Цены на дизтопливо бьют рекорды! В Южно-Казахстанской области литр "дизельки" уже стоит 170 тенге
admin 26 Мая 2008 в 11:24:04
Цены на дизтопливо бьют рекорды! В Южно-Казахстанской области литр "дизельки" уже стоит 170 тенге – и это не предел, считают аналитики топливного рынка. В спешном порядке правительство ввело запрет на экспорт ГСМ. Но остановит ли это рост цен?
Главная причина ценового сбоя – обычная жадность. По мнению президента нефтяной финансово-промышленной группы "Нар-Ойл" Султана Ушбаева, к дефициту топлива на внутреннем рынке страны привел беспошлинный экспорт солярки с Атырауского нефтеперерабатывающего завода в Украину и дальше – в Европу. По его словам, экспорт осуществлялся "в обход положений Таможенного союза".
– В период с января по апрель 2008 года казахстанские компании экспортировали в Украину 279 тысяч тонн дизельного топлива и 42 тысячи тонн бензина, – заявил Султан Ушбаев. – Это оценочные данные, полученные экспертами компании "Нар-Ойл" на основе показателей рынка. Нехватка топлива на казахстанском рынке стала причиной резкого роста цен на заправках в последние месяцы.
Украинско-казахстанское соглашение от 1994 года позволяет казахстанским трейдерам вполне легально осуществлять поставки горючего без уплаты таможенных сборов. Сравнительно неглубокая переработка казахстанского топлива дает зарубежным переработчикам – украинским и европейским – возможность использовать нашу "горючку" как сырье для извлечения легких фракций углеводородов и серы.
Работаем в ущерб себе!
Обвинение достаточно громкое. Но насколько оно аргументировано? Объективности ради заметим, что Атырауский НПЗ далеко не монопольный "игрок" на рынке горючего. Кроме него выработку дизельного топлива осуществляют еще два завода – Павлодарский и Шымкентский. По подсчетам Минэнерго, доля АНПЗ в производстве дизтоплива занимает не более 23 процентов. Но завод является единственным в стране предприятием, стопроцентно контролируемым со стороны "дочки" АО НК "КазМунайГаз" – ТОО "Торговый дом КМГ". Отметим также, что нефть для переработки завод получает не только из ресурсов добывающей "дочки" "КазМунайГаза" – АО "Разведка и добыча КМГ", но и от других нефтяных компаний на основе схем "давальческого сырья". Выработанным из нефти топливом "давалец" распоряжается уже по своему усмотрению. Хочет – на внутренний рынок направит, хочет – на экспорт.
Можно ли во всем винить государственных нефтяников? Вот точка зрения руководства "Торгового дома "КазМунайГаз":
– В настоящее время мы ведем работу по снабжению дизельным топливом сельхозпредприятий четырех регионов страны, – заявил нашему корреспонденту пресс-секретарь компании Галым Туймебаев. – Практически все дизельное топливо, получаемое "ТД КМГ", идет именно на удовлетворение нужд села. Кроме этого мы взяли на себя обязательства по обеспечению 50 процентов потребностей в дизельном топливе 25 коммунальных, медицинских и образовательных предприятий города Алматы. Для них организована поставка ГСМ по талонам и по сниженным ценам – по 68 тенге за литр против 87–90 тенге у других поставщиков ГСМ. Мы работаем даже в ущерб себе!
Горючее идет налево?
Возможно, причину роста цен на дизельное топливо стоит искать не только в запутанных схемах реэкспорта. Два года назад государство отказалось от привычной методы "удешевления" топлива для сельчан. Отечественная нефтянка по-прежнему обязана осуществлять поставки. Но их объемы в соответствии с концепцией административной реформы теперь утверждают местные власти – акимы областей. Они же через коммунальные предприятия распределяют топливо и уже из местных бюджетов субсидируют сельчанам затраты на топливо из расчета шесть долларов на гектар.
