спокойный, – вспоминает Марья Исаковна. – Карим тоже был хорошим мальчиком. Я хорошо помню, как шла домой через парк, тащила с собой из школы огромную сумку тетрадей на проверку, а Карим и еще один мальчик помогли мне тетради донести.
Марья Исаковна вела казахский язык. Этот предмет она начала преподавать в целиноградской школе №1 в 1972 году – как раз в тот год, когда Масимов и Мамин пошли в первый класс. Времена были тяжелые. Школа хоть и считалась элитной, а учебников и пособий все равно не хватало. Да и предмет был не востребован – говорить по-казахски в то время было не принято. Мамин – один из немногих учеников, кто язык знал, но и он больше четверки не получал.
– Тогда многие дети казахского не знали, а он знал. Но стеснялся. Спросишь – он молчит. Или говорит: "Не знаю". Бывали у него и двойки, и тройки, но годовая по казахскому стояла твердая четверка, – вспоминает учительница. – У Масимова тоже была четверка, но это была не его оценка. Кариму я ставила четверку не потому, что он знал казахский, а потому что учителя за него просили. Все остальные оценки у него были пятерки, и если бы в аттестате была тройка, это бы ему помешало в будущем. Да он и сейчас казахский не очень хорошо знает. Два слова сам скажет, третье прочитает. Знакомая мне как-то говорит: "Марья Исаковна, видно, плохо ты своего ученика учила". Мне перед ней стыдно немножко. Надо бы сказать Кариму: "Не позорь меня, учи казахский".
Карим Масимов учился в первой школе до четвертого класса, а Аскар Мамин – до самого вручения аттестатов. Марья Исаковна даже успела побыть его классным руководителем, зато теперь видит его лишь по телевизору. На днях школа №1 собирала своих ветеранов, чтобы поздравить их сразу с двумя праздниками – Днем учителя и Днем пожилого человека. Педагоги надеялись, что их бывшие ученики Мамин и Масимов придут навестить родную школу, но они не пришли. А Марье Исаковне есть что сказать своим звездным ученикам.
– Если бы мне сейчас пришлось ставить им оценки за работу, я бы Мамину поставила "хорошо". На пять он еще не тянет, ему надо немного подтянуться. Пусть сначала цены на базарах снизит, – говорит педагог. – А Кариму тройка, не больше. Иногда я думаю, что он вообще не знает, как люди живут. Он никогда не поддерживает, когда предлагают поднять пенсию. Всегда говорит: "Нашей стране надо вперед идти, надо развивать строительство". А про пенсионеров, про многодетных, про молодежь он забывает. Я бы сказала ему: "Карим, как сейчас на 15 тысяч тенге прожить? Посмотри, какие дорогие лекарства, какие дорогие продукты. С октября по всему Казахстану дорожает свет и тепло. А скоро мы будем платить и за уборку двора, и за чердак, если он потечет. Чем ты думаешь?"
Учитель с многолетним стажем опасается, что, наращивая темпы экономики и строительства, ее бывшие ученики забудут о тех, кого надо защищать.
Эта школа с математическим уклоном в далекое советское время считалась самой престижной в городе. Попасть туда можно было исключительно по блату, что, впрочем, неудивительно: ведь здесь были лучшие преподаватели, которые учили детей самых солидных людей – номенклатурных представителей горкома и обкома партии, работников военкоматов, отделов народного образования и прочих важных персон. В таком "цветнике" и постигали азы наук юные Карим Масимов и Аскар Мамин.
– Дети в нашей школе все хорошо учились. А как иначе, там же все дети были "сливки общества", – вспоминает ветеран школы, бывшая учительница казахского языка Марья Исаковна Коженова. По паспорту она Муслима Айсаковна, но коллеги и ученики всегда называли ее Марья Исаковна.