Торговый дом топливо отгрузил. За дальнейшее распределение он ответственности не несет. А что происходит дальше – тайна, покрытая мраком. И если проанализировать заявки акиматов на удешевленное топливо, видно, что самыми зерносеющими регионами Казахстана являются Южно-Казахстанская, Кызылординская и Алматинская области. И это при сравнительно скромных показателях урожая 2007 года.
Другая закономерность – увеличение топливных ресурсов в соседнем Узбекистане. По некоторым источникам туда "тайными контрабандными тропами" отбывает примерно 60–70 процентов "горючки", предназначенной нашим южанам. Причем по относительно низким ценам. Любопытно, что проверкой работы коммунальных предприятий, поставляющих топливо казахстанским хлеборобам и хлопкоробам, пока не озаботились ни Счетный комитет, ни органы финконтроля.
В тему
В сложившейся ситуации на рынке горюче-смазочных материалов возможен ценовой сговор. Такое мнение высказал в ходе "правительственного часа" в парламенте председатель Агентства по регулированию естественных монополий (АРЕМ) Нурлан Алдабергенов.
Он подчеркнул, что в настоящее время вопрос регулирования рынка ГСМ находится в компетенции Агентства по защите конкуренции.
"Мое личное мнение исходит из того опыта, который мы имели ранее: нужно смотреть цену на производстве нефти, стоимость ее транспортировки до заводов-переработчиков", – сказал Н. Алдабергенов.
"Дальше идет распределение непосредственно по потребителям. Как правило, они передают это посредникам, своим аффилированным компаниям", – пояснил он.
"Это мои предположения, но, скорее всего, в этой части идет некий ценовой сговор и некоторые нарушения законодательства, которые выражаются в согласованных действиях по поддержанию единой цены", – подчеркнул глава АРЕМ.
Кроме того, по его мнению, необходимо обратить внимание на "вопрос оснащенности рынка ГСМ".
"Любое проявление дефицита, хотя бы процентов на десять, одновременно сразу приведет к росту цен. За этой частью непосредственно должны смотреть на местах местные исполнительные органы", – пояснил Н. Алдабергенов.
"КАЗАХСТАН СЕГОДНЯ"
Главная причина ценового сбоя – обычная жадность. По мнению президента нефтяной финансово-промышленной группы "Нар-Ойл" Султана Ушбаева, к дефициту топлива на внутреннем рынке страны привел беспошлинный экспорт солярки с Атырауского нефтеперерабатывающего завода в Украину и дальше – в Европу. По его словам, экспорт осуществлялся "в обход положений Таможенного союза".
– В период с января по апрель 2008 года казахстанские компании экспортировали в Украину 279 тысяч тонн дизельного топлива и 42 тысячи тонн бензина, – заявил Султан Ушбаев. – Это оценочные данные, полученные экспертами компании "Нар-Ойл" на основе показателей рынка. Нехватка топлива на казахстанском рынке стала причиной резкого роста цен на заправках в последние месяцы.
Украинско-казахстанское соглашение от 1994 года позволяет казахстанским трейдерам вполне легально осуществлять поставки горючего без уплаты таможенных сборов. Сравнительно неглубокая переработка казахстанского топлива дает зарубежным переработчикам – украинским и европейским – возможность использовать нашу "горючку" как сырье для извлечения легких фракций углеводородов и серы.
Работаем в ущерб себе!
Обвинение достаточно громкое. Но насколько оно аргументировано? Объективности ради заметим, что Атырауский НПЗ далеко не монопольный "игрок" на рынке горючего. Кроме него выработку дизельного топлива осуществляют еще два завода – Павлодарский и Шымкентский. По подсчетам Минэнерго, доля АНПЗ в производстве дизтоплива занимает не более 23 процентов. Но завод является единственным в стране предприятием, стопроцентно контролируемым со стороны "дочки" АО НК "КазМунайГаз" – ТОО "Торговый дом КМГ". Отметим также, что нефть для переработки завод получает не только из ресурсов добывающей "дочки" "КазМунайГаза" – АО "Разведка и добыча КМГ", но и от других нефтяных компаний на основе схем "давальческого сырья". Выработанным из нефти топливом "давалец" распоряжается уже по своему усмотрению. Хочет – на внутренний рынок направит, хочет – на экспорт.