Мамин сидел в первом ряду, в середине, рассказывает педагог. Он был спокойным мальчиком, хорошо учился, но иногда все же шкодил. Как-то раз весь класс уехал "на картошку", а Аскар со товарищи сбежал, заставив изрядно поволноваться Марью Исаковну, которая их сопровождала. На следующий день ей пришлось объясняться с мамой ученика Аскара Мамина.
– Сейчас я на пенсии, а когда работала, была строгой учительницей. Кто своевольничает – наказывала. Аскара мне тоже приходилось ставить в угол. Он хитрый был немножко. Подглядывать любил, списывал, вот я его и наказывала. Было дело, даже из класса его выставляла. Через 5 минут, конечно, жалела, говорила: "Садись и не балуйся". Но если тетрадь потеряет, двойку ставила. Тогда классный руководитель приходит, просит: "Ой, исправь ему на тройку". Я исправляю. Но вообще-то Аскар был спокойный, – вспоминает Марья Исаковна. – Карим тоже был хорошим мальчиком. Я хорошо помню, как шла домой через парк, тащила с собой из школы огромную сумку тетрадей на проверку, а Карим и еще один мальчик помогли мне тетради донести.
Марья Исаковна вела казахский язык. Этот предмет она начала преподавать в целиноградской школе №1 в 1972 году – как раз в тот год, когда Масимов и Мамин пошли в первый класс. Времена были тяжелые. Школа хоть и считалась элитной, а учебников и пособий все равно не хватало. Да и предмет был не востребован – говорить по-казахски в то время было не принято. Мамин – один из немногих учеников, кто язык знал, но и он больше четверки не получал.
– Тогда многие дети казахского не знали, а он знал. Но стеснялся. Спросишь – он молчит. Или говорит: "Не знаю". Бывали у него и двойки, и тройки, но годовая по казахскому стояла твердая четверка, – вспоминает учительница. – У Масимова тоже была четверка, но это была не его оценка. Кариму я ставила четверку не потому, что он знал казахский, а потому что учителя за него просили. Все остальные оценки у него были пятерки, и если бы в аттестате была тройка, это бы ему помешало в будущем. Да он и сейчас казахский не очень хорошо знает. Два слова сам скажет, третье прочитает. Знакомая мне как-то говорит: "Марья Исаковна, видно, плохо ты своего ученика учила". Мне перед ней стыдно немножко. Надо бы сказать Кариму: "Не позорь меня, учи казахский".
Карим Масимов учился в первой школе до четвертого класса, а Аскар Мамин – до самого вручения аттестатов. Марья Исаковна даже успела побыть его классным руководителем, зато теперь видит его лишь по телевизору. На днях школа №1 собирала своих ветеранов, чтобы поздравить их сразу с двумя праздниками – Днем учителя и Днем пожилого человека. Педагоги надеялись, что их бывшие ученики Мамин и Масимов придут навестить родную школу, но они не пришли. А Марье Исаковне есть что сказать своим звездным ученикам.
– Если бы мне сейчас пришлось ставить им оценки за работу, я бы Мамину поставила "хорошо". На пять он еще не тянет, ему надо немного подтянуться. Пусть сначала цены на базарах снизит, – говорит педагог. – А Кариму тройка, не больше. Иногда я думаю, что он вообще не знает, как люди живут. Он никогда не поддерживает, когда предлагают поднять пенсию. Всегда говорит: "Нашей стране надо вперед идти, надо развивать строительство". А про пенсионеров, про многодетных, про молодежь он забывает. Я бы сказала ему: "Карим, как сейчас на 15 тысяч тенге прожить? Посмотри, какие дорогие лекарства, какие дорогие продукты. С октября по всему Казахстану дорожает свет и тепло. А скоро мы будем платить и за уборку двора, и за чердак, если он потечет. Чем ты думаешь?"
Учитель с многолетним стажем опасается, что, наращивая темпы экономики и строительства, ее бывшие ученики забудут о тех, кого надо защищать.
|