Можно ли во всем винить государственных нефтяников? Вот точка зрения руководства "Торгового дома "КазМунайГаз":
– В настоящее время мы ведем работу по снабжению дизельным топливом сельхозпредприятий четырех регионов страны, – заявил нашему корреспонденту пресс-секретарь компании Галым Туймебаев. – Практически все дизельное топливо, получаемое "ТД КМГ", идет именно на удовлетворение нужд села. Кроме этого мы взяли на себя обязательства по обеспечению 50 процентов потребностей в дизельном топливе 25 коммунальных, медицинских и образовательных предприятий города Алматы. Для них организована поставка ГСМ по талонам и по сниженным ценам – по 68 тенге за литр против 87–90 тенге у других поставщиков ГСМ. Мы работаем даже в ущерб себе!
Горючее идет налево?
Возможно, причину роста цен на дизельное топливо стоит искать не только в запутанных схемах реэкспорта. Два года назад государство отказалось от привычной методы "удешевления" топлива для сельчан. Отечественная нефтянка по-прежнему обязана осуществлять поставки. Но их объемы в соответствии с концепцией административной реформы теперь утверждают местные власти – акимы областей. Они же через коммунальные предприятия распределяют топливо и уже из местных бюджетов субсидируют сельчанам затраты на топливо из расчета шесть долларов на гектар.
Торговый дом топливо отгрузил. За дальнейшее распределение он ответственности не несет. А что происходит дальше – тайна, покрытая мраком. И если проанализировать заявки акиматов на удешевленное топливо, видно, что самыми зерносеющими регионами Казахстана являются Южно-Казахстанская, Кызылординская и Алматинская области. И это при сравнительно скромных показателях урожая 2007 года.
Другая закономерность – увеличение топливных ресурсов в соседнем Узбекистане. По некоторым источникам туда "тайными контрабандными тропами" отбывает примерно 60–70 процентов "горючки", предназначенной нашим южанам. Причем по относительно низким ценам. Любопытно, что проверкой работы коммунальных предприятий, поставляющих топливо казахстанским хлеборобам и хлопкоробам, пока не озаботились ни Счетный комитет, ни органы финконтроля.
В тему
В сложившейся ситуации на рынке горюче-смазочных материалов возможен ценовой сговор. Такое мнение высказал в ходе "правительственного часа" в парламенте председатель Агентства по регулированию естественных монополий (АРЕМ) Нурлан Алдабергенов.
Он подчеркнул, что в настоящее время вопрос регулирования рынка ГСМ находится в компетенции Агентства по защите конкуренции.
"Мое личное мнение исходит из того опыта, который мы имели ранее: нужно смотреть цену на производстве нефти, стоимость ее транспортировки до заводов-переработчиков", – сказал Н. Алдабергенов.
"Дальше идет распределение непосредственно по потребителям. Как правило, они передают это посредникам, своим аффилированным компаниям", – пояснил он.
"Это мои предположения, но, скорее всего, в этой части идет некий ценовой сговор и некоторые нарушения законодательства, которые выражаются в согласованных действиях по поддержанию единой цены", – подчеркнул глава АРЕМ.
Кроме того, по его мнению, необходимо обратить внимание на "вопрос оснащенности рынка ГСМ".
"Любое проявление дефицита, хотя бы процентов на десять, одновременно сразу приведет к росту цен. За этой частью непосредственно должны смотреть на местах местные исполнительные органы", – пояснил Н. Алдабергенов.
"КАЗАХСТАН СЕГОДНЯ"
|